Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение как средство повышения профессиональной подготовки специалистов среднего звена - энергетиков'

Практико-ориентированное обучение как средство повышения профессиональной подготовки специалистов среднего звена - энергетиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икрина Оксана Алексеевна

В статье актуализируется проблема реализации практико-ориентированного подхода в обучении будущих специалистов среднего звена энергетической производственной отрасли. Автор анализирует данную проблему с позиций понимания практико-ориентированного подхода как средства повышения эффективности профессиональной подготовки будущих энергетиков и раскрытия его потенциала в рамках контекстного подхода, позволяющего включать обучающихся в поле профессии на всех этапах и во всех видах обучения (теоретические занятия, практические занятия, практика и т.д.). Актуальность данной тематики подчеркивается автором в процессе анализа научной и специальной литературы, выявлении тенденций образовательной политики учреждений среднего профессионального образования и стратегий развития предприятий топливно-энергетического комплекса страны и региона. Автором выявлена специфика развития топливно-энергетического хозяйства, востребующая на современном этапе развития специалиста среднего звена, способного к решению производственных задач за счет непрерывно приобретаемого и совершенствуемого профессионального опыта, профессиональных компетенций и в то же время способного к осуществлению профессиональной мобильности в условиях современных производственных реалий. Выявлены и охарактеризованы аспекты реализации практико-ориентированного обучения в системе подготовки будущих специалистов среднего звена (энергетиков). Представлены аспекты инноваций в реализации практико-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Икрина Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение как средство повышения профессиональной подготовки специалистов среднего звена - энергетиков»

Практико-ориентированное обучение

как средство повышения профессиональной подготовки

специалистов среднего звена - энергетиков

Икрина Оксана Алексеевна

преподаватель, Автономное учреждение «Сургутский политехнический колледж», ikrinao.a@mail.ru

В статье актуализируется проблема реализации практико-ориентированного подхода в обучении будущих специалистов среднего звена энергетической производственной отрасли. Автор анализирует данную проблему с позиций понимания практико-ориентированного подхода как средства повышения эффективности профессиональной подготовки будущих энергетиков и раскрытия его потенциала в рамках контекстного подхода, позволяющего включать обучающихся в поле профессии на всех этапах и во всех видах обучения (теоретические занятия, практические занятия, практика и т.д.). Актуальность данной тематики подчеркивается автором в процессе анализа научной и специальной литературы, выявлении тенденций образовательной политики учреждений среднего профессионального образования и стратегий развития предприятий топливно-энергетического комплекса страны и региона. Автором выявлена специфика развития топливно-энергетического хозяйства, востребующая на современном этапе развития специалиста среднего звена, способного к решению производственных задач за счет непрерывно приобретаемого и совершенствуемого профессионального опыта, профессиональных компетенций и в то же время способного к осуществлению профессиональной мобильности в условиях современных производственных реалий. Выявлены и охарактеризованы аспекты реализации практико-ориентированного обучения в системе подготовки будущих специалистов среднего звена (энергетиков). Представлены аспекты инноваций в реализации практико-ориентированного подхода. Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональная подготовка специалистов среднего звена, энергетическая отрасль, контекстный подход, учреждения среднего профессионального образования.

о

п ^

СО

01

Процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена на настоящем этапе развития среднего профессионального образования (далее СПО) призван решить проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных рабочих кадров в различных производственных областях, в которых на сегодня достаточно важное место занимает практический труд, опыт и практическое знание своей профессии. Актуальность данной проблемы высока и связана с такими аспектами профессиональной подготовки специалистов среднего звена (в нашем случае энергетиков) как повышение уровня данной подготовки, включающей свободное владение специализированными профессиональными навыками и компетенциями, которые бы позволяли специалисту энергетической отрасли оставаться конкурентоспособным в условиях современного рынка труда [5, с. 83].

