УДК 378.091.398
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМАНДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Колосова, Г. А. Рябова
Аннотация. В статье раскрываются особенности повышения квалификации организаторов дошкольного образования, определяется необходимость поиска оптимальных условий развития муниципальной системы дошкольного образования в конкретных социально-экономических, демографических, экологических региональных условиях. Авторами обосновывается выбор форм организации обучения, методов и приемов работы со слушателями на основе анализа основных андрагогических принципов обучения, которые положены в основу теории обучения взрослых. Особое внимание уделяется использованию возможностей педагогики сотрудничества в работе со слушателями. Авторами представлена краткая характеристика ведущих методов педагогики сотрудничества, а также обоснование эффективности использования командного метода обучения слушателей дополнительной образовательной программы «Управлениеразвитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программноцелевого подхода», обеспечивающего качество курсовой подготовки слушателей системы повышения квалификации.
The article deals with the peculiarities of training organizers of preschool education. The authors define the necessity of searching optimal conditions of development municipal system of preschool education in concrete social and economic, demographic, ecological regional conditions. It is justified the choice of organizational forms, methods and approaches of training on the basis of analyzing major andragogic principles of education - components of the theory of adults education. Special attention is paid to using possibilities of teaching collaboration in the process of training. The authors characterize methods of teaching collaboration; justify effectiveness of using team teaching method in implementation of additional educational program “Management of development of accessibility and quality of educa-
tional services in the municipal system of preschool education on the basis of the targetprogram approach”. Team teaching method provides high quality of training of teachers.
Ключевые слова: повышение квалификации организаторов дошкольного образования, педагогика сотрудничества, командный метод обучения.
Training organizers of preschool education, teaching collaboration, team teaching method.
Согласно Конвенции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., модернизация системы образования является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности, повлекло за собой ряд значительных изменений. На основе современной модели образования меняются образовательные парадигмы, реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», осуществляется введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Названные изменения диктуют необходимость обновления подходов к организации работы с субъектами образования. В системе повышения квалификации такими субъектами являются слушатели курсов повышения квалификации.
И. В. Колосова, Г. А- Рябова Использование командного метода обучения...
Для повышения квалификации организаторов дошкольного образования в соответствии с осуществлением проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” и национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» разработана дополнительная образовательная программа «Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно-целевого подхода».
Потенциал муниципального уровня управления образованием в современных условиях представляет собой совокупность ключевых условий, необходимых и достаточных для преодоления сложившихся к настоящему времени проблем. Органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами, включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений [4].
Данное обстоятельство определяет необходимость поиска оптимальных условий развития муниципальной системы дошкольного образования в конкретных социально-экономических, демографических, геополитических, экологических региональных условиях. Сегодня ответственность за успешное решение проблемы развития образовательных систем в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Муниципальный уровень - самый массовый в управленческой вертикали существующей системы образования в России, эффективность деятельности которого во многом определяет качество и динамику модернизации образования в целом и системы дошкольного образования в частности [2].
Образовательная программа курсов повышения квалификации организаторов дошкольного образования нацелена на:
- систематизацию знаний о нормативноправовых, финансово-экономических и организационно-педагогических основах управления
ЧИППКРО
системой дошкольного образования на муниципальном уровне;
- формирование дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы в качестве организатора дошкольного образования;
- освоение слушателями современных методов решения профессиональных задач, прогнозирования и моделирования процессов управления;
- систематизацию имеющегося управленческого опыта и др. [5].
Для обеспечения комплексности получаемых слушателями знаний, возможности организации вариативного обучения в зависимости от состава слушателей, программа построена по модульному принципу и включает инвариантные модули, которые обязательно входят в программу каждого слушателя курсов повышения квалификации, а также вариативные модули, разработанные для разных категорий слушателей:
- глав, заместителей глав администраций, руководителей органов управления образованием;
- специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление дошкольным образованием;
- руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Определение форм организации обучения и выбора методов и приемов работы со слушателями вызвали необходимость анализа основных андрагогических принципов обучения, которые положены в основу теории обучения взрослых:
1. Принцип совместной деятельности - совместная деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
2. Индивидуализация обучения - каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.
3. Системность обучения - соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
4. Принцип осознанности обучения - осознание, осмысление обучающимся и обучающим
всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
5. Приоритет самостоятельного обучения -основной вид учебной деятельности взрослых обучающихся, самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
6. Принцип опоры на опыт обучающегося
- жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
7. Контекстность обучения - обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
8. Принцип актуализации результатов обучения - безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков, качеств.
9. Принцип элективности обучения - предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
10. Принцип развития образовательных потребностей - оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения и построение процесса обучения в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения [1].
