Научная статья на тему 'Модель самоуправления в рамках студенческого городка СибГАУ'

Модель самоуправления в рамках студенческого городка СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарцева А. В., Эмилова О. А., Кольга В. В.

Представлены особенности функционирования студенческого самоуправления, построена модель деятельности студенческого совета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель самоуправления в рамках студенческого городка СибГАУ»

ской системы, от степени влияния различных факторов на поведение исходной механической системы, от компромисного выбора между точностью создаваемой модели и сложностью ее описания.

Прежде всего, необходимо определить из каких звеньев состоит модель исходной механической системы, и какими шарнирами эти звенья соединяются. Типы шарниров в модели выбираются так, чтобы они обеспечивали все необходимые движения тел в исходной системе. Для сокращения времени расчета максимально сокращается количество звеньев и шарниров при оптимальной представительности модели.

При формировании идеализированной модели, выделяются все активные силы, влияющие на движение исходной системы. Активные силы описываются в модели в виде силовых элементов с соответствующими исходными данными.

Расчет активных сил проводился в программном комплексе Эйлер 8.16 ЗАО «Автомеханика», предназначенном для автоматизированного динамического анализа многокомпонентных механических систем. По результатам расчета работы механических систем проводится оценка их основных характеристик. К ним относятся:

- время раскрытия системы в рабочее положение;

- нагрузки, возникающие в раскрывающих элементах конструкции;

- качество работы системы;

- соблюдение заданной логики раскрытия системы.

Для успешного раскрытия механических устройств

на орбите в условиях невесомости необходимо, на стадии наземной отработки провести ряд испытаний, одним из которых является проверка функционирования механических устройств. Задача этих испытаний в том, чтобы проверить правильность заложенных конструкторских решений: соблюдение логики раскрытия; заче-ковка устройств в рабочем положении; превышение движущих сил над силами сопротивления с гарантированием раскрытия. В рамках данных испытаний не определяются прочностные, жесткостные, радио-технические (для рефлекторов) или электрические характеристики (для солнечных батарей). Для решения таких задач предназначены другие виды испытаний.

Испытания должны проводиться в условиях максимально приближенных к тем, в которых механические устройства будут работать на орбите. Одним из важных факторов является исключение влияния силы тяжести на процесс раскрытия. Для имитации невесомости при наземных испытаниях используется система обезвешивания. Основное требование к системе обезвешивания: система не должна помогать раскрытию механического устройства. В механизмах системы обезвешивания действует сила трения. Т. е. часть энергетики, заложенной в привод раскрытия, расходуется на движение элементов конструкции стенда обезвешивания. Поэтому второе требование, предъявляемое к системе обезвешивания: дополнительные усилия сопротивления в конструкции раскрываемого объекта не должны превышать допустимые усилия для данной конструкции.

По результатам расчетов раскрытия механических систем на стенде обезвешивания даётся заключение о параметрах для проектирования стенда для проведения испытаний, а так же назначаются требования к настройке стенда.

Таким образом, технология математического моделирования представляет собой одно из передовых направлений современного инженерного анализа при проектировании, отработке и испытаниях изделий космической техники. Позволяет уже на ранних стадиях проектирования получить достоверную информацию о динамическом поведении и силовом нагру-жении механических устройств космических аппаратов, а также оперативно решать круг задач наземной экспериментальной отработки при усложнении состава и структуры исследуемых систем.

Библиографическая ссылка

1. Основы конструирования механических устройств космических аппаратов. Конструктивные решения, динамические характеристики : учеб. пособие /А. К. Шатров, Л. П. Назарова, А. В. Машуков ; Сиб. гос. аэрокомич. ун-т. Красноярск, 2009. 144 с.

© Романенко И. В., 2012

УДК 378.379.8

А. В. Самарцева, О. А. Эмилова Научный руководитель - В. В. Кольга Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ГОРОДКА СИБГАУ

Представлены особенности функционирования студенческого самоуправления, построена модель деятельности студенческого совета

Залогом успешности любого вуза является активность и причастность студентов к учебному и творческому процессам. Подобную заинтересованность студенты, проживающие в общежитиях, могут проявить в студенческих советах (СтС), структура которых представлена на рис. 1.

