Научная статья на тему 'Возможности использования кинотерапии в коррекционно-развивающей и образовательной деятельностью'

Возможности использования кинотерапии в коррекционно-развивающей и образовательной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОТЕРАПИЯ / ПОДРОСТКИ / ОКАЗАВШИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CINEMATHERAPY / THE TEENAGERS WHO HAVE APPEARED IN A DIFFICULT LIFE SITUATION / METHODS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Дарья Анатольевна

В статье рассматриваются возможности использования кинотерапии в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, взрослыми, взаимодействующими с подростками, курсантами психологического факультета. Приводятся преимущества используемых форм кинотерапии, описываются возможности включения метода в образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE USE OF CINEMA-THERAPY TO REMEDIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

In article the possibilities of use of cinematherapy in work with the teenagers who have appeared in a difficult life situation, the adults interacting with teenagers, cadets of psychological faculty are considered. Advantages of the used cinematherapy forms are given, possibilities of inclusion of a method in educational activity are described.

Текст научной работы на тему «Возможности использования кинотерапии в коррекционно-развивающей и образовательной деятельностью»

образования на этапе вузовского обучения / О. В. Кудашкина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№ 4. - С. 79-81.

6. Ларионова Л.А. Генезис формирования профессиональных ценностей студентов в вузе / Л. А. Ларионова, Т. А. Жданко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №2. - С. 183.

7. Панина, С. В. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе / С. В. Панина, Н. Г. Готовцева, С. Ю. Залуцкая // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. - 2016. - №5. - С. 227-233.

8. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г Ярошевский. - М.: Политиздат, 2009. - 512 с.

9. Харланова, Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки :дис. ... канд. психол. наук / Харланова Татьяна Николаевна; Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова». - Москва, 2015. - 261 с.

10. Цуканов, В. А. Исследование особенностей ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / В. А. Цуканов // Образование.наука. инновации: южное измерение. - 2012. - №5. - 76-81.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук Кузнецова Дарья Анатольевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования кинотерапии в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, взрослыми, взаимодействующими с подростками, курсантами психологического факультета. Приводятся преимущества используемых форм кинотерапии, описываются возможности включения метода в образовательную деятельность.

Ключевые слова: кинотерапия, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, методы образовательной деятельности.

Annotation. In article the possibilities of use of cinematherapy in work with the teenagers who have appeared in a difficult life situation, the adults interacting with teenagers, cadets of psychological faculty are considered. Advantages of the used cinematherapy forms are given, possibilities of inclusion of a method in educational activity are described.

Keywords: cinematherapy, the teenagers who have appeared in a difficult life situation, methods of educational activity.

Введение. Кинотерапия как один из методов арт-терапии активно вошла в методологический инструментарий психологов, которые разрабатывают кинотренинги, создают подборки фильмов для лиц разных возрастных категорий, с разными психологическими проблемами, с разными статусами. Исследователями выделяются различные уровни анализа фильмов, которые зависят, в первую очередь, от целевого компонента и структуры занятия [3]. При изучении терапевтического воздействия кино подчеркивается, что оно основано на работе таких психологических механизмов как проекция, идентификация, переживания «здесь и сейчас», актуализация значимой проблемы, «маска» [1].

Изложение основного материала статьи. Т.И.Сытько выделяет в зависимости от цели следующие виды кинотерапии: развитие психологической компетентности, развитие интеллектуальных навыков, развитие эмоциональной сферы, развитие навыков решения проблем, снятие стресса, самоанализ, обучение расшифровке символического ряда [2].

Эффективность использования метода кинотерапии достигается за счет таких его качеств, как:

• наглядность;

• легкость подачи и объяснения материала;

• видео ориентировано на визуальный канал восприятия представленного материала, это повышает его запоминаемость (этот канал часто является преобладающим каналом восприятия информации в сензитивный период развития у подростка, сохраняет свое значение и в последующие периоды развития);

• снижение эмоционального барьера - видео дает примеры из чужой жизни, это другие люди совершают ошибки, хотя многие ситуации соответствуют настоящей жизни и зрители проецируют их на себя, при обсуждении высказываются о своем восприятии ситуации, ориентируются в ситуации относительно себя;

• возможность повторного показа для обновления и закрепления полученных знаний и навыков, уточнения и обсуждения восприятия ситуации любое количество раз;

• возможность чередовать различные виды активности (теоретические блоки и проблемные ситуации, ролевые игры на отработку полученных навыков на практике);

• повышение заинтересованности участников к материалу занятия/тренинга;

• создание безопасной атмосферы обсуждения острых вопросов, возникновение доброжелательной ситуации и возможность построения доверительных отношений;

• эмоциональное проживание, идентификация с героями кинофильмов дают уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт;

• развитие психологической компетентности: участники знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учатся взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета;

• развитие эмоциональной сферы: участники учатся эмпатии, начинают рефлексировать свои чувства и понимать эмоциональные состояния партнера по общению;

• обучение навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар;

• снятие стресса: просмотр фильма и его анализ позволяют снять эмоциональное напряжение, а также обучают навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства;

• развитие способности к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания [4].

