Научная статья на тему 'Производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций'

Производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспрофессиональные компетенции / производственно-ориентированные педагогические условия / среднее профессиональное образование / контекстно-средовое обеспечение / персонифицированная образовательная среда. / transprofessional competence / production-oriented pedagogical conditions / professional secondary education / context-contextual support / personalized learning environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габитова Эльвира Маратовна, Вахидова Люция Вансеттовна

В статье раскрывается значение производственно-ориентированной подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования. Описываются факторы, влияющие на образовательный процесс. Рассматриваются производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций, выделенные в соответствии с требованиями промышленных предприятий страны. Показаны особенности реализации данных условий в системе среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС и профессиональных стандартов специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габитова Эльвира Маратовна, Вахидова Люция Вансеттовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION ORIENTED PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TRANSPROFESSIONAL COMPETENCIES

The article reveals the importance of the production-oriented training of future specialists of secondary vocational education. Describes the factors affecting the educational process. Considered production-oriented pedagogical conditions of formation of transprofessional competences allocated in accordance with the requirements of the industrial sector. The features of the implementation of these terms in the system of secondary vocational education, in accordance with GEF and professional standards of the specialty.

Текст научной работы на тему «Производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 37

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова

Аннотация. В статье раскрывается значение производственно-ориентированной подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования. Описываются факторы, влияющие на образовательный процесс. Рассматриваются производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций, выделенные в соответствии с требованиями промышленных предприятий страны. Показаны особенности реализации данных условий в системе среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС и профессиональных стандартов специальности.

Ключевые слова: транспрофессиональные компетенции, производственно-ориентированные

педагогические условия, среднее профессиональное образование, контекстно-средовое обеспечение, персонифицированная образовательная среда.

PRODUCTION ORIENTED PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION

OF TRANSPROFESSIONAL COMPETENCIES

E. Gabitova, L. Vahidova

Abstract. The article reveals the importance of the production-oriented training of future specialists of secondary vocational education. Describes the factors affecting the educational process. Considered production-oriented pedagogical conditions of formation of transprofessional competences allocated in accordance with the requirements of the industrial sector. The features of the implementation of these terms in the system of secondary vocational education, in accordance with GEF and professional standards of the specialty.

Keywords: transprofessional competence, production-oriented pedagogical conditions, professional secondary education, context-contextual support, personalized learning environment.

В современных педагогических исследованиях, раскрывающих тенденции и закономерности развития образовательных систем (В.А. Беликов, А.С. Гаязов, Б.С. Гершунский) одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые

обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации. Организация понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости систем в изменяющейся среде обитания.

Требования к конкурентоспособным специалистам со средним профессиональным образованием диктуются инновационными процессами на производственных

предприятиях. Для выявления требований работодателей нами проведен анализ результативности работы промышленных предприятий региона. В ходе анализа удалось

выяснить задачи, которые необходимо решать организациям для сохранения

конкурентоспособности продукции. Из результатов проведенного анализа следует, что специалисту просто профессионалом, то есть человеком, обладающим глубокими знаниями в каком-то деле, быть недостаточно. Ему необходимо совместно с коллегами решать задачи, возникающие на производстве, ориентироваться в нескольких

профессиональных сферах и уметь осуществлять между ними взаимосвязь, а для этого необходимо владеть родственными и смежными профессиями и быть способным обучаться новым специальностям [3, с. 95]. Однако наше исследование показало, что стать профессионалом с большой буквы - это проблема профессионального личностного развития, не каждый из обучающихся готов к выполнению сложных видов работ высокотехнологичного и динамичного производства, здесь необходимо учитывать их индивидуальные особенности, а также создать такие организационно-педагогические

условия, которые обеспечивали бы оптимальное формирование дополнительных,

68

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

транспрофессиональных компетенций [2, с. 106].

