УДК 378.4
DOI 10.24412/1815-0683-2022-2-113-119
Е.Д. ГРЯЗНОВА*
Использование комбинированных форм обучения в таможенном вузе
Рассматривается вопрос использования комбинированных форм обучения в таможенном вузе. Дано уточнение понятия «комбинированные формы обучения», обоснована эффективность их использования в учебном процессе. Перечислены преимущества и недостатки цифровизации образования и дан пример актуализации элементов рабочей программы дисциплины для формирования цифровых компетенций у студентов таможенного вуза.
Ключевые слова: цифровизация таможенного образования, комбинированные формы обучения, цифровые технологии в обучении, гуманитарные дисциплины, учебный план, автоматизация учебного процесса, цифровая экономика, таможенная академия.
ГРЯЗНОВА Елена Дмитриевна кандидат педагогических наук, доцент, декан юридического факультета. [email protected].
GRYAZNOVA E. D. - Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Law.
ED. GRYAZNOVA
Using of Combined Forms of Education
in a Customs University
The issue of using combined forms of education in a customs university is considered. The definition of the concept of "combined forms of education" is given, the effectiveness of their use in the educational process is justified. The advantages and disadvantages of digitalization of education are listed and an example of updating the elements of the working program of discipline for the formation of digital competencies among students of a customs university is given.
Keywords: digitalization of customs education, combined forms of education, digital technologies in education, humanities, curriculum, automation of the educational process, digital economy, customs academy.
Цифровая трансформация науки и высшего образования в настоящее время имеет
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
комплексный характер. Происходит преобразование не только функционального наполнения дидактических инструментов, но и отрасли в целом и органов исполнительной власти, связанных с управлением организаций, подведомственных Минобрнауки РФ [4]. Это связано, прежде всего, с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.
Российская таможенная академия как образовательная организация, относящаяся к определенной отрасли экономики и осуществляющая подготовку высокопрофессиональных кадров для таможенных органов, основной своей задачей видит удовлетворение потребностей заказчиков с учетом основных образовательных трендов. И в данном случае цифровизация таможенного образования - это уже не далекое будущее и не процесс вхождения в экспериментальный период, а ведущий качественный показатель.
Начиная с 2020 г. реализация образовательных программ во Владивостокском филиале Российской таможенной академии (ВФ РТА) осуществляется в смешанной/комбинированной форме с применением электронного обучения (с 2020 г. электронное обучение применяется в связи с требованиями Роспотребнадзора МР 3.1/2.4.0206-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)). Имеющийся опыт позволяет выявить некоторые недостатки и преимущества использования комбинированных форм обучения, а также мотивирует к преобразованию образовательного пространства вуза. Ниже рассмотрим положительные и отрицательные стороны комбинированной формы обучения и перспективы их использования для подготовки таможенников.
Понятие «комбинированная форма обучения», или Blended learning может быть рассмотрено в контексте традиционного обучения с применением электронных технологий. В работах А. В. Батаева, В. В. Веденева определены различия между полностью электронным обучением и комбинированной формой. Blended learning представляет собой традиционное аудиторное обучение с использованием многообразия информационных технологий для аудиторной и самостоятельной работы [1; 2]. Вслед за Е. Р. Мавлетовой мы считаем, что комбинированная форма обучения - это образовательный подход, совмещающий обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) с онлайн-обуче-нием и предполагающий элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с преподавателем и онлайн формами [3]. Большое количество исследований, посвященных применению комбинированных форм обучения в образовательном процессе, сводятся к тому, что такой подход может применяться
при реализации всех компонентов образовательной программы. А. Ю. Уваровым с соавторами отмечено, что учебные занятия, практики, текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, итоговая и (или) государственная итоговая аттестация обучающихся могут успешно реализовываться с применением электронных технологий, и с каждым годом эти возможности становятся только шире [6]. Популярность такого образовательного подхода объясняется тем, что он позволяет использовать различные дидактические приемы в обучении, такие как видео- и аудиоролики, графики, схемы, ссылки на интернет-ресурсы, онлайн-вебинары, круглые столы и др. Комбинированное обучение включает в себя три основных компонента: дистанционное обучение (Distance Learning), обучение в классе (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (Online Learning). С точки зрения мониторинга эффективности образовательного процесса комбинированная форма способствует автоматизации учебного процесса, обеспечивает постоянный доступ к учебным материалам и фиксации результатов учебной деятельности обучающихся, контроль за прогрессом познавательной деятельности обучающихся, лич-ностно-ориентированный подход в обучении, способность обучающихся к автономной деятельности, поиску и отбору необходимого материала.
