Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
располагаются так, чтобы наверху оказались проблемы, набравшие наименьшее количество баллов 0...3 (проблемы-причины), в середине - 4.6 баллов, а внизу проблемы-следствия (с максимальным количеством баллов). Теперь необходимо еще раз пройтись по таблице и указать выявленные причинно-следственные связи направленными стрелками. Полученная для нашего случая диаграмма приведена на рис. 1.
На пятом этапе нам предстоит выполнить анализ полученной диаграммы. Необходимо выявить те проблемы, решение которых в основном зависит от усилий самих студентов, и те проблемы, для решения которых необходима помощь со стороны. А также выяснить, можно ли общими усилиями повлиять на решение ключевых проблем, или в большей степени приходится работать с их последствиями.
© Тычкина Ю. И., Щекалева М. А., 2012
УДК 37:36
Д. В. Щеголькова Научный руководитель - М. А. Кобцева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются возможности применения коучинговых технологий в учебном процессе в рамках изменения парадигмы высшей системы образования.
Процессы глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире выдвигают непростые задачи, и эти задачи неизбежно связаны с функционированием института образования. [1] Высшее образование сегодня представляет собой скорее сферу предоставления услуг, в которой главная роль принадлежит потребителю этих услуг - студенту. Именно он определяет тот набор функций института образования и социальных взаимодействий, который необходим ему для становления в качестве специалиста. Для усвоения практических навыков, развития личностных компетенций, которые сделают его востребованным в социуме. Сформированный таким образом социальный заказ предполагает выход за рамки «ЗУНовской» парадигмы образования, переход на качественно-личностную основу, предполагающий формирование у студента профессионально-личностных компетенций.
В связи с этим на первый план выступает развитие личностного потенциала студента, которое возможно с применением персонифицированного подхода к учащимся. Одни из таких методов является коучинг, появившийся сравнительно недавно, в 80-х гг. XX века.
В литературе коучинг рассматривается как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижении в любой сложной ситуации [2] В настоящее время коучинг применяется как одна из самых результативных технологий по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время наблюдается процесс увеличения дефицита института наставничества в высших учебных заведениях. Социологический опрос, проведенный среди студентов СибГАУ им. М.Ф. Решетнева показал необходимость усиления роли наставников.
Благодаря содействию которых, посредством процесса коучинга, студенты могут углубить свои знания, улучшить свой КПД и повысить качество жизни. Задача наставника (коуча) - помочь человеку найти в себе ресурсы, которые нужны ему в данный момент, чтобы затем применять их на практике [3]
В первую очередь, коучинг является эффективной психологической технологией, повышающей личностную результативность. В педагогической практике его возможно использовать в качестве инструмента, повышающего личностную и профессиональную эффективность студента, как метод, проясняющий профессиональные цели, средства и пути их достижения. В процессе коуч-сессий появляется возможность поддерживать и развивать студенческие инициативы и начинания, связанные с будущей профессиональной и научной деятельностью. В процессе работы в коучин-ге учащийся проясняет собственные жизненные концепции, мировоззренческие позиции, ищет собственные пути и способы достижения целей. Особую актуальность это приобретает по причине того, что поступая в вуз, абитуриент, как правило, не всегда уверен в своем выборе, до конца не осознавая, какие знания он получет в ходе овладения данной специальностью и что из этого ему пригодится в последующей жизни.
Следовательно, основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, возможность саморелаизации, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.
Можно предположить, что в системе высшего образования освоение знаний и навыков должно быть основано на владении психологическими практиками, которые позволяют человеку самому произвольно создавать необходимое для успеха его деятельности
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
настроение. Внедрение коучинговых технологий сможет заполнить некоторые пробелы в существующей системе образования путем введения обязательной к освоению программы, направленной на анализ текущего состояния студентов (представления о будущей профессии и сферах предстоящей деятельности); умение достигать цель и пр. Также необходимо стимулировать стремление к саморазвитию: скорочтение, тренировка памяти, коммуникабельность.
Организация коучинга как одного из методов образования будет эффективной при соблюдении определенных условий:
1) четкое определение сути инновационной образовательной деятельности;
2) изучение содержательной основы коучинга в рамках обеспечения качества
высшего образования;
3) последующая практическая реализации ко-учинга в образовательном пространстве вуза.
Бесспорно, нужно учитывать, что для решения проблемы качества образования не достаточно использовать коучинговые технологии в учебном процессе лишь высшей школы. Необходимо применять этот метод во всей системе непрерывного образования человека, начиная со школьного образования и заканчивая высшим и послевузовским образованием.
Таким образом, коучинг, как эффективную консультационную технологию возможно и нужно включать в систему высшего образования. Методы и
приемы коучинга могут вполне гармонично вписаться в практику профессионально-личностного сопровождения студентов как надежный инструмент, позволяющий эффективно достигать целей не только в образовательном пространстве, но и собственно в профессиональном становлении будущих специалистов [3].
Данная методика совместно с использованием междисциплинарно подхода в системе образования, очевидно, способствует достижению высокого уровня развития личности и индивидуальной компетентности учащихся, что является наиважнейшей целью института высшего образования.
Библиографические ссылки
1. Константиновский Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М. : ЦСП, 2006. С. 8.
2. Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб. : Речь, 2004. С. 11.
3. Дмитриева Е. Н., Тренькаева Н. А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 3(4). 2008. С. 4.
© Щеголькова Д. В., 2012