УДК 371.24: 53 : 378
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ В КГАВМ
Зайнашева Г.Н. - к.б.н., доцент; Мингазова С.Г. - к. ф.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана
тел.: (843) 272-16-63
Ключевые слова: инновации, образовательные технологии, обучающий модуль, модульно - рейтинговая система.
Key words: innovations, educational technologies, training module, module-rating system.
Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образования. Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образовательных технологий, организационных форм обучения и управления.
Инновационные педагогические системы создаются постоянно, их всех характеризует:
• исследовательская и творческая деятельность преподавателей и студентов;
• индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности;
• появление новых диалоговых форм и педагогических практик.
Отношения между субъектами в инновационной педагогической
системе развиваются по горизонтали и осуществляются как партнерство. На этой основе у новых технологий проявляется более высокая эффективность учебного процесса.
Физика и математика изучают систему методов конструирования, моделирования и представления информации об объектах окружающего мира, формируют у студентов навыки по восприятию, анализу, синтезу полученной информации, обоснованию решений, научную культуру.
Дисциплины «Физика» и «Математика» относятся к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин для инженеров по направлениям подготовки «Стандартизация и метрология», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Зоотехния» в ФГБОУ «Казанская государственная академия ветеринарной медицины». В основе изучения общей физики лежит идея единства физики как науки и глубокой взаимосвязи различных ее частей. Успешное изучение дисциплины позволяет заложить прочную основу фундаментальных знаний.
Для повышения эффективности обучения в подготовке студентов нами используется модульно-рейтинговая система, которая позволяет успешно организовывать обучение и контроль знаний учащихся с получением количественных характеристик педагогической деятельности.
Весь учебный материал делится на модули (блоки) и освоение студентами каждого модуля оценивается баллами. Курс общей физики разбит на четыре модуля: «Основы классической механики», «Основы молекулярной физики и термодинамики», «Электричество и магнетизм», «Оптика и основы атомной и ядерной физики».
Модульное построение курсов физики и математики дает возможность изучать материал в системе:
• ориентировать обучаемых на цель учебной деятельности;
• мотивировать учебную деятельность;
• определять систему самоконтроля и самооценки;
• обеспечивать самоуправляемый процесс;
• формировать адекватную самооценку.
Основа модульного обучения - обучающий модуль (рис. 1), целевая программа действий и рекомендаций преподавателю и студентам по достижению поставленных дидактических целей.
Продуктивность модуля состоит в том, что студенты овладевают системой знаний, практическими навыками и умениями, предусмотренными стандартом дисциплины.
Трудоемкость технологии заключается в необходимости:
• вовлечения всех обучаемых в совместный процесс обучения;
• регулярной проработке содержания учебного материала;
• выделения основополагающих идей, пронизывающих модуль;
• обновления педагогических воздействий;
• обеспечения материально-технической базы и больших временных затрат для разработки пакетов модулей.
Компоненты работы преподавателей:
• диагностика качества знаний учащихся как условие реализации модульной технологии;
• модульная программа по курсу с детальной проработкой разноуровневых целей к учебным элементам;
• создание условий для самостоятельной деятельности студентов;
• разноуровневые задания;
• рейтинговая система оценки знаний, стимулирующая ритм работы студентов.
Для оптимизации структуры преподавания дисциплины, проектируется учебный процесс с использованием компьютерных технологий. Необходимо подготовить сценарий компьютерного обеспечения модульной системы, обеспечивающий информационную,
дидактическую, методическую составляющие. Такой подход является необходимым и он обеспечивает конкретную адресность программ;
Рисунок 1 - Структура обучающего модуля
• существенный методический аспект;
• интенсивность прохождения курса;
• адаптивность программ к методике преподавания дисциплин;
• возможность корректировки программ.
Электронно-учебный комплекс, как инновационный компонент учебно-методического комплекса дисциплины, дает весомые дидактические преимущества:
• создается обучающая среда с наглядным представлением информации;
• осуществляется интеграция значительного объема информации;
• учебник дисциплины дополняется тестами для входного, текущего, рубежного и итогового контроля.
Разработка комплекса в режимах «Подготовка» и «Проверка» обеспечивает индивидуализацию, интенсификацию обучения и контроля
знаний , повышение мотивации, достижение максимальной объективности и динамизма контроля, повышение познавательной активности учащихся - индивидуальной и коллективной, развитие образного и пространственного мышления за счет включения в процесс восприятия зрительных и логических структур памяти.
Как показывает практика, соединение модульно-рейтинговой и компьютерной технологий весьма эффективно в преподавании дисциплин.
Реализация потенциала используемых инновационных технологий в преподавании дисциплин способствует формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучаемых, показывает устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе /В.С. Аванесов. - М.: Высшая школа, 1997. 2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: Учебное пособие. / Н.Ф. Ефремова. - Ростов-на-Дону, 2009. 3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. / М.В. Кларин .-Рига, 1995. 4. Янушкевич, Ф.С. Технологии обучения в системе высшего образования /Ф.С. Янушкевич.- М.: Высшая школа, 1996.
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ В КГАВМ
Зайнашева Г.Н., Мингазова С.Г.
Резюме
В статье рассматривается модульно-рейтинговая система обучения, используемая при преподавании физики и математики. Показана эффективность такого подхода, способствующего формированию общеучебных и профессиональных компетенций обучаемых.
MODULE-RATING APPROACH IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICS DEPARTMENT OF KGAVM
Zainasheva G.N., Mingazova S.G.
Summary
The article considers the module-rating training system used in the teaching of physics and mathematics. The efficiency of such an approach, contributing to the formation of general educational and professional competence of the trainees, is shown.