Научная статья на тему 'Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1'

Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОТЕРАПИЯ / ДЕТИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / АРТ-ТЕРАПИЯ / СИНЕМАЛОГИЯ / ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХОАНАЛИЗ / МЕЙНСТРИМ-КИНЕМАТОГРАФ / ВИДЕОКУЛЬТУРА / CINEMA THERAPY / CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES / SCREEN CULTURE / ART THERAPY / CINEMALOGY / PSYCHOTECHNOLOGY / PSYCHOANALYSIS / MAINSTREAM CINEMA / VIDEO CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Босов Дмитрий Вячеславович, Доля Руслан Юрьевич

Проблема анализа подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми, переживающими психические отклонения является актуальной проблемой. В статье проводится анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, раскрывается их суть и даются характеристики во взаимосвязи с работой с детьми с психическими отклонениями. Предмет исследования анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. Объект исследования использование кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Задача работы выявление и анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, применяемых в работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. В статье исследуется реальные теоретические конструкты кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Используются методы: компаративистский метод для сравнения и сопоставления подходов, теорий и концепций кинотерапии в различных странах; исторический метод как способ изучения исторических закономерностей через конкретные проявления исторических фактов в виде возникновения и развития кинотерапевтических подходов, теорий и концепций; метод анализа как разбор целостного объекта кинотерапевтической теории на части для детального ее изучения; метод синтеза как процесс соединения разрозненных понятий кинотерапевтических теорий в целое; метод систематизации как организации исследуемых теоретических подходов кинотерапии в определенную систему; метод типологизации для выявления подобных и отличительных признаков в подходах, теориях, концепциях кинотерапии. В качестве подходов использовались: структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Э. Шилза, концепция репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, системная теория общества как коммуникации Н. Лумана. Исследование показало в основном подходы, теории и концепции кинотерапии используются в работе с несовершеннолетними, находящимися в состоянии психических отклонений, причем характеристики данных теоретических основ применения кинотерапии плотно связаны с практической реализацией методов и способов кинотерапии в работе с такими клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of approaches, theories and concepts of cinematherapy in working with children with mental disorders. Part 1

The problem of analyzing the approaches, theories and concepts of cinema therapy in working with children with mental disorders is an urgent problem. The article analyzes the approaches, theories and concepts of cinema therapy, reveals their essence and gives characteristics in relation to work with children with mental disabilities. The subject of the research is the analysis of the approaches, theories and concepts of cinema therapy in relation to work with children with mental disorders. The object of the research is the use of cinema therapy in working with children with mental disorders. The objective of the work is to identify and analyze approaches, theories and concepts of cinema therapy used in working with children with mental disorders. The article explores the real theoretical constructs of cinema therapy in working with children with mental disabilities. The methods used are: a comparative method for comparing approaches, theories and concepts of cinema therapy in different countries; the historical method as a way of studying historical patterns through specific manifestations of historical facts in the form of the emergence and development of cinema therapy approaches, theories and concepts; analysis method as analysis of an integral object of cinema therapeutic theory into parts for its detailed study; a synthesis method as a process of combining disparate concepts of cinema therapeutic theories into a whole; a systematization method as an organization of the studied theoretical approaches of cinema therapy into a specific system; typologization method for identifying similar and distinctive features in approaches, theories, concepts of cinema therapy. The following approaches have been used: the structural-functional approach of T. Parsons and E. Shils, the concept of a representative culture of F. Tenbrook, and the systems theory of society as a communication of N. Luman. The research has shown that approaches, theories and concepts of cinema therapy are used basically in work with minors with mental disabilities, and the characteristics of these theoretical foundations for the use of cinema therapy are tightly connected with the practical implementation of the methods and ways of cinema therapy in working with such clients.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ SOCIOLOGICAL SCIENCES

Босов Д.В., Доля Р.Ю.

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ, ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ КИНОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ

ЧАСТЬ 1

Босов Дмитрий Вячеславович, доцент кафедры социальной работы

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет», Белгород, Россия

E-mail: dimabw@mail.ru

Доля Руслан Юрьевич, аспирант кафедры социальной работы

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет», Белгород, Россия

E-mail: dolya_rus@mail.ru

Проблема анализа подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми, переживающими психические отклонения является актуальной проблемой. В статье проводится анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, раскрывается их суть и даются характеристики во взаимосвязи с работой с детьми с психическими отклонениями. Предмет исследования - анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. Объект исследования - использование кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Задача работы - выявление и анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, применяемых в работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. В статье исследуется реальные теоретические конструкты кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Используются методы: компаративистский метод для сравнения и сопоставления подходов, теорий и концепций кинотерапии в различных странах; исторический метод как способ изучения исторических закономерностей через конкретные проявления исторических фактов в виде возникновения и развития кинотерапевтических подходов, теорий и концепций; метод анализа как разбор целостного объекта кинотерапевтической теории на части для детального ее изучения; метод синтеза как процесс соединения разрозненных понятий кинотерапевтических теорий в целое; метод си-

