Научная статья на тему 'Организация междисциплинарного взаимодействия студентов управленческих и технических специальностей с позиций компетентностного подхода'

Организация междисциплинарного взаимодействия студентов управленческих и технических специальностей с позиций компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / междисциплинарное взаимодействие / общекультурные и профессиональные компетенции / компетентностный подход / quality of education / interdisciplinary interaction / general cultural and professional competence / competence approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. А. Анищенко, Г. М. Гринберг, М. В. Лукьяненко, В. А. Федоров

Рассматривается подход повышения качества подготовки специалистов и бакалавров путем организации междисциплинарного взаимодействия. Проведен сравнительный анализ компетенций студентов управленческой и технической специальности. Приведены результаты практического применения предложенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. А. Анищенко, Г. М. Гринберг, М. В. Лукьяненко, В. А. Федоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY STUDENT INTERACTION OF MANAGEMENT AND TECHNICAL SPECIALTIES FROM THE POSITIONS OF COMPETENCE APPROACH

Approach to improve the quality training of specialists and bachelors by organizing interdisciplinary interaction is considered. A comparative analysis of the competencies students of management and technical specialty are carried out. The results of the practical application of the proposed approach are presented.

Текст научной работы на тему «Организация междисциплинарного взаимодействия студентов управленческих и технических специальностей с позиций компетентностного подхода»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ю. А. Анищенко, Г. М. Гринберг, М. В. Лукьяненко, В. А. Федоров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика M. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: julya104@mail.ru; grinberg_gm@mail.ru; vfedorov2@gmail.com

Рассматривается подход повышения качества подготовки специалистов и бакалавров путем организации междисциплинарного взаимодействия. Проведен сравнительный анализ компетенций студентов управленческой и технической специальности. Приведены результаты практического применения предложенного подхода.

Ключевые слова: качество образования, междисциплинарное взаимодействие, общекультурные и профессиональные компетенции, компетентностный подход.

THE ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY STUDENT INTERACTION OF MANAGEMENT AND TECHNICAL SPECIALTIES FROM THE POSITIONS OF COMPETENCE APPROACH

Y. A. Anishchenko, G. M. Grinberg, M. V. Lukyanenko, V. A. Fedorov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: julya104@mail.ru; grinberg_gm@mail.ru; vfedorov2@gmail.com

Approach to improve the quality training of specialists and bachelors by organizing interdisciplinary interaction is considered. A comparative analysis of the competencies students of management and technical specialty are carried out. The results of the practical application of the proposed approach are presented.

Keywords: quality of education, interdisciplinary interaction, general cultural and professional competence, competence approach.

Современное состояние теории и практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме обеспечения требуемого уровня профессионализма (набором компетенций), которым должны обладать выпускники различных специальностей и направлений подготовки, в том числе управленческих и технических.

Так из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 222000 - «Инноватика» [1] следует, что объектами профессиональной деятельности бакалавров, подготовка которых осуществляется на кафедре «Организация и управление наукоемкими производствами» Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ), являются:

- корпоративные, региональные и межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, федеральные и международные инновационные проекты и программы;

- инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;

- инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;

- инновационные проекты развития территорий;

- проекты и процессы прогнозирования инновационного развития и адаптации производственно-хозяйственных систем к новшествам;

- проекты и процессы освоения и использования новых продуктов и новых услуг, новых технологий, новых видов ресурсов, новых форм и методов организации производства и управления, новых рынков и их возможных сочетаний;

- проекты коммерциализации новаций;

- инструментальное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами.

Для успешного участия в указанных проектах бакалавры-инженеры должны хорошо разбираться:

- в планировании и реализации проектов, включая распределение и контроль ресурсов проекта, разработку, внедрение и сопровождение информационного обеспечения и систем управления проектами, адаптацию и внедрение программных комплексов управления проектами;

- в разработке технико-экономического обоснования проектов;

- в разработке и внедрении систем качества;

- в процессах продвижения на рынок продуктов проекта, их сопровождении и сервисе;

- в подготовке материалов к аттестации и сертификации новой продукции;

- в оценке коммерческого потенциала технологии, включая выполнение маркетинговых исследований.

