90
но и высокоэкономичным и высокоэстетичным;
13) иметь в виду, что ассимиляционная емкость природы не безгранична;
14) формировать любовь и бережное отношение к природе, которые должны стать внутренним убеждением человека;
15) применять в процессе экологического воспитания и образования произведения искусства, воспевающие красоту природы родного края.
Таким образом, экология с учетом ее огромного духовного и культурного потенциала, воспитательного ресурса должна и может стать важной составляющей общего образования и воспитания всего населения.
И если на территории каждого государства наберется достаточное количество людей (назовем это «критической массой» или оптимальным числом), экологически грамотно рассуждающих, экологически
••• Известия ДГПУ, №4, 2009
грамотно руководящих и действующих, то экологические бедствия, кризисы, а тем более экологические катастрофы можно предупредить или избежать. Зная причины и последствия глобального потепления климата Земли, загрязнения Мирового океана, разрушения озонового экрана над Землей, закисления природной среды, экологически образованные люди обязательно смогут принять правильные, оптимально приемлемые решения. Думаем, что разум в таком случае возьмет верх над остальными доводами, какими бы благородными они ни казались на первый взгляд, потому что жить только ради обогащения или всевозрастающего удовлетворения своих потребностей не может быть самоцелью для человека, тем более - хищнически и без оглядки на завтрашний день для этого эксплуатировать природу, оставляя грязную и отравленную Землю будущим поколениям людей.
Примечания
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994. 2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М. : ЮНИТИ, 1999. 3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. 4. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект. М., 2001. 5. Ермолов В. Школа: Год без экологии // Экология и жизнь. 2002. №6(29). С. 30. 6. Косыгин Ю.А. Среда обитания: Размышления об экологии, человеке и ноосфере. Хабаровск, 1990. 92 с. 7. Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная. М., 1995. 8. Майор Ф. Воспитание - сверхзадача: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990. 9. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М. : Россия молодая, 1991. С. 367. 10. Степановских А.С. Общая экология. М. : ЮНИТИ, 2000. 11. Федоров М.П., Шилин М.Б., Гамаюнов К.К. Концепция экологического образования в Санкт-Петербургском государственном техническом университете // Экология и жизнь. 2002. №6(29). С. 31-35. 12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М. : Центр «Академия», 2002. 480 с.
Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.
УДК 51(07)
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© 2009 Исмаилова З.Н.
Психолого-педагогические науки
• ••
91
Дагестанский государственный педагогический университет
Теоретически обоснована необходимость использования компьютерных технологий для повышения самостоятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ при обучении математике.
The author of the article theoretically proves the need for the use of computer technologies for increasing of senior schoolchildren’s independence at the general secondary schools when studying the mathematics.
Ключевые слова: компьютерные технологии, самостоятельность, урок математики, повышение самостоятельности.
Keywords: computer technologies, independence, lesson of Mathematics, increasing the independence.
Использование компьютерных технологий на уроках математики в качестве средства повышения самостоятельности и активности старшеклассников требует внесения определенных корректив в организацию процесса обучения.
Большое число учащихся, приходящих в 10-11 классы общеобразовательной школы, не владеет основными умениями и навыками, которые необходимы для изучения алгебры и начал анализа и стереометрии. Работа на уроке в старших классах в дальнейшем ограничивается списыванием с доски и решением упражнений по шаблону. Как следствие, школьники вынуждены всецело полагаться на заучивание. Во многом это связано с тем, что часть учащихся завершает в средней школе свое математическое образование. Также учителя признают связь между недостаточной сформированностью общеучебных навыков и стрессами, вызванными низкой успеваемостью.
Формирование общеучебных умений требует знакомства с самыми различными способами обучения. Учеников следует побуждать к самостоятельности наиболее подходящими и удачными способами. Важно помочь ученику выработать свой собственный стиль обучения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обусловливают способ учения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать
свои предпочтения в выборе способов работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Правильно организованное использование компьютерных технологий оказывает учителю существенную помощь, позволяя строить отношения с учениками на совершенно иной основе.
Использование компьютерных технологий в ряде случаев позволяет более наглядно излагать отдельные вопросы программы, рационально расходовать учебное время, лучше организовать самостоятельную работу учащихся. Применение компьютерных технологий на уроках математики дает возможность учесть особенности познавательной деятельности учащихся и в некоторой степени их интересы. Естественно, что компьютерные технологии значительно разнообразят теоретический материал большим количеством примеров, дает больше времени для организации самостоятельной работы учащихся. Учитель может составить свои обучающие программы на основе языков программирования и инструментальных программных средств. Обучающие программы должны отвечать интересам и особенностям познавательной деятельности в процессе работы со старшеклассниками общеобразовательной школы. При этом, как справедливо отмечают В. Е. Кучеров и Л. Г. Федотова, «на этих уроках персональный компьютер выступает не только как объект изучения, но и как эффективный помощник учителя - новейшее средство обучения» [3].
92
Известия ДГПУ, №4, 2009
Самостоятельное мышление учащихся в самом общем плане характеризуется умением разбираться в усваиваемом учебном материале без посторонней помощи. В психологическом аспекте успешное самостоятельное выполнение учеником каких-либо заданий обусловлено наличием у него определенных качеств мышления, способствующих умению анализировать задания, выделяя в первую очередь существенные и необходимые свойства изучаемых объектов (глубина мышления).
Такую возможность для развития самостоятельного мышления дают компьютерные технологии. Их применение на уроках алгебры и начал анализа, стереометрии в старших классах общеобразовательных школ существенно стимулирует развитие самостоятельной познавательной деятельности.
