Научная статья на тему 'Адаптация профессиональных образовательных организаций к условиям современного производства - взаимодействия с работодателем для подготовки будущих специалистов-энергетиков'

Адаптация профессиональных образовательных организаций к условиям современного производства - взаимодействия с работодателем для подготовки будущих специалистов-энергетиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икрина Оксана Алексеевна

Актуализация содержания профессионального образования и обеспечение его качества, удовлетворяющее работодателей, их участие в разработке содержания региональных и местных компонентов учебного плана, в профессиональной подготовке будущих специалистов-энергетиков и оценке сформированности общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников организаций среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Икрина Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация профессиональных образовательных организаций к условиям современного производства - взаимодействия с работодателем для подготовки будущих специалистов-энергетиков»

Адаптация профессиональных образовательных организаций к условиям современного производства -взаимодействия с работодателем для подготовки будущих специалистов - энергетиков

Икрина Оксана Алексеевна,

преподаватель, Автономное учреждение «Сургутский политехнический колледж», ikrinao.a@mail.ru

Актуализация содержания профессионального образования и обеспечение его качества, удовлетворяющее работодателей, их участие в разработке содержания региональных и местных компонентов учебного плана, в профессиональной подготовке будущих специалистов-энергетиков и оценке сформированно-сти общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников организаций среднего профессионального образования

Ключевые слова: взаимодействие, актуализация содержания профессионального образования, практико-ориентированная образовательная среда, основные профессиональные образовательные программы, профессиональное образование

В условиях современных социокультурных и экономических реалий возрастает значимость взаимодействия учреждений образования с органами местных и государственных структур власти, а, главное, с институтами и иными субъектами рынка труда и услуг. Основной задачей данного взаимодействия является его направленность на взаимное согласование и реализацию интересов всех сторон, включающее и оценку качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Множество разнообразных моделей подготовки специалистов, реализующихся в сфере профессионального образования, нацелены на формирование высокого уровня способности к адаптации в условиях рынка и конечным результатом предполагают успешность трудоустройства и защищенность будущих выпускников в социальном пространстве. Успешность трудоустройства на сегодняшний день рассматривается как показатель конкурентоспособности каждого конкретного учреждения образования, в том числе и среднего профессионального (далее СПО). Достаточно тесная взаимосвязь учреждений СПО с функционирующими предприятиями-работодателями позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов с высоким уровнем адаптации к современных условиях осуществления профессионального труда.

На сегодняшний день основной целью учреждений СПО становится не только формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих в последующем перспективу их карьерного роста, но и развитие продуктивной творческой самостоятельности, активности, нового типа мышления, основанного на принципах критического анализа, а также воспитание высоко профессиональной, социально-адаптированной, конкурентоспособной личности, характеризующейся востребованностью на современном рынке труда и услуг.

Сегодняшний уровень развития рыночной экономики не только не меняет главной миссии образовательного учреждения, заключающуюся в обеспечении доступности, высокого качества прак-

со ^

0

сч

01

тико-ориентированного образования, но и дополняет ее принципами непрерывности и преемственности, регулирующими процесс самоактуализации и профессиональной самореализации в течение всей жизни специалиста. В связи с этим, содержательное наполнение профессиональной подготовки должно предполагать как формирование общекультурных и профессиональных компетенций [1, 2], так и такой базы знаний, умений, навыков характерологических черт и личностных свойств, которые бы в дальнейшем позволили профессионалу противостоять профессиональной стагнации на фоне постоянного совершенствования уровня профессиональной самоподготовки, ориентированной на обновляющиеся требования работодателя в условиях конкурентной среды, формирующей спрос и предложения региональных рынков труда.

В среднем профессиональном образовании происходят процессы реформирования и адаптации к условиям современного производства, которые вызывают необходимость коренных преобразований в системе подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования. Так почему же нас так интересуют требования работодателей к профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов среднего звена?

Во-первых, становится очевидным, что образование должно ориентироваться на потребности производства. Ведь профессионализм и квалификация работников (специалистов, служащих, рабочих и пр.) среднего звена регулируется видом выполняемой профессиональной деятельности, а также комплексом общекультурных и профессиональных компетенций, которые отражены не только в требованиях работодателей, но и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Является естественным, что в условиях современных технологических трансформаций на производстве, требования работодателей и, соответственно, профессиональные стандарты будут постоянно претерпевать изменения, поэтому профессиональные образовательные организации должны быстро и гибко реагировать на изменения в запросах работодателей, чтобы идти в ногу со временем [3].

Во-вторых, проведя сравнительный анализ профессиональных стандартов 3, 3+ и Концепции ФГОС СПО 4-ого поколения [9], можно придти к следующему выводу: стандарты все более становятся практико-ориентированными, так например:

-40%-теоретическая подготовка, 60%-практическая;

-аудиторная нагрузка составляет 75%, самостоятельная уменьшается до 25%;

-увеличение объема вариативной части учебного плана до 50%;

-увеличение часов производственной практики; -в требованиях к материально-технического оснащения появляется понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» и т.д.

