Научная статья на тему 'КИНОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ'

КИНОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
622
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинотерапия / метафора / кинотренинг / обучающийся / педагогпсихолог / film therapy / metaphor / film training / student / teacher-psychologist

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О.В. Чурсинова

данной статье представлен анализ понятия «кинотерапия», рассматриваются ее основные цели и задачи, общий алгоритм проведения кинозанятия, основные техники и формы работы с подростками. Основной акцент делается на спектре вопросов, которые становятся предметом обсуждения после просмотра фильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOTERAPIYA TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST

This article presents an analysis of the concept of "cinema therapy," examines its main goals and objectives, the general algorithm for conducting cinema, the main techniques and forms of working with adolescents. The main emphasis is on the range of issues that become the subject of discussion after watching the film.

Текст научной работы на тему «КИНОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ»

КИНОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1035

Аннотация. В данной статье представлен анализ понятия «кинотерапия», рассматриваются ее основные цели и задачи, общий алгоритм проведения кинозанятия, основные техники и формы работы с подростками. Основной акцент делается на спектре вопросов, которые становятся предметом обсуждения после просмотра фильма.

Ключевые слова: кинотерапия, метафора, кинотренинг, обучающийся, педагог-психолог.

Кинотерапия, как направление арт-терапии возникла в конце ХХ века для лечения эмоциональных проблем (зависимостей, депрессивных состояний, фобий, суицидальных намерений) и была востребована в первую очередь в русле психоаналитического подхода [1].

Кинофильм представляет собой метафору, в которой отражается определенная жизненная ситуация, поэтому, для того, чтобы оказывать терапевтическое или обучающее действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которой находится подросток, и предлагать продуктивный выход из нее. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу, и иногда бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы найти решение повседневной проблемы.

Просмотр кино обладает терапевтическим эффектом в той степени, в какой подросток оказывается готов сопереживать увиденному и осознавать свои эмоции.

Часто фильм позволяет подростку пережить то, что по тем или иным причинам было у него под запретом или «спрятано» от самого себя. Разные зрители могут плакать в различные моменты при просмотре одного и того же фильма, потому что по-настоящему хорошее кино «многослойно» и адресовано разнообразным типам чувственного опыта.

Зритель выбирает героя, который ему наиболее близок на данном этапе жизни по типу поведения, по способу решаемой задачи, по сходной жизненной ситуации или стоящей перед ним психологической проблеме. Это обеспечивает ему возможность эмоционального включения. Результатом такой идентификации становится «заражение» эмоциональным состоянием героя с последующим глубоким катарсисом. Художественное произведение не только позволяет зрителю преодолеть защитные механизмы и испытать «страсти и желания», подавляемые в повседневной жизни, но в метафорической форме предлагает способ решения проблемной ситуации [1].

Кино помогает найти новый вариант решения проблемы, если человек сможет правильно сформулировать ее и смотрит фильм целенаправленно. Этот эффект представляется одним из наиболее «опасных» - ведь посыл авторов и понимание его сути зрителями часто не совпадают. Однако многие из нас могут вспомнить фильм или книгу, которые позволили изменить принимаемое решение к лучшему.

В вопросах профориентации детей и подростков тоже можно положиться на этот ресурс, так как герой, показанный как профессионал своего дела, очень привлекателен для зрителя и вызывает желание приобщиться к интересно показанной работе. Интересными могут оказаться и различные способы работы - индивидуаль-

ный труд или командная деятельность и т.д.

Киноматериалы можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с подростками.

Формы работы могут быть самыми разнообразными:

- использование художественного фильма в тематическом занятии;

- клубный формат просмотра и обсуждения кино;

- кино-ролевые задания и кейсы;

- конкурсы социальной рекламы и социальных проектов;

- разработанный на основе кинотерапии кинотренинг.

При этом, педагог-психолог работающий в рамках кинотерапии должен обладать следующими компетенциями:

1. Владеть приемами интерпретации фильмов. Грамотно подбирать и анализировать материал.

2. Излагать свою точку зрения увлекательно, доступным для детей языком.

3. Тактично обсуждать чувства и переживания, испытываемые зрителями.

4.Создавать условия для осознания и усвоения детьми новых понятий и навыков.

5. Побуждать к самостоятельному пониманию фильмов.

Рассмотрим общий алгоритм кинозанятия:

1. Для начала необходимо четко сформулировать тему встречи, обращая внимание на актуальные события в жизни группы, класса и даже страны. Такие, как внут-ригрупповой конфликт, типовые семейные проблемы, экологические катастрофы, войны или даже спортивные страсти.

2. После того как тема выбрана и сформулирована (например, темы: «Польза и вред стереотипов и предрассудков во взаимоотношениях людей» или «Как расставить жизненные приоритеты и сделать верный выбор в трудных ситуациях»), осуществляется подбор фильма.

3. После выбора материала для просмотра наступает время скрупулезной и тщательной работы над сбором информации о фильме. Это один из важнейших пунктов подготовки, так как собранный

материал не только поможет провести показ и дальнейшее обсуждение, но и станет полноценным составным элементом фильмотеки педагога-психолога. Лучше выбирать такие фильмы и мультфильмы, отзывы и рецензии на которые достаточно противоречивы.

В работе можно применять художественные («Курьер», «Класс коррекции», «Шепот сердца», «Повелитель мух», «Хайди», «Чучело и др.) и документальные фильмы, мультфильмы, мотивирующие и медитативные видео, разогревающие видео как вступительную часть к психологической технике, видеопритчи.

