3. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998, Вып. 8-9. -С. 7-15.
4. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
5. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
6. Каган, М. С. Метаморфозы бытия. К постановке вопроса. // Вопросы философии, 2001, № 6, с. 67
7. Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 - 266 с.
УДК 51(07)
Исмаилова Зимина Назимовна
Аспирант кафедры ТиМОМиИ Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], Махачкала
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ismaulova Zamina Nazimovna
The post-graduate student of faculty Technologies both techniques of training to mathematics and computer science of the Dagestan state pedagogical university, [email protected], Makhachkala
USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF ACTIVITY OF THE SCHOOLBOYS AT LESSONS OF MATHEMATICS
Проблема качественной подготовки учащихся к жизни в современном динамичном мире всегда была одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. Умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований. Это результат серьезной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Решение этой проблемы способны значительно облегчить компьютерные технологии. Анализ школьной практики показывает, что нередко использование средств активизации учебной деятельности не приводит к требуемому уровню активности учащихся. В одних случаях у школьников предварительно не сформирована потребность в конкретной учебно-познавательной деятельности, в других -
предлагаемое задание не учитывает реальных учебных возможностей учащихся, в третьих - не выделена четко цель деятельности и не осуществляется контроль за её ходом. В результате не достигается поставленная учителем учебно-воспитательная цель [4].
В этом случае, с одной стороны, необходимо выделить основные критерии, выполнение которых позволит повысить уровень активности школьников, а с другой стороны, организовать учебную деятельность на уроках с использованием компьютерных технологий, а это заметно усиливает интерес к самому предмету. Тем самым активность учебной деятельности школьников достигнет оптимального уровня. Использование компьютерных технологий на уроках математики как средства повышения активности старшеклассников требует внесения определённых корректив в организацию процесса обучения. Проанализируем условия, которые необходимо соблюдать для активизации учебной деятельности учащихся в условиях компьютерной поддержки учебного процесса на уроке математики.
Конструктивное формирование общеучебных умений требует знакомства с самыми различными способами обучения. Учеников следует побуждать к самостоятельности разнообразными способами, которые представляются наиболее подходящими и удачными. Важно помочь ученику сформировать свой собственный стиль обучения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обуславливают способ учения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать свои предпочтения в выборе способов работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Правильно организованное использование компьютерных технологий предоставляет учителю существенную помощь, позволяя строить отношения с учениками на совершенно иной основе. Для многих педагогов характерна ограничительная реакция на компьютер, подчеркивающая «ору-дийность» этого технического изделия. По мнению академика А. П. Ершова [1] опыт применения электронной вычислительной техники позволяет дать своеобразную «формулу компьютера», т. е. перечисление его наиболее продуктивных свойств: доступность, производительность, универсальность, программируемость, адаптируемость, развиваемость, сочетаемость, глобальность, идеальность. Анализируя же результаты использования компьютерных технологий при изучении математики можно выделить следующее:
- стимулируется активность учащихся;
- ярче проявляется индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным;
- появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока;
- учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и логический уровень;
- появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени.
Весьма важной является при таком обучении ориентация на формирование активной учебной деятельности. С учетом их возрастных особенностей, способностей и специфики профильной дифференциации использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет выработать такие основные общеучебные навыки, как:
- умение воспринимать и воспроизводить полученные знания;
- планирование и постановка целей;
- повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам;
- ведение записей;
- самопознание и формирование мотива достижения цели;
- самооценка собственной работы.
Практически организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий обеспечивает формирование мотива деятельности:
- формирование познавательной потребности;
- воспитание стойких познавательных интересов.
Здесь важно ориентироваться на определённые критерии. А именно:
1. Увлеченность изучением нового материала на уроке: фактами, сведениями; вопросами по фактам, сведениям, но с привлечением практического применения; этими, же вопросами, но с привлечением теоретических обоснований; увлечение познаванием закономерностей явлений и процессов. Возможности компьютерных технологий обеспечивают выполнение такого критерия.
2. Занятие по предмету в свободное время: электронный вариант учебного материала как теоретического, так и практического (в виде тренажёра).