Необходимо также отметить, что на современном этапе социально-экономического развития актуальность данной проблематики продолжает нарастать в связи с так называемой «затоваренностью» инженерными кадрами высшей школы и дефицитом квалифицированного рабочего труда. Возросшая актуальность сложившейся ситуации связана с пересмотром концепции методологии практико-ориентированного обучения и реализации инновационных технологий, обеспечивающих профессиональный рост обучающегося уже на начальном этапе профессиональной самореализации [7, с. 961].

Вопросам практико-ориентированного обучения в системе СПО посвящено немало научных исследований. Так, технологии реализации компетентност-но-модульной организации практико-

ориентированного обучения в системе СПО уделено внимание в работах В. И. Яблонского. Моделирование и проектирование практико-ориентированного процесса профессиональной подготовки подробно изучено Т П. Петуховой, А. В. Ковалевым, И. Д. Бе-лоновской и др. [4].

Вопросы разработки практико-ориентированной модели конкурентоспособного специалиста среднего звена подробно изучены в исследованиях Н.

М. Миняевой, М. В. Досымовой, Е. А. Ждановой и

др. [1; 2].

Современная энергетическая отрасль нуждается и отдает предпочтение профессиональным кадрам, которые имеют специальное профессиональное образование и начальный опыт работы, позволяющий работодателям удовлетворить свои интересы не только в решении прикладных производственных задач, но и в сфере профессиональной мобильности, коммуникации и создания материального или интеллектуального продукта (или слуги), способных обеспечить конкурентоспособность самого предприятия на отечественном и международном экономических рынках.

В связи с этим в системе СПО встает вопрос о внедрении в образовательный процесс практико-ориентированных инноваций, позволяющих «погрузить» обучающихся в моделируемое профессиональное поле уже на этапе начального освоения профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций. В данном контексте особую значимость приобретает целевая профессиональная подготовка по заказам промышленных предприятий энергетического комплекса страны и регионов, которая становится ориентированной на формирование способности будущих специалистов среднего звена к выполнению конкретных видов (функций) профессиональной деятельности.

При этом реализация в системе СПО новых федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на освоение профессиональных компетенций будущими работникам среднего звена, ставит перед административно-педагогическим корпусом учреждений СПО задачи разработки и внедрения практико-ориентированных образовательных технологий с учетом углубленной профессиональной направленности.

Помимо этого, необходимо отметить, что усиление практической направленности обучения, обозначенного в документах ФГОС, распространяется не только на методологию организации практических учебных занятий, но и на тенденции углубленно специализированной производственной практики.

Практико-ориентированный подход в обучении будущих специалистов энергетической отрасли обеспечивает существенное повышение качества профессионального образования через усиление практической части образовательных программ и организации образовательного процесса в учреждениях СПО. Это говорит о том, что реализация любого вида образовательной деятельности в данных учреждениях должна быть сопряжена с решением практико-ориентированных задач, связанных с подготовкой к будущей профессии.

В этой связи, практико-ориентированный подход в обучении будущих энергетиков предусматривает реализацию следующих аспектов:

-постановку и конкретизацию задач подготовки рабочих кадров среднего звена с учетом актуализированной проблематики практико-ориентированного профессионального образова-

ния, а также пересмотр концептуальных оснований методологии преподавания и стратегии деятельности самих педагогических кадров;

-своевременную диагностику профессиональных трудностей в деятельности педагогов, преподающих как дисциплины специализации, так и дисциплины общеобразовательного характера, а также педагогов, курирующих сферу производственной практики; данный компонент практико-ориентированного обучения также требует реализации в контексте всех составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена (например, выявление условий производственной деятельности и возможностей преподаваемых дисциплин и практи-ко-ориентированного блока в формировании всего спектра профессионально важных качеств: физических, психофизиологических, психологических, интеллектуальных и пр.);

-обеспечение взаимосвязи ориентиров стратегического развития отраслей энергетического комплекса с задачами и целями профессиональной подготовки специалистов среднего звена, их своевременная корректировка для совершенствования образовательного процесса;

-обеспечение условий, определяемых содержание осваиваемых образовательных программ и направленных на успешное освоение будущими специалистами современных производственных технологий энергетической отрасли;

-своевременное изучение целевых требований работодателей, а также соответствующее формирование заказа на подготовку как будущих специалистов среднего звена, так и кадров, обеспечивающих их профессиональную подготовку;

-целевое взаимодействие с предприятиями с целью оценки роли топливно-энергетического комплекса в экономике страны и региона, формирования способности будущих энергетиков видеть и понимать перспективы, стратегии, а также проблемы развития топливно-энергетического хозяйства [3; 6].

