Научная статья на тему 'Использование коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки будущего учителя'

Использование коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина Ольга Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновываются условия использования коммуникативных технологий в процессе подготовки будущего учителя. Статья предназначена для преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the most important problems of modern higher education. The conditions of the use of communicative technologies in the course of a future teacher training are considered. The article is aimed to the university lecturers.

Текст научной работы на тему «Использование коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки будущего учителя»

латематические игрь

Рис. б. Задачи на части

Примером может послужить и сюжетная линия: в кабинете математики чрезвычайная ситуация - пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуются «Детективные агентства» (каждый стол - одно агентство). Выполнив задание, учащиеся узнают особые приметы Злоумышленника, о чем сообщат учителю. Приметы:

Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8. б) 1 - круглое г) 1,3 - квадратное Вычислите: 5,4 : 0,27 - 5,3. б) 16,1 - карие г) 14,3 - черные Вычислите: (6,4:3,2+1,4*0,5)-19 б) 2 - каштановые кудрявые г) 16,3 - черные кудрявые Решите уравнение: 1,5х - 1,5 = 1,5. б) х = 0,75 - курносый г) х = 1,5 - прямой длинный Решите уравнение: 2,7у + 5,3у - 2,8у=5,2. б) у = 0,5 - узкие г) у = 2,5 - уголки опущены вниз Таким образом, мы показали, что устные упражнения являются эффективным средством организации тренировки мыслительных процессов на этапе актуализации знаний. Выбирая устные упражнения, целесообразно в первую очередь ориентироваться на те мыслительные операции, которые потребуются на этапе «открытия» нового знания. Информационно-коммуникационные технологии облегчают работу учителя, делая обучение более содержательным, зрелищным, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышая уровень индивидуализации обучения.

Форма лица:

а) 10,7 - овальное в) 5,79 - вытянутое Цвет глаз: а) 20,4 - зеленые в) 15,1 - голубые Волосы:

а) 1,1 - черные прямые в) 2,9 - лысый Форма носа: а) х = 2 - картошкой в) х = 2,16 - с горбинкой Губы:

а) у = 2 - бантиком в) у = 1 - пухлые

УДК 378 ББК 74.00

О. А. Кочергина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновываются условия использования коммуникативных технологий в процессе подготовки будущего учителя. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативная компетентность, педагогическая и коммуникативная технологии

O. A. Kochergina

THE USE OF COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF A FUTURE TEACHER PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The article is devoted to one of the most important problems of modern higher education. The conditions of the use of communicative technologies in the course of a future teacher training are considered. The article is aimed to the university lecturers.

Key words: communication, pedagogical communication, communicative competence, pedagogical and communicative technologies.

Человек как социальное существо всегда стремился к взаимодействию с другими людьми. В связи с постоянным увеличением объема информации требовались средства для ее передачи и распространения. По мнению Ф. И. Шаркова, история развития коммуникаций претерпела три «революции»: изобретение письменности, изготовление печатного станка, внедрение электронных массмедиа.

С 90-х гг. XX в. наблюдается интенсификация информационных потоков, развитие компьютерной техники, формирование многоаспектных сетевых связей, возрастает потребность в эффективных способах передачи информации, в изучении коммуникативного аспекта общения.

В настоящее время понятие коммуникация имеет три основные интерпретации: 1) коммуникация рассматривается как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура; 2) коммуникация - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией; 3) коммуникация - это передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [2].

Коммуникация в широком смысле определяется как система, в которой осуществляется взаимодействие; как процесс взаимодействия; как способ общения, позволяющий создавать, передавать, принимать и обрабатывать информацию; как специфический обмен осмысленной информацией; как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

На основе определенных признаков выделяют различные подходы к типологии коммуникаций.

1. По масштабности процесса и массовости вовлекаемых в него лиц определяют массовую, среднего уровня, локальную, внутригрупповую, межгрупповую, межличностную, внутриличност-ную коммуникации.

2. По способу установления и поддержания контакта выделяют непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные) коммуникации.

3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные.

4. По степени организованности коммуникации бывают случайными и неслучайными (организованными).

