УДК 371.113
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С. В. Власенко
Аннотация. Для диагностики готовности руководителей общеобразовательных школ к организации личностно ориентированного обучения школьников требуется адекватная методика. Методика диагностики включает специально разработанную анкету, метод экспертных оценок; ранжирование, анкетирование. Диагностическая анкета представляет совокупность умений и характеристик руководителя общеобразовательного учреждения, отражающих уровни готовности.
Автором определены четыре уровня готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников и разработана модель готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников.
Методика диагностики включает: входное диагностирование руководителей учреждений образования (специально разработанная анкета); диагностическое анкетирование готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников (каждый из компонентов деятельности руководителя общеобразовательной школы имеет набор характеристик, на основании которых руководителям общеобразовательных учреждений предложено оценить себя и свои возможности в реализации каждого из указанных компонентов); метод экспертных оценок; ранжирование (включает список ранжируемых личностных качеств по степени значимости для руководителя общеобразовательного учреждения); анкетирование педагогов (рефлексивный бланк по оценке организации личностно ориентированного обучения школьников); диагностика уровня развития коллектива; изучение педагогического опыта; наблюдение; тестирование; беседы; изучение школьной документации; педагогический эксперимент; изучение
продуктов учебной деятельности обучающихся и др.
To identify the preparedness of school management to organize person-oriented education it is a necessity for special methodology. This methodology includes specially designed questionnaire, expert assessment method, questioning and rating. Examination questionnaire presents the set of skills and competences of the school manager that reflects the level of his preparedness. The author defines four levels of preparedness of school manager to organize a person-oriented teaching and working out the model of school preparedness to organize a person-oriented education. Diagnostic methodology includes: input diagnosis of educational institutions managers (specially designed questionnaire); diagnostic survey of school manager ’ preparedness to organize a person-oriented education (each component of the manager’s activity has a set of characteristics, with the help of which manager estimates himself and his abilities); expert assessment method; ranking (a list of personal qualities in order of importance for school manager); teachers questionnaire (the reflexive form to assess organization of person-oriented teaching); diagnostics of team development level; study of teaching experience; observation; testing; interviews; analysis of school documentation; pedagogical experiment; study of training activity products and others.
Ключевые слова: готовность, управление, повышение квалификации, личностно ориентированное обучение.
Preparedness, management, advanced training, person-oriented education.
Успешность готовности руководителя к организации личностно ориентированного обучения школьников мы определяем в единстве логически взаимосвязанных с компонентами критериев и показателей готовности. Показатели готовности представлены нами в форме знаний,
умений и навыков. Выделенные в качестве ведущих компоненты и показатели в содержательной характеристике готовности руководи -теля общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников, в реальной практике неодинаково представлены у каждого руководителя.
Уровень готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников представляет собой качественную и количественную характеристику подготовки, основанную на степени сформированное™ личностно-ценностного, мотивационного, управленческого, процессуального компонентов. Методика определения уровня готовности включает выяв -ление состояния каждого критерия в соотношении с его показателями. В основу указанной градации положен объем определенных признаков. Чем меньше обнаруживается признаков, тем ниже уровень исследуемой готовности. Каждый из этих уровней взаимодействует как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо его условием, предпосылкой, либо продуктом и результатом. Поэтому они не сводимы друг к другу. При переходе от одного этапа к другому уровень готовности к деятельности повышается. Внутри уровня между руководителями существуют раз -личия в степени готовности, что необходимо учитывать.
В основе определения уровней исследуемой готовности мы использовали метод мыс -ленного эксперимента и предположили, что сформированость готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников может проявляться на четырех уровнях, что наглядно отражено в разработанной нами модели готовности руководителя об -щеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школь -ников, представленной в таблице 1.
Нами определены четыре уровня готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников, так как предполагается, что номинальный - низкий - уровень готовности к управленческой деятельности по отдельным компонентам имеется, средний же, достаточный и высокий уровни исследуемой готовности необходимо формировать с
использование специальной методической си -стемы.