В то же время бакалавры-инженеры должны обладать солидной инженерной подготовкой, позволяющей им:

- разрабатывать и организовывать производство инновационного продукта;

- обосновывать и рассчитывать конструкции и технологии изготовления продуктов;

- организовывать пусконаладочные работы и приемосдаточные испытания;

- проводить технологический аудит.

Объектами профессиональной деятельности инженеров-электромехаников по направлению подготовки 161101 «Системы управления летательными аппаратами», обучение которых осуществляется на кафедре «Системы автоматического управления» СибГАУ, являются:

- управляющие, навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов;

- приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации летательных аппаратов;

- системы управления летательными аппаратами;

- коллективы исполнителей в области профессиональной деятельности инженеров-электромехаников.

А такие области профессиональной деятельности инженеров-электромехаников, как разработка бизнес-планов проектов, проведение технико-экономического обоснования и анализа разрабатываемой техники и технологических процессов, требуют наличия у них соответствующей экономической подготовки.

При такой постановке задачи предполагается, что выпускники должны обладать определенным набором необходимых в области их профессиональной деятельности компетенций (учебных, исследовательских, коммуникативных, профессиональных, социальных, гражданских и т. д.), которые в совокупности определяют качество полученного образования и которые по мере накопления профессионального опыта должны перерасти в компетентности.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].

Таким образом, комплексное требование к качеству высшего профессионального образования складываются из частных требований обучаемого (физического лица), работодателя (юридического лица) и государства. К основным требованиям обучаемых следует отнести: удовлетворенность собственных потребностей, возможность самореализации, профессиональная и жизненная успешность. Одним из основных требований работодателей к выпускникам инженерно-технических вузов - это необходимая

профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Требования государства прописаны в ФГОС ВПО и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Особые требования к компетентности выпускников технического вуза со стороны ФГОС ВПО и рынка труда в принципе не противоречат педагогической трактовке компетентности, как категории, и укладываются в схему расщепления компетентности на отдельные компетенции. Задача заключается в нахождении общего языка между чисто академическим пониманием проблемы и рыночными требованиями.

Определив требуемые качества, необходимо развивать их у обучающихся. Успешность развития требуемых компетенций у студентов в период обучения в высшей школе определяется многими факторами. Одним из ведущих факторов является то, как мы их обучаем.

Целью настоящего исследования является выявление организационно-педагогических условий формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускников управленческих и технических специальностей в парадигме совместного выполнения студентами междисциплинарных учебных задач.

Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО нового поколения декларируют цели и результаты образования через достижение определённых общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим в настоящее время происходит переход от формирования и оценки знаний к формированию и оценке компетенций как результата образования, а компетентностный подход является основой проектирования и управления образовательным процессом.

В предметном обучении студентов не всегда удается создать эффективные условия для приобретения ими требуемых компетенций. В этом случае учебная деятельность обучаемых ограничивается предметными целями и задачами. Однако, в условиях междисциплинарного взаимодействия студентов, появляются шансы перестроить учебный процесс на научно-исследовательский и профессионально-ориентированный характер. В этом случае появляются предпосылки для более успешного развития общекультурных и профессиональных компетенций.

При анализе общекультурных и профессиональных компетенций, декларируемых в ФГОС различных направлений подготовки студентов, целесообразно, как предлагается в статье [3], выделять следующие группы:

1. Компетенции совпадают, и развивать их вне междисциплинарного взаимодействия студентов затруднительно или невозможно.

2. Компетенции совпадают, и развивать их лучше в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов.

3. Компетенции не совпадают, но развивать их лучше в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов.

4. Компетенции не совпадают, и развивать их в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов не имеет смысла.

