Научная статья на тему 'Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов работодателями и преподавателями'

Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов работодателями и преподавателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГ / EXPERT STUDY / PROFESSIONAL COMPETENCES / PERSONAL QUALITIES / PROCESS ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Эльмира Робертовна, Масалимова Альфия Рафисовна, Богданова Венера Исмагиловна

В статье представлены результаты экспертного исследования, проводимого среди работодателей и преподавателей вуза, направленного на оценку профессиональных компетенций и личностных качеств современного инженера-технолога. Установлено, что профессиональные компетенции и коммуникативные способности идеального и реального инженера-технолога, выделенные руководителями предприятий и профессорско-преподавательским составом, фактически совпадают. Результаты исследования показывают расхождения во мнениях работодателей и преподавателей относительно личностных качеств инженеров-технологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Эльмира Робертовна, Масалимова Альфия Рафисовна, Богданова Венера Исмагиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERT RESEARCH STUDY of professional competencies anD personal qualities of the PROCESS engineerS led BY THE EMPLOYERS AND EDUCATORS

This article deals with the results of expert research led among the employers and university educators; the research study is aimed at evaluating professional and personal qualities of a competitive process engineer. It was found out that in fact the professional competences, communication skills and moral qualities of the ideal and the real process engineer allocated by business leaders and teaching staff are the same. The results of the research study reveal the disagreement between the employers and the educators concerning personal qualities of process of engineers.

Текст научной работы на тему «Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов работодателями и преподавателями»

УДК 378

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

Э.Р. Хайруллина, А.Р. Масалимова, В.И. Богданова

Аннотация. В статье представлены результаты экспертного исследования, проводимого среди работодателей и преподавателей вуза, направленного на оценку профессиональных компетенций и личностных качеств современного инженера-технолога. Установлено, что профессиональные компетенции и коммуникативные способности идеального и реального инженера-технолога, выделенные руководителями предприятий и профессорскопреподавательским составом, фактически совпадают. Результаты исследования показывают расхождения во мнениях работодателей и преподавателей относительно личностных качеств инженеров-технологов.

Ключевые слова: экспертное исследование, профессиональные компетенции, личностные качества, инженер-технолог.

THE EXPERT RESEARCH STUDY OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AND PERSONAL QUALITIES OF THE PROCESS ENGINEERS LED BY THE EMPLOYERS AND EDUCATORS

E. Khairullina, A. Masalimova, V. Bogdanova

Abstract. This article deals with the results of expert research led among the employers and university educators; the research study is aimed at evaluating professional and personal qualities of a competitive process engineer. It was found out that in fact the professional competences, communication skills and moral qualities of the ideal and the real process engineer allocated by business leaders and teaching staff are the same. The results of the research study reveal the disagreement between the employers and the educators concerning personal qualities of process of engineers.

Keywords: expert study, professional competences, personal qualities, process engineer.

Современная ситуация на рынке труда показывает, что уровень профессиональной подготовки студента-выпускника не всегда соответствует уровню требований работодателя [5, 6]. В связи с этим возникает проблема согласования компетенций реальных и будущих специалистов, которое, несомненно, должно проводиться между представителями современного производства и системы образования [4, 7]. При этом существует

множество исследований [1, 2, 3 и др.], в которых представлены различные виды компетенций, но наибольшие затруднения возникают при определении перечня компетенций, необходимых для освоения практически каждой конкретной специальности. В этой связи очевидна проблема данного исследования, которое позволило бы обозначить группу компетенций и личностных качеств, выделяемых работодателями и преподавателями.

В эксперименте приняли участие две группы экспертов: руководители предприятий легкой промышленности г. Казани и профессорскопреподавательский состав Казанского национального исследовательского

технологического университета (КНИТУ).

Оценка профессиональных компетенций

инженера-технолога руководителями

предприятий. Среди реальных

профессиональных компетенций руководители предприятий выделяют: развитую интуицию (7,3 баллов), способность мыслить логически (7 баллов) и развитое инженерное мышление: способность к профессиональному

саморазвитию (6,8 баллов). Интересен тот факт, что, по мнению экспертов-руководителей, инженер-технолог может и не обладать высоким уровнем сформированности творческих способностей (5,5 баллов). Эта положение достаточно удобно для администрации с позиции авторитарного руководства, когда инженер способен быстро и грамотно предложить различные решения

профессиональных задач без проявления инициативы. К наиболее важным профессиональным компетенциям идеального инженера-технолога руководители предприятий относят: способность к профессиональному

саморазвитию (8,9 баллов), способность мыслить логически (8,3 баллов), развитую интуицию (8,3 баллов), а также способность к критическому анализу в своей

профессиональной деятельности (7,8 баллов), см. рис. 1.