3. Отрицательная реакция на перерыв в познавательной деятельности: на отсутствие в учебном материале сведений занимательного характера; на отсутствие в учебном материале сведений по интересующему разделу; на отсутствие в учебном материале возможностей теоретического поиска. Именно возможности информационных и коммуникационных технологий обеспечивают выполнение такого критерия.
4. Выбор заданий и упражнений, обеспечивающий разный характер деятельности: репродуктивный; сравнительный; поисковый. Хорошо реализован этот критерий в компьютерных обучающих программах.
5. Стремление к выполнению заданий необязательного характера: связанных с наблюдениями, поисками практических примеров; связанных с углублением теоретического материала.
6. Поиск вопросов, выходящих за рамки содержания программы: расширяющие знания фактического материала; уточняющие те или иные понятия по интересующей теме; углубляющие теоретические представления. Посещение электронных библиотек, Интернет.
7. Активность при решении учебных задач: выполнение упражнений, не требующих длительного теоретического поиска; активность при решении
задач по интересующей теме; активность при решении обобщенных задач на доказательство.
Такая система критериев с компьютерной поддержкой позволяет достигнуть оптимального уровня формирования познавательной потребности у учащихся. Анализ опыта и теоретические исследования показывают, что в воспитании познавательной потребности ведущую роль играет учитель. Его личность, знания, отношение к делу и ученикам, методическое мастерство - все это во многом определяет успех в формировании интереса школьников к знаниям. Однако одновременно и в сочетании с этим действуют и другие факторы: содержание знаний, уровень развития учащихся, их личная направленность, средства обучения.
Повышение активности учебной деятельности учащихся обеспечивается постоянным интересом к знаниям и самому процессу познания. Компьютерная поддержка учебного процесса на уроке математики создает условие, при котором внутренние усилия школьников совпадают с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности.
Успешное формирование системы знаний основывается на самоуправлении процессом учения:
- формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации;
- формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе учения.
Активность в учебной деятельности тесно связана с наличием у школьников таких общих учебных умений, как умение планировать предстоящую работу, рационально организовывать её выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определённом темпе. Наиболее значимыми для самоуправления учением являются планирование и самоконтроль. Вместе с тем нельзя упустить цель включить каждого школьника в процесс активного учения:
- осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы;
- осуществление контроля за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся.
В школьной практике накопилось много оправдавших себя приёмов контроля за ходом учения школьников (например, сигнальные карточки, вопросы тестового характера, ответы на которые проверяются учителем с помощью дешифратора, и много другое). Однако в реализации этого условия, как известно, имеются немалые трудности, связанные, прежде всего с большой наполняемостью классов и т. д. Компьютерные программные средства полностью способны реализовать в себе имеющиеся приёмы контроля. Все рассмотренные условия повышения активности учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием компьютерных технологий должны реализоваться в комплексе. Только в этом случае будет обеспечено практическое претворение основного дидактического требования: взаимо-
связи деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение учебно-познавательных целей.
Таким образом, при использовании компьютерных технологий в учебной деятельности старшеклассников общеобразовательных школ осуществляется более гибкое управление деятельностью учащихся, полнее учитываются их индивидуальные особенности. Причем компьютерные технологии обеспечивают взаимосвязь деятельности учителя и деятельности ученика, выступают в роле средств активизации учебной деятельности учащихся.
Экспериментальные исследования по внедрению компьютерных технологий на уроках математики показали, что активность учащихся существенно выше, чем на уроках с традиционным подходом. Так, например, успеваемость учащихся экспериментальной группы на 15% выше, чем в контрольной группы.
Библиографический список
1. Ершов, А. П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. [Текст] / А. П. Ершов - 1989. - № 1. - С. 14 - 31.
2. Мехтиев, М. Г. Компьютер на уроке математики. [Текст] / М. Г. Мехтиев -Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2001. - 168 с.
3. Хвостенко, Е. Е. Методические аспекты преподавания геометрии в условиях информатизации образования. [Текст] / Е. Е. Хвостенко - Геометрия «в целом». Преподавание геометрии в вузе и школе: Материалы Всерос. науч.-метод. конф., 23-26 сент. 2004 г. - Великий Новгород, 2004.
4. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. [Текст] / Т. И. Шамова -М.: Знание, 1979. - С. 26.