Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
ность в большей степени выполняется заместителем председателя и председателем студенческого совета, выполняющими функции по координации и организации работы всего СтС.
Таким образом, нами представлена модель самоуправления в рамках студенческого городка СибГАУ, на примере СтС общежития № 2. В которой реализо-
ваны задачи по представлению интересов проживающих; организации самообслуживания, разрешения конфликтных ситуаций, а также поддержания порядка и осуществление контроля за выполнением правил проживания в общежитии.
© Самарцева А. В., Эмилова О. А., 2012
УДК 669.713.7
А. А. Слепцова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ОБУЧЕНИИ
При выборе методов обучения необходим комплексный анализ содержания учебного материала и психолого-педагогических характеристик ученика. В работе анализируется проект экспертной системы, позволяющей осуществлять подбор наиболее подходящих методов обучения, оптимальных для заданных условий учебного процесса.
Педагогический процесс настолько сложен и многогранен, что зачастую появляются сложности в подборе таких методов обучения, которые будут наиболее адекватными в определенных учебных ситуациях. В своих исследованиях Ю. К. Бабанский, М. И. Мах-мутов и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
• соответствие целям и задачам обучения и развития,
• соответствие содержанию темы урока,
• соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса,
• соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени,
• соответствие возможностям самих учителей.
Эти возможности определяются их опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки [4].
В этой связи необходимо проводить комплексный анализ содержания учебного материала и выявить условия максимальной доступности его усвоения учащимися. Поэтому диагностика личностных характеристик ученика становится на первое место. Она позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности учебных коллективов и тем самым управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся может выявить общие и функциональные задержки, трудности психического, трудового и нравственного развития каждого учащегося [3]. Это даст возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию и выбрать адекватные методы обучения.
Цель исследования - разработка проекта экспертной системы для выбора психолого-педагогических диагностик характеристик ученика по задан-
ным условиям и определения наиболее подходящих методов обучения.
Психолого-педагогическая диагностика - это не выявление слабостей и недостатков учащихся для последующего их осуждения, а материал для профессиональной деятельности педагога [2]. Диагностические сведения помогают ответить на вопросы: как поступить, какую стратегию и тактику выбрать.
Существует множество разнообразных психолого-педагогических диагностик и педагогу не всегда под силу подобрать диагностику адекватную исследованию без помощи практического психолога, так как не все диагностики подходят для того или иного исследования. Но роль практического психолога может выполнить экспертная система.
Экспертные системы (ЭС) - это наиболее распространенный класс интеллектуальных систем, ориентированный на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов в областях, где качество принятия решений традиционно зависит от уровня экспертизы, например таких, как медицина, юриспруденция, экономика и др. [1] Современные ЭС - это сложные программные комплексы, которые содержат знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяют их для консультирования менее квалифицированных пользователей.
Существуют различные подходы к классификации экспертных систем, т. к. класс ЭС сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по десятку критериев. Один из видов ЭС по решаемой задаче -это ЭС поддержки принятия решения.
ЭС поддержки принятия решения - это совокупность процедур, обеспечивающая пользователя необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими ему процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Рассмотрим концептуальные положения для проектирования педагогической ЭС, помогающей выбирать оптимальные методы обучения для конкретного ученика.
Экспертная система должна взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. В контексте данной темы экспертная система может исполнять роль практического психолога в выборе диагностики адекватной исследованию и на основании полученных данных рекомендовать определенные методы обучения.
Экспертная система будет выбирать диагностики для психолого-педагогических исследований учащихся, на основании которых будут подбираться методы обучения, оптимальные для определенных условий их применения.
Экспертная система не может быть универсальной -для каждого предмета необходимы свои особенные настройки.
На этапах проектирования и разработки ЭС предполагается использовать ее в процессе преподавания предметов связанных с информатикой и компьютера-
ми. У таких предметов, в основном, преобладают практические работы, в связи с чем, методы, ориентированные на прямое взаимодействие преподавателя с учащимися, будут использоваться реже.
Таким образом, предлагаемый проект ЭС будет помогать практикующим учителям осуществлять подбор наиболее подходящих методов обучения, оптимальных для заданных условий учебного процесса.
Библиографические ссылки
1. Белов Д. Л., Гаврилова Т. А., Частиков А. П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. СПб. : БХВ-Петербург, 2003. 393 с.
2. Борытко Н. М., Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 288 с.
3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 351 с: ил.
4. Гребенюк О. С. Общая педагогика : курс лекций ; Калинингр. ун-т. Калининград, 1996. 107 с.
© Слепцова А. А., 2012
УДК 378
В. С. Старцев, Р. В. Романов Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается ряд факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на качество современного технического образования. Обозначены возможные пути компенсации негативного влияния этих факторов.
Современный рынок труда требует высокого уровня подготовки специалистов, способных практически сразу или после непродолжительного периода адаптации, профессионально решать, поставленные перед ними задачи с полной ответственностью за результат. Однако глубокие знания специалиста еще не гарантируют его успешной профессиональной деятельности. Для того чтобы выпускники могли успешно конкурировать на рынке труда, они должны уметь применять полученные знания на практике, иметь навык их использования, должны быть готовы к профессиональному развитию и личностному росту. Готовность к этому необходимо обеспечивать сначала в школе, затем в вузе непрерывно, в адекватных педагогических условиях.
В настоящее время система технического образования содержит в себе ряд проблем, из которых мы в данной работе выделим следующие: недостаточные условия формирования профессиональной идентичности, как школьников, так и студентов; недостаточный уровень практической подготовки выпускников вузов, необходимой для быстрой и успешной адаптации к работе на производстве; недостаточный уровень интеграции в обучении, интеграции образовательных учреждений между собой и с производством.
Формирование профессиональной идентичности. На наш взгляд вопрос о развитии профессиональной идентичности должен быть включен в круг задач, направленных на решение проблемы становления профессионала. Это обусловлено тем, что сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста любого субъекта деятельности.
Существует две точки зрения на профессиональную идентичность. Согласно первой - профидентич-ность есть продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса [1].
В соответствии с другой точкой зрения, поддерживаемой рядом исследователей, профессиональная идентичность развивается в ходе обучения, и именно профессиональное образование является одним из источников ее формирования [2]. Этой точки зрения придерживаются авторы статьи.
В процессе своего профессионального самоопределения человек может принимать четыре, так называемых, статуса профессиональной идентичности: