Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / энергетическая отрасль / информационные технологии / цифровые компетенции / энергетический университет / выпускник / цифровизация / competence-based approach / energy industry / information technologies / digital competences / energy university / graduate / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Натальсон Александр Валерьевич

На сегодняшний день предприятия энергетической отрасли испытывают острый дефицит квалифицированных кадров. Этому способствуют несколько факторов, среди которых основными являются широкая цифровизация энергетического сектора и недостаточная подготовка специалистов в процессе обучения в вузах. В рамках данной статьи автором определяется актуальность развития цифровых технологий и их интеграции на предприятиях энергетики. Выстраивается связь между данным фактом и необходимостью создания новой или усовершенствования системы образования, направленной на формирование актуальных компетенций будущих специалистов энергетической отрасли. Автором обосновывается довод о том, что компетентностный подход в вузовском образовании является наиболее оптимальным средством овладения важнейшими компетенциями в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Натальсон Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, companies in the energy sector are experiencing an acute shortage of qualified personnel. This is due to several factors, among which the main ones are broad digitalization of the energy sector and insufficient training of specialists in higher education. In the framework of this article, the author defines the relevance of the development of digital technologies and their integration at energy companies. The author draws a connection between this fact and the need to create a new or improved education system aimed at the formation of relevant competences of future specialists in the energy sector. The author substantiates the argument that the competence approach in university education is the most optimal means of mastering the most important competences in this field.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ»

2. Кузьмина, Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н.В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Л., 1970. - С. 47-60

3. Иванова, Г.П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова// Акмеология. 2012. -№ З.-С. 51-56

4. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. - 2003. Серия «Социология». -№ 4.

5. Пак, Л.Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях образовательного учреждения: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Изд-во ОИЭК, 2008. - С. 13-32

6. Ковтуненко, Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л.В. Ковтуненко. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 46-51

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Натальсон Александр Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация. На сегодняшний день предприятия энергетической отрасли испытывают острый дефицит квалифицированных кадров. Этому способствуют несколько факторов, среди которых основными являются широкая цифровизация энергетического сектора и недостаточная подготовка специалистов в процессе обучения в вузах. В рамках данной статьи автором определяется актуальность развития цифровых технологий и их интеграции на предприятиях энергетики. Выстраивается связь между данным фактом и необходимостью создания новой или усовершенствования системы образования, направленной на формирование актуальных компетенций будущих специалистов энергетической отрасли. Автором обосновывается довод о том, что компетентностный подход в вузовском образовании является наиболее оптимальным средством овладения важнейшими компетенциями в данной области.

Ключевые слова: компетентностный подход, энергетическая отрасль, информационные технологии, цифровые компетенции, энергетический университет, выпускник, цифровизация.

Annotation. Today, companies in the energy sector are experiencing an acute shortage of qualified personnel. This is due to several factors, among which the main ones are broad digitalization of the energy sector and insufficient training of specialists in higher education. In the framework of this article, the author defines the relevance of the development of digital technologies and their integration at energy companies. The author draws a connection between this fact and the need to create a new or improved education system aimed at the formation of relevant competences of future specialists in the energy sector. The author substantiates the argument that the competence approach in university education is the most optimal means of mastering the most important competences in this field.

Key words: competence-based approach, energy industry, information technologies, digital competences, energy university, graduate, digitalization.

Введение. Современный научно-технологический прогресс ознаменован интенсивным развитием и интеграцией на производстве инновационных цифровых технологий. Набирает популярность использование различных автоматизированных технологий, специального программного обеспечения и целого ряда иных информационных технологий. Данные устройства требуют наличия целого ряда компетенций, необходимых не только для успешного, но и эффективного взаимодействия рабочих с инновационными продуктами. Одной из наиболее подверженных к технологическим трансформациям областей является энергетика. Именно в данной сфере наблюдается интенсивное развитие, интеграция новых и модернизация уже существующих технологических решений. Вместе с этим особенно актуализируется вопрос о необходимости формирования системы компетенций и изменения подходов к образованию в современных высших учебных заведениях. В частности, актуализируется задача, связанная с формированием профессиональных компетенций на этапе получения освоения бакалаврских программ. Именно заблаговременная подготовка будущих специалистов и формирование системы актуальных компетенций являются основой для повышения качества и работоспособности работников и, как следствие, эффективности функционирования всего энергетического комплекса нашей страны.

Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии представляют собой широкий пласт результатов непрерывного научно-технического развития. Именно в результате их использования наблюдается значительное повышение качества и эффективности выполнения производственных процессов и исполнения технологических операций. При этом активная интеграция данных технологий наблюдается практически во всех профессиональных областях жизнедеятельности человека. Примерами таких областей является нефтегазовый сектор, судостроение, строительство, образование, энергетика и ряд иных направлений. Это связано с универсальностью и возможностью настройки цифровых технологий для каждого отдельного предприятия.

Цифровые технологии включают в себя широкий спектр различных инструментов, как программной, так и аппаратной части. Таким образом, в пласт цифровых технологий входит различное программное обеспечение и многоуровневые технологические инструменты, встраиваемые на различных участках производства. Примерами информационных технологий являются искусственный интеллект, облачные технологии и иные средства.

Совокупность данных технологий играет решающую роль в повышении производительности, качества и снижения ошибок при выполнении технологических процессов. Однако вместе с множеством преимуществ использования цифровых технологий отмечается и ряд ключевых недостатков.

Основным недостатком при интеграции цифровых технологий на современных предприятиях различного сектора является недостаточный уровень подготовки специалистов. В данном случае проблема затрагивает именно вопрос взаимодействия персонала с новыми технологиями, то есть, отсутствие базовых знаний и компетенций. Так, при отсутствии цифровых компетенций будущие специалисты не имеют возможности полноценной и эффективной работы и взаимодействия с новыми технологиями. Это, в свою очередь, приводит к значительным производственным потерям и снижения рациональности использования ресурсов на предприятии.

Недостаточный уровень приобретения цифровых компетенций подтверждается в результате анализа рабочих программ дисциплин бакалавров. Зачастую можно встретить только единичные курсы, в рамках которых студенты имеют возможность получить цифровые компетенции базового уровня. Отдельного внимания заслуживает проблема, связанная с отсутствием в большинстве бакалаврских программ специализированных предметов по работе с цифровыми технологиями, направленных на приобретение соответствующих компетенций. Несмотря на это, высокий уровень технологичности в бытовой жизни студентов позволяет овладеть некоторыми базовыми компетенциями, связанными с коммуникацией или же работой в офисных программах. Однако этого недостаточно для возможности успешной работы по будущей профессии и эффективного взаимодействия с технологиями на реальных предприятиях.

Современные многоуровневые и сложные технологии подразумевают наличие у специалиста определенных специализированных компетенций. Именно в результате их наличия может наблюдаться быстрое вхождение работником в свои функциональные обязанности и возможность приступить к рабочей деятельности сразу после инструктажа.

Исходя из этого, наблюдается высокий уровень актуальности вопроса о переработке системы образования, а также добавления в программы бакалавров дополнительных курсов. Это является залогом успешного старта рабочей деятельности и исключения простоя оборудования во время дополнительного изучения работы при отсутствии соответствующих компетенций.

Для получения студентами соответствующих знаний и умений необходимо создание разно уровневого обучения. Каждый из данных уровней должен определяться будущей деятельностью студента, в частности, необходимостью владения базовым, специальным, иным или всеми частями цифровых компетенций. При этом подразумевается создание именно подхода к обучению, его методологической основы и правил. На сегодняшний день уже существует ряд полноценных проектов и курсов, направленных на приобретение знаний по различным направлениям работы с цифровыми технологиями. Однако основным недостатком всего этого является узкая направленность и отсутствие взаимосвязи с реальным производством в энергетике [3, С. 54].

Из этого можно сделать вывод о необходимости создания абсолютно новой системы, подразумевающей приобретение цифровых компетенций в связи с детальностью в профессиональной сфере. Несмотря на низкий уровень развития данного вопроса, уже наблюдаются попытки изменения бакалаврских программ путем внедрения в рабочие программы дисциплин блоков по взаимодействию и решению задач с использованием различных информационных технологий. Основной задачей интегрируемых блоков обучения является вовлечение студента в практическую деятельность, приближенную к реальным производственным условиям. Именно за счет этого могут наблюдаться качественные изменения получаемого образования, а также развитие определенных цифровых компетенций. Данные действия способствуют формированию умений и навыков у студентов к будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка студентов в области энергетики в контексте компетентного подхода представляет собой метод обучения, который ориентирован на развитие компетенций у студента и подготовку к профессиональным задачам и ситуациям, которые будут встречаться в будущей профессиональной деятельности. Данный подход предполагает, что необходимо не только дать теоретическую базу, но и развивать практические навыки, критическое мышление, коммуникативные и лидерские способности студента. Важным аспектом компетентностного подхода является тесная связь обучения с реальными профессиональными задачами и ситуациями, что способствует формированию у студента готовности к профессиональной деятельности.

