Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий как средство повышения активности школьников на уроках математики'

Использование компьютерных технологий как средство повышения активности школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВИЗАЦИЯ / УРОК МАТЕМАТИКИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Замина Назимовна

В работе обобщен личный опыт автора и теоретически обоснована необходимость использования компьютерных технологий для активизации учащихся старших классов общеобразовательных школ при обучении математике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий как средство повышения активности школьников на уроках математики»

3. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998, Вып. 8-9. -С. 7-15.

4. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

5. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

6. Каган, М. С. Метаморфозы бытия. К постановке вопроса. // Вопросы философии, 2001, № 6, с. 67

7. Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 - 266 с.

УДК 51(07)

Исмаилова Зимина Назимовна

Аспирант кафедры ТиМОМиИ Дагестанского государственного педагогического университета, ami-76@mail.ru, Махачкала

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ismaulova Zamina Nazimovna

The post-graduate student of faculty Technologies both techniques of training to mathematics and computer science of the Dagestan state pedagogical university, ami-76@mail.ru, Makhachkala

USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF ACTIVITY OF THE SCHOOLBOYS AT LESSONS OF MATHEMATICS

Проблема качественной подготовки учащихся к жизни в современном динамичном мире всегда была одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. Умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований. Это результат серьезной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Решение этой проблемы способны значительно облегчить компьютерные технологии. Анализ школьной практики показывает, что нередко использование средств активизации учебной деятельности не приводит к требуемому уровню активности учащихся. В одних случаях у школьников предварительно не сформирована потребность в конкретной учебно-познавательной деятельности, в других -

предлагаемое задание не учитывает реальных учебных возможностей учащихся, в третьих - не выделена четко цель деятельности и не осуществляется контроль за её ходом. В результате не достигается поставленная учителем учебно-воспитательная цель [4].

В этом случае, с одной стороны, необходимо выделить основные критерии, выполнение которых позволит повысить уровень активности школьников, а с другой стороны, организовать учебную деятельность на уроках с использованием компьютерных технологий, а это заметно усиливает интерес к самому предмету. Тем самым активность учебной деятельности школьников достигнет оптимального уровня. Использование компьютерных технологий на уроках математики как средства повышения активности старшеклассников требует внесения определённых корректив в организацию процесса обучения. Проанализируем условия, которые необходимо соблюдать для активизации учебной деятельности учащихся в условиях компьютерной поддержки учебного процесса на уроке математики.

Конструктивное формирование общеучебных умений требует знакомства с самыми различными способами обучения. Учеников следует побуждать к самостоятельности разнообразными способами, которые представляются наиболее подходящими и удачными. Важно помочь ученику сформировать свой собственный стиль обучения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обуславливают способ учения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать свои предпочтения в выборе способов работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Правильно организованное использование компьютерных технологий предоставляет учителю существенную помощь, позволяя строить отношения с учениками на совершенно иной основе. Для многих педагогов характерна ограничительная реакция на компьютер, подчеркивающая «ору-дийность» этого технического изделия. По мнению академика А. П. Ершова [1] опыт применения электронной вычислительной техники позволяет дать своеобразную «формулу компьютера», т. е. перечисление его наиболее продуктивных свойств: доступность, производительность, универсальность, программируемость, адаптируемость, развиваемость, сочетаемость, глобальность, идеальность. Анализируя же результаты использования компьютерных технологий при изучении математики можно выделить следующее:

- стимулируется активность учащихся;

- ярче проявляется индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

- подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным;

- появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока;

- учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и логический уровень;

- появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени.

Весьма важной является при таком обучении ориентация на формирование активной учебной деятельности. С учетом их возрастных особенностей, способностей и специфики профильной дифференциации использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет выработать такие основные общеучебные навыки, как:

- умение воспринимать и воспроизводить полученные знания;

- планирование и постановка целей;

- повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам;

- ведение записей;

- самопознание и формирование мотива достижения цели;

- самооценка собственной работы.

Практически организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий обеспечивает формирование мотива деятельности:

- формирование познавательной потребности;

- воспитание стойких познавательных интересов.

Здесь важно ориентироваться на определённые критерии. А именно:

1. Увлеченность изучением нового материала на уроке: фактами, сведениями; вопросами по фактам, сведениям, но с привлечением практического применения; этими, же вопросами, но с привлечением теоретических обоснований; увлечение познаванием закономерностей явлений и процессов. Возможности компьютерных технологий обеспечивают выполнение такого критерия.