Преподаватель, работающий в системе повышения квалификации, должен учитывать особенности аудитории, с которой он работает. Слушатели курсов повышения квалификации -это взрослые люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом. Поэтому важным моментом является принятие во внимание профессионального опыта слушателей, особенно
важна специфика того вида деятельности, которой занимается слушатель.
Следующий важный аспект - выбор ведущего метода обучения.
Принимая во внимание имеющийся профессиональный опыт слушателей, правомерным является рассмотрение возможностей обучения в сотрудничестве, которое рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
В отличие от традиционных технологий обучения, основная цель педагогики сотрудничества - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием обучения является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материалы.
Педагогика сотрудничества - одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на следующих принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения:
1. «Обучение в команде».
Большинство вариантов метода обучения в
сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Задача каждого участника группы состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый участник.
2. «Пила».
Участники организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом,
И В. Колосова, Т. Я- Рябова Использование командного метода обучения...
который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи. В конце цикла все участники группы проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются, команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3. «Учимся вместе».
Участники разбиваются на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Основные идеи, присущие всем описанным вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов группы друг другу [3].
Разница между описанными выше вариантами технологии не существенна. Главный принцип - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдаются во всех случаях. Необходимо отметить, что совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать лично-стно ориентированный подход в различных педагогических ситуациях, используя «командный» вариант работы.
Понятие «работа в команде» наиболее детально разработано в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связано особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позво-
ЧИППКРО
ляющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач.
В педагогике термин «работа в команде» используется недостаточно широко, его аналогами чаще всего служат «педагогическое сотрудничество» и «педагогика сотрудничества». Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности.
Командный метод обучения или TBL (teambased learning) был предложен в 1970 г. Ларри Мичелсеном, преподавателем факультета бизнеса Университета Оклахома. Исследования показали, что люди обучаются не только при чтении и запоминании. Действительное понимание изучаемого материала приходит при попытке применить полученные знания. Кроме того, обучение в команде способствует лучшему освоению учебного материала, чем работа в одиночку, и командная деятельность способствует развитию и совершенствованию как поведенческих, так и профессиональных навыков.
Главная идея командного метода обучения - превращение гетерогенной группы обучающихся, которая проходит весь учебный цикл вместе, в сплоченную, эффективно действующую команду, способную применять и использовать полученные знания для решения задач учиться вместе.
Использование командного метода в повышении квалификации организаторов дошкольного образования, по нашему мнению, имеет ряд преимуществ:
- наличие хорошей команды является необходимым условием успешной и эффективной работы муниципальной системы дошкольного образования;
- эффективность муниципальной системы дошкольного образования требует отлаженного механизма взаимодействия специалистов разного уровня квалификации;
- члены команды обладают достаточным и необходимым уровнем профессиональной ком -петенции и могут на практике его реализовать;
- у членов слаженной команды есть единое видение конечной цели и способов ее достижения при гибком распределении функций.
Важно отметить, что командный метод в реализации содержания модулей образователь-
ной программы «Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно-целевого подхода» дает возможность слушателям целенаправленно выбрать те вариативные модули, которые в большей степени соответствуют их квалификации.
Завершающим этапом освоения дополнительной образовательной программы является обязательная итоговая аттестация слушателей. Итоговая аттестация слушателей по данной программе проводится в виде подготовки и зашиты проектной работы, тематика и содержание которой должны соответствовать уровню знаний, полученных слушателем в объеме, предусмотренном учебно-тематическим пла-ном. Задание на проектную работу может основываться на материалах, полученных слушателями по месту основной работы, с учетом особенностей своей муниципальной системы дошкольного образования.
Таким образом, использование командного метода обучения в повышении квалификации организаторов дошкольного образования подтверждает свою эффективность:
- обеспечивается активное вовлечение всех слушателей в процесс обучения, развитие у них коммуникативных умений и навыков работы в команде;
- командная работа позволяет не только ка -чественно и своевременно реализовать проект,
немаловажным является и повышение профессионального уровня участников команды.
Литература
1. Андреева, Н. Ю. Особенности обучения педагогов с учетом различных учебных стилей / Н. Ю. Андреева, Н. В. Трусова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ООО «Пронто», 2012. -№ 1(10). - С. 19-25.
2. Комарова, Е. С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. Опыт Челябинской области / Е. С. Комарова // Управление ДОУ. -2012. - № 8. - С. 4-8.
3. Петрова, В. Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить / В. Н. Петрова. - М., 1999. - 128 с.
4. Скоролупова, О. А. К вопросу об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления по организации дошкольного образования / О. А. Скоролупова, Е. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 9. -2008. - С. 27-33.
5. Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно-целевого подхода : образовательная программа / под ред. А. И. Кузнецова, Е. С. Комаровой. - Челябинск : ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012. - 56 с.