Данная методика акцентируется на развитии навыков и знаний, необходимых для решения практических задач в реальной жизни. В отличие от традиционного подхода, основанного на передаче знаний, компетентностный подход фокусируется на том, как студенты могут применять свои знания в реальных ситуациях. При этом студенты не только учатся теоретическим знаниям, но и получают возможность применять их на практике. В процессе обучения применяются различные методы, такие как проектные задачи, кейс-метод, ролевые игры и другие. Компетентностный подход в обучении является открытым, поскольку студенты могут использовать свои знания и опыт для достижения общей цели. Такой подход помогает студентам не только приобрести новые знания, но и развить свои профессиональные и социальные навыки.

В образовании, основанном на компетентностном подходе, основной целью и результатом обучения является формирование определенных компетенций у обучающихся. Этот подход проявляется в организации образовательного процесса, выборе содержания, форм, методов и средств обучения. Образование, построенное в соответствии с этим подходом, имеет прикладную направленность, что означает, что учащийся, завершивший определенный уровень образования, обладает необходимыми компетенциями и готов решать практические задачи.

Важным элементом компетентного подхода является регулярная практика и применение полученных знаний в реальной жизни. Для этого можно выбрать проекты или задачи из сферы энергетики, которые предполагают использование цифровых технологий и навыков.

Использование компетентностного подхода в бакалаврском образовании предполагает ориентацию на формирование набора компетенций у студентов, необходимых для решения профессиональных задач в современном мире. В этом случае компетенции, которые студент должен освоить могут включать в себя:

- профессиональные компетенции - знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных задач на высоком уровне;

- коммуникативные компетенции - способность эффективно взаимодействовать со своими коллегами и клиентами;

- цифровые компетенции - знания и навыки, необходимые для работы с современными цифровыми технологиями и

В процессе обучения студенты получают теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных задач, а также опыт общения с коллегами и наставниками.

Компетентностный подход в высшем образовании также предполагает широкое использование интегративных курсов, которые объединяют содержание нескольких дисциплин в единую тему. Это позволяет студентам получить более полное представление о своей профессии и ее особенностях. Кроме того, использование компетентностного подхода по специальностям энергетики должно включать в себя непрерывную оценку соответствия полученных компетенций потребностям рынка труда, что позволяет студентам подготовиться к будущей профессиональной деятельности и решать актуальные задачи [4, С. 152].

Статус вуза налагает определенные требования на выпускников и подразумевает не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и широкую эрудицию, грамотную речь, умение вести себя в обществе, способность взаимодействовать со специалистами неродственных областей, адаптироваться к разнообразию современного мира. Именно совокупность данных качеств возможно воспитать среди будущих специалистов. Так, востребованность компетентностного подхода обусловлена особым культурно-образовательным контекстом, заданным такими тенденциями российского образования, как необходимость развития кадрового ресурса российского общества, повышение качества подготовки выпускников, перспективы их свободной интеграции в социокультурное и экономическое пространство современной

России и стран дальнего и ближнего зарубежья, в международную систему разделения труда, формирование условий расширения доступа к рынку образовательных услуг и прочего.

В связи с этим возникает потребность в формировании личности, способной адаптироваться к современным условиям и обладающей ответственностью, творческими способностями и компетентностью в профессиональной деятельности. Для достижения успеха в профессиональной сфере необходимо не только получить высшее образование, но и постоянно обновлять свои знания, развивать самостоятельность и улучшать свои профессиональные и культурные компетенции, используя информацию из различных областей знания.

Следовательно, образовательные методы, сосредотачивающиеся на развитии компетенций, предполагают серьезное обновление, а именно - внедрение инновационных технологий в образовательную среду. Разработка компетентностной модели обучения не только демонстрирует позицию вуза по отношению к образовательным инновациям, но и обусловливает пути и методы реализации инновационной стратегии и стимулирует совершенствование форм и содержания учебного процесса. Инновационный характер образования требует развития творческих способностей, умения мыслить самостоятельно и нестандартно, работать в команде, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации и т.д. Итогом такого подхода к образованию должен явиться компетентный профессионал [1, С. 258].

Профессиональная подготовка специалистов в области энергетики с использованием компетентностного подхода должна обеспечивать интеграцию различных видов деятельности: обучение теоретическим знаниям; практическое применение этих знаний в реальных ситуациях; оценку результатов своей работы.

