Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинотерапия / кинотренинг / подростки / социализация / социализированность / социальные нормы / эмпатия / film therapy / film training / adolescents / socialization / socialization / social norms / empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Станоева Юлия Петровна

В статье представлены результаты исследования, подтверждающего эффективность кинотерапии как средства социализации подростков. В качестве критериев социализации личности подростка были выделены: когнитивно-познавательный, коммуникативно-поведенческий и эмоциональный. На достоверном уровне показано увеличение количества подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, после прохождения ими кинотренинга. Показана динамика по таким показателям, как социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность. На статистически значимом уровне уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм. Статистически подтверждена результативность программы кинотерапии в формировании эмпатии у подростков, как важного качества, необходимого для успешной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study confirming the effectiveness of film therapy as a means of socializing adolescents. The following criteria for the socialization of a teenager’s personality were identified: cognitive-cognitive, communicative-behavioral and emotional. An increase in the number of teenagers with high and average levels of socialization after they completed film training was shown at a reliable level. The dynamics are shown for indicators such as social adaptation, autonomy, social activity and morality. The number of adolescents with a tendency to violate social and legal norms has decreased at a statistically significant level. The effectiveness of the film therapy program in the formation of empathy in adolescents, as an important quality necessary for successful socialization, has been statistically confirmed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

классификации и обобщения, поскольку младшие школьники на разном материале применяют обобщенные способы действий. Скорочтение развивает способности быстрого восприятия текстовой информации, осмысления и понимания прочитанного. В процессе скорочтения ребенок приобретает умение быстро обрабатывать информацию, выделять главное в тексте, абстрагироваться от несущественных деталей, проводить анализ информации и синтез основных положений, конкретизировать понятия [2]. В целом, применение технологии скорочтения повышает мыслительный процесс при обработке информации разного рода, повышает способность давать определение понятия, формулировать суждения и умозаключения.

Для развития умения обобщать факты и информацию как учебного, так и не учебного характера коллектив исследователей (Н.Г. Новик, A.A. Сапрыкина, М.В. Баганцова, И.В. Скокова, А.Ю. Остапенко) предлагает использовать метод синквейн [6]. Синквейн может использоваться в образовательном процессе для решения разных задач (кратко обобщить полученные знания, осмыслить новое понятие, интегрировать старые и новые знания), что способствует установлению логических связей и отношений между объектами и предметами окружающего мира.

В образовательной практике для развития логического мышления хорошо зарекомендовал себя прием, включающий составление кластеров. В отличие от синквейна, кластер более органичен для развития дедуктивного способа мышления. В кластере материал представляется графически в виде гроздьев, является схемой, отражающей как можно больше аспектов о заданном объекте: определение, виды, типы, функции, способы применения, области использования и др. Применение кластера в работе с младшими школьниками способствует развитию анализа, синтеза, классификации. В ходе составления кластера, ребенок сначала проводит анализ всей информации, затем вычленяет из текста основные мысли, объединяет их в кратком схематичном варианте. При этом кластер позволяет отследить взаимосвязи между видами и функциями объекта, между задачами использования и результатом, что способствует установлению причинно-следственных связей между объектами и предметами, осмыслению понятий и суждений [5, С. 118].

Предложенные методы и приемы развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте лучше использовать в сочетании и при последовательном усложнении заданий каждого вида, что будет обеспечивать успешность ребенка в учебной деятельности.

Выводы. Обобщая представленные положения, можно констатировать, что существует достаточно большое количество приемов майнд-фитнеса как технологии тренировки выполнения мыслительных операций. Мы можем сказать, что их возможности в развитии мыслительных операций обусловлены переводом мыслительных операций во внутренний план действий и сочетанием разнообразных приемов мышления для повышения его эффективности - увеличения скорости решения задач.

Литература:

1. Атлас новых профессий 3.0 / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - Москва: Альпина ПРО, 2021. - 472 с.

2. Билая, A.M. Скорочтение как инструмент развития личности / A.M. Билая // Инновационная наука. - 2020. - № 2. -С. 32-48

3. Гореловская, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития мыслительных операций у младших школьников / С.С. Гореловская // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XIII Междунар. науч. конф. / отв. ред. A.A. Червова. - Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-т, 2020. - С. 156-158

4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Академический проект, 2013.-419 с.