2. Занятие по предмету в свободное время: электронный вариант учебного материала как теоретического, так и практического (в виде тренажёра).

3. Отрицательная реакция на перерыв в познавательной деятельности: на отсутствие в учебном материале сведений занимательного характера; на отсутствие в учебном материале сведений по интересующему разделу; на отсутствие в учебном материале возможностей теоретического поиска. Именно возможности информационных и коммуникационных технологий обеспечивают выполнение такого критерия.

4. Выбор заданий и упражнений, обеспечивающий разный характер деятельности: репродуктивный; сравнительный; поисковый. Хорошо реализован этот критерий в компьютерных обучающих программах.

5. Стремление к выполнению заданий необязательного характера: связанных с наблюдениями, поисками практических примеров; связанных с углублением теоретического материала.

6. Поиск вопросов, выходящих за рамки содержания программы: расширяющие знания фактического материала; уточняющие те или иные понятия по интересующей теме; углубляющие теоретические представления. Посещение электронных библиотек, Интернет.

7. Активность при решении учебных задач: выполнение упражнений, не требующих длительного теоретического поиска; активность при решении

задач по интересующей теме; активность при решении обобщенных задач на доказательство.

Такая система критериев с компьютерной поддержкой позволяет достигнуть оптимального уровня формирования познавательной потребности у учащихся. Анализ опыта и теоретические исследования показывают, что в воспитании познавательной потребности ведущую роль играет учитель. Его личность, знания, отношение к делу и ученикам, методическое мастерство - все это во многом определяет успех в формировании интереса школьников к знаниям. Однако одновременно и в сочетании с этим действуют и другие факторы: содержание знаний, уровень развития учащихся, их личная направленность, средства обучения.

Повышение активности учебной деятельности учащихся обеспечивается постоянным интересом к знаниям и самому процессу познания. Компьютерная поддержка учебного процесса на уроке математики создает условие, при котором внутренние усилия школьников совпадают с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности.

Успешное формирование системы знаний основывается на самоуправлении процессом учения:

- формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации;

- формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе учения.

Активность в учебной деятельности тесно связана с наличием у школьников таких общих учебных умений, как умение планировать предстоящую работу, рационально организовывать её выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определённом темпе. Наиболее значимыми для самоуправления учением являются планирование и самоконтроль. Вместе с тем нельзя упустить цель включить каждого школьника в процесс активного учения:

- осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы;

- осуществление контроля за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся.

В школьной практике накопилось много оправдавших себя приёмов контроля за ходом учения школьников (например, сигнальные карточки, вопросы тестового характера, ответы на которые проверяются учителем с помощью дешифратора, и много другое). Однако в реализации этого условия, как известно, имеются немалые трудности, связанные, прежде всего с большой наполняемостью классов и т. д. Компьютерные программные средства полностью способны реализовать в себе имеющиеся приёмы контроля. Все рассмотренные условия повышения активности учебной деятельности учащихся на уроках математики с использованием компьютерных технологий должны реализоваться в комплексе. Только в этом случае будет обеспечено практическое претворение основного дидактического требования: взаимо-

связи деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение учебно-познавательных целей.

Таким образом, при использовании компьютерных технологий в учебной деятельности старшеклассников общеобразовательных школ осуществляется более гибкое управление деятельностью учащихся, полнее учитываются их индивидуальные особенности. Причем компьютерные технологии обеспечивают взаимосвязь деятельности учителя и деятельности ученика, выступают в роле средств активизации учебной деятельности учащихся.

Экспериментальные исследования по внедрению компьютерных технологий на уроках математики показали, что активность учащихся существенно выше, чем на уроках с традиционным подходом. Так, например, успеваемость учащихся экспериментальной группы на 15% выше, чем в контрольной группы.

Библиографический список

1. Ершов, А. П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. [Текст] / А. П. Ершов - 1989. - № 1. - С. 14 - 31.

2. Мехтиев, М. Г. Компьютер на уроке математики. [Текст] / М. Г. Мехтиев -Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2001. - 168 с.

3. Хвостенко, Е. Е. Методические аспекты преподавания геометрии в условиях информатизации образования. [Текст] / Е. Е. Хвостенко - Геометрия «в целом». Преподавание геометрии в вузе и школе: Материалы Всерос. науч.-метод. конф., 23-26 сент. 2004 г. - Великий Новгород, 2004.

4. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. [Текст] / Т. И. Шамова -М.: Знание, 1979. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.