УДК 378
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ
Г.Н. Зайнашева, С.Ф. Малацион
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
Резюме: В статье рассматриваются проектные технологии в научно-исследовательской работе студентов. Показана эффективность такого подхода, способствующего формированию как учебных, так и профессиональных компетенций обучаемых.
Ключевые слова: инновации, образовательные технологии, научно- исследовательская работа студентов, метод проектов.
PROJECT TECHNOLOGIES IN SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS
G.N. Zainasheva, S.F. Malatsion
Kazan Power Engineering University, Kazan, Russia
Guzel_zn@mail.ru, sveta_malacion@rambler.ru
Abstract: The article discusses the project technologies in the scientific-research work of students. The effectiveness of this approach is conducive to the formation of both educational and professional competence of trainees.
Keywords: innovations, educational technologies, students' scientific- research work, project method.
Модернизация и построение инновационной экономики ставят перед системой высшего профессионального образования задачу повышения качества подготовки специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда. Современная система высшего образования ориентирована на модель, представляющую собой специалиста с высокой степенью сформированности компетенций по всем видам профессиональной деятельности. Для выпускников изначально определены уровень и качество не только традиционных интеллектуальных и поведенческих стандартов, но и системы лично стных ценно стей и профессионального мировоззрения, необходимых для решения профессиональных и социальных задач.
В деятельности преподавателя важен выбор таких методов и форм организации своей работы, которые oптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности. Дoступнoсть электронных ресурсов способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс, одним из которых является метод проектов. Основная идея этого метода заключается в создании условий для активной совместной научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателя. При этом обеспечивается их эффективное образовательное взаимодействие, что коренным образом решает проблему изменения содержания образования в контексте кoмпетентностного подхода. Прoектная технология позволяет студентам не только получать информацию по изучаемому предмету, но и интегрировать знания и умения из различных сфер науки и техники. Участие в
проектах формирует у студентов связи с другими дисциплинами, значительно расширяет кругозор обучаемых [1].
Суть этой педагогической технологии заключается в стимулировании учащихся овладеть некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлекает многих преподавателей, стремящихся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями своих студентов [2].
В проектной деятельности студентов развиваются не только познавательные навыки, критическое и творческое мышление, но и способность увидеть, сформулировать и решить проблему, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Сегодня от выпускников требуются умение развивать собственную функциональную компетентность, способность ориентироваться в информационных потоках, готовность к самообразованию и переквалификации. Проектная технология развивает также и коммуникативные навыки, которые формируют у студентов умение работать в команде, что высоко ценится работодателями [3].
Проектная деятельность позволяет проводить научно-исследовательскую работу: это могут быть несложные наблюдения или более серьезные логико-теоретические исследования. Проектная деятельность - это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от участников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности. Необходимо отметить, что метод проектов направлен на практический результат учебно-познавательной работы. Конечным результатом проекта может быть отчет о работе, компьютерная презентация, создание лабораторного стенда, методической разработки по теме проекта, тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск [4].
Проектные технологии обучения активно внедряются в систему высшего образования [5]. На кафедре физики КГЭУ метод проектов предлагается использовать в учебном процессе как подготовительный этап к формированию общекультурных и профессиональных компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла, по скольку физика является для большинства из них базовой дисциплиной. Проектная деятельность может быть результативной при организации самостоятельной работы студентов, при подготовке расчетных заданий, курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ.
Метод проектов оказывается весьма востребованным в научно-исследовательской работе студентов. В ходе совместной с преподавателем проектной деятельности можно научить студентов самостоятельно мыслить, отказываясь от «клипового» мышления, прогнозировать результаты своих действий, работать эффективно до достижения «осязаемого» результата - решения конкретной проблемы или результата, готового к внедрению [6].
Проектная технология предполагает следующие этапы:
1. Выбор темы исследования.
Этот выбор может быть осуществлен самим студентом в ходе индивидуальной беседы с руководителем, в результате обсуждения проблемы в группе или же предложен руководителем. Таким образом, в одних случаях преподаватель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, своих профессиональных интересов и способностей студентов. В других - тематика проектов может быть предложена и самими студентами, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные. Тематика проектов может касаться какого -то теоретического вопроса вузовской программы с целью углубления знаний отдельных студентов по этому вопросу, дифференциации процесса обучения. Чаще темы проектов
относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний студентов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается цель интеграции знаний и образуются межпредметные связи.