Достаточно эффективны в работе с подростками короткометражные мультфильмы («Божья коровка», «Птицы», «Кастрюлька Анатоля», «Барашек», «Дура», «Спички», «Катапульта» и т.д.). На основе данных мультфильмов можно прорабатывать самые разнообразные темы: школьный буллинг, манипуляции, социальная отверженность, конфликты, треугольник Карпмана и т.д.

Для активизации неосознаваемых процессов, активно участвующих в восприятии кинофильма необходимо, чтобы герои фильма были близки по возрасту подросткам [2].

При этом можно выделить несколько вариантов работы с киноматериалами:

- самостоятельный просмотр фильма дома в качестве домашнего задания, с последующим его обсуждением в рамках индивидуальной консультации или групповой дискуссии;

- совместный просмотр видео с остановками в определенных моментах и их обсуждение;

- создание своего видеофильма.

Круг вопросов, которые становятся предметом обсуждения после просмотра фильма достаточно обширен и включают следующие темы:

- чувства, эмоции переживания, испытываемые во время просмотра фильма, прежде всего, наиболее интенсивные, вызывающие беспокойство, дискомфорт, кажущиеся несовместимыми с событиями, происходящими в фильме, например смех во время трагической сцены или злость и

грусть в позитивной ситуации (Каковы были ваши чувства во время просмотра и после него?, Что вам понравилось или не понравилось? Что вам больше всего запомнилось?);

- наиболее значимые символы (Что откликнулось и показалось наиболее значимым для вас. О чем это для вас? Какие в фильме встретились метафоры, символы, архетипы?);

- идентификация с одним из героев фильма, выяснение, с кем именно и почему [1];

- черты персонажей фильма, вызвавшие восхищение или зависть (Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манеры поведения, история жизни и т.д.?);

- кто из героев фильма не понравился и почему;

- сцены, вызвавшие сильные эмоции -что происходило и что было сказано;

- какое воздействие оказал финал фильма;

- кто из героев фильма напомнил о ком-то из прошлого клиента или настоящего;

- сцены, вызвавшие отторжение, нежелание смотреть фильм;

- сцены, наиболее запомнившиеся, которые произвели наиболее сильное впечатление;

- основная мысль фильма, его посыл, миссия;

- что именно в фильме хотелось бы применить в своей собственной жизни.

Вопросы, побуждающие и расширяющие дискуссию:

- Давайте поговорим о ..., кто хотел бы начать?

- Мне кажется что-то еще осталось за рамками нашего обсуждения. Вот только что? Есть другая точка зрения?

- А кто думает по-другому?

- Возможно, кто-то думает иначе?

- У всех ли такое мнение?

- Давайте посмотрим на это с другой точки зрения и др.

Рассмотрим некоторые техники кинотерапии, предложенные С. Красиным [3]:

1. Ассоциации к ключевым понятиям фильма.

Участники получают пронумерованным списком 10 ключевых понятий фильма (например, семья, кризис, диссоциация, гнев, дружба и т.п.), которые предлагается запомнить, записав под соответствующими номерами слова-ассоциации, возникшие после просмотра. После чего необходимо восстановить сами понятия и объяснить ассоциации.

2. Подбери пословицу.

Участникам предлагается вспомнить

или выбрать из списка пословиц те, которые наиболее удачно раскрывают смысл происходящих в фильме событий, и объяснить свой выбор.

3. Вопросы и ответы.

Участникам предлагается поразмышлять о том, какие вопросы волнуют каждого героя, и о том, что бы они сами ответили на эти вопросы. Вопросы и ответы можно занести в таблицу.

4. Мысли и чувства героев фильма.

Участникам группы предлагается до

или после просмотра фильма перечислить и обсудить переживаемые героем или всеми героями, участвующими в выбранной ситуации, чувства и мысли - как каждый воспринимает происходящее, что чувствует, что думает, почему реагирует определенным образом и каковы последствия этих процессов?

После чего можно проиграть в драматизации желательные/нежелательные варианты развития событий и ответить на вопрос «Что могло бы помочь героям предотвратить возникшие проблемы?».

Достаточно интересная техника предложена С.В. Березиным [2]. После просмотра фильма, участникам предлагается нарисовать луч. В начале луча обозначить себя, написав букву «Я». Далее необходимо расположить на этом луче героев фильма в зависимости от отношения к ним: тот, кто вызывает наибольшую симпатию, будет расположен ближе всего к точке «Я», а тот, кто вызывает наибольшую антипатию, - дальше. После завершения групповой дискуссии по кинофильму участникам группы предлагается повторить эту же процедуру. Сравнение вариантов расположения героев фильма после просмотра без проработки содержания

и после обсуждения содержания фильма и индивидуальной работы, что позволяет показывает значимые изменения в отно- использовать ее и как самостоятельный, шении к героям фильма. так и вспомогательный метод при решении

Таким образом, кинотерапия хорошо широкого спектра психокоррекционных и сочетается с другими методами групповой психотерапевтических задач.

Библиографический список

1. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2 (30). - С. 57-65.

2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. - 122 с.

3. Красин С.А. Введение в режиссируемую фильмотерапию. - Харьков: ФЛП Рубаш-кин, 2018. - 84 с.

BIBLIOTERAPIYA TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST

O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Russia, Stavropol)

Abstract. This article presents an analysis of the concept of "cinema therapy," examines its main goals and objectives, the general algorithm for conducting cinema, the main techniques andforms of working with adolescents. The main emphasis is on the range of issues that become the subject of discussion after watching the film.

Keywords: film therapy, metaphor, film training, student, teacher-psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.