Внешними факторами, влияющими на формирование транспрофессиональных

компетенций и на выделение педагогических условий, являются требования работодателей и ФГОС СПО, внутренними факторами, подвергающимися изменению, - содержание образования, технологии обучения и личностно-профессиональное развитие

обучающегося. Подготовка специалистов в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов. Содержание профессионального образования сочетает теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение направлено на усвоение студентами системы знаний в области гуманитарных, общетехнических и специальных дисциплин, необходимых для сознательного и эффективного выполнения работ,

предусмотренных программой подготовки по специальности. Производственное обучение на основе теоретических знаний формирует у человека трудовые навыки и умения, необходимые для выполнения работы по специальности. В системе подготовки современного специалиста одним из направлений, позволяющих преодолеть разрыв между требованиями реальной жизни и обособленностью системы обучения, является широкое использование наиболее

эффективных педагогических технологий в образовательном процессе. Личностнопрофессиональное развитие студента ориентировано на высокие профессиональные достижения.

Вышеобозначенные факторы способствуют выделению организационно-педагогических условий. Организационно-педагогические

условия рассматриваются нами как группа условий, обеспечивающих успешное формирование транспрофессиональных

компетенций, структура которых в исследовании нами определялась на основе задач, выделенных из проблематики производственного кластера, поэтому педагогические условия будут иметь производственно -ориентированный характер. Выделим производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций:

- разработка организационной модели контекстно-средового обеспечения в колледже;

- сформированность ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в

системе подготовки специалистов среднего звена;

- подготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

- наличие научно-методического

обеспечения учебного процесса,

способствующего формированию

транспрофессиональных компетенций.

Подробнее остановимся на каждом из педагогических условий. Педагогическое условие - наличие в образовательном учреждении контекстно-средового обеспечения подразумевает создание контекстной среды обучения. В контекстном обучении моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [4, с. 58]. Актуальным на сегодняшний день является реализация контекстного обучения в особой - персонифицированной

информационно-образовательной среде (ПИОС). Ее феномен заключается в изменении субъекта вследствие создания педагогических условий, которые инициируют механизм формирования профессиональных и личностных компетенций, в том числе транспрофессиональных. Переход субъекта образовательного процесса из начального состояния в последующее (приближенное к заданным государством образу современного и компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности в рамках подготавливаемого профиля) заключается в интенсификации взаимодействия, благодаря аутодиалогу, триадного внешнего и триадного внутреннего планов [1, с. 81]. Для этого необходимо создать педагогические условия, запускающие механизм нужной трансформации субъекта: во-первых,

организацию особым образом структуры деятельности, детерминированной

концептуальной педагогической технологией; а во-вторых, поставить перед субъектом задачу моделирования и проектирования [5, с. 275]. Механизмами персонифицированной

информационно-образовательной среды

являются логико-смысловые модели; когнитивная визуализация знаний; активация трех механизмов отражения - чувственнообразного, вербально-логического и моделирующего. Реализация модели контекстно-средового обеспечения

осуществляется в процессе применения методов активного обучения, таких как дискуссия, анализ

69

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

конкретных ситуаций, «конструктор задач», ролевые игры, проекты.

Следующее педагогическое условие -сформированное^ ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в системе подготовки специалистов среднего звена, предъявляет требования к абитуриентам, поступающим для обучения в профессиональное образовательное учреждение. При отсутствии сформированных ключевых компетенций у студентов невозможно формирование других видов компетенций. Студентами колледжей являются подростки со средними школьными знаниями, не у всех из них сформированы способности к самостоятельному получению знаний, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, способности создавать различные тексты (сочинения, сообщения), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Важным для выполнения данного педагогического условия является внедрение системы образования школа - колледж. Данная система с инновационными методами служит вхождению будущего студента в культурное пространство среднего профессионального учебного заведения, его профессиональной ориентации и приобщению к работе в творческих коллективах колледжа, что способствует, в том числе, и формированию ключевых компетенций.

Процесс формирования

транспрофессиональных компетенций у

студентов невозможен при отсутствии данных компетенций у преподавателей

общепрофессиональных дисциплин и

профессиональных модулей, поэтому одним из педагогических условий является подготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Для реализации данного условия профессиональному образовательному учреждению необходимо проводить курсы повышения квалификации,

Литература:

1. Вахидова Л.В. Персонифицированная информационно-образовательная среда: концепция подготовки компетентного специалиста средствами обучающей программы // Педагогический журнал Башкортостана. - № 2(51). - 2014. - С. 77-83.