Необходимость реализации практико-ориентированного подхода в обучении следует учитывать при проектировании не только основной образовательной программы, но и рабочих программ дисциплин, образовательных модулей, а также при определении задач, содержания реализуемых технологий, их соответствие концепциям образования и стратегическому развитию производства.

В этой связи, одним из важнейших средств реализации практико-ориентированного обучения становится самостоятельная образовательная деятельность студентов, способствующая самореализации, самоактуализации в процессе приобретения творческого практического опыта, а также практика, в процессе которой происходит закрепление и углубление теоретической подготовки, формирование профессиональных компетенций, приобретение студентами навыков организации профессиональной деятельности и начального профессионального опыта в условиях производства.

со ^

0

сч

01

В рамках реализации практико-ориентированного обучения для будущих специалистов среднего звена производственной сферы основным условием, обеспечивающим эффективность профессиональной подготовки, становится так называемые взаимосвязь и взаимопроникновение средств подготовки, в данном контексте которых особой новизной обладает контекстный подход, обеспечивающий своеобразное «погружение» обучающихся в поле профессии за счет моделируемых профессиональных ситуаций, имеющих плюралистический характер в отношении их решений.

Так, основными средствами, повышающими эффективность практико-ориентированного обучения и, соответственно, уровня профессиональной подготовки в рамках реализации контекстной методологии являются следующие:

-формирование компетенций и диагностика уровня их сформированности посредством реализации специально подобранных практических заданий, моделируемых ситуаций и пр., используемых в процессе обучения и во время прохождения практики;

-применение специальных знаний, соответствующей методологии и стратегических рекомендаций в производственной деятельности, осмысление закономерностей, лежащих в основе развития тенденций и явлений развития топливно-энергетического комплекса страны и регионов; систематические наблюдения и соотнесение явлений и закономерностей с теоретическим, методологическим, технологическим, практическим знанием и пр.;

-проверка знаний, умений и корректировку навыков в соответствии с конкретными производственными ситуациями, фактами профессии и т.п.;

-систематическая актуализация и самоактуализация практического и теоретического знания, интегрированного в постоянно совершенствующийся профессиональный опыт, который необходим для решения производственных задач в условия развивающегося производства;

-формирование в рамках практико-ориентированного обучения специализированного профессионального портфолио, позволяющего успешно решать практические задачи как во время производственных практик, так и при условии осуществления профессиональной деятельности на производстве;

-самостоятельный синтез нового знания, получаемого в процессе практического опыта в контексте моделируемого профессионального поля в процессе образовательной деятельности;

-развитие у будущих специалистов-практиков способности предвидеть тенденции развития топливно-энергетической области и быть готовым к решению новых задач на базе результатов практи-ко-ориентированного обучения.

Таким образом, овладевая основами профессиональной специализации, будущие специалисты среднего звена будут не только иметь высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и профессиональной подготовки, но

и будут готовы к постоянному взаимодействию с обновляющимися условиями осуществления профессиональной деятельности в контексте профессиональной самоактуализации и самореализации за счет формируемого практического опыта.

Литература

1. Досымова, М. В. Моделирование процесса формирования компетентности обучающихся с учетом междисциплинарных связей / М. В. Досымова, Е. А. Жданова, Н. М. Оскорбин // Известия Алтайского государственного университета. -2017. - № 1 (93). - С. 72-75.

2. Миняева, Н. М. Актуализация модели конкурентоспособного выпускника колледжа / Н. М. Миняева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 5 (205). - С. 15-21.