5. В зависимости от направленности потока информации коммуникации делятся на горизонтальные, которые осуществляются между членами группы, имеющими равный статус, и вертикальные, происходящие между субъектами коммуникации, находящимися в подчиненных отношениях. Вертикальные коммуникации бывают нисходящие (коммуникативный поток, перемещающийся от более высокого уровня в группе или организации к более низкому уровню) и восходящие (информация направляется от более низкого к более высокому уровню и используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах).

6. В зависимости от используемых знаковых систем выделяют вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) коммуникации, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, при помощи которых информация становится многоплановой, усиливается или ослабляется речевое воздействие коммуникаторов, выявляются намерения участников коммуникации [2].

Классическая парадигма коммуникации, предложенная американским политологом Гарольдом Лассуэллом в 1948 г., основывается на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает).

Важной целью и основной функцией современной коммуникации становится объединение людей на основе общности доступа к необходимой информации. При этом осуществляется не только трансляция информации в одном направлении или оказывается одностороннее воздействие на коммуникантов, но и активизируется их взаимодействие.

Применительно к образованию можно отметить, что коммуникация обеспечивает формирование информационной основы и информативность как характеристику педагогического взаимодействия. Педагогическая коммуникация включает учебную (предметную), организующую, презентационную информацию, а также информацию о ценностях, об отношениях. По мнению И. А. Колесниковой, педагогическая коммуникация представляет собой информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, имеющее педагогическое содержание и педагогический смысл. Именно педагогическая коммуникация при помощи различных знаковых систем способствует передаче информации, необходимой в образовательном процессе. В настоящее время коммуникативная деятельность педагога приобретает некоторые характеристики общения, такие как двусторонность и диалогичность. Педагогическое общение наполняет обмен учебной и иной информацией, человеческими смыслами и ценностями. Таким образом, по мнению специалистов, педагогическое общение имеет коммуникативную основу. Деятельность, в которой реализуется педагогическая коммуникация, может быть научной, учебной, игровой, трудовой и др.

Коммуникативные технологии, используемые в педагогическом процессе, предусматривают его функциональность. Определяющим в коммуникативной технологии в процессах обучения и воспитания является содержание речевого поведения, которое состоит из речевых поступков, речевой ситуации. При этом должна обеспечиваться новизна ситуации: новая речевая задача, новый предмет обсуждения, новый собеседник.

Коммуникативная технология опирается на комплексное обучение всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Содержание речевого поведения, состоящее из речевой ситуации, речевых поступков является определяющим при выборе педагогом коммуникативной технологии, при помощи которой определяется функциональность обучения и воспитания. Посредством коммуникативных технологий у обучающихся формируются способности решать, используя языковые средства, различные коммуникативные задачи в ситуациях общения.

Единицей организации и основой процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация, с помощью которой устанавливается система взаимоотношений, презентуется речевой материал, приобретаются речевые навыки, развивается активность обучающихся, мотивируется общение. В коммуникативной технологии осуществляется отбор учебного материала, который отвечает потребностям обучающегося, определяются речевые конструкции, необходимые ему для общения. Обучение и воспитание должны оказывать воздействие не только на мышление обучающихся, но и на их чувства, приносить удовлетворение, сопровождаться положительными эмоциями.

При определении эффективности применения педагогом коммуникативной технологии диагностируются умения и навыки обучающихся в каждом виде деятельности: говорении (в ответах на вопросы, участии в диалоге), аудировании (в прослушивании и осознании получаемой информации), чтении (в воспроизведении информации), письме (в изложении мысли в сочинениях, творческих работах, письменных ответах).

Технологическая культура педагога отражает деятельностную сущность педагогического труда и предполагает высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач: прогностических, исследовательских, аналитических, рефлексивных, коммуникативных и проч. Решение этих задач способствует преобразованию конкретных ситуаций педагогического взаимодействия с целью развития, становления личности будущего учителя, осуществляемые при помощи определенных действий, характерных для конкретных видов и технологий педагогической деятельности.

Профессиональная подготовка в вузе предполагает освоение будущим учителем педагогических и коммуникативных технологий, техник общения, позволяющих ему в дальнейшем строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности его этапов, используя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; формирование умений предупреждать и разрешать конфликты, развивать индивидуальность учащихся.