1

3 4 5

профессиональные компетенции

Рисунок 1. - Оценка профессиональных компетенций инженера-технолога руководителями предприятий Примечания: Горизонтальная шкала - компетенции: 1) развитое инженерное мышление: способность к профессиональному саморазвитию; 2) способность к критическому анализу в своей профессиональной деятельности; 3) способность мыслить логически; 4) развитая интуиция; 5) способность к интегрированию идей; 6) умение выделять главное от второстепенного; 7) здоровая амбициозность; 8) творческие способности.

Наибольший разрыв в оценке профессиональных компетенций проявился в способности к профессиональному

саморазвитию (на 2,1 баллов).

Оценка профессиональных компетенций инженера-технолога профессорско-

преподавательским составом вуза. Как видно из рисунка 2, преподаватели, указанные реальные профессиональные компетенции инженера-технолога оценивают достаточно одинаково в силу представления о профессиональных компетенциях, характеризующих выпускников вуза. Среди важнейших профессиональных компетенций эксперты выделяют: способность к профессиональному саморазвитию (7,5 баллов), способность к критическому анализу в своей профессиональной деятельности (7,4 баллов) и способность мыслить логически (7,4 баллов). Примечателен факт того, что высокий уровень сформированности творческих способностей студента, а в дальнейшем специалиста, является, по мнению профессорско-преподавательского состава, " "

профессиональной культуры (7,2 баллов).

Распределение профессиональных

компетенций идеального конкурентоспособного инженера-технолога экспертами-

преподавателями аналогично реальным компетенциям и в балльном выражении проявилось следующим образом: способность к профессиональному саморазвитию (9,2 баллов), способность к критическому анализу в своей профессиональной деятельности (8,7 баллов) и способность мыслить логически (8,8 баллов).

Оценка личностных качеств инженера-технолога руководителями предприятий. К наиболее важным личностным качествам реального инженера-технолога руководители предприятий относят: трудолюбие (8,3 баллов), аккуратность (7,7 баллов), склонность к самоанализу (7,6 баллов), обязательность (7,5 баллов), стрессоустойчивость (7,5 баллов), хорошую интуицию (7,4 баллов) и способность отвечать за свои слова и поступки (7,4 баллов), см. рис. 3.

одной

из

составляющей

Рисунок 2. - Оценка профессиональных компетенций инженера-технолога профессорско-преподавательским

составом

Примечания: Горизонтальная шкала - компетенции: 1) развитое инженерное мышление: способность к профессиональному саморазвитию; 2) способность к критическому анализу в своей профессиональной деятельности; 3) способность мыслить логически; 4) развитая интуиция; 5) способность к интегрированию идей; 6) умение выделять главное от второстепенного; 7) здоровая амбициозность; 8) творческие способности.

2

К наименее важным личностным качествам эта группа экспертов отнесла: благородство (6,2 баллов) и богатый жизненный опыт (5,4 баллов).

Высокие рейтинги личностных качеств инженера-технолога получили такие качества, как: терпение (9,1 балов), трудолюбие (8,3 баллов), хорошая интуиция (8,9 баллов), оперативность (8,7 баллов), стрессоустойчивость (8,6 баллов) и аккуратность (8,5 баллов).

Аналогично руководители предприятий не наделяют реального инженера-технолога такими качествами, как благородство (7,3 баллов) и богатый жизненный опыт (6,1 баллов), считая их неважными для профессионального успеха.

Таким образом, к основным качествам личности инженера-технолога руководители предприятий относят трудолюбие, аккуратность, стрессоустойчивость и хорошую интуицию.

Из системообразующих качеств наибольший разрыв между идеальным представлением и реальным его проявлением выявлен по оценке хорошей интуиции (на 1,5 баллов). По другим качествам - терпение (на 2 балла). Наименьший

разрыв - благородство (на 0,1 балла).

Оценка личностных качеств инженера-технолога профессорско-преподавательским составом. К наиболее важным личностным качествам реального инженера-технолога преподаватели относят: обязательность (8

баллов), способность отвечать за свои слова и поступки (7,9 баллов), трудолюбие (7,8 баллов), склонность к самоанализу (7,2 баллов), смелость (7,2 баллов) и хорошую интуицию (7,1 баллов). Наименьший рейтинг получили качества: богатый жизненный опыт (6,1 баллов) и стрессоустойчивость (5,9 баллов).

