ОСНОВНАЯ ТЕМА
УДК 159.923.2; 159.923.5; 28; 14; 316.6; 658.014.1
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
В статье дана характеристика коучинга как вида профессиональной деятельности, направленной на развитие человеческого потенциала и достижение высоких результатов. Описана новая профессия — «коуч». Статья отражает разработку профессионального стандарта «Коуч» в Российской Федерации. Коучинг представлен как путь широкого доступа к «элитной» ментальности — устремления к высшим достижениям и результатам.
Ключевые слова: коучинг, профессия «коуч», ценности, ценностные основания, смыслы, коучинг в организациях, эффективность коучинга, профессиональный стандарт.
М.В. Кларин
Предпосылки развития профессии
Импульсом к становлению и развитию коучинга как вида профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного человека и современного общества. На индивидуальном уровне это запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути. На уровне корпораций / бизнеса — потребность в принципиальном повышении эффективности работников за счет мобилизации внутреннего потенциала, делегирования работникам оперативных решений, поддерживаемое со стороны работников принятием ответственности за свои инициативы, решения и их воплощение.
Коучинг как развивающая практика
Коучинг выступает в качестве средства преобразования опыта человека в ситуациях, которые возникают в моменты переломов, кризисов как индивидуального жизненного, так и профессионального пути. Это относится не только к индивидуальному субъекту (отдельному человеку), но и к коллективному субъекту (рабочая команда, профессиональная группа).
Коучинг является одним из видов инновационной образовательной практики. В этой практике коуч занимает позицию фасилитатора, направляю© Кларин М.В., 2014
87
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
щего процесс порождения человеком субъективно и объективно нового опыта.
Характеристика профессиональной деятельности
Диалогичность. Коучинг представляет собой особый вид диалога, в котором специалист (коуч) помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и / или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, так и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию.
Субъект-субъектное взаимодействие. Коучинг принципиально основан на субъект-субъектном взаимодействии, активной позиции человека. Человек работает с коучем не в позиции ученика (как в обучении), стажера (как в наставничестве) или пациента (как в психотерапии), а в позиции партнера по исследованию и самоопределению своей жизненнной позиции, своих намерений, интересов, приоритетов, целей, задач и планов.
Недирективность. Профессиональный коуч осознанно воздерживается от директивного, направляющего влияния на человека, советов или подсказок, полностью признает за ним право выбора и принятия решений, действует из безоценочной позиции, не высказывая оценки идей и/или решения клиента. Отсюда принятое в профессии обозначение: «клиент коучинга». Коучинг выступает как услуга, даже в тех случаях, когда заказчиком является организация, а клиентом-«пользователем» — сотрудник, который изначально не запрашивал коучинговой поддержки. Для коучинга необходимо личное согласие и личный запрос на работу со стороны клиента; нет запроса — нет коучинга.
Коуч работает в условиях парадокса экспертности: он не имеет преимуществ перед клиентом в знании предмета, деталей обсуждаемых ситуаций и т.д. Задача коуча: организовать продуктивный диалог, стимулировать самостоятельное осознание и переосмысление имеющегося опыта, исследование внутренних и внешних ресурсов, генерацию нового опыта, реализацию принятых решений в жизни, профессиональной деятельности.
Коуч:
• помогает человеку определить области и цели его развития, выстраивает программу коучинга, затрагивающую главные области развития;
• помогает проверить цели и задачи на органичность миру личности, реалистичность, расставить приоритеты, четко сформулировать цели и измеримые показатели их достижения для всей программы (цикла сессий) и каждой коучинговой сессии (коучинговая сессия — рабочая встреча коуча с клиентом коучинга. Может проходить как очно, так и дистанционно);
88
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
• помогает разработать план достижения измеримых, конкретных результатов, сроки их достижения;
• отслеживает продвижение клиента коучинга в направлении поставленных целей, помогая при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели;
• в диалоге с клиентом предлагает и согласовывает изменения в программе коучинга, необходимые по мере изменения ситуации.
В профессиональной практике употребляются различные определения коучинга, в которых подчеркивается его развивающий и диалоговый характер.
Примеры определений.
Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Тимоти Голви).
Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека (Майлз Дауни).
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала (ICF) [2].