В свете современных требований к профессиональной подготовке, необходимо создать модель обучения, основанную на компетенциях и инновационных технологиях. Целью такой подготовки является формирование личности, обладающей ответственностью, творческими способностями и профессиональной компетентностью, способной адаптироваться к современным условиям. Для достижения этой цели, необходимо включать в профессиональную подготовку теоретическую и практическую подготовку, освоение методов работы с современным оборудованием и технологиями, развитие практических навыков и компетенций, связанных с проектированием, установкой, наладкой и обслуживанием энергетических систем и оборудования. Кроме того, необходимо развивать лидерские качества и способности к управлению и организации работы коллектива, а также коммуникативные навыки и способности к принятию решений в сложных ситуациях. Важным аспектом является также освоение знаний и навыков, связанных с учетом экологических и социальных аспектов при проектировании и эксплуатации энергетических систем [2, С. 34].

Профессиональная подготовка специалистов в области энергетики должна включать не только технические знания и навыки, но и социальные, экологические и лидерские компетенции. Таким образом, компетентностный подход позволяет формировать у будущих специалистов в области энергетики необходимый комплекс профессиональных компетенций, что способствует повышению их квалификации и эффективности работы [5, С. 146].

Компетентностный подход подразумевает, что обучение должно быть ориентировано на развитие у студентов конкретных компетенций, то есть, умений, знаний и навыков, необходимых для успешной работы в профессиональной сфере. Таким образом, знания и умения студентов оцениваются не только на основе теоретических знаний, но и на основе их способности применять эти знания на практике. Многие университеты включают компетентностный подход в свои бакалаврские программы и учитывают этот подход при разработке курсов и оценке работы студентов. Это помогает студентам получить необходимую подготовку для будущей работы в профессиональной сфере и повышает качество образования в целом.

Реализация компетентностного подхода в бакалаврской программе является достаточно полезным и эффективным методом обучения, позволяющим студентам получить необходимые знания, умения и навыки для успешной карьеры в будущем. Однако сама реализация подхода остается актуальной и малоизученной составляющей в общей системе рассматриваемого вопроса. На сегодняшний день отсутствуют полноценные практики использования данного подхода в высших учебных заведениях. Это, в свою очередь, повышает актуальность создания абсолютно новой концепции по созданию методологической основы для возможности использования подхода в высших учебных заведениях для освоения цифровых компетенций.

Компетентный подход является наиболее подходящим для освоения цифровых компетенций и предполагает активное обучение и развитие основных навыков и умений, необходимых для работы с современными технологиями. Один из способов использования компетентного подхода - это участие в курсах и тренингах, которые охватывают различные аспекты работы с цифровыми технологиями. В таких курсах можно изучать как базовые понятия и функционал программ, так и продвинутые технологии, например, машинное обучение, искусственный интеллект и др. Для приближения к практической работе и закрепления полученных знаний можно использовать онлайн курсы с практическими заданиями или самостоятельно решать задачи по конкретным технологиям.

Выводы. В результате написания данной статьи автором определена актуальность развития данной тематики, а также представлены основные тенденции в современном мире и интенсивно меняющихся технологиях на современных предприятиях. Автором доказано, что современные предприятия нуждаются в цифровой трансформации, которая уже находится в активной стадии на некоторых из ключевых для российской экономики отраслей. Одной из них является сфера энергетики, цифровые и информационные технологии в которой повышают качество и эффективность выполнения технологических операций практически на каждом из основных этапов производства. Автором исследованы ключевые аспекты, касающиеся профессиональной подготовки специалистов в области энергетики в контексте компетентностного подхода. Определяется актуальность развития цифровых технологий и их интеграции на предприятиях энергетики. Выстраивается связь между данным фактом и необходимостью создания новой или усовершенствования системы образования, направленной на формирование актуальных цифровых компетенций будущих специалистов.

Литература:

1. Гаганова, Е.В. Компетентностный подход как средство достижения нового качества высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС / Е.В. Гаганова // Вестник университета. -2015. - № 6. - С. 258-262

2. Малацион, С.Ф. Цифровизация образования: ожидания и риски / С.Ф. Малацион, С.М. Куценко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - T.13, № 2-3. - C. 34-38

3. Натальсон, A.B. Формирование цифровых компетенций в области кибербезопасности объектов цифровой энергетики / A.B. Натальсон // Вестник НЦБЖД. - 2023. - № 3(57). - С. 54-60

4. Салтанаева, Е.А. Цифровые компетенции как обязательная компонента высшего образования / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, С.И. Бекетова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14, № 2-2. - C. 152-156

5. Шорина, T.B. Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы / Т.В. Шорина, Г.И. Кирилова, И.А. Липатова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2017. -№3(35).-С. 146-152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.