Научная статья на тему 'Практическая деятельность студентов и их творческая самореализация'

Практическая деятельность студентов и их творческая самореализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРEАЛИЗАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Юлия Олеговна, Хайруллина Эльмира Робертовна

Формирование компетенций будущих специалистов требует включения их в практическую деятельность. В статье показана необходимость выхода практической деятельности студентов на уровень творческой самореализации для обеспечения эффективности формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубкова Юлия Олеговна, Хайруллина Эльмира Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical activities of students and their creative self-realization

Competences formation of future professionals demands inclusions them in practical activities. Development of students practical activities to the creative level of self-realization for ensuring efficiency of competences formation is shown in article.

Текст научной работы на тему «Практическая деятельность студентов и их творческая самореализация»

Ю. О. Зубкова, Э. Р. Хайруллина

17

УДК 378.147.88

Ю. О. Зубкова, Э. Р. Хайруллина

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Практическая деятельность студентов

И ИХ ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Формирование компетенций будущих специалистов требует включения их в практическую деятельность. В статье показана необходимость выхода практической деятельности студентов на уровень творческой самореализации для обеспечения эффективности формирования компетенций.

Ключевые слова: практико-ориентированная парадигма, образовательный процесс, компетенции, практическая деятельность, творческая саморeализация, практические занятия, самостоятельная работа, практика.

В условиях модернизации современного профессионального образования и его методологических подходов, направленных на трансформацию знаниево-просветительской парадигмы в практико-ориентированную, обусловленную реализацией Болонской конвенции, идеальным конечным «продуктом» образовательного процесса является профессионал [4]. Профессионал - специалист, владеющий профессией, способный осуществлять все виды профессиональной деятельности и обладающий компетенциями, позволяющими быстро адаптироваться как в социальной, так и профессиональной среде и эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Наилучшим образом с практико-ориентированной парадигмой образования согласуется компе-тентностный подход, реализуемый в настоящее время через направленность образовательного процесса на формирование компетенций будущего специалиста и его оценку (образовательного процесса) по сформированности компетенций выпускников, обозначенных в соответствующих образовательных стандартах.

Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, являющегося внутренним условием движения личности к цели, выступающего как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений, навыков, способностей, лежащих в основе компетенций. Наивысший уровень их развития и/или сформи-рованности может быть достигнут при условии создания такой среды, в которой студенты творчески самореализуются и саморазвиваются. Исходя из вышесказанного, в качестве приоритетного

направления совершенствования профессиональной подготовки может выступать создание единого творческого развивающего образовательного пространства, способствующего субъектно-ориентированной направленности студентов к творческой самореализации как фактора успешного творческого саморазвития в профессии.

Одним из основных подходов, лежащих в основе профессионального образования, является деятельностный подход. Суть данного подхода заключается во включении студентов в процессе обучения в различные виды деятельности, что позволяет не только усваивать знания, умения и навыки, но и развивать и формировать соответствующие компетенции. В зависимости от содержания компетенции это может быть как интеллектуальная деятельность, так и специфические виды деятельности, обусловленные содержанием профессии. Наибольшее включение студентов в тот или иной вид деятельности наблюдается на различных видах практических занятий, в процессе самостоятельной работы студентов и во время прохождения учебной и производственной практик.

В профессиональной подготовке специалистов можно выделить две дидактические ориентации: специально-научную и ориентацию на деятельность. Специально-научная дидактическая ориентация профессионального образования позволяет формировать у студентов прочные систематизированные знания. Приоритет данной ориентации при организации образовательного процесса может привести к увеличению объема теоретического обучения в образовательных программах и в то же время к ослаблению направленности обучающихся на профессиональную деятельность.

18

Педагогические науки

В настоящее время в силу реорганизации знание-во-просветительской образовательной модели в практико-ориентированную происходит ориентация образовательного процесса на деятельность. Она предполагает проектирование образовательных программ с опорой на практическую деятельность студентов и увеличением доли самостоятельной работы студента.

Исходя из положений, что: 1) наиболее эффективное формирование компетенций будущих специалистов происходит в условиях включения студентов в деятельность, 2) любой вид деятельности может реализовываться на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях, в процессе формирования и развития компетенций практическая деятельность студентов наиболее продуктивна при условии творческой самореализации студентов.

Поле исследований проблем творческой самореализации личности широко: от определения специфики самореализации личности в гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг и др.) и значимости самореализации личности как явления (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Исаев, Л. Н. Коган, Н. Л. Кулик, Г. К. Чернявская и др.) до определения сущности творческого саморазвития студентов и педагогических инноваций (В. И. Андреев,

В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, А. В. Хуторской и др.), специфики самореализации профессионала (Г. Б. Горская, И. В. Золотухина, Т. Ф. Маслова, С. А. Мулькова и др.) и др.

