Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования'

Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ / SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRACTICEFOCUSED SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коцуба Марина Леонидовна

Одной из важнейших задач профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена квалифицированных, ответственных, компетентных, мобильных, конкурентоспособных. В процессе подготовки обучающиеся должны овладеть как общими, так и профессиональными компетенциями. В этой связи становится актуальным применение педагогическими работниками практико-ориентированного подхода в обучении. В статье рассматривается необходимость создания организационно-педагогических условий для формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Определены актуальность и значимость формирования практико-ориентированных умений. Выделен и описан комплекс организационно-педагогических условий, пути реализации, позволяющие эффективно формировать практико-ориентированные умения. Реализация организационно-педагогических условий имеет целью повышение квалификации мастеров СПО. Материалы статьи могут использоваться специалистами системы дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коцуба Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Pedagogical Conditions of Formation of Practice-Focused Skills Among Masters of Industrial Training in the System of Additional Professional Education

One of the most important tasks of professional education is the training of mid-level specialists qualified, responsible, competent, flexible and competitive. In the process of preparation, students should master both general and professional competencies. In this regard, the use of a practice-focused approach to learning becomes relevant. The paper discusses the need to create organizational and pedagogical conditions for the formation of practice-focused skills among masters of industrial training in the system of additional professional education. The relevance and importance of the formation of practice-focused skills are determined. The set of organizational and pedagogical conditions and the ways of implementation, which allow practice-focused skills to be formed efficiently, are highlighted and described. The implementation of the organizational and pedagogical conditions is aimed at improving the skills of masters of secondary vocational education. The materials of the study can be used by specialists of the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 377.44

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.36

Коцуба Марина Леонидовна

аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ У МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Kotsuba Marina Leonidovna

PhD student, Far Eastern State Transport University

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PRACTICE-FOCUSED SKILLS AMONG MASTERS OF INDUSTRIAL TRAINING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация:

Одной из важнейших задач профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена - квалифицированных, ответственных, компетентных, мобильных, конкурентоспособных. В процессе подготовки обучающиеся должны овладеть как общими, так и профессиональными компетенциями. В этой связи становится актуальным применение педагогическими работниками практико-ориентированного подхода в обучении. В статье рассматривается необходимость создания организационно-педагогических условий для формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Определены актуальность и значимость формирования прак-тико-ориентированных умений. Выделен и описан комплекс организационно-педагогических условий, пути реализации, позволяющие эффективно формировать практико-ориентированные умения. Реализация организационно-педагогических условий имеет целью повышение квалификации мастеров СПО. Материалы статьи могут использоваться специалистами системы дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова:

система дополнительного профессионального образования, организационно-педагогические условия, практико-ориентированные умения.

Summary:

One of the most important tasks of professional education is the training of mid-level specialists - qualified, responsible, competent, flexible and competitive. In the process of preparation, students should master both general and professional competencies. In this regard, the use of a practice-focused approach to learning becomes relevant. The paper discusses the need to create organizational and pedagogical conditions for the formation of practice-focused skills among masters of industrial training in the system of additional professional education. The relevance and importance of the formation of practice-focused skills are determined. The set of organizational and pedagogical conditions and the ways of implementation, which allow practice-focused skills to be formed efficiently, are highlighted and described. The implementation of the organizational and pedagogical conditions is aimed at improving the skills of masters of secondary vocational education. The mate-rials of the study can be used by specialists of the system of additional professional education.

Keywords:

system of additional professional education, organizational and pedagogical conditions, practice-focused skills.

В современных условиях модернизации профессионального образования актуальной задачей становится подготовка специалистов среднего звена - квалифицированных, ответственных, компетентных, мобильных, конкурентоспособных. Профессиональная подготовка будущих специалистов определяется требованиями ФГОС СПО, ориентируя обучающихся на освоение общих и профессиональных компетенций. Приобретение теоретических знаний и практических умений формируется в образовательном процессе учреждений СПО. В этих условиях одной из целей педагогических работников профессиональных образовательных организаций является реализация практико-ориентированного подхода к обучению.

Основа практико-ориентированного обучения - деятельностный подход, обучение с целью формирования умений и понимания возможностей применения этих умений на практике. В связи с этим к мастерам СПО выдвигаются новые требования, изменяющие профессиональную деятельность. Для мастеров производственного обучения становится актуальным овладеть прак-тико-ориентированными умениями. Актуализируется задача обоснования организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений у мастеров СПО в системе дополнительного профессионального образования.

Уточним определение понятия «условие» для обоснования организационно-педагогических условий, которые будут способствовать формированию практико-ориентированных умений.

Анализ научных трудов исследователей позволил выявить различные определения данного понятия. Под условием принято понимать обстоятельство, от которого зависит что-либо, и обстановку, в которой что-либо осуществляется [1, с. 837].

Н.М. Борытко понимает под условием «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [2].

По мнению Н.В. Ипполитовой, условие - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие [3].

А.Я. Найн определяет условие как совокупность мер педагогического процесса (содержание, методы, средства, материально-пространственная среда), направленных на решение определенных задач [4].

Из всех перечисленных определений более полным нам представляется следующее: условие - это взаимосвязанный комплекс системы обучения для достижения высокого уровня сформированное™ практико-ориентированных умений.

