неопределенная профессиональная идентичность; навязанная профессиональная идентичность; мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности; сформированная профессиональная идентичность. Организация профессиональной образовательной деятельности учащихся должна быть направлена на формирование у них последнего уровня профессиональной идентичности и, тем самым, обеспечивать переход от тезиса «получения профессии» к тезису «получение образования для профессии».
Уровень практической подготовки студентов. Если говорить о состоянии практической подготовки студентов нашего университета, то уровень такой подготовки был до недавнего времени традиционно высоким. Происходило это благодаря применяемой в университете интегрированной системе обучения, в рамках которой органически сочетаются теоретическое обучение и эволюционирующая профессиональная практическая деятельность в виде инженерно-производственной подготовки (ИПП). Но, в связи со сложившимися в последнее время в стране экономическими условиями, проявилась негативная тенденция, выражающаяся в уменьшении времени, отводимом на ИПП, и уменьшении числа рабочих мест, предоставляемых студентам для прохождения ИПП на базовых предприятиях, что непосредственным образом негативно сказалось на уровне практической подготовки студентов.
По мнению авторов статьи, уменьшение негативного влияния современного уровня ИПП на уровень практической подготовки студентов может быть достигнуто в результате использования в образовательном процессе университета методов активного обучения (МАО). Среди большого числа МАО, позволяющих связать теоретические знания с их практическим применением, по нашему мнению, в первую очередь следует использовать: контекстное обучение; обучение на основе опыта; проблемное обучение; проектное обучение. Весьма перспективным для повышения уровня практической подготовки является развитие сети студенческих конструкторских бюро.
Интеграция в обучении, интеграция образовательных учреждений. Интеграция в обучении - это
процесс установления связей между структурными компонентами содержания учебного материала, осуществляемый в рамках определённой образовательной системы с целью формирования у обучаемого целостного представления о мире. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаич-ности знаний, обеспечивает овладение целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.
Ещё одним из востребованных и перспективных направлений интеграционных процессов в современном российском образовании, которое, возможно, будет способствовать коренному преобразованию системы профессионального образования, является интеграция образовательных учреждений. Такая интеграция должна рассмотриваться в двух взаимосвязанных аспектах: содержательном (интегрирование образовательных программ) и организационном (взаимодействие образовательных учреждений, как между собой, так и с рынком труда).
С позиции интеграционных процессов необходимо отказаться от деления науки и образования на «взрослую», «студенческую», «школьную». Если в научную и образовательную деятельность по определенной теме будут вовлечены субъекты всех возрастов по конвейерному принципу, то будет достигнут синерге-тический эффект - возрастание в результате интеграции эффективности деятельности каждого из участников. При этом интеграция содержания учебного материала может быть сдвинута в транспредметную область, когда происходит синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Библиографические ссылки
1. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 80-86.
2. Родыгина У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов : дисс.....канд. психол. наук. Киров, 2007.
© Старцев В. С., Романов Р. В., 2012
УДК 378
Ю. И. Тычкина, М. А. Щекалева Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Представлены результаты проведённого исследования по выявлению проблем, влияющих на мотивацию обучения. Для выполнения исследования использовалась методика «Дерево проблем». Приведено описания использования этой методики.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучаемых к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемыми стано-
вится эффективным только с учётом особенностей их мотивации к обучению. Поэтому мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность и поведение обучаемых в их учебной деятельности.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Сравнение проблем, влияющих на мотивацию обучения
То 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 ' Х 0 0 0 1 0 0 0 0 0
2 0 Х 0 0 0 0 0 0 0 0
3 0 0 Х 0 0 0 0 0 0 0
4 1 0 0 Х 1 0 0 0 0 0
5 1 0 0 0 Х 0 0 0 0 0
6 1 0 0 0 0 Х 0 0 0 0
7 0 0 0 0 0 1 Х 0 0 0
8 1 0 0 1 1 0 0 Х 0 0
9 1 1 0 1 0 0 0 0 Х 1
10 1 1 0 1 0 0 0 0 1 Х
Итог 6 2 0 3 3 1 0 0 1 1
Изучение структуры мотивации студентов технических вузов, знание мотивов, побуждающих студентов к продуктивной образовательной деятельности, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогического процесса. Это повышение может быть осуществлено путём оптимизации входящих в структуру педагогического процесса компонентов: целевого (верного определения целей и задач обучения); содержательного (правильного осуществления отбора изучаемого материала); операционно-деятельностного (улучшения процедуры по обучению и взаимодействию участников процесса); оценочно-результативного (достоверности проверки, оценки и анализа результатов воспитания, обучения, суждения об эффективности процесса).
Для осуществления оптимизации необходимо решить три задачи: провести идентификацию основных проблем, влияющих на мотивацию обучения; установить связи между выявленными проблемами и степень их влияния на мотивацию; разработать причинно-следственную диаграмму.
Решение указанных задач было осуществлено с помощью методики, получившей название «Дерево проблем». Методика предполагает выполнение нескольких этапов. На первом этапе определяется круг проблем, оказывающих влияние на мотивацию обучения. Нами этот круг был определён путём опроса студентов групп П-91 и П-92.