Целью профессиональной подготовки с применением коммуникативных технологий является формирование у студентов коммуникативной компетентности, то есть способности решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Педагог должен стремиться вызвать у студентов интерес к инновационным процессам в образовании, побуждать их к творческому подходу в решении задач, создавать условия для активного участия в различных видах речевой деятельности. Только таким образом можно будет обеспечить соответствие учебного материала и рациональность приемов и методов обучения, позволяющих воссоздать на занятиях реальные коммуникативные ситуации, отражающие логику действий будущего педагога. Поэтому в процессе профессиональной подготовки необходимо использовать различные методы и технологии, способствующие развитию коммуникативной компетентности будущих учителей. К ним относятся коммуникативные тренинги, видеотренинги, коммуникативно-диалоговые технологии, игровые методы, проектно-исследовательский метод и др.

Коммуникативные тренинги позволяют развить у обучающихся навыки планирования, организации, проведения и анализа различных форм эффективного общения; освоить специфику монологической и диалогической речи; приобрести навыки публичного выступления, установления контакта с аудиторией и эффективного воздействия на слушателей (акцентирование их внимания в начале речи, изложение смысла вопроса или проблемы, обеспечение достоверности предъявляемой информации, адекватное реагирование на поведение аудитории, придание эмоциональности и выразительности речи и т.д.); развить навыки межличностного общения (активное слушание, распознавание в коммуникации восприятия партнерами друг друга, выбор соответствующей коммуникативной ситуации формы общения, «чтение», анализирование и использование невербальных средств общения, создание благоприятного психологического климата, умение преодолевать барьеры общения, анализировать и управлять межличностным конфликтом и т.д.).

Видеотренинг дает возможность участникам систематически оценивать себя со стороны в процессе общения с другими людьми; понимать и воспринимать себя такими, какие они есть, каки-

ми их видят окружающие люди. Это обусловлено тем, что человек имеет возможность получать информацию о себе, как о личности, сразу из трех источников: самонаблюдения, наблюдений и оценок других людей, а также просмотра видеозаписей. Такой тренинг позволяет более критично относиться к себе, формировать серьезное отношение к процессу общения и его участникам. Ценность видеозаписи заключается в том, что ее можно просматривать и анализировать многократно, каждый раз находить какие-то сильные или слабые стороны общения, она дает возможность студентам диагностировать свои коммуникативные знания, речевое поведение в конкретной ситуации.

К коммуникативно-диалоговым технологиям, например, относится дискуссия. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать специально сформулированные проблемы, а также ситуации межличностных и профессиональных отношений участников. Групповая дискуссия активизирует мотивацию студентов в решении обсуждаемых проблем, способствует их последующей поисковой деятельности, уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, коммуникабельности.

В ходе ролевой игры студент получает ответы на вопросы: почему (мотив) и зачем (цель) необходимо действовать в той или иной ситуации. Речевое общение, включающее в себя вербальные и невербальные средства, именно в игре носит целенаправленный и обязательный характер, чтобы стимулировать креативное мышление, вариативность речевой деятельности, инициативность в решении проблемных ситуаций.

Разновидностью ролевой игры является деловая игра, которая предполагает взаимодействие участников профессиональной коммуникации. Выделяют следующие типы деловых игр: игра-сотрудничество (например, ситуация достижения договоренности между различными учреждениями о совместном обучении учащихся), игра-соревнование (например, подготовка, обсуждение и выбор лучших проектов организации досуга учащихся и родителей различными учебными заведениями), игра-конфликт (например, решение конфликтной проблемной ситуации администрацией школы по поводу срыва доставки оборудования).

Каждый тип игры отличается спецификой целей, на достижение которых направлены усилия ее участников. Деловые игры способствую формированию практических навыков в определенных направлениях профессиональной деятельности, развитию стратегического и критического мышления, использованию стратегий и тактик речевого поведения, повышению уровня коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Значительную роль в развитии коммуникативной компетентности будущего учителя играет про-ектно-исследовательский метод. Он способствует активизации самостоятельной деятельности студентов, проявлению их инициативы в процессе разработки и подготовки проекта, который рассматривается как продукт совместной учебно-познавательной, исследовательской деятельности участников, выступающих как партнеры, имеющие изначально общую цель, согласованные методы, содержание деятельности, направленные на достижение общего результата, решения конкретной проблемы. Студенты создают пакет учебно-методических материалов, отражают результаты своей работы в презентациях, информационных бюллетенях, буклетах, представляя и защищая их.

