УДК 377
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ
Ж.В. Морозова
Рассмотрены проблемы качества профессионального образования и его оценки в условиях интеграции и непрерывности процессов, в том числе в условиях перехода на ФГОС 4-го поколения и на стандарт WSR. Обоснована необходимость формирования путей интеграции двух «систем качества» с учётом позитивного опыта каждой из них с целью создания совместимых систем управления качеством профессионального образования в российских профессиональных образовательных организациях. Дан анализ системы управления качеством в образовании на основе международного стандарта типа ISO - 9000.
Ключевые слова: качество профессионального образования, оценка качества, международные стандарты, ФГОС среднего профессионального образования 4-го поколения, ФГОС по ТОП-50, актуализированные ФГОС среднего профессионального образования, движение WSR, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация.
Современное профессиональное образование как социальный феномен вызывает сегодня повышенный интерес со стороны представителей самых разнообразных областей знаний - менеджеров, экономистов, социологов, педагогов и учителей школ и др. Это связано, прежде всего, со следующими обстоятельствами:
- быстрым «старением» получаемых знаний и профессиональных умений по отношению к стремительно развивающимся отраслям экономики по всем направлениям;
- возрастанием требований со стороны гражданского общества к качеству подготовки квалифицированных кадров на уровне мировых стандартов (стандарт WorldSkills International);
- необходимостью соответствия существующей системы профессионального образования уровню экономического развития
страны;
- ориентацией профессиональных
образовательных организаций на прогнозы развития отрасли с позиций требований мирового масштаба и др.
Основными чертами постиндустриального общества, к которому движется и Россия, является преобладание сферы услуг над сферой производства. Новая тенденция в определении качества образования связана с тем, что в бизнесе (работодатель как заинтересованная сторона) всё чаще рассматривается качество образования как определяемое соответствием ещё непроявленным или даже ещё не сформированным потребностям покупателя (заказчика). Работники наиболее успешных фирм и компаний должны отличаться таким качеством образования (иметь достаточное количество сформированных компетенций), которое позволит формировать за покупателей их будущие потребности и быть готовыми квалифицированно удовлетворять эти потребности [1]. Фактором прогресса субъектов профессионального образования становится устойчивое владение компетенциями и практическим опытом. Оценкой качества освоения профессии становится независимая экспертная оценка, подтверждённая на всех возможных уровнях территориального значения: от регионального до мирового (как пример, Чемпионаты WSR) [5].
Практика показала, что для создания совместимых систем управления качеством профессионального образования в европейских профессиональных школах и российских профессиональных образовательных организациях необходимо формирование путей интеграции двух «систем качества» с учётом позитивного опыта каждой из них. Можно сказать, что решение проблемы обеспечения взаимного признания документов о профессиональном образовании системы среднего профессионального образования (СПО) активно началось в Российской Федерации (РФ) со времени подписания Болонского
соглашения.
К настоящему времени в системе профессионального образования РФ наблюдается достаточно большое количество новых трендов. Это, к примеру, ежегодные Чемпионаты «Молодые профессионалы» в формате WSR; сдача демонстрационного экзамена в качестве ГИА - пока в основном в пилотных проектах -и многое другое. Все эти процессы так или иначе связаны со скорым внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО 4-го поколения. В частности, ФГОС по ТОП - 50 и некоторые утверждённые актуализированные ФГОС СПО, являясь предвестниками ФГОС СПО 4-го поколения, уже стремительно внедряются в современный образовательный процесс профессиональных образовательных организаций в регионах РФ [3]. Скоро наши студенты, обучающиеся в техникумах и колледжах страны, в качестве ГИА при завершении обучения будут сдавать демонстрационный экзамен, как того требуют новые ФГОС СПО.
Для дальнейшей успешной разработки концептуальных подходов к обновлённой системе управления качеством профессионального образования в регионах РФ предполагается проанализировать и внедрить к использованию следующие положения:
- учёт содержания европейских концептуальных подходов при обеспечении качества профессионального образования (в частности, мировое движение WSI);
- опыт создания систем управления качеством профессионального образования на основе мировых и европейских стандартов;
- учёт передовых и наиболее продуктивных систем управления качеством профессионального образования в российских техникумах и колледжах.
В области образования большинство европейских стран находятся на последней стадии приспособления собственных систем управления качеством к системе международного стандарта типа ISO - 9000. Эти стандарты содержат базовые требования к предприятиям, обеспечивающие бесперебойное производство и поставку качественных товаров и услуг на рынок. Требования эти сформулированы в рамках стандартов, формирующих
системы управления качеством предприятий, а значит в том числе и для системы управления качеством профессионального образования
[4].
Внедрение данной системы качества в действующую практику профессиональных образовательных организаций требует подготовительных работ и наличия соответствующей документации, к примеру, такой, как: книга качества; набор качественных процедур; подробные инструкции, дополняющие существующие процедуры; реализация правил кредитной технологии обучения и др. Документация и документоведение оцениваются и авторизируются специальными лабораториями и подтверждаются центрами сертификации. Процедуры данной системы качества являются критерием оценки пригодности, соответствия работника или выпускника требованиям сертифицированного рабочего места. Все эти процедуры представляют собой подробное описание выполняемых работ и определяют нужные для специалиста умения, навыки, компетенции [2].