Среди важных личностных качеств идеального конкурентоспособного инженера преподаватели вуза выделяют: способность

отвечать за свои слова и поступки (8,8 баллов), обязательность (8,6 баллов), трудолюбие (8,5 баллов), терпение (8,3 баллов) и хорошую интуицию (8,2 баллов). Последние рейтинги получили: благородство и стремление добраться до истины по 7,4 баллов из 10.

Рисунок 3. - Оценка личностных качеств конкурентоспособного инженера-технолога руководителями

предприятий

Примечания: Горизонтальная шкала - личностные качества: 9) смелость; 10) обязательность; 11) пунктуальность; 12) аккуратность; 13) трудолюбие; 14) терпение; 15) оперативность; 16) благородство; 17) стрессоустойчивость; 18) хорошая интуиция; 19) склонность к самоанализу; 20) адекватное восприятие критики; 21) способность отвечать за свои слова и поступки; 22) богатый жизненный опыт; 23) умение прогнозировать развитие событий; 24) стремление добраться до истины.

Оценка нравственных качеств инженера-технолога руководителями предприятий. Нравственные качества реального

конкурентоспособного инженера-технолога, выделенные руководителями предприятий, следующие: независимость, непредвзятость (7,2 и 8,2 баллов соответственно), высокий моральный уровень (7 и 8,2 баллов соответственно), а также честность и неподкупность (7 и 7,9 баллов из 10 баллов), см. рис. 4.

Кроме того, по мнению руководителей предприятий, стремление к справедливости,

даже в ущерб личным интересам является наименее важным нравственным качеством, как у реального, так и идеального инженера (5,4 и 6 баллов соответственно). Оценка нравственных качеств инженера-технолога профессорскопреподавательским составом вузов. К важнейшим нравственным качествам реального и идеального инженера-технолога эксперты -преподаватели КНИТУ относят: независимость, непредвзятость (7,6 и 8,3 баллов, соответственно), высокий моральный уровень (8 и 8,3 баллов, соответственно), а также честность и неподкупность (7 и 7,8 баллов из 10 баллов).

3

25 26 27 25 29

HpEEITEBHHEJ-E КИНГЕ!

Рисунок 4. - Оценка нравственных качеств инженера-технолога руководителями предприятий Примечания: Г оризонтальная шкала - нравственные качества: 25) высокий моральный уровень; 26) честность и неподкупность; 27) независимость, непредвзятость; 28) патриотизм; 29) стремление к справедливости даже в ущерб личным интересам.

К менее важным морально-нравственным качествам реального инженера-технолога относятся: стремление к справедливости даже в ущерб (6,6 баллов), для идеального специалиста - патриотизм (7,2 баллов), см. рис. 5.

Оценка коммуникативных способностей инженера-технолога руководителями

предприятий. Руководители предприятий коммуникативные способности

конкурентоспособного реального инженера-технолога проранжировали в следующей

баллы ®

3 7 б 5

4 3

1

О

25 26 27 23

последовательности: умение отстаивать свою точку зрения (8 баллов), умение слушать и понимать собеседника (7,6 баллов) и способность выстраивать долговременные деловые отношения (7,4 баллов). Для идеального инженера важно умение отстаивать свою точку зрения (9,2 баллов), способность выстраивать долговременные деловые отношения (8,8 баллов) и неконфликтность (8,4 баллов).

Рисунок 5. - Оценка нравственных качеств инженера-технолога профессорско-преподавательским составом Примечания: Горизонтальная шкала - нравственные качества: 25) высокий моральный уровень; 26) честность и неподкупность; 27) независимость, непредвзятость; 28) патриотизм; 29) стремление к справедливости даже в ущерб личным интересам.

К менее значимым коммуникативным способностям конкурентоспособного реального и идеального инженера эксперты отнесли искренность (6,6 и 6,9 баллов, соответственно), см. рис. 6. Наибольшее несоответствие реальных проявлений и идеальных качеств у инженера эксперты отмечают в способности выстраивать долговременные деловые отношения (на 1,4 баллов) и в неконфликтное™ (на 1,4 баллов). По их мнению, идеального уровня инженеры-технологи достигли в умении слушать и понимать собеседника (разница в 0,1 балл).