Использование данного подхода, позволяющего выявить связи между компонентами компетенций для различных специальностей, рассмотрим на примере направлений подготовки 161101 «Системы управления летательными аппаратами» и 222000 - «Иннова-тика». В результате рассмотрения ФГОС ВПО для этих специальностей был выполнен сравнительного анализа компетенций, результаты которого приведены в таблице.

Как видно по таблице, такую общекультурную компетенцию, как ОК-6 «Способность к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций», невозможно вне рамок совместной работы студентов над междисциплинарными проектами.

По мнению авторов статьи компетенции, относящиеся к группам 1 и 2, можно и целесообразно развивать совместно в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов.

Компетентностный подход, реализуемый в настоящее время всеми образовательными учреждениями, дает четкую ориентацию на будущее, на непрерывность в образовании, которая проявляется в возможности построения учащимися своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Основные функции компетентно-стного подхода:

- введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования, которые направлены на решение проблемы, когда студенты в состоянии успешно овладеть необходимой суммой теоретических знаний, но испытывают затруднения в деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных профессиональных задач или проблемных ситуаций;

- вузы должны формировать целостную систему универсальных и профессиональных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов;

- конструирование системы образования на принципах непрерывности в образовании.

Из совокупности принципов непрерывности в образовании [4] выделим принцип «интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса».

В результате такой интеграции процесс обучения студентов должен выстраиваться как результат согласования двух «встречных» оснований: с одной стороны обучение должно соответствовать требованиям к профессиональной квалификации обучающихся, а с другой - позволять расширять их профессиональный кругозор, отвечать их разноплановым профессиональным интересам, личностным запросам и ожиданиям.

В соответствии с этим, под интеграцией формального и неформального образования будем понимать процесс, направленный на обеспечение полноты и цельности образования путем преодоление межпредметной разобщенности, основанный на взаимодействии и расширении возможностей аудиторной и внеаудиторной деятельности всех субъектов образования, характеризуемый гармонией их взаимоотношений и согласованностью интересов, осуществляемый как по вертикали, так и по горизонтали в специально созданном целостном образовательном пространстве [5].

Сравнительный анализ компетенций для направлений подготовки 161101, 220000

Направление подготовки 161101 Направление подготовки 222000

1. Совпадающие компетенции, развитие которых вне междисциплинарного взаимодействия студентов затруднительно или невозможно

ОК-6 ОК-6

2. Совпадающие компетенции, развивать которые эффективнее в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов

ОК-3; ОК-7; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-11; ПК-16; ПК-18; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-23; ПК-26; ПК-29; ПК-30; ПК-31; ПК-33. ПК-35 ОК-4; ОК-7; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-14; ОК-16; ОК-17; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-14; ПК-15; ПК-17; ПК-18

3. Несовпадающие компетенции, развивать которые эффективнее в рамках междисциплинарного взаимодействия студентов

ОК-5; ОК-9; 0К-10; ОК-11; ПК-5; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-12; ПК-13; ПК-14 ПК-15; ПК-17; ПК-22; ПК-24; ПК-25; ПК-27ПК-28ПК-32; ПК-34; ПК-36; ПК-37; ПК-38; ПК-39; ПК-40; ПК-41; ПК-42; ПК-43 ОК-1; ОК-5; ОК-10; ОК-18; ПК-1; ПК-9; ПК-12; ПК-16

Таким образом, интеграция в данном случае это не просто согласование учебных программ профессионального образования разного уровня и направлений подготовки как компонента образовательного процесса, а переход к такой структуре и содержанию обучения, которые должны быть обусловлены задачами компетентностного подхода в подготовке специалистов.

В качестве примера организации междисциплинарного взаимодействия студентов можно рассмотреть выполнение комплексных дипломных проектов студентами кафедры организации и управления наукоемкими производствами (ОУНП) и кафедры систем автоматического управления (САУ). Базовым предприятием, для которого разрабатывались проекты было выбрано ОАО «Красмаш». Кафедрами были сформированы две темы, связанные с реализацией проектов автоматизации испытаний датчиков на базовом предприятии. Первую тему разрабатывали по одному студенту кафедры ОУНП и кафедры САУ. Над реализацией второй темы работали один студент кафедры ОУНП и два студента кафедры САУ.