Студенческий совет осуществляет свою деятельность, руководствуясь положением о студенческом совете общежития и о студенческом оперативном отряде, а также правилами проживания в студенческих общежитиях, согласно которым студенческий совет -выборный орган, созданный в целях организации са-

моуправления, реализующий следующие задачи:

- представление интересов проживающих в администрации общежития и университета;

- поддержание порядка и осуществление контроля за выполнением правил проживания в общежитии силами студентов, совместно с администрацией общежития;

- организация самообслуживания проживающих;

- рассмотрение в установленном порядке конфликтов, возникающих между проживающими.

Далее рассмотрим специфику самоуправления на примере СтС общежития № 2. С помощью программного средства BPwin нами была построена модель процессов, осуществляемых в ходе деятельности студенческого совета. На рис. 2 представлена контекст-

ная диаграмма, отражающая работу в самом общем виде. На входе отражены необходимые ресурсы, в нашем случае - материальные, финансовые и человеческие. По результатам работы студенческого совета готовится пакет документов (план работы СтС, годовой отчет; ведется архив мероприятий, стенгазеты; журнал санитарных проверок, журнал проверок пропускного режима). Также СтС имеет собственные разработки: предложения по редактуре правил проживания, обязанности дежурных по комнатам, критерии санитарной проверки, план-сетка работы СтС.

Основным же выходом являются студенты, ознакомленные с правилами и традициями проживания и мотивированные на активное участие в жизни общежития.

Старосты этажей

Председатель СтС

Заместители председателя СтС

Организационный комитет

Оперативный студенческий отряд (СОО)

Рис. 1. Схема управления студенческого совета

AUTHOR: PROJECT: СтС

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

DATE: 07.04.200^ ■■WORKNG_ REV: 07.04.2007

RECOMMENDED

PUBLCATION

CONTEXT:

TOP

Положения СтС и СОО

Гравила проживания

Т

Проживающие

Деятельность студенческого совета общежития

Материальные и проч. ресурсы

Обслуженные студенты ^

Пакет документов ^

0

A-0

Деятельность студенческого совета общежития

Рис. 2. Деятельность студенческого совета общежития № 2

Рис. 3. Декомпозиция процесса работы СтС

Приведем декомпозицию контекстной диаграммы (рис. 3), на которой представлены процессы, благодаря которым реализуются вышеописанные задачи, а именно подготовка документации СтС, организация культурно-развлекательных мероприятий, контроль и охрана порядка проживания, индивидуальная работа. Необходимо отметить, что каждый из процессов имеет своего исполнителя, что обеспечивает прозрачность и контролируемость данных процессов, а также облегчает координацию работы всего студенческого совета председателем СтС.

Отметим, что СтС призван развивать в студенте как творческие, так и управленческие навыки; ребята, заинтересованные в работе органов самоуправления общежития, могут принять активное участие в их деятельности. Желающие могут пройти собеседование, проводимое на еженедельных заседаниях СтС, и предложить свои идеи.

Проживающие могут развить свои таланты, присоединившись к организационному комитету, в обязанности которого входит организация досуга. В текущем учебном году были проведены следующие мероприятия: спортивные соревнования (жим лежа, подтягивание, армреслинг, настольный теннис, шахматы и т. д.), вечерний кинотеатр, вечер гитар и т. д.

Перспективным в данной области видится совместная работа студенческих советов общежитий СибГАУ с СтС факультетов и институтов, а также с другими внутривузовскими организациями.

Перейдем к рассмотрению процесса охраны и обеспечения общественного порядка, который также

занимает большую часть в работе СтС. Его можно декомпозировать на следующие подпроцессы: обеспечение общественного порядка на мероприятиях, контроль пропускного режима, организация и проведение рейдов по проверке санитарного состояния комнат, проведение рейдов по контролю соблюдения пожарной безопасности. Подобные функции, выполняемые СОО способствуют повышению уровня безопасности проживания в общежитии и нахождению на различного рода мероприятиях, а также дисциплинируют проживающих, мотивируя их к поддержанию порядка в жилых помещениях.