На втором этапе из полученного в результате опроса круга проблем были выделены 10, оказывающих максимальное влияние на решение задачи:
1. Неинтересный материал
2. Необъективная оценка знаний со стороны преподавателя
3. Отсутствие гласности достижений
4. Плохое объяснение изучаемого материала
5. Трудный для понимания материал
6. Нет уверенности, что получаемые знания будут нужны в дальнейшем
7. Отсутствие определённости в дальнейшем трудоустройстве
8. Низкая материально-техническая база
9. Безразличие преподавателей
10. Низкая мотивация преподавателей
Каждой проблеме присваивается для краткости порядковый номер. Номера, под которыми обозначе-
ны проблемы, не имеют отношения к степени их важности.
На третьем этапе производится попарное сравнение всех обозначенных проблем и делается вывод, какая из сравниваемых проблем является причиной появления другой. Результат сравнения сводится в таблицу. Вначале сравнивается проблема 1 (горизонтальная строка) с проблемой 2. Если проблема 1 является причиной проблемы 2, то в колонке 2 (первая строка) ставится единица. «Из-за того, что есть проблема 1, возникает проблема 2». Если связи между ними нет, или проблема 1 является следствием проблемы 2, ставится 0. Также поступаем со всеми остальными строками таблицы.
Результат сравнения выделенных выше 10 проблем представлен в таблице.
После того, как попарное сравнение закончено, подсчитываются итоги по столбцам. Каждый столбец отражает количество следствий. То есть, чем больше баллов набрал столбец, тем чаще проблема под этим номером является следствием других нерешенных проблем. Чем меньше баллов в столбце, тем чаще проблема является причиной возникновения других осложнений.
На четвёртом этапе строится «дерево проблем». Обнаруженные логические связи между проблемами изображаются графически. Это делается для того, чтобы решаемую задачу изобразить образно, например, в виде диаграммы. В этом случае сознание воспринимает задачу легче и легче справляется с её решением. На диаграмме кружки с номерами проблем
располагаются так, чтобы наверху оказались проблемы, набравшие наименьшее количество баллов 0...3 (проблемы-причины), в середине - 4.6 баллов, а внизу проблемы-следствия (с максимальным количеством баллов). Теперь необходимо еще раз пройтись по таблице и указать выявленные причинно-следственные связи направленными стрелками. Полученная для нашего случая диаграмма приведена на рис. 1.
На пятом этапе нам предстоит выполнить анализ полученной диаграммы. Необходимо выявить те проблемы, решение которых в основном зависит от усилий самих студентов, и те проблемы, для решения которых необходима помощь со стороны. А также выяснить, можно ли общими усилиями повлиять на решение ключевых проблем, или в большей степени приходится работать с их последствиями.
© Тычкина Ю. И., Щекалева М. А., 2012
УДК 37:36
Д. В. Щеголькова Научный руководитель - М. А. Кобцева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Рассматриваются возможности применения коучинговых технологий в учебном процессе в рамках изменения парадигмы высшей системы образования.
Процессы глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире выдвигают непростые задачи, и эти задачи неизбежно связаны с функционированием института образования. [1] Высшее образование сегодня представляет собой скорее сферу предоставления услуг, в которой главная роль принадлежит потребителю этих услуг - студенту. Именно он определяет тот набор функций института образования и социальных взаимодействий, который необходим ему для становления в качестве специалиста. Для усвоения практических навыков, развития личностных компетенций, которые сделают его востребованным в социуме. Сформированный таким образом социальный заказ предполагает выход за рамки «ЗУНовской» парадигмы образования, переход на качественно-личностную основу, предполагающий формирование у студента профессионально-личностных компетенций.
В связи с этим на первый план выступает развитие личностного потенциала студента, которое возможно с применением персонифицированного подхода к учащимся. Одни из таких методов является коучинг, появившийся сравнительно недавно, в 80-х гг. XX века.
В литературе коучинг рассматривается как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижении в любой сложной ситуации [2] В настоящее время коучинг применяется как одна из самых результативных технологий по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время наблюдается процесс увеличения дефицита института наставничества в высших учебных заведениях. Социологический опрос, проведенный среди студентов СибГАУ им. М.Ф. Решетнева показал необходимость усиления роли наставников.
Благодаря содействию которых, посредством процесса коучинга, студенты могут углубить свои знания, улучшить свой КПД и повысить качество жизни. Задача наставника (коуча) - помочь человеку найти в себе ресурсы, которые нужны ему в данный момент, чтобы затем применять их на практике [3]
В первую очередь, коучинг является эффективной психологической технологией, повышающей личностную результативность. В педагогической практике его возможно использовать в качестве инструмента, повышающего личностную и профессиональную эффективность студента, как метод, проясняющий профессиональные цели, средства и пути их достижения. В процессе коуч-сессий появляется возможность поддерживать и развивать студенческие инициативы и начинания, связанные с будущей профессиональной и научной деятельностью. В процессе работы в коучин-ге учащийся проясняет собственные жизненные концепции, мировоззренческие позиции, ищет собственные пути и способы достижения целей. Особую актуальность это приобретает по причине того, что поступая в вуз, абитуриент, как правило, не всегда уверен в своем выборе, до конца не осознавая, какие знания он получет в ходе овладения данной специальностью и что из этого ему пригодится в последующей жизни.
Следовательно, основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, возможность саморелаизации, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.
Можно предположить, что в системе высшего образования освоение знаний и навыков должно быть основано на владении психологическими практиками, которые позволяют человеку самому произвольно создавать необходимое для успеха его деятельности