1) высокий (эталонный), т. е. полностью соответствующий современным требованиям к руководителю общеобразовательного учреждения;
2) достаточный - близкий к эталонному и характеризующийся наличием необходимых для организации процесса обучения руководителю качеств;
3) средний - характеризующийся сочетанием положительных и отрицательных качеств и недостаточным развитием профессиональных умений по организации личностно ориентированного обучения;
4) низкий - малоэффективный, характеризующийся слабыми профессиональными знаниями и умениями, а также личностными качествами, мешающими успешной деятельности.
Для изучения проявления возможных уровней сформированности исследуемой готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностно ориентированного обучения школьников нами была разработана методика диагностики. В основу разработки методики диагностики положены диагностикоаналитические материалы, разработанные С. В. Кульневич, В. М. Лизинским, В. И. Ми-галь, М. К. Тутушкиной, [1, 2, 3, 4].
Для изучения проявления возможных уровней сформированности исследуемой готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностно ориентированного обучения школьников нами была разработана методика диагностики, представленная в таблице 2.
Методика диагностики включает: входное диагностирование руководителей учреждений образования (специально разработанная анкета); диагностическое анкетирование готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников (каждый из компонентов деятельности руководителя общеобразовательной школы имеет набор характеристик, на основании которых руководителям общеобразовательных учреждений предложено оценить себя и свои возможности в реализации каждого из указанных компонентов); метод экспертных оценок; ранжирование (включает список ранжируемых личностных качеств по степени значимости для руководителя обще-
образовательного учреждения); анкетирование педагогов (рефлексивный бланк по оценке организации личностно-ориентированного обучения школьников); диагностика уровня развития коллектива; изучение педагогического опыта; наблюдение; тестирование; беседы; изучение
школьной документации; педагогический эксперимент; изучение продуктов учебной деятельности обучающихся и др.
Данная диагностика позволяет выявить уровни сформированности исследуемой готовности, соответственно показателям.
Таблица 1
Модель готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников
Компо- ненты Уровень проявления готовности руководителя
высокий достаточный средний низкий
0 ’§ И 1 1 & Сформированы личные ценности, твердые суждения на основе толерантности, любви к детям; стремится к постоянному саморазвитию; организует субъект-субъектное взаимодействие с учащимися. Обладает достаточными знаниями и умениями для организации педагогического процесса, но затрудняется в принятии ценностей и организации ЛОО. Выстраивает доброжелательные, ситуативные взаимоотношения с учителями и учащимися; осознает ценность развивающейся личности, осуществляет авторитарное руководство. Не понимает необходимости организации личностно ориентированного обучения; индифферентно относится к возможности его организации.
ы но 1 Осознает ученика как субъект деятельности; высоко мотивирован, развивает в людях профессиональные потребности и создает условия для их удовлетворения; занимается поиском эффективных средств организации ЛОО. Т еоретически подго -товлен, характерна целевая и мотивационная осознанность; мотивирован к организации ЛОО; создает в коллективе доверительную атмосферу. Положительно пассивно мотивирован; не всегда осознает ученика как субъект профессиональной деятельности; взаимоотношения в коллективе характеризуются деловой атмосферой. Стихийно планирует и затрудняется в установлении деловых отношений, мотивирующих познавательную деятельность учащихся.
Управленческий Умеет генерировать идеи, эффективно сотрудничать, способен сплачивать людей вокруг общих целей; осмысливает собственный стиль управления на основе знаний теории ЛОО; использует личностные ресурсы участников пед. процесса. Знает основы теорий личности, деятельности, ЛОО; умеет адаптировать знания о сущности педагогического процесса в управлении; управляет совместной деятельностью педагогов и учащихся. Использует авторитарный стиль; недостаточно сформирован творческий подход к управлению и принятию решений на основе диагностики. Использует авторитарный стиль управления; не умеет координировать действия объектов педагогического процесса.