Поэтому становится актуальным взаимодействие организаций среднего профессионального

образования и предприятий, а также создание практико-ориентированной образовательной среды через «сопряжение» образовательной среды организации и среды производства.

Ориентирование профессионального образования на рынок труда и услуг с максимальным соответствием предполагает достаточно тесное взаимосвязь с органами занятости населения региона, которые, в свою очередь, выступают (на сегодня пока единственными) субъектами изучения и регулирования рынка труда [5,6]. Необходимо отметить, что зачастую одним из факторов увеличения напряженности в условиях рынка труда становится несоответствие предложений образовательных услуг и спроса на рабочую силу. Данная проблема актуализирует вопросы разработки тенденций совместной политики предприятий и образовательных организаций. Это одновременно предполагает также и усиление ролевых функций, осуществляемых региональными исполнительными и законодательными органами власти в решении соответствующих вопросов, касающихся функционирования региональных систем профессионального образования как социальных партнеров. Специфика социально-экономического развития регионов обусловливает появление разнообразных форм социально-партнерского сотрудничества в области профессионального образования [7].

Актуализируя необходимость своевременного и адекватного реагирования системы профессионального образования на современные социально-экономические преобразования в каком-либо конкретном регионе, будем в первую очередь под этим понимать следующие аспекты:

-востребованность будущих выпускников на рынке труда и услуг;

-способность будущих выпускников своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономических реалий [4].

Все вышеуказанное в большей степени зависит от того, в какой степени содержание профессионального образования учитывает данные аспекты, а также от того, насколько это содержание обусловлено целями не только формирования активного познавательного интереса обучающихся к изучению общеобразовательных и профессиональных дисциплин, но также формирования таких условий, при которых процесс учения становится средством начальной и последующей профессиональной самореализации и является важнейшим фактором в развитии профессионально важных качеств личности будущего профессионала.

В этой связи необходимо отметить, что в сфере формирования содержания образования, соответствующего вышеупомянутым условиям, малоизученной является область овладения обучающимися интегративными универсальными знаниями, умениями и навыками, составляющими необходимый базис формирования ключевых компетенций и квалификаций, которые на сегодняшний день во многом определяют как профессиональную мобильность будущих выпускников, так и их способ-

ность в успешной адаптации к условиям рынка труда и услуг.

Данные социологического опроса свидетельствуют о наличии определенных показателей, составляющих специфическую шкалу потребностей предприятий-работодателей. Так, данные показатели представлены следующим образом [7]:

-общепрофессиональная компетентность рабочего (40%);

-профессиональная мобильность (60%); -социально-профессиональная мобильность (40%).

Различные стороны предоставляемых образовательных услуг, реализуемых образовательным учреждением и определяющих его потребность в развитии, имеют специфическую включенность в так называемую «зону сопряжения интересов». Так, в данную общую зону входят: шкала образовательных услуг, включающая уровень качества реализации ФГОС, ОПОП, сопровождение реализации профессиональных модулей, а также программ профессиональной и дополнительной подготовки, маркетинговую деятельность в области реализации образовательных услуг и пр.); шкала жизненных ценностей и ценностно-смысловых личностных ориентаций обучающихся (уровень профессионализма, показатели состояния профессиональной карьеры, состояние здоровья, состояние социальной защищенности и пр.). Данная общая зона - «зона сопряжения интересов» позволяет в полной мере реализовывать возможности образовательной интеграции, а также интеграции образовательной и производственной сфер, что, в свою очередь, способствует осуществлению:

-соответствующей разработки требований к уровню и качеству знаний, умений, навыков и компетенций выпускников (модель выпускника);

-разработки и последовательной апробации основных образовательных профессиональных программ;

-создании единой производственно-образовательной системы;

-разработки программ диагностики и тестирования обучающихся и выпускников;

-осуществлении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и выпускников, а также присвоение им профессиональной квалификации;

-обеспечении условий организации обучения на основе содействия предприятий (обеспечение современным оборудованием, инструментами, внедрение технологий и пр.);

-предоставлении выпускникам рабочих мест; -содействии учреждению СПО в развитии производственных мощностей и материально-технической базы;

-обеспечении ОУ СПО высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами (инженеры-педагоги, мастера производственного обучения и т.п.);

-предоставлении научно-педагогическим работникам возможности профессиональной переподготовки и повышения квалификации в условиях производственной сферы;

-разработки и реализации совместных проектов (образовательных, научных, коммерческих, социальных и пр.).

Подводя итоги работы, считаем необходимым еще раз отметить, что для того, чтобы обеспечить качество профессионального образования, которое удовлетворяло бы работодателей, необходимо предусматривать участие самих работодателей в разработке и реализации содержания региональных компонентов стандартов, а также осуществлении оценки качества профессионального образования будущих выпускников ОУ СПО.

Литература

1. Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Бо-лонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -С. 25-30.

2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко //Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17-22.

3. Икрина, О. А. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития / О. А. Икрина // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г./Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - Том III. - 154 с.