В данной статье мы систематизировали опыт использования кинотерапии в различных формах организации деятельности, в том числе с разными возрастными группами: подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, взрослыми, по роду своей деятельности активно взаимодействующими с подростками, курсантами психологического факультета.

Первоначально кинотерапия нами использовалась в качестве инструмента работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Был разработан цикл занятий с использованием элементов кинотерапии, направленный на развитие коммуникативных навыков.

При этом использовался просмотр не целых фильмов, более детально описанный специалистами вариант кинотерапии, а специально подобранных по темам отрывков. С нашей точки зрения, использование отрывков, а не целых фильмов связано со следующими особенностями:

1. Если фильм очень длинный, то не всегда в рамках занятий хватает времени для его просмотра, не всегда после длинного фильма участники могут длительное время сохранять активность при его обсуждении.

2. Многие ставшие классикой кинематографа фильмы, содержащие замечательный материал для анализа, неадекватно воспринимаются современными подростками, молодежью. Отрывки с разъяснением ситуации анализируются ими без дополнительного ухода на обсуждение изменившихся условий жизни.

3. Просмотр видеоматериалов, а не целых фильмов, позволяет структурировать занятие по времени, включить в него несколько отрывков схожей тематики из разных фильмов.

4. Небольшие по времени фрагменты позволяют переключать внимание подростков для поддержания их работоспособности, включать дополнительные упражнения в занятие после анализа отрывков.

5. Целый фильм может содержать сцены, неоднозначно трактуемые, неадекватно воспринимаемые подрастающим поколением. Иногда подходящие для анализа сцены можно подобрать из фильма, анализ полного содержания которого не дает значительной проработки, фильм в целом не используется как инструмент кинотерапии.

Так в цикл занятий по развитию коммуникативных навыков подростков включено обсуждение видеоматериалов и построение занятий по следующим темам: новенький в классе; один против толпы; конфликты со сверстниками и их решение; родители и дети: трудности взаимопонимания; конфликты с учителями: кто прав и что делать; мальчики и девочки: как понять друг друга.

При построении занятий использовались отрывки из разнообразных фильмов, как современных, так и уже ставших классическими: «Чучело» (1983г., реж. Р.А. Быков), «Авария - дочь мента» (1989г., реж. М. Туманишвили), «Куколка» (1988г., реж. И. Фридберг), «Крыша» (2009г., реж. Б.Ю. Грачевский), «Заплати другому» (2000г., реж. М. Ледер), «Простые истины» (2000г., реж. Ю. Беленький), «Невидимые дети» (2005г., реж. М. Шареф, Э. Кустурица, С. Ли, К. Лунд, Р. Скотт, Д. Скотт, С. Венерузо, Д. Ву), «Милые кости» (2009г., реж. П Джексон) и др. Главный критерий при отборе фильмов - наличие героя подросткового возраста, так как в таком случае обсуждение идет более активно и перенос на собственную жизнь становится больше.

Подростки положительно отзываются о занятиях с использованием кинотерапии, активно участвуют в обсуждении, почти на всех занятиях каждый высказывает свое мнение. Программа занятий включалась в реабилитационные программы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, подобранные отрывки используются нами и при работе со взрослыми. Например, для иллюстрации особенностей подросткового возраста, анализа конфликтных отношений детей и родителей, конфликтных ситуаций в школе.

Интересно, что восприятие ситуаций взрослыми и подростками отличается. Взрослые чаще всю ответственность приписывают родителям, учителям, а подростки указывают и то, что делают неправильно дети. Это показывает, что подобное обсуждение повышает ответственность несовершеннолетних за свои поступки.

В настоящее время нами активно используются фрагменты кинофильмов в рамках образовательной деятельности, при организации занятий по дисциплинам «Социальная психология», «Психология общения и переговоров» с курсантами психологического факультета Вологодского института права и экономики. При рассмотрении теоретических вопросов данных дисциплин для полноценного усвоения материала необходимо использование примеров из жизненного опыта, при этом в силу возрастных особенностей курсанты часто не имеют опыта общения в разнообразных ситуациях, использование видеоматериалов помогает этот пробел восполнить.

Одним из этапов изучения дисциплины «Психология общения и переговоров» является анализ возможных коммуникативных затруднений. Подобранные преподавателем ситуации позволяют более свободно обсуждать трудности, в том числе возникающие и в повседневном общении, более детально можно проанализировать способы преодоления возникающих проблем, их эффективность и возможность использования в реальной жизни обучающихся.