Учитывая деятельностный аспект, нами выделены организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования:

- создание профессионально-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования;

- создание мотивационного обеспечения процесса формирования практико-ориентиро-ванных умений;

- обеспечение теоретическими знаниями и практическими умениями слушателей курсов повышения квалификации;

- применение инновационных технологий в учебном процессе.

На рисунке 1 схематично изображены организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения и пути их реализации в системе дополнительного профессионального образования.

Комплекс методов, Создание профессионально-

средств, форм образовательной среды ш

сопровождения курсов в системе дополнительного *

повышения квалификации профессионального образования ^ С Ш т

Комплекс Создание мотивационного п

методов стимулирования обеспечения процесса

и мотивации формирования практико- —► <

к обучению ориентированных умении ш ^ [= со О *

Авторская модульная программа Обеспечение теоретическими

повышения квалификации знаниями и практическими

в системе дополнительного —► умениями слушателей курсов —► <

профессионального образования повышения квалификации I

£

Комплекс активных Применение инновационных IX О

и интерактивных методов —► технологий в учебном —►

обучения процессе

Рисунок 1 - Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения и пути их реализации в системе дополнительного профессионального образования

Рассмотрим каждое из выделенных условий.

Реализация первого организационно-педагогического условия - создание профессионально-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования -является важной при формировании практико-ориентированных умений у мастеров СПО. Профессионально-образовательная среда в системе дополнительного профессионального образования создается всеми участниками образовательного процесса. Она образуется в процессе взаимодействия между участниками, во взаимодействии их с содержанием, видами, формами и средствами повышения квалификации.

Реализуя данное условие, мы имеем возможность управлять основными принципами профессионально-образовательной среды:

- командное проектирование - осуществление замысла образовательного взаимодействия с учетом результата и с возможностью корректировки, создающей целостность образовательного процесса повышения квалификации (разработка и реализация командой программ повышения квалификации);

- личностно ориентированное повышение квалификации - выражается не только в содержательном аспекте, но и при организации взаимодействия (обмен мнениями, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия, запуск механизма самосовершенствования слушателя, личностный и профессиональный рост);

- «свобода выбора» (сочетание занятий инвариативных и вариативных блоков);

- публичная трансляция достижений.

В процессе создания профессионально-образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования формирование практико-ориентированных умений будет происходить в полном объеме, раскрывая личностный и профессиональный потенциал мастеров производственного обучения, исходя из задействованных механизмов этой среды.

Реализация второго организационно-педагогического условия - создание мотивационного обеспечения процесса формирования практико-ориентированных умений. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация. В общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Мотивация - это «совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека» [5].

Создание мотивационного обеспечения в системе дополнительного профессионального образования представляет собой комплекс, характеризующийся сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации, а также определенных методов обучения - методов стимулирования и мотивации к обучению.

Реализация третьего организационно-педагогического условия - обеспечение теоретическими знаниями и практическими умениями слушателей курсов повышения квалификации - возможна при внедрении авторской модульной дополнительной профессиональной программы «Проектирование образовательного процесса как повышение качества обучения». Основной целью программы является прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности мастеров производственного обучения, развитие способности анализировать эффективность собственных действий и формирование практико-ориентированных умений через развитие базовых теоретических знаний и практических умений.

Реализация четвертого организационно-педагогического условия - применение инновационных технологий в учебном процессе - способствует активизации как учебной, так и профессиональной деятельности.

Сочетая использование активных и интерактивных методов обучения в системе дополнительного профессионального образования, мастера производственного обучения приобретают практико-ориентированные умения через создание профессиональных ситуаций (проблемно ориентированное, проектно-ориентированное обучение и др.).

Таким образом, данные организационно-педагогические условия взаимосвязаны и дополняют друг друга. Функции системы дополнительного профессионального образования создают условия для формирования практико-ориентированных умений и положительной динамики - повышения мотивации, уровня профессиональной компетентности и потребности в самосовершенствовании мастеров СПО.

Обобщая вышеизложенное, заметим, что реализация рассмотренных организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений в системе дополнительного профессионального образования направлена на повышение квалификации (теоретических знаний, практических умений), творческое профессионально-педагогическое самоопределение, проектирование собственного роста и педагогических достижений мастеров СПО.

Ссылки:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка : 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 2-е изд., испр. М., 1991. 916 с.

2. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М., 2005. 120 с.

3. Ипполитова Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект. М. ; Шадринск, 2006. 235 с.

4. Найн А.Я. Педагогические основы профессионального обучения // Становление системных идей в науке и философии : сб. статей / отв. ред. И.В. Блауберг, В.Н. Садовский. М., 1980.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. ; Воронеж, 2010. 447 с.

References:

Borytko, NM 2005, The System of Professional Education at the University, Moscow, 120 p., (in Russian). I ppolitova, NV 2006, The System of Vocational Training of Students of a Pedagogical University: Personal Aspect, Moscow, Shadrinsk, 235 p., (in Russian).

Nayn, AYa, Blauberg, IV & Sadovsky, VN (eds) 1980, 'The Pedagogical Foundations of Vocational Training', Stanovleniye sistemnykh idey v nauke i filosofii: sb. statey, Moscow, (in Russian).

Ozhegov, SI & Shvedova, NYu (ed.) 1991, Dictionary of the Russian Language: 70,000 words, 2nd ed., Moscow, 916 p., (in Russian).

Zimnyaya, IA 2010, Educational Psychology: a Textbook for Universities, Moscow, Voronezh, 447 p., (in Russian).

Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.