В рамках настоящей статьи не ставится цель всестороннего рассмотрения такого сложного явления, как творческая самореализация человека, но для понимания значимости рассматриваемой темы статьи необходимо обозначить его авторское понимание в следующих положениях [1; 2; 3].

1. Понятие творческой самореализации личности неотделимо от понятия личности и ее качеств.

2. Саморазвитие - развитие, обусловленное внутренней активностью личности. Саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В. И. Андреев).

3. Каждый человек способен к творчеству, но уровень развитости этих способностей у людей неодинаков.

4. Не все творческие люди обладают в равной степени совокупностью качеств, обеспечивающих самостоятельную и эффективную реализацию их способностей в деятельности.

5. Творческие способности личности во многих видах профессиональной деятельности можно развивать в течение всей ее профессиональной жизни.

6. Творческая самореализация личности может осуществляться на всех этапах ее профессиональной жизни, начиная с этапа овладения профессией, заканчивая этапом совершенствования профессиональной деятельности.

7. Творческая самореализация личности в профессиональной деятельности ограничена ее направленностью и содержанием, реализация творческих способностей человека фокусируется на этой деятельности.

8. Творческая самореализация личности в процессе освоения профессиональной деятельности не может проходить стихийно. Для ее эффективного осуществления необходимы соответствующие условия, направление и координация.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки необходимой является организация такой образовательной среды, при которой студенты проявляли заинтересованность и активность в практической деятельности. В качестве примера можно рассмотреть профессиональную подготовку студентов по специальности среднего профессионального образования «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Основное внимание на практических занятиях уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, выполнение графических работ, уточнение категорий и понятий науки и т. д., являющихся предпосылкой развития определенных качеств личности. При этом следует формировать у студентов способность к осмыслению и пониманию совершаемой ими деятельности.

Самостоятельная работа студентов (СРС) в условиях современной организации учебного процесса является важнейшей формой учебного процесса, при которой происходит активизация «процессов самости». Известны различные виды СРС - подготовка к практическим занятиям, к различным формам контроля (зачетам, экзаменам), выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, дипломного проекта или работы. Самостоятельная работа может выполняться индивидуально

Ю. О. Зубкова, Э. Р. Хайруллина

19

или совместно с другими студентами. Преимуществом совместной самостоятельной работы является усиление фактора мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышение эффективности познавательной деятельности студентов.

При организации практической деятельности при различных формах учебного процесса необходимо помнить, что активизация «процессов самости» происходит во многом при наличии у студентов положительного опыта практической деятельности и переживания ими успеха от результатов деятельности, что способствует трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный к осуществляемой деятельности.

Немаловажное значение имеет сознательность студентов при осуществлении практической деятельности. Сознательность выполнения СРС обеспечивается деятельностной ориентацией самостоятельной работы, методологической осмысленностью материала, отбираемого для самостоятельной работы, посильностью выполнения заданий для студентов, т. е. их соответствием «зоне ближайшего развития», последовательностью подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения, дозировкой материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов.

Наибольшее включение студентов в практическую деятельность наблюдается во время прохождения учебной и производственной практик. Практика - обязательный раздел образовательной программы, которая представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При организации практик важным является выход их практической деятельности на творческий уровень. Студентам, обучающихся по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», в рамках практики нужно разработать, изготовить и продемонстрировать коллекцию швейных изделий, а впоследствии предлагается участие в профессиональном конкурсе. Данная работа выполняется группой студентов, что способствует формированию коммуникативных и организаторских способностей, навыка работы в команде. При выполнении таких заданий студенты выполняют все этапы работы над проектом - от подготовительного до оценки результата, включаются практически во все виды профессиональной деятельности, самостоятельно решают целый комплекс реальных профессиональных задач, что способствует формированию компетенций, а пережитый опыт совместной творческой

деятельности способствует изменению мотивов деятельности с внешних на внутренние. Участие в конкурсе способствует формированию творческого мышления, дальнейшему развитию творческих способностей, мотивирует студента к самостоятельной творческой деятельности, способствует становлению и развитию профессиональной компетентности будущего специалиста [8].

Выход студентов на уровень творческой самореализации и саморазвития в профессии сопро-вождвется изменением схемы взаимодействия преподователя и студента от «субъект - объектной» к «субъект - субъектной», т. е. равнопартнерского сотрудничества преподавателя и студента [2].

