Использование компьютерных технологий в деятельности преподавателя
Карасева Эльмира Миндыхатовна
кандидат педагогических наук, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», [email protected]
Статья посвящена роли компьютерных технологий в деятельности преподавателя. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день преподавателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа и аудио-визуальное оборудование. Преподаватели стали для обучающихся проводниками в мир новых технологий.
В данной статье рассматривается вопросы использования ИКТ в учебном процессе. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа развить логическое мышление обучающихся, усилить творческую составляющую учебного процесса. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; электронное обучение; онлайн курсы; информационная культура; информатизация образования; информационная образовательная среда.
о
Е
£
СП
0
(Ч
«9
01 Z
На современном этапе развития культурного общества необходим процесс информатизации. Информатизация общества - это массовый общественный процесс, характерной чертой которого считается то, что доминирующим фактором в области социального производства является процесс сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и использования информации, осуществляемый на основе современных вычислительных средств, а также на основе обмена разнообразными средствами. Стремительное развитие компьютерных технологий и расширение ее функциональных возможностей дают возможность свободно применять компьютеры на всех периодах образовательного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, в самообучении, а также для контроля и самоконтроля степени овладения учебным материалом. Электронное образование и традиционный вид обучения развиваются сообща уже давно.
Современному преподавателю необходимо реа-лизовывать обучение и воспитание учащихся, учитывая основные этапы развития информационного образовательного пространства на основе цифрови-зации, использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие обучающихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
При формировании знаний и умений обучающихся стандартный, как правило, вербальный способ обучения, является малоэффективным. Современное общество призывает каждого члена адаптироваться к стабильно модифицирующимся условиям производства, ориентироваться в нарастающем потоке информации.
При применении современных информационных технологий в образовательном процессе изменяется культура учебного заведения и усиливается роль преподавателя в учебном процессе. В связи с активным развитием самостоятельной работы обучающихся по приобретению знаний роль педагога меняется, педагог становиться больше консультантом. В связи с развитием информационного общества преподаватель уже не может быть моноспециалистом, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основных и смежных учебных дисциплин. Значительно возрастают требования к личностным, общекультурным, коммуникативны мвшостшгошроаяяатрш! еНения информационных технологий в педагогической деятельности при наличии современных технических средств обучения возможно отметить внедрение программных средств обучения. При помощи программных средств можно:
• выводить учебную информацию в разнообразной форме;
• стимулировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков практической деятельности;
• результативно реализовывать проверку итогов обучения, использовать имеющиеся тренажеры;
• осуществлять повторение изученного материала;
• активизировать познавательную деятельность обучающихся;
• формировать и развивать определенные виды мышления.
Использование информационно-
коммуникационных технологий в образовательной деятельности формирует и методические цели, реализующиеся с использованием программных средств: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой погрешностей; осуществлять самоконтроль и самооценку; организовать тренировку с помощью компьютерных тренажеров при усвоении учебного материала и самоподготовки учащихся; визуализировать учебную информацию с помощью компьютера; обеспечить доступ к сети Интернет; формировать информационные компетенции обучающихся; усилить мотивацию обучения [22 ].
Очень важным с позиции формирования информационной компетенции становиться дистанционное обучение, которое основано прежде всего на применении компьютерных телекоммуникаций.
Дистанционное обучение - обучение, которое осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2].
Основой дистанционных образовательных технологий считается проведение дистанционных занятий в режиме «online», «offline». В режиме «online» учебные занятия предусматривают процесс взаимодействия в режиме реального времени, обмен сообщениями по сети Интернет, переговоры посредством телефонного аппарата.
В режиме «offline» учебные занятия предусматривают процесс взаимодействия, когда общение преподавателя и обучающегося возможно в любой момент времени (электронная почта, работа обучающегося по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля). В соответствии с РУП (рабочим учебным планом), академическим календарем и рабочими программами дисциплин осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предоставляет студенту следующие возможности и преимущества:
-получение первого (после колледжа) или второго (третьего) высшего образования, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
-индивидуальный учебный план, самостоятельное планирование траектории обучения, сокращение сроков обучения;
-обучение без отрыва от основной деятельности; -экономия времени и финансов [3]. Дистанционные формы занятий применяются как для студентов, так и для преподавателей. На сегодняшний день становятся очень популярными курсы повышения квалификации и переподготовка посредством дистанционного обучения. Большую популярность среди учителей средних школ, преподавателей вузов и руководителей различных звеньев приобрели различные видеоконференции,
вебинары, конкурсы, олимпиады, которые можно пройти дистанционно посредством сети интернет.
Современный преподаватель должен владеть навыками работы на компьютере, уметь ориентироваться в многообразной совокупности различных сайтов, дающих возможность повысить как профессиональную квалификацию так и позволяющих осуществить личностный рост.
Литература
1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 206 с.
2. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
3. http://kazatu.kz/ru/education/distance-learning/
4. Мидова В.О. Акмеологическая продуктивность авторских систем деятельности преподавателей в оценке студентов: автореф. дисс. ... канд. психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2004
5. Shkurkin D.V., Shevchenko E.V., Egorova E.A., Kobersy I.S., Midova V.O. The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Т. 25. № July. С. 179-194.
6. Егоров В. Проблемы подготовки кадров для государственной службы // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3. С. 34.
Digitalization in advanced training system of university
teaching staff Karaseva E.M.
Chelyabinsk State University
The article is devoted to the role of computer technology in the teaching activity. Information and communication technologies (ICT) are an integral part of modern education. Informatization of the education system makes new demands of the teacher and his/ her professional competence. This is especially relevant in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard and the implementation of an information society development strategy. One of the important conditions for updating is the use of new information technologies. Quite a wide choice of ICT is available for teachers in their practice. They are the following: a computer, the use of the Internet, TV, video, DVD, various kinds of multimedia and audio-visual equipment. Teachers have become guides to the world of new technologies from the position of learners. The use of ICT in the educational process is discussed in the article. According to the new requirements of the Federal State Educational Standard, the introduction of innovative technologies is intended to improve the quality of education, to increase the motivation of children to acquire new knowledge, and accelerate the process of learning. One of the innovative areas is computer and multimedia technologies. The use of information and communication technologies in education is becoming increasingly important, as it allows to develop the logical thinking of students, to strengthen the creative component of the educational process with the help of multimedia tools.
Keywords: information and communication technologies; eLearning; on-line courses; information culture; informatization of education; information learning environment. References
1. Robert I. V. Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for use. - M .: School-Press, 2007. - 206 p.
2. Information and communication technologies in distance learning: Special training course / per. from English Michael G. Moore, U. Macintosh, L. Black, and others. Moscow: Teaching-Service Publishing House, 2006.
3. http://kazatu.kz/ru/education/distance-learning/
о о и n m S m
О m n m й А
S £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X
s m