ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕОАСКАРИДОЗНОЙ ИНВАЗИИ НА МИКРОФЛОРУ ТОНКОГО КИШЕЧНИКА СПОНТАННО ИНВАЗИРОВАННЫХ ТЕЛЯТ
Долбин Д.А., Лутфуллин М.Х., Идрисов А.М., Мингалеев Д.Н.
Резюме
При неоаскаридозе микрофлора кишечника инвазированных телят претерпела значительные изменения в сторону уменьшения индигенной микрофлоры (наиболее показательно уменьшение бифидобактерий, лактобацилл и кишечных палочек). Вместе с тем произошло увеличение содержания таких факультативных микроорганизмов, как протеи и клостридии.
THE IMPACT OF NEOASCARIASIS OF THE INVASION ON THE MICROFLORA OF
THE SMALL INTESTINE CALVES
Dolbin D.A., Lutfullin, M.KH., Idrisov A.M., Мингалеев N.A.
Summary
When неоаскаридозе intestinal microflora инвазированных calves has undergone significant changes in the direction of reduction индигенной microflora (the most significant decrease of Bifidobacterium, Lactobacillus and E. coli). Together with the increase of the content of the optional microorganisms as foil and clostridia.
УДК 53 (07) : 378 : 619 (471.41)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В КГАВМ
Зайнашева Г.Н. - к.б.н., доцент; Мингазова С.Г. - к.фил.н., доцент;
Сачкова О.А. - ассистент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-44
Ключевые слова: компетенция, профессиональные и обще-учебные компетенции, образовательная технология, методы активного обучения.
Keywords: competence, professional and common -study competence, education technology, active education methods.
В последнее время профессиональная деятельность характеризуется возрастающими требованиями к ней в динамичной социально-
экономической среде. Работник должен свободно владеть своей специальностью, ориентироваться в смежных областях, быть готовым к деятельности и профессиональному росту. А поэтому необходимы новые подходы к результатам обучения будущих специалистов и новые технологии обучения.
Физика вносит весомый вклад в подготовку студентов, поскольку способствует формированию научного мировоззрения, знакомит с основами техники и производства.
Трудности, возникающие при изучении предмета, свидетельствуют о том, что современная структура занятий и используемые методы не обеспечивают достаточной компетентностно ориентированной деятельности обучаемых. Поэтому важно искать пути качественно лучшей организации учебного процесса и более эффективных методов обучения физике.
Необходимо усилить познавательную активность студентов на занятии: создавать такие условия, при которых студент не просто слушал бы и думал, но и что-то делал, воплощал мысли в конкретную деятельность. Можно привлекать студентов на занятиях к работе с учебным пособием, к выполнению фронтальных физических опытов, к решению творческих заданий, качественных и расчетных задач. Таким образом, главным резервом в улучшении качества обучения является совершенствование методики проведения занятий.
Выбор методов преподавания существенным образом зависит от дидактических целей. Если речь идет о передаче новых знаний, то преподаватель может сообщить их в лекционной форме или предложить студентам проработать материал по учебникам; для углубления и закрепления материала - провести семинар-беседу, физический эксперимент; для формирования умения и навыков - практиковать решение задач, лабораторные исследования, курсовые задания.
Решение проблем обучения может осуществляться только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому методика изучения физики должна отражать проблемно-исследовательский характер изложения лекционного материала при активном участии студентов, их систематическую работу над учебниками, решение физических задач, проведение самостоятельных лабораторных исследований и т.д.
Физика формирует цельные представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и в живой природе, научный способ мышления, умение видеть естественно-научное содержание проблем, возникающих в практической деятельности специалистов [2].
При изучении курса общей физики студенту необходимо развивать следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и
профессионального саморазвития и самосовершенствования; готовность развивать самостоятельность, инициативу и творческие способности, повышать свою квалификацию и мастерство;
- способность применять знание процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе, понимание возможности современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области метрологии, технического регулирования и управления качеством.