2. Формирование групп.
Проект может выполняться одним студентом или группой студентов под руководством преподавателя. Здесь проявляются лидерские качества и умение работать в команде, где каждый участник может попробовать себя в одной из ролей: участник проекта - исполнитель проектных задач, разработчик проекта - «генератор идей», участник постановки проблем, целей, определения средств проектирования, докладчик и т.д.
3. Поиск решений.
Участники проекта, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы в определенной последовательности. Это - определение задач исследования и планируемого результата, выдвижение гипотезы оптимального решения задачи методом «мозговой атаки», обсуждение методов исследования, работа по выполнению самого проекта, обсуждение спо собов представления полученных результатов. Затем участники проекта анализируют полученные результаты и делают выводы о своей работе.
4.Защита проекта.
Каждая группа «защищает» свой проект; представляет результаты своей работы в виде устного сообщения, презентации или отчета, в которых должны быть отражены актуальность темы, практическая направленность и значимость работы. На этом этапе оценивается качество доклада, объем и глубина знаний докладчика, его аргументированность, культура речи, чувство времени, умение удерживать внимание слушателей и вести дискуссию.
5. Итоги работы.
Подводятся итоги работы и дается оценка деятельности каждой группы, в ходе которой результаты работы над проектом коллективно оцениваются и проверяются, выясняются причины удач и неудач, обсуждается возможность практического применения полученных результатов.
На всех этапах реализации проекта руководитель организует проектную деятельность студентов: проводит консультации, обучает новым приемам работы, контролирует и оценивает студентов, организует обсуждение и анализ достигнутых результатов. По результатам анализа корректируется разработанный проект с целью его совершенствования. Таким образом, реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя - он превращается в организатора познавательной деятельности своих студентов.
Проекты условно можно классифицировать на: исследовательские, информационные, прикладные и проекты WebQuest [7]. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность студентов, направленная на решение исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, например, темы «Проблемы водородной энергетики», «Использование альтернативных источников энергии».
Информационный проект направлен на работу с информацией о каком-либо объекте или явлении. Участники проекта знакомятся с конкретной информацией, анализируют и обобщают ее. Предложенные темы: «Влияние электрического тока на живые организмы», «Экспонента правит миром», «Капиллярные явления в природе», «Симметрия в физике и математике», «Энергия и движение».
Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; аргументированное объяснение какого -то физического явления, макет лабораторной установки. Темы прикладных проектов: «Применение лазеров, как источников света, в лабораторных установках практикума по оптике», «Фотоэлементы для изучения оптических явлений», «Использование тангенс-
гальванометра для изучения магнитных полей», «Оптические приборы дома», «Простые механизмы для различных целей», «Рациональное использование тепла и электроэнергии».
При использовании модели WebQuest участникам предоставляется основная информация из Интернета или других источников, которая используется как база для более глубокого изучения темы, например, «Тепловое излучение объектов живой и неживой природы», «Использование солнечных батарей», «Перспективы развития водородной энергетики», «Фотоэлементы в системах контроля и сигнализации», «Исследование восприятия времени человеком». Результаты проектной деятельности в структуре НИРС могут быть представлены на научно-практических семинарах и конференциях бакалавров и магистров.
Проект с точки зрения преподавателя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки:
- целеполагания и планирования деятельности студента;
- представления результатов своей деятельности и хода работы;
- практического применения полученных знаний в различных ситуациях.
При таком подходе изменяется и роль самого преподавателя в учебно -воспитательном процессе. Как отмечалось выше, из носителя информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников [8].
Проектная деятельность для студента - это:
- возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать достигнутый результат;
- работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет прикладное значение.
Научно-исследовательская работа, основанная на методе проектов, повышает мотивацию к обучению и способствует:
- возрастанию ценности обучения;
- приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;
- овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;
- лучшему усвоению материала;
- развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза;
- приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;
- развитию умений искать и анализировать информацию;
- формированию навыков межличностного общения и умения работать в команде.
Интеграция проектной деятельности в научно-исследовательскую работу студентов
поможет добиться поставленных целей, сформирует проектные умения, позволит на старших курсах реализовывать курсовые и дипломные проекты, подготовит их к будущей профессиональной деятельности [9]. Эти профессиональные умения будут свидетельствовать о достижении одной из задач инженерного образования - формирования проектных компетенций в выбранной области знаний. Для этого необходимо создавать условия, обеспечивающие формирование проектных компетенций, такие как: организация деятельности по анализу проблем, постановка целей, определения результатов и содержания деятельности по их достижению, организация самостоятельной работы студентов при разработке проектов [10].