Необходимым качеством самостоятельного мышления является и его критичность, проявляющаяся в степени осознанности процесса мышления и предлагающая умение обосновать правомерность способов решения, используемых при выполнении заданий.
Еще одним качеством, обеспечивающим самостоятельное выполнение действий и заданий, выступает гибкость мышления. Обладая гибким умом, учащийся способен быстро отвлечься от тех связей и отношений в содержании выполняемого задания, которые были установлены им ранее, и легко образовать новые, перейдя от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой.
Развитие глубины, критичности и гибкости мышления учащихся в значительной степени зависит от того, какие средства обучения используются при изучении предмета. Сам факт компьютера в учебном процессе, безусловно, повышает интерес у учащихся к предмету, повышает активность учебной деятельности.
Следует отметить, что важную роль играет готовность учащегося к выполнению той или иной деятельности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Компьютерные технологии расширяют возможности самообучения ученика и формирования у него соответствующих учебных умений: самооценки, планирования
собственной деятельности, активности и др. В результате использования компьютерных технологий на уроках учащийся начинает осознавать, что слагаемое его успеха зависит от него самого, от его активности и самостоятельности. Опыт же показывает, что применение компьютерных технологий при изучении математики старшеклассниками непосредственно сказывается на активизации учебной деятельности учащихся, служит залогом интеллектуальной самостоятельности и конструктивного приложения сил.
Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы на их основе, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач в зависимости от трудности, поощрять правильные решения. Работая на компьютере, ученик может довести решение любой задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь. Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала.
Применение средств компьютерных технологий в учебном процессе помогает индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализовать интерактивный диалог, предоставляет возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Работая за компьютером индивидуально, в комфортных условиях, каждый ученик выдерживает оптимальную для него нагрузку и не чувствует давления окружающих.
Наличие программно-
методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания математики старшеклассникам, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопряженного с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности средствами компьютерных технологий. К таким средствам относятся программные среды ЛогоМиры, Роботландия, КуМир и другие, а также программные продук-
Психолого-педагогические науки
93
• ••
ты фирм «1С», «Кирилл и Мефодий» и другие.
В последнее время активно используются продукты фирмы «1С». Они оказывают большую помощь в организации учебного процесса. Это программы для учителей математики: «Учим дроби. 5-7 классы», «Математика. Счет» и др. Их применение позволяет более продуктивно использовать время на уроках математики, развивают коммуникативные способности учащихся.
Компьютер качественно меняет контроль за деятельностью учащихся, обеспечивает гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ достаточное время; снимается вопрос о субъективной оценке знаний; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Технически создание контролирующей программы по математике проще, чем по другим учебным предметам, так как именно математика поддается наибольшей формализации.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передаются компьютеру, учитель может наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск, что позволит учителю правильно организовать собственную деятельность по управлению учебным процессом и работать над развитием творческого потенциала учащихся.
Компьютер как средство обучения влияет на развитие познавательной активности старшеклассников, и работа с ним должна быть органично включена в процесс изучения различных учебных дисциплин.
При этом следует использовать предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Применение компьютерных программ следует соотнести с дидактической целью урока, органично вво-
дить в его структуру и нацелить на рациональное решение поставленных задач.
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у старшеклассников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности.
Также применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционально доступны учащимся и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства.
Среди учебных компьютерных программ особо надо отметить де-монстрационно-моделирующую программу В. Булатова «Виртуальный геометрический конструктор», способную построить по проекции лицевой грани все известные правильные, полуправильные и звездчатые многогранники, описанные в книге М. Веннинджера «Модели многогранников». Двумерное изображение смоделированного многогранника может быть распечатано на принтере и использовано в качестве дидактического материала при подготовке самостоятельной или творческой работы обучаемых. Виртуальные (трехмерные) модели позволяют с максимальной точностью продемонстрировать сложный стереометрический объект, оперативно преобразовать его, а затем использовать, например, в интернет-документах или распечатать трехмерную модель на 3D принтере. Кроме того, виртуальная модель очень удобна для первого представления учащимся геометрического чертежа многогранника. Такая модель помогает в выборе окончательной ориентации элементов чертежа при решении задачи, получать новые геометрические факты. Эта программа основана на оригинальных исследованиях В. Булатова, которые опубликованы на интернетсайте
http://www/physics.orst.edu/~bulatov/po lyhedra/bridges 2001/ (doc. файлы). Моделирование и просмотр всевозможных геометрических объектов
94
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
(поверхностей и многогранников) эффективно выполняются с помощью программы «Visual Geometry Pages», которая свободно распространяется в сети Интернет (http://www-sfb288.math.tu-berlin.de /vgp/javaview/index.html). В данной среде возможно получение развертки любого многогранника.
Использование перечисленных программных средств открывает
доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, позволяет реализовать принципиально новые формы и приемы обучения, способствует наглядному представлению изучаемого объекта, а изучение процессов в динамике - более глубокому усвоению учебного материала.
Примечания
1. Бахтина Е.Ю. Творческие конструктивные среды для обучения и разработки // Новые информационные технологии в образовании. Международная научно-практическая конференция. Улан-Удэ, 2008. С. 20-21. 2. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. №1. С. 14-31. 3. Кучеров В.Е., Федотова Л.Г. Преподавание математики в педагогическом лицее // Математика в школе. 1996. №3. С. 25-29. 4. Мехтиев М.Г. Некоторые вопросы методики использования компьютера на уроках математики в общеобразовательной школе // Вестник Дагестанского госуниверситета. Вып.6. Махачкала, 2001. С. 8183.
Статья поступила в редакцию 15.11.2009 г.