3. Оценка роли ТЭК в структуре Российской экономики и формирование показателей национальной энергетической безопасности [Электронный ресурс] // Международные научно-практические конференции, публикация научных статей 2014 г. - URL: http://sibac.info/14671

4. Петухова, Т. П. О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «Колледж университет» / Т. П. Петухова, А. В. Ковалев, И. Д. Белоновская // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 72-78.

5. Свирская, О. А. Роль практико-ориентированного обучения в подготовке квалифицированных специалистов среднего звена / О. А. Свирская // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 2. - С. 82-84.

6. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и окружающая среда [Электронный ресурс] // География 2014 г. -URL:http://geographyofrussia.com/toplivno-energeticheskij-kompleks-sostav-znacheniev-xozyajstve-problemy-razvitiya-tek-i-okruzhayushhaya-sreda

7. Яблонский, В. И. Компетентностно-модульная технология целевой подготовки в колледже специалистов по видам профессиональной деятельности / В. И. Яблонский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - № 2-4. - С. 960-963.

8. Сысоева Е.В. Стратегические технологии формирования имиджа организации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 9-1 (56). С. 99-109.

Practice-oriented training as a means of improving professional training for mid - level engineers Ikrina O.A.

AU " Surgut Polytechnic College»

The article actualizes the problem of implementing a practice-oriented approach in training future specialists in the mid-level energy production industry. The author reveals this problem from the point of view of the practical-oriented approach as a means of increasing the efficiency of the training of future power engineers and the disclosure of his potential within the framework of a contextual approach that allows students to be included in the profession at all stages and in all types of training (theoretical studies, practical classes, practice etc.). The relevance of this subject is emphasized by the author in the

process of analyzing scientific and specialized literature, identifying trends in the educational policy of institutions of secondary vocational education and strategies for the development of enterprises in the energy complex of the country and the region. The author has revealed the specificity of the development of the fuel and energy sector, which is in demand at the present stage of development of a middle-level specialist capable of solving production problems through continuously acquired and improved professional experience, professional competencies and at the same time capable of implementing professional mobility in the conditions of modern production realities. Identified and characterized aspects of the implementation of practice-oriented training in the system of training future specialists of the middle-level (power engineers). The aspects of innovations in the implementation of the practice-oriented approach are presented.

Keywords: practical-oriented approach, professional training of middle-level specialists, energy branch, contextual approach, institutions of secondary professional education.

References

1. Dosymova, M. V. Modeling of process of formation of competence of students taking into account cross-disciplinary communications / M.V. Dosymova, E.A. Zhdanova, N.M. Oskorbin//News of the Altai state university. - 2017. - No. 1 (93). - Page 72-75.

2. Minyaeva, N. M. Updating of model of the competitive graduate

of college / N.M. Minyaeva//Messenger of the Orenburg state university. - 2017. - No. 5 (205). - Page 15-21.

Assessment of a role of energy industry in structure of the Russian economy and formation of indicators of national energy security [An electronic resource]//the International scientific and practical conferences, the publication of scientific articles of 2014 - URL: http://sibac.info/14671

Petukhova, T. P. About design of professional educational programs in the College University system / T.P. Petukhova, A.V. Kovalyov, I.D. Belonovskaya//the Higher education in Russia. - 2012. - No. 7. - Page 72-78. Svirskaya, O.A. Rol of the praktiko-focused training in training of qualified specialists of an average link / O.A. Svirskaya//the Historical and social and educational thought. - 2015. - No. 2. - Page 82-84.

Fuel and energy complex: structure, value in economy, development problems. Energy industry and the environment [An electronic resource]//Geography of 2014 -URL:http://geographyofrussia.com/toplivno-energeticheskij-kompleks-sostav-znacheniev-xozyajstve-problemy-razvitiya-tek-i-okruzhayushhaya-sreda Yablonsky, V.I. Competence-based and modular technology of target preparation in college of specialists in types of professional activity / V.I. Yablonsky//News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2012. -No. 2-4. - Page 960-963.

Sysoeva E.V. Strategic technologies of image formation of an organization // Competitiveness in the global world: economics, science, technologies. 2017. No. 9-1 (56). S. 99-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.