2. Габитова Э.М. Полифункциональные компетенции как критерий сформированности компетентного специалиста современного производства // Педагогический журнал Башкортостана. - № 3(40). - 2012 г. - С. 103-108.

стажировки преподавателей профессиональных дисциплин на предприятиях - базах практик, готовить лучших выпускников к будущей преподавательской деятельности в колледже.

Одним из выделенных нами в рамках

исследования производственно-

ориентированных педагогических условий является наличие научно-методического

обеспечения учебного процесса,

способствующего формированию

транспрофессиональных компетенций.

Разработка научно-методического обеспечения по дисциплинам и профессиональным модулям программы подготовки специалистов среднего звена предполагает использование

производственно-ориентированных материалов. Это в свою очередь подразумевает

необходимость регулярного взаимодействия профессионального образовательного

учреждения и предприятий, на которых будут работать выпускники. Формирование актуальных программ общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, программ учебных и производственных практик может осуществляться только при совместной работе преподавателей и руководителей производственных практик от предприятий. Модернизация профессионального образования, направленная на повышение качества

подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без

кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями

образовательных услуг, без социального партнерства в данной области.

Таким образом, выделенные в исследовании педагогические условия позволяют связать требования производственных предприятий с возможностями образовательных учреждений в процессе формирования

транспрофессиональных компетенций и способствуют корректному решению задач профессионально-педагогического образования.

3. Габитова Э.М., Вахидова Л.В.

Формирование транспрофессиональных

компетенций как условие подготовки современного специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. - № 4(59). - 2015. - С. 92-97.

4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Ч.2. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 232с.

70

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

5. Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Давлетов

О.Б. Концептуально -детерминированные

информационно-образовательные среды и их реализационная основа // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции:

Сб.науч.тр. / Под научн.ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьевой и Г.Н. Жукова. - Екатеринбург: OOO «УИПЦ». - 2013. - Вып. 7. - 320 с. - С. 271-278.

References:

1. Vahidova L.V. Personificirovannaja

informacionno-obrazovatel'naja sreda: koncepcija

podgotovki kompetentnogo specialista sredstvami obuchajushhej programmy // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - № 2(51). - 2014. - S. 77-83.

2. Gabitova Ye.M. Polifunkcional'nye kompetencii kak kriterij sformirovannosti kompetentnogo specialista sovremennogo proizvodstva

// Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - № 3(40). - 2012 g. - S. 103-108.

3. Gabitova Ye.M., Vahidova L.V. Formirovanie transprofessional'nyh kompetencij kak uslovie podgotovki sovremennogo specialista // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - № 4(59). -2015. - S. 92-97.

4. Lavrent'ev G.V. Innovacionnye obuchajushhie tehnologii v professional'noj podgotovke specialistov / G.V. Lavrent'ev, N.B. Lavrent'eva, N.A. Neudahina. -Ch.2. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2002. - 232s.

5. Shteinberg V.Ye., Vahidova L.V., Davletov

O.B. Konceptual'no-determimrovannye informacionno-obrazovatel'nye sredy i ih realizacionnaja osnova // Professional'naja pedagogika: kategorii, ponjatija, definicii: Sb.nauch.tr. / Pod nauchn.red. G.D.

Buharovoj, O.N. Arefevoj i G.N. Zhukova. -Ekaterinburg: OOO «UIPC». - 2013. - Vyp. 7. - 320 s. - S. 271-278.

Сведения об авторах:

Габитова Эльвира Маратовна (г. Уфа, Россия), преподаватель, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университетам. М. Акмуллы, e-mail: gabitovae@mail.ru

Вахидова Люция Вансеттовна (г. Уфа, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университетим. М. Акмуллы, e-mail: vahidovalv@mail.ru

Data about the authors:

E. Gabitova (Ufa, Russia), lecturer of Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, e-mail: gabitovae@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. Vahidova (Ufa, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, e-mail: vahidovalv@mail.ru

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.