Таким образом, эффективность формирования и развития компетенций будещего специалиста зависит от организации и содержания практической деятельностьи студента и ее выхода на уровень творческой самореализации, характеризующийся устойчивым интересом к будующей профессиональной деятельности, наличием устойчивых внутренних мотивов к овладению и саморазвитию в профессии, самостоятельностью. При организации образовательного процесса для обеспечения профессиональной ориентации дисциплин необходимо помнить: отбор и подача материала должны способствовать достижению целей образования и пониманию прикладного значения дисциплины для будующей профессии; материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений; в теоретической части любой дисциплины выделяется фундаментальное ядро знаний и устаналиваются междисциплинарные связи, выявление и демонстрация множественных связей между «ядрами» способствуют созданию в сознании студентов научной картины мира и современной методологии познания; при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта.

Ш

1. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.

2. Андреев А. В. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 466 с.

3. Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. 248 с.

20

Педагогические науки

4. Жулалова И. В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе. URL: http://www.pssw.vspu.ru/ other/science/publications/jul_predu.htm свободный.

5. КрыловД. А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 31-35.

6. Никитина, Л. Л., Шагеева Ф. Т., Иванов В. Г. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного. Казань, 2007. 216 с.

7. Хайруллина Э. Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. 348 с.

8. Хайруллина Э. Р. Принципы педагогической концепции проектно-творческой деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 66-68.

9. Хайруллина Э. Р. Системная ориентация проектнотворческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2007. 420 с.

10. Designing a structure of the modular competence - based curriculum and technologies for its implementation into higher vocational / Gennadyevna Sakhieva R., Robertovna Khairullina E., Gabdulkhakovna Khisamiyeva L., Shaukatovna Valeyeva N., Rafisovna Masalimova A., Gilmkhanovna Zakirova V. Asian Social Science. 2014. Т. 11. № 2. С. 246-251. 1 2

1. Akmeologiya: uchebnik, pod red. A. A. Derkacha, M.: Izd-vo RAGS, 2006. 424 p.

2. Andreev A. V. Konkurentologiya: uchebnyi kurs dlya tvor-cheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti, Kazan': Tsentr innovats. tekhnologii, 2005, 466 p.

3. BatarshevA. V. Psikhologiya lichnosti i obshcheniya, M.: Vlados, 2004, 248 p.

4. Zhulalova I. V Problema organizatsii praktiko-orientiro-vannogo obucheniya v vuze. URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/ science/publications/jul_predu.htm svobodnyi.

5. Krylov D. A. Model' formirovaniya proektnoi kul'tury budushchego pedagoga v usloviyakh sovremennogo vuza, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No. 1 (16), pp. 31-35.

6. Nikitina, L. L., Shageeva F. T., Ivanov V. G. Tekhnolo-giya formirovaniya proektnoi kompetentsii spetsialistov legkoi pro-myshlennosti v usloviyakh inzhenernogo, Kazan', 2007, 216 p.

7. Khairullina E. R. Sistemnaya orientatsiya proektnotvor-cheskoi deyatel'nosti na samorazvitie konkurentosposobnosti stu-dentov inzhenerov-tekhnologov, Kazan', Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2007, 348 p.

8. Khairullina E. R. Printsipy pedagogicheskoi kontseptsii proektno-tvorcheskoi deyatel'nosti studentov, Vysshee obrazovanie segodnya, 2007, No. 9, pp. 66-68.

9. Khairullina E. R. Sistemnaya orientatsiya proektno-tvorcheskoi deyatel'nosti na samorazvitie konkurentosposobnos-ti studentov inzhenerov-tekhnologov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, Kazan', 2007, 420 p.

10. Designing a structure of the modular competence - based curriculum and technologies for its implementation into higher vocational, Gennadyevna Sakhieva R., Robertovna Khairullina E., Gabdulkhakovna Khisamiyeva L., Shaukatovna Valeyeva N., Rafisovna Masalimova A., Gilmkhanovna Zakirova V., Asian Social Science, 2014, t. 11, No. 2, pp. 246-251.

UDK 378.147.88

Y. O. Zubkova, E. R. Khairullina

Kazan national research technological university, Kazan

Practical activities of students and their creative self-realization

Competences formation of future professionals demands inclusions them in practical activities. Development of students practical activities to the creative level of self-realization for ensuring efficiency of competences formation is shown in article.

Keywords: the praktiko-focused paradigm, educational process, competences, practical activities, a creative self-realization, a practical training, independent work, practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.