Однако наиболее плодотворной деятельностью СтС можно назвать индивидуальную работу со студентами, проживающими в общежитии. Эти функции выполняют старосты этажей, являющиеся основополагающим звеном СтС. Именно они представляют идеи и защищают интересы каждого проживающего в спорных ситуациях. Они также занимаются информированием жильцов о решениях СтС, следят за санитарным состоянием этажа, проводят индивидуальные беседы, решая конфликты и помогая освоится в общежитии.

Выделим еще один процесс - подготовку документации. В его рамках осуществляется формирование плана работы, оформление годового отчета, ведение журналов протоколов заседаний и работа с промежуточной документацией. Это позволяет формализовать процессы, отразить результаты деятельности, сделать работу СтС более прозрачной для проживающих в общежитии студентов. Данная деятель-

ность в большей степени выполняется заместителем председателя и председателем студенческого совета, выполняющими функции по координации и организации работы всего СтС.

Таким образом, нами представлена модель самоуправления в рамках студенческого городка СибГАУ, на примере СтС общежития № 2. В которой реализо-

ваны задачи по представлению интересов проживающих; организации самообслуживания, разрешения конфликтных ситуаций, а также поддержания порядка и осуществление контроля за выполнением правил проживания в общежитии.

© Самарцева А. В., Эмилова О. А., 2012

УДК 669.713.7

А. А. Слепцова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ОБУЧЕНИИ

При выборе методов обучения необходим комплексный анализ содержания учебного материала и психолого-педагогических характеристик ученика. В работе анализируется проект экспертной системы, позволяющей осуществлять подбор наиболее подходящих методов обучения, оптимальных для заданных условий учебного процесса.

Педагогический процесс настолько сложен и многогранен, что зачастую появляются сложности в подборе таких методов обучения, которые будут наиболее адекватными в определенных учебных ситуациях. В своих исследованиях Ю. К. Бабанский, М. И. Мах-мутов и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

• соответствие целям и задачам обучения и развития,

• соответствие содержанию темы урока,

• соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса,

• соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени,

• соответствие возможностям самих учителей.

Эти возможности определяются их опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки [4].

В этой связи необходимо проводить комплексный анализ содержания учебного материала и выявить условия максимальной доступности его усвоения учащимися. Поэтому диагностика личностных характеристик ученика становится на первое место. Она позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности учебных коллективов и тем самым управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся может выявить общие и функциональные задержки, трудности психического, трудового и нравственного развития каждого учащегося [3]. Это даст возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию и выбрать адекватные методы обучения.

Цель исследования - разработка проекта экспертной системы для выбора психолого-педагогических диагностик характеристик ученика по задан-

ным условиям и определения наиболее подходящих методов обучения.

Психолого-педагогическая диагностика - это не выявление слабостей и недостатков учащихся для последующего их осуждения, а материал для профессиональной деятельности педагога [2]. Диагностические сведения помогают ответить на вопросы: как поступить, какую стратегию и тактику выбрать.

Существует множество разнообразных психолого-педагогических диагностик и педагогу не всегда под силу подобрать диагностику адекватную исследованию без помощи практического психолога, так как не все диагностики подходят для того или иного исследования. Но роль практического психолога может выполнить экспертная система.

Экспертные системы (ЭС) - это наиболее распространенный класс интеллектуальных систем, ориентированный на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов в областях, где качество принятия решений традиционно зависит от уровня экспертизы, например таких, как медицина, юриспруденция, экономика и др. [1] Современные ЭС - это сложные программные комплексы, которые содержат знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяют их для консультирования менее квалифицированных пользователей.

Существуют различные подходы к классификации экспертных систем, т. к. класс ЭС сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по десятку критериев. Один из видов ЭС по решаемой задаче -это ЭС поддержки принятия решения.

ЭС поддержки принятия решения - это совокупность процедур, обеспечивающая пользователя необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими ему процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.