В 2020 г., когда существовали самые строгие требования, касающиеся противоэпидемиологических мер, доля применения комбинированных форм обучения в ВФ РТА резко возросла. Это было обусловлено, прежде всего, частичным или полным переходом образовательного процесса на удаленный формат. Разработка онлайн-курсов (лекции, практические занятия, практикумы и др.) в ВФ РТА ведется с 2017 г., и сложившаяся ситуация показала, насколько имеющиеся наработки были эффективными. Можно сказать, что последние три года являлись апробацией данной образовательной технологии, и в настоящее время комбинированные формы обучения с использованием E-Learning, Mobile Learning, обучение через Coursera, Moodle и другие онлайн-институции, онлайн-вебинары, виртуальные лаборатории и др. стали частью образовательного процесса в вузе как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.
На юридическом факультете ВФ РТА также активно применяется комбинированная форма обучения. Требования к подготовке современного юриста связаны, прежде всего, с его умениями работать с большими базами данных, иметь навыки и знания в сфере новых технологий и работы с электронным документооборотом, поскольку современные правовые отношения в большинстве своем имеют опосредованный информационный характер. В качестве цели Стратегии развития таможенной службы до 2030 года обозначено создание «умной» таможенной службы, которая будет связана с «искусственным интеллектом» и основана на лучших мировых практиках1.
1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.
Совершенствование процессов применения современных информационных технологий в деятельности таможенных органов РФ предусматривает обязательное формирование цифровых (IT) компетенций в таможенном вузе вне зависимости от направления подготовки.
Применение комбинированных форм обучения показало, что Blended learning достаточно эффективно при преподавании гуманитарного блока дисциплин, составляющих основную долю учебного плана по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. На юридическом факультете был проведен анализ результатов промежуточной аттестации студентов по дисциплинам, относящимся к блоку иностранных языков (рис. 1). При использовании комбинированных форм обучения у студентов повышается мотивация к изучению языковой дисциплины, что положительно влияет на абсолютную и качественную успеваемости.
х1 0s
100 80 60 40 20 0
2019/2020
Комбинированные формы обучения использовались частично
2020/2021
Комбинированные формы обучения использовались в полном объеме
Ш 1 2
2021/2022
Учебный год Комбинированные формы обучения
использовались частично
Рис. 1. Показатели успеваемости по языковым дисциплинам обучающихся юридического факультета ВФ РТА: 1 - абсолютная успеваемость, 2 - качественная успеваемость
Такой опыт дает основания продолжить совершенствование применения комбинированных форм обучения в таможенном вузе, но здесь как раз и возникает главный вопрос - какая основная цель их использования? Повысить мотивацию, сделать путь овладения знаниями более «легким» или использовать 1Т-технологии не только как средство, но и как цель обучения? Это, на наш взгляд, и является основным недостатком, когда речь идет о применении комбинированных форм обучения. Исходя из вышеизложенных тезисов, одной из основных задач, в том числе и для гуманитарного блока дисциплин, должно стать формирование цифровых (1Т) компетенций, следовательно, использование комбинированных форм в обучении может быть средством для достижения этой цели. Формирование цифровых (1Т) компетенций должно быть отражено в матрице компетенций по каждой учебной дисциплине.
Сегодня профессиональный портрет идеального юриста включает в себя следующие характеристики:
- имеет навыки для решения практических юридических вопросов;
- имеет навыки и знания в сфере новых технологий;
- имеет необходимые soft skills (эмоциональный интеллект);
- поддерживает навыки и знания на актуальном уровне.
Но в большинстве случаев дипломированный специалист глазами работодателя выглядит следующим образом:
- не имеет навыка работы с электронным оборотом документов;
- начнет приносить пользу только через 1-2 года (за это время окупятся затраты на обучение);
- имеет необоснованные зарплатные ожидания;
- имеет низкую мотивацию (~90 %) [5].
Следовательно, главным вектором в обучении современного юриста должна быть подготовка квалифицированного специалиста для цифровой экономики (рис. 2).