Развить эти компетенции можно следующими механизмами:
- отображением в учебном процессе физики как науки в целостном виде знаний, методологии и различных видов человеческой деятельности;
- следованием по пути поэтапного научного познания и требований дидактических принципов педагогики высшей школы;
- формированием активной самостоятельной учебной и научной деятельности студентов;
- претворением процесса обучения в процесс развития личности и обогащения знаниями [3].
В условиях катастрофической нехватки учебного времени преподаватель-лектор едва успевает рассмотреть основные вопросы программы. Поэтому необходимо использовать технологии активного обучения (ТАО), которые основаны на принципах личностнодеятельностного, проблемного, контекстного обучения.
Для выбора образовательной технологии сопоставили темы рабочих программ (РП) и ключевые компетенции специалиста (КК), в результате чего выявили тематические зоны для поиска адекватной технологии активного обучения (ТАО). По каждой теме РП мы определили среднее время на развитие одного умения по данной теме 1ср. Для этого время отпущенное на изучение темы разделили на количество умений в теме. Сравнение tсрум. по каждой теме с условно-информативным временем 1н. позволило выделить зоны высокой насыщенности (при tсрум< ^.) и зоны средней насыщенности (при tсрум. > tн).
Так, в зону высокой насыщенности попали все темы механики и молекулярной физики (1 и 2 разделы РП), и в этой зоне необходимо использовать технологии активного обучения (ТАО). В зону средней насыщенности попали разделы 4 и 5 - оптика и атомная физика, и здесь можно сочетать традиционные и активные методы обучения.
Применение технологий активного обучения (ТАО) способствуют вовлечению студентов в процесс продуктивного усвоения научных знаний. Наряду с объяснительно-иллюстративным изложением необходимо
практиковать проблемное изложение учебного материала, лекцию-дискуссию, лекцию с запланированной ошибкой.
При создании проблемной ситуации лектор формулирует проблему, обосновывает необходимость ее решения, указывает на обстоятельства ее объективного или субъективного характера, препятствующие достижению цели, и приглашает студентов к поиску путей, способов, средств преодоления препятствий для успешного разрешения поставленной проблемы. На лекции-дискуссии лектор может поставить перед аудиторией проблемы локального характера, дать время для размышлений, а затем пригласить студентов высказать свои мнения. Для построения такого изложения лекционного материала от лектора требуется глубокое проникновение в сущность научной проблемы, методологический кругозор и творческое отношение к своей деятельности.
При проведении практических задач обычно решают вычислительные задачи, предусматривающие проведение определенных математических величин. Такие задачи способствуют выработке умения применять физические формулы и законы к конкретным условиям, приучают к строгой математической доказательности своих суждений. Однако студенты по объективным причинам, связанным со снижением качества школьного образования, имеют разный уровень математической и физической подготовки. Поэтому наряду с вычислительными задачами на практические занятия можно выносить экспериментальные задачи и задачи-вопросы, которые повышают интерес к физике, заставляют отойти от формального применения формулы или закона и углубиться в их суть, проникнуть во внутренний механизм явления, внести разрядку в характер труда. Необходимо применять многоуровневое обучение, предлагая студентам с разным уровнем подготовки посильные задачи. Наряду с общими методами решения задач: метода анализа и синтеза, метода упрощения (идеализации) и метода оценки интересен метод постановки задачи при решении задач с неполной системой физических величин и условий - непоставленные задачи. С одной непоставленной задачей может быть связан целый блок разнообразных и различной степени трудности физических задач [1].
При проведении лабораторных работ предпочтительным является индивидуальное выполнение лабораторных заданий, но ввиду нехватки времени, отведенного учебным планом, проводятся фронтальные лабораторные работы, что приводит к ограничению самостоятельности. Лабораторный практикум по содержанию и форме представляет систему учебно-воспитательных заданий, нацеленную на формирование практических компетенций у будущего специалиста. Индивидуальная защита лабораторной работы каждым студентом заставляет его вникать в суть задания, самостоятельно работать с учебными пособиями, способствует более глубокой проработке соответствующей темы или
раздела программы.