Важно, что примеры всех социально-психологических феноменов можно найти при внимательном просмотре фильмов, мультфильмов. Анализ видеофрагментов в рамках занятий позволяет сделать акцент на изучаемых явлениях, активизирует курсантов к использованию полученных знаний и при анализе кинофильмов в другое время. В силу ограничения времени занятий и преимуществ использования сюжетов, а не целых фильмов, сформулированных выше, на большинстве занятий используются видеофрагменты. Анализ целых фильмов, в том числе и с точки зрения изучаемого материала, и с рассмотрением использования фильма как способа кинотерапии, чаще используется в рамках самостоятельной работы курсантов.

Интересными формами организации деятельности становятся задания по поиску подходящих под тематику изучаемой дисциплины ситуаций из кинофильмов. Подобные способы организации обучения помогают обучающимся не только структурировать изучаемый материал, но и повышают их активность,

мотивацию, облегчают перенос получаемых знаний на практику.

Кроме того, анализ фрагментов из фильмов используется нами и в качестве метода контроля знаний. Например, курсантам предлагается выявить, иллюстрацию какого социально-психологического феномена содержат предлагаемые видеофрагменты, пояснить какие особенности общения героев сюжета они видят, проанализировать возможные трудности в общении и их последствия. Таким способом оценивается не только наличие теоретических знаний, но и возможность переноса их на реальные ситуации, видение изучаемых феноменов в жизни.

Выводы. Таким образом, использование различных вариаций кинотерапии в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности является, на наш взгляд, одним из актуальных направлений включения арт-терапии в реабилитационный и образовательный процесс. Наряду с традиционным использованием просмотров фильмов и их анализа возможно включение других форм работы с киносюжетами, что позволяет расширить возможности традиционного метода. Включение анализа видеофрагментов в образовательную деятельность позволяет повысить ее эффективность, в том числе при переносе изучаемого материала в практическую деятельность. Поэтому актуальным направлением нашей деятельности становится расширение арсенала используемых средств и поиск новых методов их использования.

Литература:

1. Баканова, А.А. Кинотерапия / А.А.Баканова // Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П.Кораблиной. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - С. 118-131.

2. Березин, С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. - 122 с.

3. Быстрицкий, О.А. Терапия Киноискусством. Методы повышения психологической компетенции педагогов / О.А. Быстрицкий // Школьный психолог. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

4. Шевченко, С.И. Использование видеоматериалов в работе с подростками / С.И. Шевченко // Материалы VIII Всероссийской Недели психологии образования. http://www.tochkapsy.ru

Психология

УДК: 159.9.072.432

кандидат педагогических наук, доцент Лобанова Елена Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда);

младший инспектор отдела режима ФКУ СИЗО -1

УФСИН России по Костромской области Фукалов Дмитрий Павлович

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1

Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» (г. Кострома)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье на основании результатов эмпирического исследования взаисмосвязи стратегий совладающего поведения и иррациональных/рациональных установок сотрудников уголовно-исполнительной системы обоснована возможность применения методов рационально-эмотивно-поведенческой терапии в формировании копинг-стратегий, наиболее полезных с точки зрения эффективности выполнения тренований их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стратегии совладающего поведения, копинг, рациональная установка, рационально-эмотивно-поведенческая терапия.

Annоtation. In the article on the basis of the results of an empirical study of the relationship between coping strategies and irrational/rational attitudes of employees of the penitentiary system the possibility of using the methods of rational-emotive-behavioral therapy in the formation of coping strategies, the most useful in terms of the effectiveness of their professional activities.

Keywords: coping strategies, coping, rational setting, rational-emotive-behavioral therapy.

Введение. Стратегии совладающего поведения, или копинг-стратегии, позволяют человеку справиться со стрессовыми факторами, это те реакции, которые позволяет чувствовать себя более благоприятно в ситуациях, вызывающих психическое напряжение. Однако при этом не все стратегии совладающего поведения можно оценить как полезные, эффективные с точки зрения требований, предъявляемых содержанием определенной деятельности.

Целесообразно обращать внимание на способы совладающего поведения в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), так как правильный в конкретной ситуации выбор копинг-поведения может помочь с минимальными потерями выйти из стрессовой ситуации [2]. Условно копинги можно разделить на адаптивные (полезные) и дезадаптивные с точки зрения определенной ситуации, в данном случае - с точки зрения содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС. Сами по себе любые копинги направлены на адаптацию человека к стрессовым ситуациям. Скорее всего, дезадаптивными в этом случае можно назвать те стратегии, которые противоречат эффективному выполнению задач профессиональной деятельности. Так, например, стратегия избегания, дистанцирования ставят под вопрос эффективность выбранного поведения в случаях, когда требуется активность и самостоятельность в принятии решения и взятии ответственности за него. В рамках психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников УИС становится уместным вопрос о формировании у них стратегий совладающего поведения, которые с одной стороны помогали бы им адаптироваться к стрессу, с другой - успешно выполнять профессиональные задачи.

Стратегии совладающего поведения формируются в течение жизни и являются относительно динамическими образованиями, следовательно, их можно корректировать. Из чего возникает вопрос о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.