5. Мединцева, Л.В. Прием «кластер» как эффективный метод развития критического мышления в начальной школе / Л.В. Мединцева, Л.С. Чернова, И.М. Гайворонская // Приоритеты педагогики современного образования: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение»,2018. -С. 116-118

6. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах / Н.Г. Новик, A.A. Сапрыкина, М.В. Баганцова, И.В. Скокова, А.Ю. Остапенко // Стратегии и тенденции современного образования. -2017. -№ 4,- С. 49-51

7. Немов, P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / P.C. Немов. - Москва: Просвещение: Владос, 1994. -476 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Станоева Юлия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, подтверждающего эффективность кинотерапии как средства социализации подростков. В качестве критериев социализации личности подростка были выделены: когнитивно-познавательный, коммуникативно-поведенческий и эмоциональный. На достоверном уровне показано увеличение количества подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, после прохождения ими кинотренинга. Показана динамика по таким показателям, как социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность. На статистически значимом уровне уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм. Статистически подтверждена результативность программы кинотерапии в формировании эмпатии у подростков, как важного качества, необходимого для успешной социализации.

Ключевые слова: кинотерапия, кинотренинг, подростки, социализация, социализированность, социальные нормы, эмпатия.

Annotation. The article presents the results of a study confirming the effectiveness of film therapy as a means of socializing adolescents. The following criteria for the socialization of a teenager's personality were identified: cognitive-cognitive, communicative-behavioral and emotional. An increase in the number of teenagers with high and average levels of socialization after they completed film training was shown at a reliable level. The dynamics are shown for indicators such as social adaptation, autonomy, social activity and morality. The number of adolescents with a tendency to violate social and legal norms has decreased at a statistically significant level. The effectiveness of the film therapy program in the formation of empathy in adolescents, as an important quality necessary for successful socialization, has been statistically confirmed.

Key words: film therapy, film training, adolescents, socialization, socialization, social norms, empathy.

Введение. Несмотря на достаточно обширные междисциплинарные исследования, изучение процесса социализации подростков представляется нам актуальным в связи с изменениями, которые происходят в настоящее время. Все трансформации, происходящие в обществе, отражаются и на подростках. Считаем, что научное осмысление сложившихся реалий, особенно в части социализации подростков, сохраняет теоретическое и практическое значение.

Актуальность темы исследования «Использование кинотерапии как средства социализации подростков» обусловлена несколькими факторами:

- во-первых, распространением и доступностью фильмов. Современные подростки имеют широкий доступ к различным видам фильмов. Исследование в данной области позволит более глубоко понять, как фильмы влияют на подростковую аудиторию, и какие последствия это может иметь;

- во-вторых, возрастными особенностями подростков. Этот возраст сопровождается формированием личности, поиском своего места. Кинотерапия может стать инструментом для поддержки подростков в этом процессе;

- в-третьих, терапевтическим потенциалом кинотерапии. Кинотерапия является относительно новым направлением в психотерапии. Исследование в данной области поможет раскрыть потенциал кинотерапии и определить ее эффективность в контексте социализации подростков;

- в-четвертых, социальными вызовами подросткового возраста: проблемы с самооценкой, межличностные конфликты, адаптация к новым ролям. Кинотерапия может помочь подросткам осознать и понять эти вызовы, найти пути их преодоления.

Таким образом, данное исследование является актуальным и важным для более глубокого понимания влияния фильмов на социализацию подростков и развития эффективных методик работы с ними.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях Р. Мертона термин «социализация» объясняется как процесс социальной адаптации личности к социокультурным средам на протяжении всей человеческой жизни. По мнению ученого, важным механизмом адаптации является приспособление человека к существующим в обществе социальным статусам и ролям. Посредством усвоения специфических доя социальных групп и общностей ценностей, традиций, поведенческих стереотипов у индивида формируется чувство принадлежности к ней, социальной идентичности [1, С. 143].