Рис. 2. Портрет юриста для цифровой экономики
На наш взгляд, для того чтобы сделать комбинированные формы обучения средством формирования цифровых (IT) компетенций, необходимо актуализировать все элементы учебно-методического комплекса каждой учебной дисциплины. Приведем пример актуализации рабочей программы учебной дисциплины «Профессионально-ориентированный перевод в юридической деятельности (практикум)» (см. таблицу).
Приведенный пример наглядно демонстрирует использование цифровых (IT) технологий как цели и средства обучения. Фокусирование обучающихся на нескольких предметах образовательного контента, а именно: овладение языком (language), овладение предметом (content), овладение цифровыми (IT) технологиями (instruments), позволяет формировать необходимые навыки для решения профессиональных задач с использованием параллельно нескольких методов, что в ряде случаев обеспечивает лучшее решение, которое невозможно получить с помощью отдельных методов. Также такой подход помогает обучающемуся оптимизировать процесс овладения знаниями, параллельно выполняя несколько прикладных задач.
Пример актуализации элементов рабочей программы учебной дисциплины «Профессионально-ориентированный перевод в юридической деятельности
(практикум)»
Цели Задачи Планируемые результаты обучения
Формирование навыков использования цифровых технологий для обработки иноязычного текста согласно поставленным профессиональным задачам Обучить основам использования цифровых технологий для работы над текстом при письменном переводе, аннотировании и реферировании УК-4: 1. УК-4. ИД-1, ИД-2, ИД-3, ИД-4 Знать: современные Коммуникативные и «сквозные» технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (Microsoft Office, Google, Online TestPad, Zoom, Moodle, Облако слов, Tagxedo, Canva и т. д.); информационные и «сквозные» технологии для работы с оригинальными (аутентичными) текстами; правила использования искусственного интеллекта для обработки письменных сообщений. Уметь: применять онлайн технологии для работы с оригинальными текстами академической и профессиональной направленности; использовать программы с элементами Big Data для обработки оригинальных текстов в своей профессиональной деятельности; применять информационные и «сквозные технологии» для академического и профессионального взаимодействия на иностранном(ых) языке(ах). Владеть: навыком использования/применения информационных и «сквозных технологий» в соответствии с профессиональными задачами в области академического и профессионального взаимодействия на иностранном(ых) языке(ах); навыком использования/применения информационных и «сквозных технологий» в соответствии с профессиональными задачами в области деловой коммуникации на иностранном(ых) языке(ах); навыком использования/ применения информационных и «сквозных технологий» в соответствии с профессиональными задачами для перевода и реферирования тестов на иностранном(ых) языке(ах)
Подводя итог отметим, что преимущества использования комбинированных форм обучения в таможенном вузе достаточно аргументированы. Использование возможностей цифровых (IT) технологий, методов искусственного интеллекта позволяют достигнуть цели и задачи относительно подготовки профессиональных кадров в тренде современной цифровой таможни. Но вместе с тем, подвергая таможенное образование серьезному преобразованию, необходимо учитывать требования к тем знаниям, которые основываются на тщательном анализе личной образовательной траектории каждого обучающегося.
Список литературы
1. Батаев А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 433-436.
2. Веденев В. В. Тенденции в развитии e-Learning на примере решений Microsoft. URL: https://blogs.technet.microsoft.com/tasush/2015/02/02/e-learning-1 (дата обращения: 17.04.2022).
3. Мавлетова Е. Р. Blended learning - смешанное обучение как технология индивидуализации образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-ya zyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/10/17/blended-learning-smeshannoe-obuchenie (дата обращения: 04.05.2022).
4. Методические рекомендации по разработке стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России: письмо Минобрнауки от 07.10.2021 № МН-19/697. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-07.10.2021-N-MN-19_697/ (дата обращения: 04.05.2022).
5. Степанов Ю. Б. Молодые специалисты с высшим образованием и работодатели: взаимные ожидания в практике социологического изучения // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т.18, № 2. С. 95-103.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 344 с.
© Грязнова Е. Д., 2022 © Gryaznova E. D., 2022
Для цитирования:
Грязнова Е. Д. Использование комбинированных форм обучения в таможенном вузе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2(99). С. 113-119.