Нами была разработана образовательная технология преподавания физики. Концептуальной основой предлагаемой технологии является компетентностный подход к обучению, который предполагает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и профессиональных компетенций.
Метод обучения основывается на теории отражения:
- в знаниях студенты видят объективное отражение внешнего мира;
- познание и предметов и явлений внешнего мира осуществляется путем раскрытия их связей и развития;
- усвоение законов и теорий сочетается с активной практической деятельностью студентов, приобретением практических навыков и умений, а также их применением.
Методы и формы работы преподавателя: проблемно-
исследовательское изложение лекционного материала при активном участии студентов, их систематической работе над домашними заданиями к лекции, лекции - дискуссии, решение физических задач различного уровня сложности, многоуровневое обучение на практических занятиях, контрольное тестирование в начала и конце изучаемых разделов курса, применение информационных технологий.
Представленная педагогическая технология применяется при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий на кафедре физики и способствует формированию общеучебных и профессиональных компетенций у будущих специалистов ветеринарного вуза.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Беликов, Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: Учебное пособие. / Б.С. Беликов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с. 2. Бушок, Г.Ф. Методика преподавания общей физики в высшей школе. / Г.Ф.Бушок, Е.Ф.Венгер. - Киев: Научное издание, 2000. - 415 с. 3. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: Учебное пособие. / Н.Ф.Ефремова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 198 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В КГАВМ
Зайнашева Г.Н., Мингазова С.Г., Сачкова О.А.
Резюме
Статья посвящена важнейшей теме в современном образовательном процессе - формированию общеучебных и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Представлена образовательная технология применения активных методов обучения при преподавании физики в КГАВМ.
EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF ACTIVE LEARNING METHODS APPLICATION IN THE TEACHING OF PHYSICS IN KGAVM IS PRESENTED
Zainasheva G.N., Mingazova S.G., Sachkova O.A.
Summary
This article is devoted to the most important topic in the modern educational process - the formation of general -educational and professional competence of future specialists.
УДК 577. 112. 579. 842. 14
АНТИГЕННЫЕ СВОЙСТВА ИЗОЛИРОВАННЫХ КЛЕТОЧНЫХ
СТРУКТУР САЛЬМОНЕЛЛ
Зайнуллин Л.И. - к.б.н., доцент; * Ахмадеев Р.М. - к.в.н., с.н.с.
Казанский (Приволжский) федеральный университет * Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности,
г.Казань, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: антигены, иммуноблотинг, сальмонеллы,
жгутики.
Keywords: antigens, immunoassay, salmonella, flagellas.
Род Salmonella, включает в себя очень большое количество представителей, более 2500, являющиеся возбудителями острых инфекционных заболеваний под общим названием “сальмонеллез”. К данным возбудителям восприимчивы в большинстве случаев молодняк сельскохозяйственных животных, птица, пушные звери, некоторые виды насекомых, в частности пчелы. Это наносит значительный ущерб сельскому хозяйству. Также данному заболеванию подвержен человек, что еще больше подверждает опасность данных возбудителей.
Важнейшим действенным средством борьбы с сальмонеллезами является вакцинопрофилактика. В настоящее время для профилактики применяется целый ряд живых и инактивированных моновакцин и ассоциированные препараты. Известно, что качество вакцины во многом зависит от свойств антигенов из которых изготовлен препарат, а также от наличия и количества в биопрепарате балластных веществ, которые повышают реактогенность вакцин. Наиболее выраженными антигенноактивными и протективными свойствами у энтеробактерий обладают капсульное вещество и клеточные стенки, а внутриклеточные структуры, такие как цитоплазма, ДНК не только не стимулируют в организме специфической резистентности, но и в ряде случаев вызывают