Коучинг — целенаправленный, ориентированный на результаты, систематический процесс, в котором один человек фасилитирует устойчивые изменения в другом человеке или группе людей, способствуя самостоятельному научению и личностному росту клиента коучинга [5].
В проекте российского профессионального стандарта коучинг определяется как «организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных, профессиональных и деловых задач» [3].
Смысловое поле коучинга можно проиллюстрировать (рис. 1).
Рис. 1. Смысловое поле коучинга
89
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
Выделяются две преобладающие области коучинговой практики: персональный коучинг жизненных решений (life coaching) и коучинг в бизнес-контексте (business coaching, corporate coaching, executive coaching). Разделение носит условный характер, так как эти области нередко пересекаются, — вопрос в исходной теме запроса и области, которой уделяется ключевое внимание.
Разделение коучинга на виды связано с контекстом (содержанием, задачами) коучинговой работы. Распространение получили виды-специализации областей коучинга: карьерный, спортивный, семейный, бизнес-коучинг для предпринимателей, коучинг высших руководителей, командный коучинг, карьерный коучинг, спортивный, коучинг для родителей и др. В последние годы в мире развиваются специализированные виды коучинга. В их числе коучинг здоровья, коучинг синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD caching), финансовый коучинг и др.
В корпоративной практике последнего десятилетия ведущие компании мира широко применяют коучинг как для высших руководителей, так и для менеджеров среднего звена и ключевых сотрудников, развивают «управление в стиле коучинг», проводят масштабные программы развития лидерства, в которых коучинг является центральным стержнем.
Коучинг получил широкое распространение в мире. По данным исследований Международной федерации коучинга (2011), в 117 странах мира работают 47 500 коучей [8]. По данным российского исследования (2013), в России работают около 1000 коучей, в ближайшие 4—5 лет прогнозируется утроение их числа [6].
Очный формат коучинговой работы нередко сочетается с дистанционными форматами коучинга (по телефону, скайпу, электронной почте и т.д.). Разнообразие форматов предъявляет дополнительные требования к гибкости и профессиональной подготовке коучей.
Задачи коучинга: развитие потенциала или тушение пожаров?
Из определений коучинга видна развивающая направленность этой практики. Однако к коучингу часто обращаются не как к средству развития, но прежде всего как средству решения ситуативных задач. В частности, данные международного исследования типичных ситуаций, в которых используется коучинг для руководителей (2013), показывают, что запрос на коучинг далеко не всегда формулируется как развивающая задача (развивать себя, свой потенциал, достигать высоких рубежей и т.д.). Большое число ситуаций коучинга (более 25%) связано со стремлением человека решить текущее затруднение, «потушить пожар»; заметная доля ситуаций связана с переходом на другую должность (около 20%). (см. рис. 2). Таким образом, доля ситуаций, в которых к коучингу обращаются по поводу конкретных проблем, со временем постепенно сокращается, однако остается частой; соотношение ситуативной и развивающей направленности в обращении к коучингу в корпоративном контексте близко к 1:1.
90
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
Рис. 2. Ситуации использования коучинга в организациях [6, р. 17]
В корпоративной среде статистически преобладающими являются задачи развития лидерства, доля таких ситуаций устойчиво нарастает в последние годы (более 50% случаев).
Что дает коучинг
Приведем примеры ответов высших руководителей разных стран на вопрос о том, что им дает коучинг [9, р. 18].
Развитие лидерства. Улучшение действий на рабочем месте. Лучшие результаты (Бразилия).
Независимый сторонний взгляд на рабочую деятельность в сравнении с собственным мнением (Новая Зеландия).
Коучинг преодолевает явление «одиночества на вершине» (Польша).
Полное развитие лидерского потенциала (Россия).
Клиенты учатся видеть диапазон возможностей, не ограничивая себя одной-двумя (Шотландия).
Ясность мысли. Самосознание личности, позволяющее стать уверенным лидером (Южная Африка).
Клиенты получают больше ресурсов, становятся более творческими, способными работать со всеми вызовами, которые встречаются на их пути (Великобритания).
Клиенты обретают ясное видение своих сильных сторон, уверенность, понимание других отличающихся стилей (США).
Ответы проявляют ценность развивающего воздействия коучинга, его позитивную направленность на высокие достижения, лидерскую позицию человека.