Кинотерапия - один из видов арт-терапии, и имеет некоторые преимущества по сравнению с другими средствами. Анализ современных исследований позволяет нам отметить, что термин «фильмотерапия» является синонимичным к термину «кинотерапия». Например, Н.В. Данина, Н.Л. Карпова и А.И. Шувиков под кинотерапией понимают в широком смысле - «метод, входящий в систему арт-терапии, в основе которого лежит использование фильмов в качестве своеобразных терапевтических метафор»; в узком смысле - «специальный инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных психотерапевтических систем» [4].

По мнению Н.И. Прокофьевой, фильмотерапия является «методом психотерапии, предполагающим просмотр разных фильмов, отражающих те или иные жизненные ситуации и выходы из них, с последующей работой с психологом» [5]. Какова же эффективность психокоррекционного воздействия кинотерапии на процесс социализации подростков? Н.И. Прокофьева считает, что влияют: уровень сформированности у подростков киновосприятия; уровень компетентности психолога-тренера или учителя, ведущего кинотренинг, и правильно подобранный фильм.

По мнению С.В. Березина, Л.В. Ивановой, проблемное содержание личностного опыта определяет то, какую индивидуальную реакцию на фильм выдаст конкретный человек [3]. Л.П. Соломенникова в своем исследовании показывает влияние кинотерапии на развитие эмпатии у подростков [6]. Заслуживает внимания исследование Е.Г. Бабич, в котором показана эффективность коррекции эмоциональных процессов подростков с ограничениями по здоровью средствами кинотерапии [2].

Фильм должен учить высшим ценностям, таким как добро, любовь, правда и красота; содержать гуманистические идеалы и ставить перед зрителем нравственные вопросы. Также фильм должен подходить под реализацию целей кинотерапии. О. В. Чурсинова предлагает большое внимание уделять спектру вопросов для обсуждения после просмотра фильма. Автором рассматривается алгоритм занятий кинотерапией в рамках тренинга для подростков [7].

Как отмечают исследователи, при соблюдении всех перечисленных условий кинотерапии происходит развитие эмоциональной, когнитивной, волевой и коммуникативной сфер подростков. Психолог при выборе фильма должен использовать системный подход, учитывать возраст, уровень образования и проблемные запросы подростков, нуждающихся в психотерапевтической помощи. В результате участия подростков в кинотерапевтическом тренинге, по мнению ряда авторов, могут быть достигнуты такие положительные результаты: возрастёт психологическая компетентность подростков; усилится развитие внимания, памяти; произойдет расширение знаний об эмоциональной сфере, рефлексии собственных чувств, обучение навыкам эмпатии; расширятся навыки решения своих же проблем [4].

Теоретический анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что проблема исследования заключается в востребованном уровне запроса на социализацию подростков в современных реалиях и недостаточном методическом оснащении данного вида работы эффективными программами, позволяющими частично восполнить этот запрос.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния программы с использованием средств кинотерапии на процесс социализации подростков.

Нами была сформулирована гипотеза: социализация подростков будет более успешной при таких условиях: будет осуществлена диагностическая работа по изучению процесса социализации личности подростка при условии использования критериально-диагностического аппарата сформированности уровня их социализации; будет создана программа по оптимизации процесса социализации подростков с использованием средств кинотерапии.

Эмпирическую базу исследования составили подростки 13-14 лет, посещающие кинолекторий кинокомпании «Medvedfilm production». Выборка состояла из 26 человек. Были использованы следующие методики: методика «Шкала эмоционального отклика» (авторы Альберт Меграбян, Н. Эпштейн); методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (автор Ю.А. Клейберг); методика М.И. Рожкова «Изучение социализированное™ личности учащегося»; авторская анкета.

На первом, констатирующем этапе, нами была проведена диагностика по представленным выше методикам. После этого была реализована программа кинотерапии. По ее завершении на этапе контрольного эксперимента были организованы повторные диагностики по тем же методикам.

В рамках проведенного исследования в качестве критериев социализации личности подростка нами были выделены: когнитивно-познавательный, коммуникативно-поведенческий и эмоциональный. Для аналитической обработки полученных результатов и получения количественных показателей диагностики, опираясь на сформулированные критерии, нами были выделены три уровня сформированности каждого критерия: высокий, средний, низкий.