Знакомство с зарубежным опытом использования моделей управления учреждениями профессионального образования, равными по статусу российским техникумам и колледжам, показало, что большинство учебных заведений профессионального образования европейских стран адаптируют свои системы управления качеством к системе международного стандарта типа ISO-9000 с последующей сертификацией как сотрудников, так и учебных заведений. Проводимый ранее Министерством просвещения РФ анализ деятельности учреждений профессионального образования показал, что философия всеобщего управления качеством (Total Quality Management -TQM) становится у нас всё более распространённой и общепринятой. Если первоначально нормы обеспечения качества, заложенные в серии международных стандартов семейства ISO - 9000, касались в первую очередь промышленных производств, то в настоящее время при переходе на единый стандарт ISO -9001:2000 они стали актуальны и для сферы предоставления услуг - здравоохранения и образования.
По мнению руководителей образовательных организаций, необходимость внедрения
Управление качеством среднего профессионального образования в условиях интеграции и непрерывности: проблемы определения сущности
TQM связана с главной задачей образования -совершенствованием образовательного
процесса и улучшением качества представления образовательных услуг с целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей - обучающегося в качественных образовательных услугах, с одной стороны, а с другой - общества в подготовке высококвалифицированных специалистов-профессионалов.
В основном пока используются три модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
1) оценочный метод (SWOT-анализ) управления качеством деятельности учебного заведения;
2) концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
3) подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000-2000 и ISO 9001-2000.
Образование как процесс всегда отражает этапы и специфику развития образовательной системы в целом, т.е. изменение её состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения поставленной конкретной цели, способами получения запланированного результата, затраченными усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого изменения в отдельно взятом человеке. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это и будет результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве, в том числе и в системе профессионального образования. Безусловно, такая система очень трудоёмка в применении. Не случайно она не нашла пока массового применения в техникумах и колледжах регионов РФ. Тем не менее, в образовательном процессе эти процедуры облегчают учёт результатов текущего контроля и промежуточной аттестации. Процессы эти усилятся в связи со скорым введением в образовательный процесс демонстрационного экзамена в качестве ГИА. В этом случае качество профессионального образования приобретёт количественный оценочный смысл для каждого
субъекта профессионального образования в том числе и с позиции системного подхода. В этом смысле можно предположить, что сегодня качество профессионального образования - это:
во-первых, комплексный результат индивидуального профессионального образования, включающий полученные знания и сформированные компетенции (практический опыт как результат обучения), способы поведения и развитые коммуникационные качества личности (как результат воспитания и развития);
во-вторых, интегративная характеристика субъекта, определяющая соответствие его знаний и компетенций требованиям актуальных ФГОС СПО, профессиональных стандартов, стандартов WSR, а также соответствие этим стандартам сформированных личностных качеств и модели поведения, принятым в данный период в обществе нормам поведения и бытия.
Глобальные проблемы человечества непосредственно или опосредованно влияют на понимание проблемы «качество образования». Усиливающаяся глобализация (в том числе, международный рынок образовательных услуг), усиление взаимосвязи сторон жизни, несомненно, выявят и новые заинтересованные стороны при решении проблем улучшения качества профессионального образования в целом. К примеру, угрозы экологической катастрофы могут сделать доминантой экологическую составляющую в требованиях к качеству образования человека. Ничего удивительного в этом нет, поскольку, как было отмечено ранее, представление о качестве образования имеет сегодня разную наполненность и продолжает изменяться с течением времени.
Список литературы
1. Байденко, В.И. Формирование социального диалога и партнёрских связей образования, органов управления и саморазвития профессиональных объединений и предприятий [Текст] / В.И. Байденко, Д. Зантворт, Б. Енеке. - М., 2001. - 120 с.
2. Демонстрационный экзамен - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonst
raczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij -ekzamen-2019/documents. - Дата обращения: 06.03.2019.
3. Морозова, Ж.В. Обеспечение качества профессионального образования в учреждениях НПО и СПО Удмуртской Республики [Текст] / Ж.В. Морозова // Инновационные процессы в профессиональном образовании Приволжского федерального округа: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (17-18 ноября 2010 г.) / под общ. ред. Ю.Н. Сёмина. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. - С.117-123.
4. Морозова, Ж.В. Непрерывное профессиональное образование - ресурс социально-экономического развития страны [Текст] / Ж.В. Морозова, Т.Н. Бабкина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право» - 2013. - №№1. - С. 5-13.
5. WorldSkills в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskil ls. Дата обращения 03.03.2019.
References
1.Baydenko V. I. Formation of social dialogue and partnership of education, government and professional self-development and businesses [text]/ V. I. Baydenko, Sandfort D., Ineke B. M., 2001.
2. Demonstration exam - 2019. [electronic resource.]-Access mode:https://worldskills.EN/ nashi-proektyi/demonstraczionnyij ekzamen/de monstraczionnyij-ekzamen-2019/documents. Date ofapplication: 06.03.2009.
3. Morozova Zh. V. Ensuring the quality of professional education in the institutions of NGOs
and SPO of the Udmurt Republic [text]/ Zh. V. Morozova - Innovative processes in professional education of the Volga Federal district: materials Mezhregion. science.-prakt. Conf. (17-18 November 2010) grabovyy. Yu. N. Semin.-Izhevsk: publishing house of ISTU, 2010.- 220 p. (P. 117-123).)
4. Morozova Zh. V. Continuing professional education - a resource of socio-economic development of the country [text]/ Zh. V. Morozova, T. N. Babkina - Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and law". 2013, Issue 1. (№ 521 ofthe List ofHAC journals) (P. 5-13)
5.WorldSkills in Russia. [electronic resource.] - Mode of access: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills. - Date of access 03.03.2019.
Сведения об авторе Морозова Жанна Владимировна -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», доцент, почётный работник начального профессионального образования, г. Ижевск.
Information about authors Morozova Zh.V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Professional Education in the Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education of the Udmurt Republic "Institute of Education Development", Docent, Honorary Eorker of Primary Professional Education, Izhevsk