Коучинг в образовании
Можно выделить два основных варианта использования коучинга в образовании: 1) сопровождение учащихся в ходе образовательного процес-
91
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
са (высшая школа, последипломное образование); 2) поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях всех типов.
Коучинговое сопровождение все шире используется в бизнес-школах в программах МБА. Индивидуальная работа с профессиональным коучем поддерживает самостоятельную разработку и реализацию плана персонального развития студента, его карьерного движения; такая программа является гибкой и составляется под нужды конкретного студента. В зарубежной практике высшего образования некоторые вузы начинают обращаться к профессиональным коучинговым сервисам, которые предлагают специализированные организации-провайдеры. По словам исполнительного директора канадской компании — провайдера коучинговых услуг, интеграция коучинга в программы вуза и последипломного образования это «яркий пример того, как сферы частного бизнеса и образования объединяют свои усилия, для того чтобы лучше подготовить студентов» [1]. По опыту некоторых вузов, «встроенные» услуги коучинга актуальны и для выпускников вузовских программ, поскольку работодатели не предоставляют им услуги по планированию карьеры. Наличие коучинга усиливает привлекательность вуза в условиях сложной ситуации на рынке труда, которая порождает спрос на коучинговые услуги по построению карьеры.
Еще одна область использования коучинга в образовании — сопровождение организационных изменений в образовательных учреждениях (средние школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа); такие изменения в последние годы становятся непрерывными и выстраиваются как целенаправленно организованный процесс.
Ценности новой профессии
Характерная черта профессии «коуч» — ее направленность на развитие человеческого потенциала, ценностные основания. К числу ключевых ценностей относятся:
• осознанность, осмысленность деятельности человека (клиента коучинга);
• активная жизненная позиция (в решении личных, профессиональных и деловых задач);
• ответственность, личный выбор решений и действий;
• позитивность / конструктивность;
• субъект-субъектный, диалоговый, недирективный характер коучин-гового взаимодействия.
Особая черта профессии — недирективная, нейтральная позиция коуча по отношению к заказчику и клиенту услуги коучинга, невовлеченность в возможное столкновение позиций и интересов.
В подборе коучей соблюдаются правила с ясными ценностными основаниями:
92
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
• возможность выбора: человек встречается с несколькими кандидатурами коучей;
• отсутствие конфликта интересов; это правило регулируется этическими кодексами профессиональных объединений;
• нейтральность: в корпоративной ситуации — невключенность коуча в организационные взаимодействия; в преобладающем большинстве случаев коучи привлекаются извне организаций, что обеспечивает отсутствие конфликта интересов.
Коуч — профессия, регулируемая этическими нормами, которые отражаются в этических кодексах профессиональных коучинговых ассоциаций. Этические нормы профессионального коуча регулируют действия коуча во взаимодействиях с клиентами и заказчикам, профессиональным сообществом и социумом.
Коучинговая подготовка, сертификация, аккредитация, супервизия и контроль качества
Общий профессионально-образовательный фон профессии. Со стороны заказчиков и клиентов услуги коучинга высок спрос на профессионалов, обладающих помимо профессиональной коучинговой подготовки значительным жизненным опытом и собственными профессиональными достижениями. В специальные области приложения профессии «коуч» (карьерный, спортивный, бизнес-коучинг, коучинг высших руководителей и др.) приходят люди, обладающие жизненным и / или специальным опытом по соответствующей специализации коучинга. Значительная доля коучей являются свободно практикующими специалистами.
Профессиональная подготовка. Подготовка коучей во всех странах мира ведется, как правило, либо в рамках программ последипломного дополнительного профессионального образования, либо в получивших широкое распространение специализированных программах профессиональной подготовки (организуемых школами коучинга, внутренними учебными центрами и корпоративными университетами и др.). Исходный образовательный ценз для вхождения в профессию начинается со среднего профессионального образования. Образовательные программы по коучингу носят прикладной характер, их проводят опытные коучи, имеющие длительную успешную коучинговую практику, навыки учебной и профессиональной коучинговой супервизии. Теоретическая составляющая подготовки коучей подчинена задачам систематизации знаний о человеке, а также знаний и опыта в специализированных областях работы коуча (динамика жизненного и профессионального развития человека, динамика организации, особенности управленческих решений высших руководителей и др.), дает опору для самостоятельного развития коуча, освоения областей, необходимых для его работы.