Диагностическая работа, осуществленная с подростками по изучению уровня сформированности социализации, основана на выборе критериев и уровней их проявления. Интегративная характеристика уровня социализации подростков

может быть выражена как: низкий или критический уровень; средний или достаточный уровень; высокий или желаемый уровень.

При первой встрече с респондентами им была предложена авторская анкета на выявление представлений подростков о социализации и факторах, влияющих на неё. По результатам опроса были получены следующие результаты: 23% подростков из числа опрошенных дали правильное понимание процесса социализации, объясняя, что это процесс освоения принятых норм и социальных правил, установок, запретов, ограничений. Это способность контролировать и сдерживать себя. 47% опрошенных выявили неточное, упрощённое понимание социализации, её сути. Они считают, что это происходит в детстве, когда поучают и заставляют выполнять правила поведения родители, ссылаются на учителей, которые требуют дисциплины в школе. 30% участников неточно и примитивно объяснили суть социализации.

Отвечая на вопрос о том, какие факторы влияют на процесс социализации, подростки ответили: 35% - это родители; 40% - это семья; 25% - это СМИ. Подросткам задали вопрос о том, влияют ли фильмы на социализацию? 40% - ответили положительно, да, влияют; 25% - нет, никак не влияют; 15% - не задумывался; 20% - затрудняюсь с ответом.

Отвечая на вопрос, «Какие фильмы предпочитаете смотреть?», 60% ответили, что смотрят боевики зарубежных кинолент; 25% предпочитают отечественные фильмы в сочетании с зарубежными; 15% опрошенных любят отечественные киноленты. И на вопрос «С кем обсуждаете просмотренный фильм?», ответы были такими: 58% ответили, что ни с кем не обсуждают; 42% ответили, что с друзьями или в Интернете в соцсетях.

На встрече и консультациях с родителями мы объяснили цель нашей экспериментальной работы, задачи для подростков в кинотренинге, ответили на родительские вопросы, рекомендовали фильмы для семейного просмотра. В беседе с родителями выяснилось, что подростки ориентированы в просмотре на фильмы, рекламируемые в подростковой социальной среде. Таким образом, мы выявили некоторую тенденцию у подростков о просмотре предпочитаемых кинолент, первичных представлениях о социализации. Полученные результаты положены в основу составления программы кинотренинга для подростков.

Для реализации поставленных задач была составлена программа кинотерапевтических занятий, которая состояла из 12 еженедельных встреч с подростками. В рамках каждой встречи осуществлялись следующие виды деятельности: видеопросмотр, составленный из фрагментов художественных и документальных фильмов; групповая дискуссия; анализ конкретных ситуаций; обсуждение просмотренного видеоролика; информирование; рефлексия.

Далее в статье мы представим анализ диагностического и контрольного этапа экспериментов в сравнении, для наглядности динамики изменений.

Рассмотрим выраженность социальной адаптированности подростков на констатирующем этапе опытной работы (методика М.И Рожкова). Анализ результатов позволил сделать следующие выводы. Выяснилось, что у 53% опрошенных уровень социальной адаптированности - средний. Это означает, что подростки иногда слушаются своих родителей и учителей; поступают в некоторых ситуациях по-разному, не смотрят на действия своих товарищей; не всегда стремятся к похвале, дружбе со всеми; порой могут возникать конфликты в коллективе. У 9% опрошенных уровень социальной адаптированности оказался высоким, что говорит об их стараниях в послушании родителей и учителей; стремлении поступать, как и их товарищи; стремлении к похвале, дружбе со всеми окружающими без конфликтов.

Показатель уровня автономности разнообразен. У 30% опрошенных он средний, то есть они не всегда считают, что надо чем-то отличаться; не нужно быть всегда впереди других в любом деле и отстаивать свое мнение; иногда можно пообщаться с людьми, которые не нравятся и находить компромисс. У 20% опрошенных уровень автономности низкий; подростки не желают отличаться от других и быть впереди; не отстаивают свое мнение и правоту; общаются даже с теми, кто им не нравится. Высокий уровень автономности у 50%. Это говорит об индивидуальности респондентов; они всегда чем-то отличаются от других; хотят быть впереди в любом деле; отстаивают свое мнение и доказывают правоту; не общаются с людьми, которые не нравятся.