А I & о & о & Знает теорию личности, содержание, формы и методы организации ЛОО, использует диагностику и конструирует педагогический процесс на ее основе; создает условия и оказывает педагогическую поддержку в саморазвитии субъектов. Методично и рационально работает над решением проблемы организации пед. процесса; применяет образовательные технологии; затрудняется в прогнозировании и моделировании пед. процесса; проявляет творчество, но без взаимодействия с другими субъектами. Индифферентно относится к ЛОО и затрудняется в его практической организации; владеет на среднем уровне конструктивными, коммуникативными, аналитическими умениями. Не оказывает педагогическую поддержку в саморазвитии школьников; традиционно организует педагогический процесс; проявляет низкий уровень умений организации ЛОО.
С. В. Власенко
Методика диагностики готовности руководителя общеобразовательного учреждения...
ЧИППКРО
Таблица 2
Методика диагностики готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения
Показатели готовности Методы исследования
Осмысленное принятие личностных ценностей Ранжирование, беседа, анкетирование, выявляющее личностно-ценностную установку руководителя
Любовь к детям, толерантность, осознание педагога и учащегося как субъекта деятельности в условиях организации личностно ориентированного обучения Анкетирование, беседа, наблюдение, ранжирование
Положительная мотивация к организации личностно ориентированного обучения Наблюдение, тестирование
Устойчивый интерес и потребность к поиску эффективных средств организации личностно ориентированного обучения Тестирование, анкетирование, самооценка
Совокупность знаний теории целостного педагогического процесса и личностно ориентированного обучения Тестирование, опрос
Определение цели управления Тестирование, изучение школьной документации
Разработка и принятие управленческих решений, контроль, анализ и коррекция результатов организации личностно ориентированного обучения Изучение педагогического опыта, изучение школьной документации
Умение применять личностно ориентированные формы и методы управления Наблюдение, метод экспертных оценок, анализ деятельности
Умение создать условия для раскрытия способностей и развития личности Изучение продуктов деятельности, изучение школьной документации
Умение диагностировать личностно ориентированный потенциал урока учителя Метод экспертных оценок, тестирование, анкетирование
Умение конструировать и организовывать педагогический процесс в соответствии с принципами личностно ориентированного обучения Изучение педагогического опыта, изучение школьной документации
Диагностическая анкета готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников.
Каждый из компонентов деятельности руководителя общеобразовательной школы имеет набор характеристик. Опираясь на некоторые из них,
оцените себя и свои возможности в реализации каждого из указанных компонентов (таблица 3).
Интерпретация: подсчитайте общее количество выборов в каждой колонке, по каждому качеству и по каждому компоненту. Оцените степень сформированности перечисленных ниже умений в баллах от 1 до 5.