УДК 616.89-053.2

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14015

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

стематизации как организации исследуемых теоретических подходов кинотерапии в определенную систему; метод типологизации для выявления подобных и отличительных признаков в подходах, теориях, концепциях кинотерапии. В качестве подходов использовались: структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Э. Шилза, концепция репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, системная теория общества как коммуникации Н. Лумана. Исследование показало - в основном подходы, теории и концепции кинотерапии используются в работе с несовершеннолетними, находящимися в состоянии психических отклонений, причем характеристики данных теоретических основ применения кинотерапии плотно связаны с практической реализацией методов и способов кинотерапии в работе с такими клиентами.

Ключевые слова: кинотерапия, дети с психическими отклонениями, экранная культура, арт-терапия, синемалогия, психотехнология, психоанализ, мейнстрим-кинематограф, видеокультура.

Для цитирования: Босов Д.В., Доля Р.Ю. / Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 143-153. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14015.

Bosov D.V., Dolya R.Yu.

ANALYSIS OF APPROACHES, THEORIES AND CONCEPTS OF CINEMATHERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS.

PART 1

Bosov Dmitry Vyacheslavovich, an associate professor of the Department of Social Work FSAEI HE "Belgorod State National Research University", Belgorod, Russia E-mail: dimabw@mail.ru

Dolya Ruslan Yuryevich, a post graduate student of the Department of Social work FSAEI HE "Belgorod State National Research University", Belgorod, Russia E-mail: dolya_rus@mail.ru

The problem of analyzing the approaches, theories and concepts of cinema therapy in working with children with mental disorders is an urgent problem. The article analyzes the approaches, theories and concepts of cinema therapy, reveals their essence and gives characteristics in relation to work with children with mental disabilities. The subject of the research is the analysis of the approaches, theories and concepts of cinema therapy in relation to work with children with mental disorders. The object of the research is the use of cinema therapy in working with children with mental disorders. The objective of the work is to identify and analyze approaches, theories and concepts of cinema therapy used in working with children with

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

mental disorders. The article explores the real theoretical constructs of cinema therapy in working with children with mental disabilities. The methods used are: a comparative method for comparing approaches, theories and concepts of cinema therapy in different countries; the historical method as a way of studying historical patterns through specific manifestations of historical facts in the form of the emergence and development of cinema therapy approaches, theories and concepts; analysis method as analysis of an integral object of cinema therapeutic theory into parts for its detailed study; a synthesis method as a process of combining disparate concepts of cinema therapeutic theories into a whole; a systematization method as an organization of the studied theoretical approaches of cinema therapy into a specific system; typologization methodfor identifying similar and distinctive features in approaches, theories, concepts of cinema therapy. The following approaches have been used: the structural-functional approach of T. Parsons and E. Shils, the concept of a representative culture of F. Tenbrook, and the systems theory of society as a communication of N. Luman. The research has shown that approaches, theories and concepts of cinema therapy are used basically in work with minors with mental disabilities, and the characteristics of these theoretical foundations for the use of cinema therapy are tightly connected with the practical implementation of the methods and ways of cinema therapy in working with such clients.

Key words: cinema therapy, children with mental disabilities, screen culture, art therapy, cinemalogy, psychotechnology, psychoanalysis, mainstream cinema, video culture.

For citation: Bosov D.V., Dolya R.Yu. / Analysis of approaches, theories and concepts of cinematherapy in working with children with mental disorders. Part 1. // Vestnik Maykopskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 143-153. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14015.

Проблема изучения теорий, концепций и подходов кинотерапии в русле рассмотрения арт-терапевтического знания напрямую связана с практическим использованием кинотерапии как психотехнологии в работе с клиентом или клиентами социальной работы, находящимися в стадии ТЖС (трудной жизненной ситуации) [1, с. 92-93]. Без сомнения, кино не только является важнейшим из искусств, оно также обладает огромным потенциалом мотивационного, адаптационного, целеполагающего характера, а также способствует удивительному оздоровлению и излечиванию организма. [2, с. 47]