Что касается социальной активности, то у 59% респондентов данный параметр находится на среднем уровне. Это говорит об их стремлении к успеху; наличия некоторого упрямства в отстаивании своего мнения; у них не всегда есть стремление побеждать и доводить начатое до конца. 11% имеют высокий уровень социальной активности: для них характерна уверенность в своих силах, стремление к успеху; им свойственно упрямство в отстаивании своих прав; обязательное исполнение своих задумок; доведение дел до конца.

У 11% опрошенных по параметру «нравственность» уровень низкий. У 39% опрошенных был выявлен высокий уровень. Для этих подростков характерно умение прощать людей; делать добро, тем самым помогая людям; переживание неприятностей других как своих, а также о защите тех, кого обижают. 50% опрошенных имеют средний уровень нравственности.

После участия в программе кинотренинга были получены следующие результаты. Высокая степень социализированное™ выявлена у 20%. Средняя степень развития социальных качеств сформирована у 61%. Низкий уровень социальной адаптированности выявлен у 19% подростков. Положительная динамика изменений наблюдается и по остальным аспектам социализированности личности. Мы наблюдаем тенденцию к изменению по шкале «социальная адаптированность»: низкий уровень был у 38%, стал у 19% испытуемых. Средний уровень увеличился на 8%. Высокий уровень увеличился на 11%. По шкале «социальная активность» низкий уровень до тренинга был выражен у 30% испытуемых, после тренинга - у 4%. Высокий уровень был выражен у 11%, после тренинговых занятий увеличился до 20% испытуемых.

Анализ полученных данных свидетельствует, что после проведенного формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Количество подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, значительно увеличилось. Подростки стали более активными, дружелюбными, эмпатийными.

Далее обсудим результаты диагностической процедуры по методике склонности к преодолению социальных норм и правил (Ю.А. Клейберг). В ходе проведения первичного и повторного диагностического исследования были получены следующие результаты: мы наблюдаем уменьшение количества подростков с высоким уровнем склонности к преодолению социальных норм на 30%, со средним уровнем без изменений и увеличение количества подростков с низким уровнем склонности к нарушению социальных норм на 30%.

Низкий уровень означает, что уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм, правил поведения в общественных местах, уменьшилось число нарушений правил поведения в школе. Подростки стали более дисциплинированными и сдержанными. Замечена тенденция к улучшению поведения в группе подростков с низким уровнем, таких подростков стало больше на 30%, это значит, что подростки учатся анализировать свои поступки, учатся быть более организованными.

По полученным результатам данной методики на начальном и контрольном этапе нами был вычислен средний балл, который показал, что склонность к проявлению поведенческих поступков на начало выражена в значениях балла (8,6) выше,

чем на контрольном этапе (4,0). Это подтверждает положительную динамику в уменьшении риска и подверженности к нарушениям социальных правил и нормативных требований подростками.

Для подтверждения динамики результатов по методике, нами был произведен расчет Т-критерия Вилкоксона в экспериментальной группе. В ходе проведения расчета был сделан вывод о том, что полученное эмпирическое значение Т (эмп.), равное 3,5, находится в зоне значимости при р<0,01, что, в свою очередь, доказывает на статистически значимом уровне наличие положительных изменений, происходящих после реализации программы.

Далее рассмотрим сводные результаты опытно-экспериментальной работы по методике «Шкала эмоционального отклика» (автор А. Мехрабян). Анализируя результаты, полученные по данной методике, можно сделать вывод о том, что очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов) имеют 4% подростков. Высокий уровень эмпатии (63-81 балл) по результатам обследования выявлен у 36% подростков, которым свойственны такие качества личности, как покладистость, уступчивость, готовность прощать других и готовность выполнять рутинную работу. Нормальный уровень эмпатии (37-62 балла) имеют 40% подростков. Такие подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. Низкий уровень эмпатии (36-12 баллов) выявлен у 20% испытуемых. В межличностных отношениях они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Средние значения по общему уровню выраженности эмпатии составили 59.4 балла, что соответствует нормальному уровню.