Таблица 3
Диагностическая анкета «Г отовность руководителя общеобразовательной школы к организации личностно ориентированного обучения школьников»
№ Качества руководителя общеобразовательной школы Баллы
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7
1 Я ищу в словах людей истинный смысл произносимого
2 Я даю необходимые пояснения, когда обращаются с просьбой или предложением
3 Я стараюсь приспособить свою позицию к нуждам и целям других заинтересованных лиц
4 Я разбираюсь в возникающих конфликтах без закулисной возни
5 Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства
6 Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
Современная школа ЧИППКРО
1 2 3 4 5 6 7
7 Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, всегда сержусь
8 Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей
9 Если известный и уважаемый человек выскажет свою точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения
10 Когда я сделаю что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие
11 Я постоянен в дружбе, симпатиях, верен друзьям детства
12 Если передо мной новая и сложная задача, но день будет трудный и напряженный, в глубине души я доволен
13 Я более повержен влиянию принципов и законов, чем чувств и эмоций
14 Я более склонен быть прямым и беспристрастным, чем сочувствовать людям
15 Меня больше привлекает гармония человеческих отношений, чем стройность мысли
16 Новые и нестандартные отношения с людьми меня стимулируют, придают энергии
17 Вы тяготеете к отдаленным целям: мыслям о вашей жизни в будущем, о будущем вашей школы, ваших учеников
18 Вы планируете свою жизнь, у вас есть точный график жизни
19 Вы хотите улучшить свое положение, повысить влияние на других людей
20 Я предпочитаю действовать, всегда тщательно оценив свои возможности
21 Я разрабатываю актуальные годовые цели и программу профессионального развития для себя
22 Я чаще действую, как человек практического склада
23 Меня больше интересуют проектирования и исследования, чем практическая деятельность
24 Я конкретно и четко формулирую цели деятельности и задачи для коллектива
25 Я чувствую в себе способность и готовность к саморазвитию, овладения новыми видами деятельности
26 В первую очередь школа должна развивать индивидуальные способности ученика
27 Повышение качества знаний учащихся зависит от сформированности знаний, умений, навыков учащихся в традиционном обучении
28 По-моему, лучшим руководителей является тот, кто создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение
29 Ученик-объект, а не субъект воспитания и обучения
30 Педагогический процесс-инструмент формирования и развития личности учащегося
31 Я полагаю, что нет необходимости постоянно иллюстрировать роль индивидуальной деятельности каждого человека в педагогическом процессе
32 Постоянно оценивать характер, качество и результативность взаимодействия учителей и учащихся не обязательно
33 Мои планы нередко кажутся мне полными трудностей, из-за чего я отказываюсь от них
34 Я встречал проблемы с таким множеством решений, что мне трудно было остановиться на одном из них
35 Некоторые из идей, мною предлагаемых, принесут значительный прогресс в школе
36 Когда какая-то идея захватывает меня, то я думаю о ней, независимо от того, где и с кем я нахожусь
37 Я могу отказаться от своей идеи, если аргументы оппонентов показались мне убедительными
38 Мне сложно выработать какую-то идею самому, я предпочитаю работать с коллегами
39 Даже для решения вопросов, затрагивающих большинство членов коллектива, Я не организую массовые обсуждения - это тормозит процесс принятия решений
40 Думаю, что людям в личных интересах выгодно иметь руководителем человека непреклонного, жесткого, я стараюсь быть именно таким
41 Основное, что требуется руководителю для достижения успеха в управлении - это умение любыми средствами заставить людей выполнять работу
42 В интересах дела я использую мнения, противоположные моей собственной позиции
43 Я действую таким образом, чтобы каждый мог проявить свои способности и возможности наилучшим образом
1 2 3 4 5 6 7
44 Я склонен быть открытым и доступным людям
45 Мне удается повести за собой людей, даже если они совершенно независимы от меня
46 Я считаю, что школьный коллектив может добиться успеха, независимо от того, как складываются межличностные отношения
47 Я учитываю уровень подготовленности исполнителей к деятельности
48 Должным образом организованный педагогический процесс и при традиционном обучении может обеспечить высокие результаты
49 Мне удается достаточно реально оценить уровень компетентности исполнителей в ходе выполнения работы и по ее окончании
50 Мне удается выбрать формы, средства, методы и приемы, адекватные организационным видам деятельности
51 Мой личный опыт научил меня, что успех приходит к тому руководителю, который способен организовывать систему полного единоначалия; у меня это получается
52 Я эффективно осуществляю контроль за деятельностью людей и внедряю систему мониторинга
53 У меня возникают затруднения в организации личностно ориентированного обучения школьников
54 Я в достаточной степени владею формами организации личностно ориентированного обучения
55 Я использую действенные приемы повышения эффективности педагогического процесса
56 Я восприимчив к новым идеям и изменениям
Выпишите 3-5 своих личных характеристик, которые по результатам тестирования получили у вас максимальное число оценок «5» и «Часто». Это сильные стороны вашей личности. Проанализируйте, к каким компонентам управленческой деятельности они принадлежат? Наоборот, 3-5 характеристик, которые получили максимальное число оценок Редко» или «Никогда», нуждаются в определенном внимании с вашей стороны. Здесь у вас скрыты огромные резервы и потенциал для личностного и профессионального роста.