Кино, будучи синтезным видом искусства и феноменом аудиовизуальной культуры, сегодня оказывается одним из мощных средств воздействия на сознание аудитории. Реализуя интегративную функцию, кино воздействует на сознание подрастающего поколения, которое сегодня все чаще обращается к экранной культуре. Особенно дети и подростки восприимчивы к т.н. современной продукции мейнстрим-кинематографа и видеокультуры [4, с. 7; 5, с. 9]. Психотерапевты осознают: насколько

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

чувствительно настроено сознание ребенка на восприятие продукции экранной культуры, которая на фоне деградации «галактики Гутенберга» (книжной культуры) и вследствие того функциональной неграмотности, оказывается не только совокупностью развлечений, но и смысловым полем, из которого представители подрастающего поколения, тем более дети с психическими отклонениями, преимущественно черпают знания. С помощью кинотерапии специалисты пытаются локализовать очаги проблемного функционирования психики, стремясь стать всплески деструктивных эмоций несовершеннолетних пациентов с психическими отклонениями [6, с.99; 14, с. 89]. Вместе с тем суть и применение подходов, теорий и концепций кинотерапии как одного из важных методов арт-терапии в работе с детьми, переживающими психические отклонения, требует корректировок и уточнений. [3, с. 122-123]

Объект исследования - использование кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Предметом данного исследования является анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. Цель работы - выявление и анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, применяемых в работе с детьми, обладающими психическими отклонениями.

Методологическая база исследования использовала: компаративистский метод для сравнения и сопоставления подходов, теорий и концепций кинотерапии в различных странах; исторический метод как способ изучения исторических закономерностей через конкретные проявления исторических фактов в виде возникновения и развития кинотерапевтических подходов, теорий и концепций; метод анализа как разбор целостного объекта кинотерапевтической теории на части для детального ее изучения; метод синтеза как процесс соединения разрозненных понятий кинотерапевтических теорий в целое; метод систематизации как организации исследуемых теоретических подходов кинотерапии в определенную систему; метод типологизации для выявления подобных и отличительных признаков в подходах, теориях, концепциях кинотерапии. Использованы структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Э. Шилза, концепция репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, системная теория общества как коммуникации Н. Лумана.

В результате исследования мы пришли к выводу, что в основном подходы, теории и концепции кинотерапии используются в работе с несовершеннолетними, находящимися в состоянии психических отклонений, причем характеристики данных теоретических основ применения кинотерапии плотно связаны с практической реализацией методов и способов кинотерапии в работе с такими клиентами.

Как известно, в преддверии теорий и концепций кинотерапии стоял психоанализ. Несмотря на то, что его основатель 3. Фрейд не интересовался кинопро-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

дукцией, неофрейдисты принялись исследовать кинофильмы в 1920-1930-е гг. [8, с. 107; 11, с. 58]. Взаимопроникновение кинотворчества и психоанализа обнаруживалось и в насыщении кинофильмов психоаналитическими структурами, характерными для классической фрейдистской модели сна (смещение, сгущение, символическое представление), примером чему могут служить известные зарубежные киноработы (см. рис. 1) [10, с. 58-59].

■ «Женщина в окне», Ф, Ланг, 1944 г,

■ «Головокружение», А. Хичкок, 1952 г.

■ «Земляничная поляна», И. Бергман, 1957 г.

- «Восемь с половиной», Ф. Феллини, 1963 г.

■ «Заводной апельсин», С, Кубрик, 1971 г.

■ «Скромное обаяние буржуазии», Л. Бунюэль, 1972 г.

Рисунок 1. Известные зарубежные кинофильмы, эксплуатирующие

психоаналитическую модель сна

Изучая воздействие кинофильма на сознание зрителя и предваряя тем самым исследования влияния кинотерапии на сознание клиента, психоанализ вывел, что в процессе кинопросмотра зрительская аудитория реализует следующие функции (см. рис. 2.) [22, р. 39].

Через пять лет после выхода фильма Ф. Ланга «Женщина в окне», а также через одиннадцать лет после введения в научный оборот термина «арт-терапия» (А. Хилл) в «Большой медицинской энциклопедии» выходит статья о новом направлении терапии искусством - кинотерапии. Арт-терапия, оттолкнувшись от работы

147

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Адриана Хилла «Искусство против болезни» (1945 г.) приметалась в работе с детьми и подростками, ставшими жертвами нацистских концлагерей, следовательно, уже с первых шагов приступила к работе несовершеннолетними, обладающими психическими отклонениями [7, с. 189; 11, с. 59]. Однако в середине XX века кинотерапия все еще рассматривалась с теоретической точки зрения. Необходимость в теоретической разработке логически предваряет практическую работу.