4.Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование как фактор развития инновационной экономики / Г. В. Мухаметзянова // Известия Российской академии образования. - 2009. - №4. - С 68-77.

5. Смирнов, И. П. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М.: ООО «Аспект», 2004. - 32с.

6. Ткаченко, Е. В. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации / Е. В. Ткаченко, З Г. Сафонова, Л. П. Панина, О. А. Фищукова. - Ек., 2003. - 303с.

7. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Исторический опыт решения проблемы интеграции образования и производства (Часть 11) / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн // Инновации в профессиональной школе. -М.: НП АПО, 2009. - 60с.

8. Щеголев, В. А. Формирование содержания начального профессионального образования в условиях социального партнерства [Электронный ресурс] / В. А. Щеголев. - Режим доступа: URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-soderzhanija-nachalnogo-professionalnogo-obrazovanija-v-uslovijah.html (Дата обращения: 10.05.2018).

9.Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. URL::http://www.firo.ru/wp-

content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_ 01-04-15.pdf (Дата обращения: 10.07.2018).

10. Попова Е.В. Будущее России - технологическая держава или сырьевой "придаток"? // Инновации. 2007. № 1. С. 3-7.

11. Попова Е.В. Как стимулировать внедрение в производство технологий, изобретенных в государственных НИИ и вузах? // Инновации. 2006. № 1. С. 3-6.

12. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства - стимулирование внедрения научных разработок в производство // Инновации. 2010. № 5. С. 45-50.

13. Попова Е. Меры по стимулированию инновационного развития России (результаты научных исследований) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. № 10. С. 4-12.

Adaptation of professional educational organizations to the conditions of modern production - the interaction with the employer for the training of future specialists of power engineering Ikrina O.A.

Autonomous institution "Surgut Polytechnic College" Updating the content of vocational education and ensuring its quality, meeting employers, their participation in the development of the content of the regional and local components of the curriculum, in professional training of future specialists of power engineering and the assessment of formation of General and professional competencies of students and graduates of organizations of secondary professional education Key words: interaction, updating of the content of professional education, practice-oriented educational environment, basic professional educational programs, professional education References

1. Baydenko, V.I. Competences: to development of competence-

based approach / V.I. Baydenko//Works of a methodological seminar "Russia in Bologna Process: problems, tasks, prospects". - M.: Research center of problems of quality of training of experts, 2004. - Page 25-30.

2. Baydenko, V.I. Competences of professional education (to development of competence-based approach) / V.I. Baydenko//the Higher education in Russia. - 2004. - No. 11. -Page 17-22.

3. Ikrina, O.A. Innovative processes in education: strategy, theory

and practice of development / O.A. Ikrina//Materials VI of the All-Russian scientific and practical conference, Yekaterinburg, on November 11-14, 2013 / Nauch. edition Dr. neg. sciences, prof. E.M. Dorozhkin; Dr. neg. sciences, prof. V. A Fedorov. Yekaterinburg: Publishing house of Dews. state. the prof. - neg. un-that, 2013. - Volume III. - 154 pages.

4. Mukhametzyanova, G. V. Professional education as factor of development of innovative economy / G.V. Mukhametzyanova//News of the Russian Academy of Education. - 2009. - No. 4. - From 68-77.

5. Smirnov, I. P. Social partnership: What does the employer wait

for? (results of a pilot All-Russian sociological research) / I.P. Smirnov, E.V. Tkachenko. - M.: LLC Aspekt, 2004. - 32 pages.

6. Tkachenko, E. V. Social partnership of institutions of professional

education. Theory, practice, realization mechanisms / E.V. Tkachenko, Z G. Safonov, L.P. Panina, O.A. Fishchukova. -EC., 2003. - 303 pages.

7. Chapayev, N.K. Integration of education and production: methodology, theory, experience. Historical experience of a solution of the problem of integration of education and production (Part 11) / N.K. Chapayev, M.L. Weinstein//Innovations at vocational school. - M.: NP APO, 2009. - 60 pages.

8. Shchegolev, VA. Formation of content of primary professional

education in the conditions of social partnership [An electronic resource] / V.A. Shchegolev. - Access mode: URL:http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-soderzhanija-nachalnogo-professionalnogo-obrazovanija-v-uslovijah.html (Date of the address: 5/10/2018).

9. Federal institute of development of education [An electronic resource]. URL:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf (Date of the address: 7/10/2018).

10. Popova E.V. Is the future of Russia a technological power or a raw material "appendage"? // Innovation. 2007. No. 1. S. 3-7.

11. Popova E.V. How to stimulate the introduction into production of technologies invented in state research institutes and universities? // Innovation. 2006. No. 1. S. 3-6.

12. Popova E.V. The main goal of innovation legislation is to stimulate the implementation of scientific developments in production // Innovations. 2010. No. 5. P. 45-50.

13. Popova E. Measures to stimulate the innovative development of Russia (results of scientific research) // Intellectual property. Industrial property. 2006. No. 10. P. 4-12.

00 ^

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.