Аккредитация программ подготовки проводится на основе профессионального стандарта конкретной ассоциации. Коучинговая подготовка
93
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, ее ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча.
Сертификация коучей, в отличие от подготовки, проводится профессиональными объединениями / ассоциациями. Важные черты сертификации:
• сертификация проводится индивидуально;
• включает супервизию, которая осуществляется независимым ко-учем-профессионалом, независимым от той школы / программы, в которой коуч проходил коучинговую подготовку;
• ведется на основе профессионального стандарта конкретной ассоциации.
Коучинговая супервизия — важнейшая составляющая профессии, представляет собой анализ и обсуждение процесса работы коуча опытным мастером-супервизором. В основе анализа коучинга лежат наблюдения в ходе коучинговой сесии: проявляемые коучем профессиональные компетенции, эффекты коучингового диалога, сопоставление намерений коуча и реакций клиента и др. Супервизия может осуществляться и по аудио- или видеозаписи, протоколу, подробному описанию случая (кейса). Коучинго-вая супервизия позволяет коучу посмотреть со стороны на свою работу в безопасной, «лабораторной» обстановке, выявить и осознать свои способы взаимодействия с клиентами, оценить свою работу с позиций этического кодекса и коучинговых компетенций данной профессиональной ассоциации. Конструктивный характер супервизии, преобладание безоценочной обратной связи отражает ценностные основания профессии коуч. В профессиональных ассоциациях супервизия служит ключевым инструментом поддержания уровня профессиональной работы; в практику проведения коучинговых программ супервизия включается как инструмент обеспечения качества работы.
Экономическая эффективность коучинга
Коучинг обладает высокой финансово-экономической эффективностью. По данным международных исследований, около 1/5 организаций (19%) отмечали возврат на вложенный капитал (или ROI) коучинга, в 50 раз превышающий вложения (т.е. 5000%), еще 28% отмечали ROI от 10 до 49 раз, медианное значение составило 700%, т.е. типичная организация может ожидать возврат на инвестиции в программы для руководителей высшего звена, превышающую затраты в 7 и более раз [7].
По данным исследований, в организациях воспринимаемая ценность коучинга в последние годы устойчиво нарастает: в 2013 году более 97% экспертов оценили ее как высокую или очень высокую (см. рис. 3).
Потенциал профессии связан с личностной значимостью ее результатов (человек становится автором своего жизненного пути), а также с социальной значимостью и высокой экономической отдачей.
94
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
Воспринимаемая ценность коучинга
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 3. Воспринимаемая ценность коучинга в организациях [9, p.19]
В социально-экономическом плане коучинг выступает как катализатор высших профессиональных и управленческих достижений, осознанного и ответственного выбора, лидерства.
Общественно-профессиональное регулирование профессии
Социальная роль профессии «коуч» и ее экономический потенциал реализуются лишь при условии высокого уровня профессионалов. Международные опросы экспертов свидетельствуют: факторами, тормозящими развитие профессии во всех странах мира, является большое количество неадекватно подготовленных «коучей», с чем связаны размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство — путаница на рынке» [4, р. 12].
Как и в других странах, в России уровень работы коучей неоднороден. Отсюда вытекает задача нормирования / регулирования профессии, актуальная как для самой профессии, так и для потребителей ее услуг, прежде всего на корпоративном уровне, со стороны организаций в сфере коммерческого, государственного и некоммерческого секторов экономики.
На протяжении последнего десятилетия во всем мире растут требования к качеству работы коуча, соблюдению этических норм. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии — специально организованной внешней оценки работы коуча и обратной связи, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой.
Перспективы развития профессии и профессиональных коучинговых сообществ
Лучшие практики развития профессиональной деятельности коучей опираются на работу коучинговых профессиональных ассоциаций / объединений, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы своих членов на основе формализованных коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объему
95
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
прохождения профессиональной супервизии, этического кодекса и др. Во всем мире получили признание профессиональные стандарты Международной федерации коучинга, которая насчитывает более 19 000 членов в более чем 100 странах мира. Высокий уровень профессиональных стандартов поддерживает британская Ассоциация коучинга, а также Европейский совет менторинга и коучинга. В 2012 году эти три авторитетные организации сформировали международный альянс.
Перспективы развития коучинга в России связаны с формированием профессиональных ассоциаций и объединений коучей. Содержательными ориентирами сообществ являются профессиональные компетенции и ценностные / этические нормы профессии.