■ 1. замаскированная реализация желания

■ 2.регрессия

■ 3. механизмы работы кино по аналогии с работой сна: сгущение, смещение, символизация, драматизация

■ 4. попытка овладеть травматическим переживанием

■ 5. удовлетворение Super-ego

■ 6. прямое обращение к бессознательному через образы и звуки при безопасном дистанцировании от эмоционального переживания

■ 7. поиск объекта

■ 8.поиск группы для идентификации

Рисунок 2. Функции зрительской аудитории в процессе кинопросмотра.

Психоаналитическая концепция

В настоящее время существует немало программ, которые предлагают особые специализированные списки кинофильмов, предназначенных для решения определенных проблем, в том числе и в работе с пациентами-детьми, которые переживают психические отклонения. [13, с. 77; 15, с. 84-85; 21, с. 218]

Рассмотрим теории, концепции и подходы кинотерапии в рамках изучения эффективных способов лечения и профилактики несовершеннолетних с психическими отклонениями.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Подход Б. Вудера. Она была разработана с 1997 по 2007 гг. английским психотерапевтом Берни Вудером, сформировавшим в результате своих исследований дифференцированные списки кинолент, часть из которых была рекомендована специалистам для работы с детьми и подростками. Вудер оттолкнулся от киноленты «В порту» (1954, США, реж. Э. Казан, М. Брандо), сюжет которого касался проблем героини, пережившей предательство любимого человека. [24, с. 33] Избавление от проблем эмоционального характера, в том числе лечение и профилактика психических отклонений у подростков и детей, согласно Б. Вудеру возможно посредством применения специально подобранных художественных фильмов, реализуемых в конкретных киножанрах. [9, с. 28-29; 12, с. 115]

Синемалогия. В рамках онтопсихологии, возникшей на пересечении психотерапии и современной психологии, ее разработчик итальянский психотерапевт Анто-нио Менегетти предложил метод синемалогии. Данный метод был предназначен для удовлетворения запросы клиентуры, которая завершила курс так называемой аутен-тифицирующей психотерапии, но вместе с тем игнорирующих лечение в рамках индивидуальной или групповой психотерапии. В монографии «Кино, театр, бессознательное», касающейся синемалогии, А. Менегетти констатирует: «требовалась ситуация, вовлекающая субъекта эмоционально, но не затрагивающая его способности к интроспекции и вербализации, которая позволила бы ему отчетливее понять некоторые моменты и после проведенного сопоставления стать ближе самому себе» [16, с. 90]. «Мое видение реальности зависит от моего внутреннего состояния» - вывел итальянский психотерапевт основополагающую идея проекции, фундирующую синема-логический метод. Синемалогия стремится воздействовать на кинозрителя таким образом, чтобы заставить его акцентироваться на собственном образе мышления, а также акцентировать внимание на своем выборе - базовых элементах человеческой жизни» [14, с. 73; 23, с. 115]. Обращение к кинотерапии позволяет, согласно Менегетти, увидеть несовершеннолетнему с проблемами психики свои проблемы со стороны и под иным углом, научиться дешифрованию образных посланий кинопродукции, после киносеанса осуществить адекватное самооценивание, не только узреть ошибки киногероев или киногероинь, разыгрывающих чужие судьбы в экранном формате, но и извлечь, закрепить полученную информацию в качестве урока, чтобы впредь более не совершать подобных ошибок [15, с. 62; 19, с. 107-108].

Синемалогия обращена к зрительским интерпретациям, а также их эмоционально-чувственной сфере, к их глубинным переживаниям. Использование данного метода дает возможность клиенту понять те его особенности, которые участвуют в формировании определенного типа поведения. В ключе синемалогии ребенок с психологическими проблемами не просто стремится понять кино [20,

149

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

с. 12]. Клиент смотрит посредством фильма в собственную жизнь, по сути стремится ее понять, а понимание есть способность к осуществлению контроля и изменению. Кинопредпочтения и переживания клиента тесно переплетены и характеризуют внутренний мир личности. Поэтому клиент переживает киногерою или киногероине постольку, поскольку идентифицирует себя самого или субъектов своей проблемной ситуации с происходящим на экране [18, с. 38-39].

Синемалогия в работе с клиентами, в том числе и детьми с психологическими проблемами, предполагает поступательное развитие следующих этапов (см. рис. 3) [17, с. 36].

