становления этих органов в раннем постнатальном онтогенезе.
THE AGE DYNAMICS OF ACETYLCHOLINE AND BIOAMINS IN THE TISSUE OF RABBITS STOMACH AND DUODENUMOM
Yefremova G.M.
Summary
The age dynamics of acetylcholin and bioamin content in the tissue of rabbits stomach and duodenum was determined it reflects the character and level of forming these organs in early birth ontogenesis.
УДК 37:378.147.001.8
МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
*Зайнашева Г. Н. - к.б.н., доцент; Мингазова С.Г.- к. ф.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана *Казанский государственный энергетический университет тел.: (843) 272-16-63
Ключевые слова: инновации, образовательные технологии, научно- исследовательская работа студентов, метод проектов.
Key words: innovations, educational technologies, students' scientific- research work , project method.
В современном российском образовании важность использования инновационных технологий для повышения эффективности обучения неоспорима. Меняются цели и задачи высшей школы, делается акцент на формирование компетентности, происходит переход на личностно- ориентированный подход к обучению. Основной задачей
преподавателя становится выбор таких методов и форм организации своей работы, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности. Доступность электронных ресурсов способствует внедрению новых
педагогических технологий в учебный процесс, одним из которых является метод проектов. Основная идея этого метода заключается в создании условий для активной совместной научно-
исследовательской деятельности студентов и преподавателя.
Метод проектов направлен на результат учебно-познавательной работы. В проектной деятельности студентов развиваются познавательные навыки, критическое и творческое мышление, способность увидеть, сформулировать и
решить проблему. Сегодня от выпускника требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. Проектная технология развивает коммуникативные навыки, которые формируют у студентов умение работать в команде, что ценится работодателями очень высоко. В
проектной деятельности они учатся проводить научно-исследовательскую
работу: это могут быть несложные наблюдения или более серьезные логико-теоретические исследования. Проектная деятельность - это выполнение долговременных, трудоемких,
среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от участников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности. Конечным результатом проекта может быть отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.
Проектные технологии обучения активно внедряются в систему высшего образования [1]. На кафедре физики КГАВМ метод проектов начал использоваться в учебном процессе как ресурс формирования общекультурных и профессиональных компетенций при изучении дисциплин кафедры [2]. В научно- исследовательской работе студентов проектная деятельность оказалась весьма актуальной и
результативной.
Проектная технология предполагает следующие этапы:
1. Формирование групп.
2. Выбор темы исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, обсуждения проблемы в группе или же сформулирован преподавателем .
3. Участники проекта, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
4. Полученные в ходе исследования результаты каждая группа оформляет в виде реферата и презентации.
5. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения, презентации.
6. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
Проекты условно можно
классифицировать на: исследовательские, информационные, прикладные и проекты WebQuest.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность студентов, направленная на решение
исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, например, темы «Золотое сечение в окружающем мире», «Электролитическая активация воды».
Информационный проект направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Участники проекта знакомятся с конкретной информацией, анализируют и обобщают ее.
Предложенные темы: «Влияние инфразвука на живые организмы», «Действие постоянного тока на организм сельскохозяйственных животных».
Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов
исследования; аргументированное
объяснение какого-то физического явления. Темы прикладных проектов: «Применение лазеров в терапии и в хирургии», «Сверхслабое свечение тканей животных и человека при воспалении и злокачественных образованиях».
При использовании модели WebQuest участникам предоставляется основная информация из Интернета или других источников, которая используется как база для более глубокого изучения темы (например, «Тепловое излучение тела животного», «Сердце как механическая система).
Рузультаты НИРС кафедры физики по перечисленным темам были представлены на Республиканской научно-практической конференции студентов и аспирантов, состоявшейся в КГАВМ 20 марта 2014года.
Проект с точки зрения преподавателя
- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки:
- целеполагания и планирования деятельности студента;
- представления результатов своей деятельности и хода работы;
-практического применения
полученных знаний в различных ситуациях.
При таком подходе изменяется и роль самого преподавателя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Проектная деятельность для студента
- это:
- возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать достигнутый результат;
- работа, направленная на решение
интересной проблемы, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет прикладное значение.
Научно-исследовательская работа на основе проектов повышает мотивацию к обучению и способствует:
- возрастанию ценности обучения;
- приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;
- овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;
- лучшему усвоению материала;
классификации, анализа и синтеза;
- приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;
- развитию умений искать и анализировать информацию;
- формированию навыков межличностного общения и умения работать в команде.
Интеграция проектной деятельности в научно-исследовательскую работу поможет добиться поставленных целей, предложив студентам реальные условия применения знаний.
- развитию навыков сопоставления,
ЛИТЕРАТУРА: 1. Воинова, О. И. Проектные технологии обучения в системе высшего технического образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / О.И. Воинова. - М., 2008. 2. Зайнашева, Г.Н. Метод проектов как ресурс формирования общекультурных и профессиональных компетенций при изучении физики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. / Г.Н. Зайнашева, С.Г. Мингазова. - Уфа, 2014. 3. Попова, Т.Г. Иновационные образовательные технологии /авт.-сост. Т.Г. Попова, Г.А. Кругова, О.Г. Закирова; под ред. О.В. Кузьмина. - Волгоград, 2010. 4. Фахрутдинова, А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности: Ученые записки КГАВМ им. Н.Э.Баумана. / А.В.Фахрутдинова. - Казань, 2012. Т. 210. - С. 247-251.
МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Зайнашева Г.Н., Мингазова С.Г.
Резюме
В статье рассматривается метод проектов в научно-исследовательской работе студентов. Показана эффективность такого подхода, способствующего формированию как учебных, так и профессиональных компетенции обучаемых.
PROJECT METHOD IN SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS
Zaynasheva G.N, Mingazova S.G Summary
The article discusses the method of projects in the research work of students. The effectiveness of this approach is conducive to the formation of both educational and professional competence of trainees.
УДК 636.4
ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СВИНОМАТОК И ПОРОСЯТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОРМОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ
Иванов С.А. - к.с.-х.н.
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
e-mail: metamorfozs@mail.ru
Ключевые слова: свиноматки, поросята, кормовые композиции, гематологические показатели
Key words: sows, piglets, feed compositions, hematological parameters