При этом владение всеми умениями составляет:
- высокий уровень - от 90 до 100% - 280252 балла,
- достаточный - от 75 до 90% - 251210 баллов,
- средний от 60 до 75% - 209-168 баллов,
- низкий - ниже 60% - меньше 167 баллов. Список ранжируемых личностных качеств руководителя общеобразовательного учреждения: проранжируйте личностные качества по степени значимости для вас:
Профессионализм
Компетентность
Терпимость
Любовь к детям
Коммуникабельность
Доброта
Строгость
Порядочность
Справедливость
Чуткость
Честность
Человечность
Патриотизм
Дружба
Входное анкетирование руководителей учреждений образования
1. Ф. И. О._______________
2. В каком учреждении образования вы работаете, занимаемая должность (указать, с какого
времени)______________________
3. Укажите, пожалуйста, год вашего рождения____________
4. Какой учебный предмет ведете____________________
5. Педагогический стаж___________, стаж в занимаемой должности_____
6. Категория________________________
7. В каком году, какое учебное заведение и по какой специальности вы окончили_________
8. Когда вы последний раз были на курсах________
Современная школа ЧИППКРО
9. Где и в какой форме вы получаете методическую и нормативную информацию: а) книги,
периодика, информационно-методические справки и распечатки; б) Интернет; в) открытые педагогические мероприятия, курсы, семинары, конференции; г) свой вариант_______
10. Вы используете в управлении школой стиль управления:
а) авторитарный; б) нейтральный; в) демократический.
11. Какова, на ваш взгляд, степень необходимости психолого-педагогических знаний:
а) нужно лишь хорошо знать свой предмет;
б) педагогику нужно знать и понимать, а психологию - не обязательно;
в) педагогика - это мастерская, а психология - инструмент в ней;
г) руководителю школы необходимы нормативно-административные знания, психологопедагогические знания нужны зам. директора;
12. Какие новшества вы внесли в педагогический процесс за последние 1-3 года? Что побудило вас это сделать______________________
13. Теоретические знания из каких разделов вам хотелось:
Разделы Получить Дополнить Расширить Углубить Систематизировать
Психолого-педагогические аспекты педпроцесса
Психолого-педагогическая диагностика
Теория управления
Личностно ориентированное обучение
Психолого-педагогические
Методика преподавания
14. Каких знаний и умений вам недостает?
а) по педагогике; б) по психологии; в) по методике; г) по управлению; д) по нормативным документам; е) по организации педагогического процесса; ж) по личностно-ориентированному обучению.
15. Какие новые методы и технологии обучения, воспитания и управления вы используете в своей работе
а) методы___________________б) приемы____________________в) формы____________________
г) инновационные технологии____________________
16. Самооценка готовности руководителя общеобразовательной школы к профессиональной деятельности (по 4-балльной шкале: 4 - отлично, 1 - неудовлетворительно):
предметная готовность 1 2 3 4; методическая готовность 1 2 3 4; общекультурная готовность 1 2 3 4; психологическая готовность 1 2 3 4; педагогическая готовность 1 2 3 4; управленческая готовность 1 2 3 4; личностно ориентированная готовность 1 2 3 4.
Анализ входного анкетирования руководите- обучения руководители получают в основном
лей общеобразовательных учреждений показал, из: а) книг, периодики - 5%; б) открытых педа-
что руководители получают информацию по орга- гогических семинаров, конференций - 7%;
низации учебно-воспитательного процесса, плани- в) посещения уроков, СМИ, Интернет - 4%.