Студенты кафедры САУ в большей степени сосредоточили свои усилия на конструкторской и технологической частями проекта, программировании. Студенты кафедры ОУНП решали задачи, связанные с управлением проектом и анализом его экономической эффективности. Возникающие в процессе выполнения работы дискуссии и обмен мнениями и информацией позволили каждому участнику более глубоко понять суть всех элементов проекта. Результатом совместной работы студентов проекты получились завершенными, готовыми для внедрения на базовом предприятии и были высоко оценены Государственной . аттестационной комиссией.

Таким образом, компетентностный подход к анализу ФГОС ВПО позволяет сделать вывод о целесообразности привлечения студентов к совместному выполнению междисциплинарных учебных задач с целью более эффективного формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику высшей школы для успешной реализации его личностных и профессиональных качеств. В результате такого взаимодействия у всех участников проекта совершенствуются коммуникативные навыки, углубляются и расширяются профессиональные знания, знания информационных технологий, формируются необходимые компетенции.

Предлагаемый подход к организации образовательной деятельности позволяет мотивировать студентов на более высокие результаты в обучении, а преподавателям позволяет реализовать их образовательные цели на более качественном уровне.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222000 Инноватика (квалификация (степень) «бакалавр) : Приказ Минобрнауки

РФ от 25.01.2011 № 97 (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://edu.ru/db/mo/Data/ d_11/m97.html (дата обращения: 20.09.2014).

2. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012; 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158429/?frame=14 (дата обращения: 08.04.2014).

3. Баженова И. В., Гринберг Г. М., Ивкина Л. М. Развитие компетенций будущих педагогов и инженеров в условиях межвузовской кооперации // Вестник ЧГПУ. № 2. 2014. С. 62-69.

4. Маслова В. В. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей школьников. Мариуполь, 2004. 19 с.

5. Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., Пак Н. И. Интеграция формального и неформального образования студентов и школьников // Актуальные проблемы неформального повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений : Все-рос. науч.-практ. конференция тезисы докладов (10-11 октября 2012 г.) / под ред. Н. И Мисяковой, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрели, Е. А. Вострико-вой. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. С. 91-93.

References

1. Prikaz Minobrnauki RF ot 25.01.2011 № 97 (red. Ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 222000 Innovatika (kvalifika-tsiya (stepen') «bakalavr)» [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://edu.ru/db/mo/Data/d_11/m97.html (data obrashcheniya: 20.09.2014).

2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 ; 273-FZ (red. ot 03.02.2014) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/?frame= 14. (data obrashcheniya: 08.04.2014).

3. Bazhenova I. V., Grinberg G. M., Ivkina L. M. Razvitiye kompetentsiy budushchikh pedagogov i inzhenerov v usloviyakh mezhvuzovskoy kooperatsii // Vestnik CHGPU, № 2, 2014. S. 62-69.

4. Maslova V. V. Osnovy andragogiki. Termino-logicheskiy slovar'-spravochnik dlya studentov sotsial'no-gumanitarnykh spetsial'nostey shkol'nikov. Mariupol', 2004. 19 s.

5. Grinberg G. M., Ivkina L. M., Pak N. I. Integratsiya formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya studentov i shkol'nikov // Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Aktual'nyye problemy neformal'nogo povysheniya kvalifikatsii pedagogov i rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy», 10-11 oktyabrya 2012 g.: tezisy dokladov / pod red. N. I Misyakovoy, N. P. Nedospasovoy, Ye. A. Nagreli, Ye. A. Vostrikovoy. Novokuznetsk : MAOU DPOIPK, 2012. S. 91-93.

© Анищенко Ю. А., Гринберг Г. М., Лукьяненко М. В., Федоров В. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.