Все участники подготовки проекта в ходе совместной деятельности могут оценить свой личностный статус и определить позиции остальных членов. Например, они могут выступать в роли лидера, аналитика, стороннего наблюдателя и других:

- лидер-организатор распределяет роли, организует процесс, контролирует выполнение действий, обобщает информацию, подводит итоги совместной деятельности;

- лидер-интеллектуал активно предлагает идеи, рассматривает проблему с разных сторон, предлагает варианты решений; это человек, к которому другие участники группы обращаются чаще всего;

- лидер-эмпатор создает атмосферу доброжелательности, снижает агрессию участников, ищет компромиссные решения, старается разобраться в позиции одногруппников и понять их, к нему обращаются за поддержкой;

- аналитик занимает позицию наблюдателя, в основном все решает «про себя», иногда озвучивает свое мнение, тщательно продумывая его, не спешит участвовать в общей деятельности;

- активный участник быстрее остальных ориентируется в ситуации, ставит целью отстоять свое мнение, чтобы его услышали другие, навязать им свою точку зрения;

- сторонний наблюдатель не уделяет должного внимания происходящему, это ему малоинтересно, у него другие цели;

- участник с неопределенной позицией не принимает участие в обсуждении, даже если у него есть свои идеи, так как ему мешают застенчивость, внутренняя нерешительность в отстаивании своей точки зрения, поэтому он предпочитает пассивную позицию.

Проектно-творческая деятельность вариативна по своей сущности, это находит отражение в специфике выполняемых проектов, которые можно классифицировать следующим образом:

- по доминирующему методу выполнения выделяют творческие, исследовательские, теоретические, информационные и др.;

- по содержанию деятельности: учебные, практические, научные;

- по количеству участников: индивидуальные (личностные), парные, групповые, коллективные;

- по срокам выполнения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

- по степени вовлеченности организации: внутривузовские, межвузовские, международные.

Проектно-творческая деятельность осуществляется в несколько этапов:

- мотивация, самоопределение, самоактуализация;

- организационное и информационное обеспечение;

- предложение и обсуждение идей, формулировка гипотез, первоначальная разработка проекта;

- планирование работы над проектом;

- сбор необходимой дополнительной информации;

- оформление результата выполненного проекта;

- защита проекта.

Данный метод, активизируя коммуникативную деятельность будущих учителей, развивает их коммуникативные качества и обогащает знания на всех этапах подготовки проекта. Обучающиеся получают возможность работать не только индивидуально, но и в группе, выступая как субъекты общения и получая навыки совместной деятельности в команде, выражая свои идеи и участвуя в обсуждении предложений других, демонстрируя коммуникативные умения и навыки.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки, основанный на применении коммуникативных и педагогических технологий, способствует развитию у будущих учителей коммуникативной компетентности, а также приобретению ими опыта отношений в педагогическом общении, который выражается в следующем:

- осознание и принятие участниками своей позиции в системе «учительство - ученичество» (эффект «оборачиваемости» этих позиций в рамках гуманистической педагогики проявляется в готовности педагога учиться и субъективности позиции учащегося);

- понимание человека как ценности и цели педагогической деятельности, но не как ее средства;

- профессиональная установка на работу с человеческими свойствами и разнообразными проявлениями человеческой природы;

- готовность участников педагогического взаимодействия к взаимоизменению;

- наличие предметного содержания, имеющего образовательный смысл, как основы для педагогического взаимодействия [1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. - М., 2007.

2.Шарков, Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): учебник / Ф. И. Шарков. - 2-е изд. - М., 2004.

УДК 330.3 ББК 74.4

Л.Н. Майорова

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТАГАНРОГ, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ

Аннотация. В статье представлены и проанализированы результаты исследований уровня образования населения в г. Таганроге за последние 46 лет. Также проведена параллель с современными результатами оценки сферы образования Ростовской области и России в целом.

Ключевые слова: система образования, уровень образования населения, оценка системы образования.

L. N. Mayorova

STUDY OF THE LEVEL OF EDUCATION: TAGANROG, ROSTOV REGION, RUSSIA

Abstract. The article presents the results of studies of the level of education of population in Taganrog for the last 46 years. Also a parallel with modern results of the evaluation in the sphere of education of the Rostov region and Russia in General.

Key words: the system of education, level of education, assessments of the education system.

В процессе функционирования и развития любого общества важную роль играет система образования. Она позволяет передавать новому поколению накопленные трудом предшествующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.