На заключительном этапе, после участия подростков в кинотренинге, результаты диагностических замеров показали, что очень высокий уровень эмпатии остался прежним (4%), высокий уровень показали 42%, нормальный - 44% и низкий - 10%.

В результате подсчётов всех баллов, полученных при заключительной диагностике эмпатии, были определены средние баллы, что выражено в значении 63 балла и соответствует высокому уровню эмпатии. Полученные результаты подтверждают положительное влияние кинотренинга для подростков в развитии эмпатических проявлений.

Проверим методом математической обработки результативность проведённой работы. Критическое значение коэффициента Т-критерия Вилкоксона находится в зоне значимых различий (11,5<32), следовательно, интенсивность показателей положительного сдвига уровня эмпатии преобладают над показателями отрицательного сдвига. Это говорит о результативности программы кинотерапии в формировании эмпатии у подростков, как важного качества, необходимого для успешной социализации.

Анализ данных исследования показал, что разработанная программа кинотерапии является эффективным средством социализации подростков.

Выводы. По результатам исследования было доказано статистическое различие критериев социализации до начала опытной работы, на констатирующем этапе эксперимента, и в его завершении, в однородной группе испытуемых с помощью критерия Т-Вилкоксона. Было доказано, что после проведенного формирующего эксперимента количество подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, значительно увеличилось. Динамика видна по таким показателям социализированности, как социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность.

Средний балл, полученный при диагностике развития склонности к преодолению социальных норм и правил позволил нам заключить, что после участия в программе кинотерапии на контрольном этапе у подростков выявлен низкий уровень (4.0 балла), в сравнении со средними значениями в 8.6 баллов на констатирующем этапе. Расчет Т-критерия Вилкоксона показал, что полученное эмпирическое значение, равное 3,5, находится в зоне значимости при р<0,01, что доказывает на статистически значимом уровне наличие положительных изменений, происходящих после реализации программы.

Средние значения по общему уровню выраженности эмпатии составили 59.4 балла. По завершении программы кинотерапии средний балл составил 63. Подсчеты критических значений коэффициента Т-критерия Вилкоксона показали, что значения находятся в зоне значимых различий (11,5<32). Это говорит о результативности программы кинотерапии в формировании эмпатии у подростков, как важного качества, необходимого для социализации.

Опираясь на полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что разработанная нами программа кинотерапии положительно влияет на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу деятельности подростков, способствует успешной социализации.

Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с подростками, доя разработки программ, направленных на социализацию и поддержку подростков через кинотерапию.

Литература:

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2004. - 264 с. - Текст: непосредственный.

2. Бабич, Е.Г. Реабилитационный потенциал кинотерапии в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Бабич // Социализация и реабилитация в современном мире: Сборник научных статей / Под редакцией O.E. Нестеровой, P.M. Шамионова и др. - Москва: Изд-во «Перо», 2017. - С. 255-262. - Текст: непосредственный.

3. Березин, C.B. Кино в психотерапии и психокоррекции / C.B. Березин, Л.В. Иванова // Альманах современной науки и образования. - 2017. - № 7(120). - С. 16-20. - Текст: непосредственный.

4. Данина, М.М. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции / М.М. Данина // Вестник Российского гуманитарного фонда. - № 3 (64). - Москва: Издательство Юрайт, 2011. - С. 121-130. - Текст: непосредственный.

5. Прокофьева, Н.И. Практика кинотерапии / Н.И. Прокофьева - Текст: электронный. - URL: http://www.imaton.ru./ main.php (дата обращения 08.09.2022)

6. Соломенникова, Л.П. Развитие эмпатии подростков посредством кинотерапии / Л.П. Соломенникова // Молодёжь Сибири - науке России: Материалы межд. научно-практической конференции, Красноярск, 20 апреля 2016 года. -Красноярск: AHO ВО «Сибирский ин-т бизнеса, управления и психологии»., 2016. - С. 350-352. - Текст: непосредственный.

7. Чурсинова, О.В. Кинотерапия: возможности применения в групповой и индивидуальной работе с подростками / О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 1-1(52). - С. 38-41. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.