Оценка коммуникативных способностей

инженера-технолога профессорско-

преподавательским составом вузов. Эксперты вуза выделяют следующие важнейшие коммуникативные способности

конкурентоспособного реального и идеального инженера-технолога: умение честно «играть по правилам» (7,8 и 8,8 баллов соответственно), искренность (7,9 и 8,7 баллов). Для реального инженера также важно умение слушать и понимать собеседника (7,8 баллов), для идеального - способность выстраивать долговременные деловые отношения (8,8 баллов), см. рис. 7.

4

Рисунок 6. - Распределение коммуникативных способностей инженера-технолога руководителями

предприятий

Примечания: Горизонтальная шкала - способности: 33) умение слушать и понимать собеседника; 34) искренность; 35) не конфликтность; 36) умение отстаивать свою точку зрения; 37) способность выстраивать долговременные деловые отношения; 38) умение честно «играть по правилам» (например, соблюдать конфиденциальность).

Рисунок 7. - Оценка коммуникативных способностей инженера-технолога профессорско-преподавательским составом

Примечания: Горизонтальная шкала - коммуникативные способности: 33) умение слушать и понимать собеседника; 34) искренность; 35) неконфликтность; 36) умение отстаивать свою точку зрения; 37) способность выстраивать долговременные деловые отношения; 38) умение честно «играть по правилам» (например, соблюдать конфиденциальность).

К менее важным коммуникативным способностям реального инженера

преподаватели относят неконфликтность (7,2 баллов), в идеальной модели - умение отстаивать свою точку зрения (8,3 баллов).

Интересно, что эксперты-преподаватели также как и эксперты-руководители предприятий считают, что уровень проявления способности инженера выстраивать

долговременные деловые отношения еще очень далек от идеального (на 1,5 баллов).

Таким образом, на основе

экспериментальных данных выявлено, что оценка профессиональных компетенций

реального и идеального инженера-технолога выше у экспертов - преподавателей в силу их ориентации на «идеально книжную» модель специалиста. Наиболее важные

профессиональные компетенции и личностные качества идеального и реального инженера-технолога, выделенные руководителями предприятий и профессорско-

преподавательским составом, фактически совпадают. Основными системообразующими качествами личности они считают: трудолюбие, склонность к самоанализу, обязательность, хорошую интуицию и способность отвечать за свои слова и поступки. Наименее важным

5

личностным качеством реального

конкурентоспособного инженера эксперты двух групп считают богатый жизненный опыт. Отличие оценок по двум группам проявилось лишь в отношении одного качества -стрессоустойчивость. Картина по личностным

качествам идеального инженера

представителями экспертов двух групп

достаточно разнится. К системообразующим качествам личности относится лишь терпение, трудолюбие и хорошая интуиция. К наименее

важному личностному качеству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентоспособного инженера эксперты двух групп отнесли благородство. Сравнивая реальную и идеальную картину коммуникативных способностей инженера можно отметить, что важнейшими коммуникативными способностями реального инженера является умение слушать и понимать собеседника, идеального - способность выстраивать долговременные деловые

отношения.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Системно-технологическая модель формирования исследовательской компетенции студента среднего профессионального образования педагогического профиля / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. -2008. - № 8.- С. 101-110.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование // Уральский государственный научно-образовательный центр Российской академии образования, Уральский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1998. - 125 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Зинченко В.П. Гуманитаризация подготовки инженера // Вестник высшей школы. - 1986. - № 10. -

С. 22-31.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. 2013. - № 6 (101). - С. 9-16.

6. Шайхутдинова Г.А. Подготовка педагогов

профессионального обучения: педагогический

мониторинг и проблемы качества / Г.А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. - № 4 (8). - С. 109-113.

7. Khairullina E.R., Pochinova T.V., Khisamiyeva L.G., Sakhipova Z.M., Fedorova L.V., Ablyasova A.G., Aksenova N.N. The competences model of competitive process engineer // Journal of Sustainable Development. -2015. - № 8(3). - P. 250.

Сведения об авторах:

Хайруллина Эльмира Робертовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры моды и технологии, декан факультета Дизайна и программной инженерии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]

Масалимова Альфия Рафисовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, руководитель научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, е-mail: [email protected]

Богданова Венера Исмагиловна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры моды и технологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Khairullina (Kazan, Russia), doctor of education, professor at the Department of Mode and Technology, dean of the Faculty of Design and Software Engineering, Kazan National Research Technological University, email: [email protected]

A. Masalimova (Kazan, Russia), doctor of education, associate professor at the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, head of the Scientific and Educational Center for Pedagogical Researches of the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

V. Bogdanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Mode and Technology, Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.