Основные категории / смысловые блоки компетенций включают:
1) компетенции по установлению коучингового соглашения (профессиональный коучинг может проводиться только на основе прозрачного и понятного соглашения и ясно определенных целей процесса коучинга);
2) компетенции проведения коучинговых сессий;
3) компетенции в области саморазвития (зона экспертизы коуча лежит в знании и понимании закономерностей развития человека, факторов ускорения процесса развития и умении выступать катализатором этого процесса; коуч является ролевой моделью в развитии).
Этические нормы регулируют действия коуча: 1) во взаимодействиях с клиентами и заказчиками, 2) с профессиональным сообществом и 3) обществом в целом. Этические нормы отражаются в этических кодексах профессиональных объединений / ассоциаций. Особая ценностная составляющая этических норм профессионального коуча — его ответственность за собственное психологическое, физическое, социальное благополучие, которое влияет на качество его профессиональной деятельности.
В практике регулирование профессии осуществляется профессиональными сообществами. Именно сообщества позволяют реализовывать этические и деятельностные профессиональные нормы, ключевые принципы (осознанность, позитивое намерение, прозрачность и др.), которые являются базовыми для профессии.
В условиях современной России значение коучинга как профессии фокусируется в следующих областях его личностно и социально значимых результатов. К их числу относятся:
• повышение осознанности жизненных и профессиональных решений, поддержка в создании оптимальных стратегий и планов действий в достижении поставленных профессиональных / деловых, карьерных и жизненных целей;
• индивидуальное и групповое сопровождение профессионального / делового, карьерного и личностного развития взрослых в контексте постановки целей и построения оптимальных способов их достижения, раскрытия человеческого потенциала (в организациях, на производстве, в образовательных учреждениях, в системах повыше-
96
Коуч: ценности и смыслы новой профессии
ния квалификации, в государственных структурах, в рамках социальных и предпринимательских проектов и инициатив и др.);
• повышение эффективности управления в целом и качества принятия управленческих решений руководителями всех уровней. Коучинг выступает как средство повышения осознанности, ответственного личного выбора жизненного и профессионального пути, ускорения высших профессиональных и управленческих достижений. Коучинг может и призван стать средством широкого доступа к «элитной» ментальности — устремления к высшим достижениям и результатам, служить катализатором развития элиты в лучшем, широком смысле этого слова, — как активных граждан, реализующих позитивные, осознанные, ценностно выстроенные стратегии своего личностного, профессионального развития, деятельного участия в развитии общества.
Литература
1. Зачем бизнес-школам внешний коучинг? [Электронный ресурс]. URL: http://www.begin.ru/main/news_and_artides/artides/Couch (дата обращения:
03.02.2014) .
2. Международная федерация коучинга [Электронный ресурс]. URL: http:// icfrussia.ru/mezhdunarodnaya-federatsiya-kouchinga.html (дата обращения:
03.02.2014) .
3. Рабочая группа профессионального стандарта «Коуч». Профессиональный стандарт «Коуч» (организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных, профессиональных и деловых задач) [Электронный ресурс]. URL: www.coachpr.ru (дата обращения: 31.01.2014).
4. 2012 Global Coaching Study / International Coach Federation-PriceWaterhouse Coopers, 2012.
5. Grant A.M. The impact of life coaching on goal attainment, metacognition and mental health. — Quoted in: Brock Vikki G. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. Maui, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http:// coachinghistory.com/wp-content/uploads/2012/05/SOCH-Figure-21.jpg (дата обращения: 31.01.2014).
6. ICF-Россия-ПАРК, сентябрь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:// coachpr.ru/issledovaniya/kouching-v-rossii.html (дата обращения: 03.02.2014).
7. ICF Global Coaching Client Study, Executive Summary, April 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr.com/en/app/blog/2012/08/the-business-case-for-executive-coaching--internat_h66crdte.html (дата обращения: 30.01.2014).
8. International Coach Federation Completes Groundbreaking 2012 ICF Global Coaching Study February 6, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http:// coachfederation.org/prdetail.cfm?ItemNumber=1970 (дата обращения:
03.02.2014) .
9. Sherpa Coaching. The Executive Coaching Survey. 8th Annual report. S.l., 2013. P. 18.
97