Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного технического образования'

Актуальные проблемы современного технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев В. С., Романов Р. В., Гринберг Г. М.

Рассматривается ряд факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на качество современного технического образования. Обозначены возможные пути компенсации негативного влияния этих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев В. С., Романов Р. В., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного технического образования»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Рассмотрим концептуальные положения для проектирования педагогической ЭС, помогающей выбирать оптимальные методы обучения для конкретного ученика.

Экспертная система должна взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. В контексте данной темы экспертная система может исполнять роль практического психолога в выборе диагностики адекватной исследованию и на основании полученных данных рекомендовать определенные методы обучения.

Экспертная система будет выбирать диагностики для психолого-педагогических исследований учащихся, на основании которых будут подбираться методы обучения, оптимальные для определенных условий их применения.

Экспертная система не может быть универсальной -для каждого предмета необходимы свои особенные настройки.

На этапах проектирования и разработки ЭС предполагается использовать ее в процессе преподавания предметов связанных с информатикой и компьютера-

ми. У таких предметов, в основном, преобладают практические работы, в связи с чем, методы, ориентированные на прямое взаимодействие преподавателя с учащимися, будут использоваться реже.

Таким образом, предлагаемый проект ЭС будет помогать практикующим учителям осуществлять подбор наиболее подходящих методов обучения, оптимальных для заданных условий учебного процесса.

Библиографические ссылки

1. Белов Д. Л., Гаврилова Т. А., Частиков А. П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. СПб. : БХВ-Петербург, 2003. 393 с.

2. Борытко Н. М., Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 288 с.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 351 с: ил.

4. Гребенюк О. С. Общая педагогика : курс лекций ; Калинингр. ун-т. Калининград, 1996. 107 с.

© Слепцова А. А., 2012

УДК 378

В. С. Старцев, Р. В. Романов Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается ряд факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на качество современного технического образования. Обозначены возможные пути компенсации негативного влияния этих факторов.

Современный рынок труда требует высокого уровня подготовки специалистов, способных практически сразу или после непродолжительного периода адаптации, профессионально решать, поставленные перед ними задачи с полной ответственностью за результат. Однако глубокие знания специалиста еще не гарантируют его успешной профессиональной деятельности. Для того чтобы выпускники могли успешно конкурировать на рынке труда, они должны уметь применять полученные знания на практике, иметь навык их использования, должны быть готовы к профессиональному развитию и личностному росту. Готовность к этому необходимо обеспечивать сначала в школе, затем в вузе непрерывно, в адекватных педагогических условиях.

В настоящее время система технического образования содержит в себе ряд проблем, из которых мы в данной работе выделим следующие: недостаточные условия формирования профессиональной идентичности, как школьников, так и студентов; недостаточный уровень практической подготовки выпускников вузов, необходимой для быстрой и успешной адаптации к работе на производстве; недостаточный уровень интеграции в обучении, интеграции образовательных учреждений между собой и с производством.

Формирование профессиональной идентичности. На наш взгляд вопрос о развитии профессиональной идентичности должен быть включен в круг задач, направленных на решение проблемы становления профессионала. Это обусловлено тем, что сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста любого субъекта деятельности.

Существует две точки зрения на профессиональную идентичность. Согласно первой - профидентич-ность есть продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса [1].

В соответствии с другой точкой зрения, поддерживаемой рядом исследователей, профессиональная идентичность развивается в ходе обучения, и именно профессиональное образование является одним из источников ее формирования [2]. Этой точки зрения придерживаются авторы статьи.

В процессе своего профессионального самоопределения человек может принимать четыре, так называемых, статуса профессиональной идентичности:

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

неопределенная профессиональная идентичность; навязанная профессиональная идентичность; мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности; сформированная профессиональная идентичность. Организация профессиональной образовательной деятельности учащихся должна быть направлена на формирование у них последнего уровня профессиональной идентичности и, тем самым, обеспечивать переход от тезиса «получения профессии» к тезису «получение образования для профессии».

Уровень практической подготовки студентов. Если говорить о состоянии практической подготовки студентов нашего университета, то уровень такой подготовки был до недавнего времени традиционно высоким. Происходило это благодаря применяемой в университете интегрированной системе обучения, в рамках которой органически сочетаются теоретическое обучение и эволюционирующая профессиональная практическая деятельность в виде инженерно-производственной подготовки (ИПП). Но, в связи со сложившимися в последнее время в стране экономическими условиями, проявилась негативная тенденция, выражающаяся в уменьшении времени, отводимом на ИПП, и уменьшении числа рабочих мест, предоставляемых студентам для прохождения ИПП на базовых предприятиях, что непосредственным образом негативно сказалось на уровне практической подготовки студентов.

По мнению авторов статьи, уменьшение негативного влияния современного уровня ИПП на уровень практической подготовки студентов может быть достигнуто в результате использования в образовательном процессе университета методов активного обучения (МАО). Среди большого числа МАО, позволяющих связать теоретические знания с их практическим применением, по нашему мнению, в первую очередь следует использовать: контекстное обучение; обучение на основе опыта; проблемное обучение; проектное обучение. Весьма перспективным для повышения уровня практической подготовки является развитие сети студенческих конструкторских бюро.

Интеграция в обучении, интеграция образовательных учреждений. Интеграция в обучении - это

процесс установления связей между структурными компонентами содержания учебного материала, осуществляемый в рамках определённой образовательной системы с целью формирования у обучаемого целостного представления о мире. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаич-ности знаний, обеспечивает овладение целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

Ещё одним из востребованных и перспективных направлений интеграционных процессов в современном российском образовании, которое, возможно, будет способствовать коренному преобразованию системы профессионального образования, является интеграция образовательных учреждений. Такая интеграция должна рассмотриваться в двух взаимосвязанных аспектах: содержательном (интегрирование образовательных программ) и организационном (взаимодействие образовательных учреждений, как между собой, так и с рынком труда).

С позиции интеграционных процессов необходимо отказаться от деления науки и образования на «взрослую», «студенческую», «школьную». Если в научную и образовательную деятельность по определенной теме будут вовлечены субъекты всех возрастов по конвейерному принципу, то будет достигнут синерге-тический эффект - возрастание в результате интеграции эффективности деятельности каждого из участников. При этом интеграция содержания учебного материала может быть сдвинута в транспредметную область, когда происходит синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Библиографические ссылки

1. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 80-86.

2. Родыгина У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов : дисс.....канд. психол. наук. Киров, 2007.

© Старцев В. С., Романов Р. В., 2012

УДК 378

Ю. И. Тычкина, М. А. Щекалева Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Представлены результаты проведённого исследования по выявлению проблем, влияющих на мотивацию обучения. Для выполнения исследования использовалась методика «Дерево проблем». Приведено описания использования этой методики.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучаемых к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемыми стано-

вится эффективным только с учётом особенностей их мотивации к обучению. Поэтому мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность и поведение обучаемых в их учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.