рованию и внутришкольному контролю, методи- Таким образом, выявляется высокая сте-
ческую, нормативную информацию в основном пень необходимости для руководителей обще-
из: а) книг, периодики - 33%; б) открытых педаго- образовательных учреждений психолого-
гических семинаров, конференций 24%; в) посе- педагогических знаний - 100%. Анкетирование
щения уроков, СМИ, Интернет - 17%. показало, что новшества, внесенные в педаго-
Информацию о принципах, формах и мето- гический процесс руководителями со стажем, дах организации личностно-ориентированного проявляются:
0-2 года - на уровне улучшения системы внутришкольного контроля, планирования учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения - 8%; 10-15 лет - на уровне средств, методов и форм обучения -22%; на уровне составления методических разработок, проведения педсоветов, использования элементов образовательных технологий -14%; на уровне оптимизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения - 17%; 16-32 лет - на уровне организации воспитательной системы общеобразовательного учреждения - 15%; на уровне внедрения инновационных технологий - 13%.
Констатируем, что знаний и умений не достает руководителям общеобразовательных учреждений по следующим аспектам: по нормативным документам - 8%; по методике -15%; по психологии - 16%; по педагогике -11%; по управлению - 8%; по организации педагогического процесса - 18%; по организации личностно ориентированного обучения - 24%.
Бланк ранжирования затруднений в организации личностно ориентированного обучения школьников. Уважаемые руководители общеобразовательных учреждений! Что затрудняет вашу работу по организации личностно ориентированного обучения школьников? В бланке перечислены некоторые причины затруднений. Расположите их в порядке значимости для вашей профессиональной деятельности. Присвоив каждой причине порядковый номер (номер ранга):
Номер «один» причине, в наибольшей степени затрудняющей организацию личностно ориентированного обучения школьников, далее
- по степени убывания значимости.
Причины, затрудняющие организацию лично-стно ориентированного обучения школьников:
- излишняя регламентация деятельности со стороны местных органов управления образованием,
- отсутствие педагогической рефлексии (осознание себя, своих действий, эффектов воздействия на педагогов и школьников),
- слабая материальная база вашего общеобразовательного учреждения,
- недостаточная информированность,
- неготовность педагогов вашего общеобразовательного учреждения к диагностике личностных особенностей учащихся и построению индивидуального взаимодействия,
- недостаточное количество литературы по вопросам личностно ориентированного обучения школьников,
- нехватка времени на организацию педагогического взаимодействия,
- отсутствие у педагогов навыков партнер -ского взаимодействия со школьниками,
- недостаточно четкое описание технологии взаимодействия с детьми в современных образовательных программах,
- ваше нежелание внедрять инновационные технологии управления,
- нежелание менять стиль управления,
- слабая материальная заинтересованность педагогов во внедрении личностно ориентированного обучения школьников,
- отсутствие поддержки коллег,
- невозможность изучения новой литературы и технологий в связи с перегрузкой,
- занятость решением административнохозяйственных вопросов,
- негативное отношение педагогов к пере -менам, к новому.
Для получения объективных данных диагностирования требуется достаточно длительный процесс наблюдения за деятельностью руководителя и накопления диагностических данных. Несомненным достоинством данной методики является то, что она дает возможность оценивать уровни сформированности исследуемой готовности, выявлять затруднения в процессе формирования, что позволяет разработать конкретную систему мер по повышению уровня готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно ориентированного обучения школьников.
Литература
1. Кульневич, С. В. Управление современной школой / С. В. Кульневич, В. И. Мигаль, Е. А. Ми-галь, В. И. Гончарова // Образовательный маркетинг в школе. - Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005. - Вып. 7. - 192 с.
2. Лизинский, В. М. Диагностико-анали-тические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой / В. М. Лизинский. - М., 1996. - 77 с.
3. Педсовет: идеи, методики, формы. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
4. Практическая психология для преподавателей / под ред. М. К. Тутушкиной. - М., 1997. - 328 с.