В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. Проектная технология помогает сформировать проектировочный стиль мышления, соединяет в единую систему
теоретические и практические составные деятельности, позволяет раскрыть и реализовать творческий потенциал личности.
Литература
1. Воинова О. И. Проектные технологии обучения в системе высшего технического образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2QQ8. 24 c.
2. Галкин И.А. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала // Вестник высшей школы, 2Q13. № 2. С. 47-50.
3. Геворкянц Ж.А. Проектная деятельность как составляющая профессиональной подготовки студентов-бакалавров. Современные технологии в образовании. Изд. СОГПИ, 2Q15, № 4.С. 47-51.
4. Зайнашева Г.Н. Метод проектов как ресурс формирования общекультурных и профессиональных компетенций при изучении физики: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2Q14. C. 28-30.
5. Зайнашева Г.Н., Мингазова С.Г. Метод проектов в научно- исследовательской работе студентов // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. Казань, 2Q15. Т. 221 (1). С. 277-279.
6. Малкова И.Ю. Метод проектов: методические материалы. Томский государственный университет. Томск, 2QQ6. 45 c.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е.С. М.: «Академия», 2QQ5. 272 с.
8. Федянин А.В. Опыт интеграции учебных дисциплин с исследовательской и проектной деятельностью учащихся. // Современные проблемы науки и образования, 2Q12, № б. С. 311.
9. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов нри компетентностном подходе // Дискуссия. 2Q14, № б.
10. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Интернет-журнал «Науковедение», 2Q14, № 2. С. 1-9.
Авторы публикации
Зайнашева Гузель Накиповна - канд. биол. наук, доцент кафедры «Физика» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). E-mail: Guzel_zn@mail.ru.
Малацион Светлана Фиаловна - канд. техн. наук, доцент кафедры «Физика» Казанского государственного энергетического университета. E-mail: sveta_malacion@rambler.ru.
References
1. Voinova O. I. Proektnye tekhnologii obucheniya v sisteme vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. M., 2008. 24 p.
2. Galkin I.A. Operatsionno-proektnye tekhnologii aktivizatsii kreativno-innovatsionnogo potentsiala // Vestnik vysshei shkoly, 2013. No. 2. P. 47-50.
3. Gevorkyants Zh.A. Proektnaya deyatel'nost' kak sostavlyayushchaya professional'noi podgotovki studentov-bakalavrov. Sovremennye tekhnologii v obrazovanii. Izd. SOGPI, 2015, No. 4. P. 47-51.
4. Zainasheva G.N. Metod proektov kak resurs formirovaniya obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsii pri izuchenii fiziki: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa, 2014. P. 28-30.
5. Zainasheva G.N., Mingazova S.G. Metod proektov v nauchno- issledovatel'skoi rabote studentov // Uchenye zapiski KGAVM im. N.E. Baumana. Kazan', 2015. T. 221 (1). P. 277-279.
6. Malkova I.Yu. Metod proektov: metodicheskie materialy. Tomskii gosudarstvennyi universitet. Tomsk, 2006. 45 p.
7. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Pod redaktsiei Polat E.S. M.: «Akademiya», 2QQ5. 272 p.
8. Fedyanin A.V. Opyt integratsii uchebnykh distsiplin s issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nost'yu uchashchikhsya. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, No. 6. P. 311.
9. Fidarova M.G. Model' organizatsii proektnoi deyatel'nosti studentov pri kompetentnostnom podkhode // Diskussiya. 2014, No. 6.
10. Yurlovskaya I.A. Proektnye tekhnologii v realizatsii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya. Internet-zhumal «Naukovedenie», 2014, No. 2. P. 1-9.
Authors of publication
Guzel N. Zainasheva - Cand. Sci. (Biological), associate professor of department of Physicist of the Kazan Power Engineering University. E-mail: Guzel_zn@mail.ru.
Svetlana F. Malatsion - Cand. Sci. (Techn.), associate professor of department of Physicist of the Kazan Power Engineering University. E-mail: sveta_malacion@rambler.ru.
Поступила в редакцию 15.11.2017.