■ 1. Введение в тематику, просмотр предварительно отобран но го ведущим фильма

■ 2. Анализ участниками своих переживаний, ответы на поставленные вопросы

■ 3. Обратная связь бизнес-тренера, расстановка основных аспектов, ответы на вопросы зрителей

Рисунок 3. Этапы работы с клиентами, в том числе и с детьми с психологическими проблемами. Теория синемалогии

Выводы. Результаты анализа подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями продемонстрировали следующие результаты. Кинотерапия возникла в рамках арт-терапии, которая в первые годы своего создания приступила к работе с детьми, переживающими психические отклонению в силу последствий содержания в нацистских концлагерях. В середине XX в. кинотерапия лишь наметила теоретические аспекты, применяя наработки психоанализа, обращаясь к кинофильмам, содержащим классическую фрейдистскую модель сна.

Среди подходов, теорий и концепций, используемых в практике с подростками и детьми с психическими отклонениями мы отмечаем следующие: подход Б. Вудера (избавление от проблем эмоционального характера посредством применения специально подобранных художественных фильмов, реализуемых в конкретно

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ных киножанрах); синемалогия А. Менегетти (дешифрование образных посланий кинопродукции, осуществление адекватного самооценивания, извлечение и закрепление полученной информации в качестве урока).

Литература:

1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 157 с.

2. Березин C.B. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара, 2003. 112 с.

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. СПб.: Эксмо-Пресс, 2002. 251 с.

4. Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2017. 196 с.

5. Босов Д.В. Отечественный мэйнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, №2(62). С. 7-11.

6. Волкова O.A., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. №3. С. 97-103.

7. Верхотурова И.Н. Кинотренинг как средство развития социального интеллекта подростков с девиантным поведением // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 188-190.

8. Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления//Человек. Сообщество. Управление. 2011. №1. С. 98-123.

9. Дмитриева В.А., Одинцова В.В., Намди Д.М. Психология кино: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 44 с.

10. Захарова Е.И., Карабанова O.A. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30). С. 57-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №2. С. 58-59.

12. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

13. Макеева С.А., Макеева A.A. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми //Молодой ученый. 2017. №1.1. С. 76-78.

14. Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. СПб.: Онтопсихоло-гия, 2014. 563 с.

15. Менегетти А. Мир образов. СПб.: Онтопсихология, 2014. 100 с.

16. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Том 1. М.: Онтопсихология, 2001. 384 с.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

17. Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций. Минск: БГУ, 2014. 301 с.

18. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

19. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 2003. 176 с.

20. Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, №3. С. 93-120.

21. Ballard М.В. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cin-ematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 7(2). P. 212-219.

22. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.

23. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba// Campinas. SP. 2019. Vol. 21, No.l. P. 105-125.

24. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guideto Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 p.

Literature:

1. Akhmedzyanova A.E. Actualization of personality empathy by means of cinema training: on the example of humanitarian profile students: dis. ... Cand. of Psychology. Kazan, 2011. 157 p.

2. Berezin S.V. Cinema therapy and cinema training: a practical guide for psychologists and social workers. Samara, 2003. 112 p.

3. Betensky M. What do you see? New methods of art therapy / M. Betensky. St. Petersburg: Eksmo-Press, 2002. 251 sp.

4. Bosov D.V. Mainstream cinema as a factor in the formation of value orientations of student youth: dis. ... Cand. of Sociology. SPb., 2017. 196 p.

5. Bosov D.V. Domestic mainstream cinema and student youth // Bulletin of the Kemerovo State University. 2015. Vol. 2, No. 2(62). P. 7-11.

6. Volkova O.A., Bosov D.V. The image of a female programmer in movies and TV shows // A Woman in the Russian society. 2018. No. 3. P. 97-103.

7. Verkhoturova I.N. Cinema training as a tool for the development of social intelligence of adolescents with deviant behavior // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2008. V. 14. P. 188-190.

8. Danina M.M. Cinematherapy as a means of developing sanogenic thinking // Man. Community. Control. 2011. No 1. P. 98-123.

9. Dmitrieva V.A., Odintsova V.V., Namdi D.M. Psychology of cinema: a teaching guide. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2016. 44 p.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

10. Zakharova E.I., Karabanova О. A. Cinematherapy: a modern look at the possibilities of application // National Psychological Journal. 2018. No. 2(30). P. 57-65.

11. Korbut K.P. Psychoanalysis about cinema and cinema about psychoanalysis // Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis. 2005. No. 2. P. 58-59.

12. Luman N. The reality of mass media. M.: Praxis, 2005. 256 p.

13. Makeeva S.A., Makeeva A.A. Cinema art as a means of art therapy when working with children // Young scientist. 2017. No 11. P. 76-78.

14. Meneghetti A. Ontopsychological cinemalogy. SPb.: Ontopsychology, 2014. 563 p.

15. Meneghetti A. World of images. St. Petersburg: Ontopsychology, 2014. 100 p.

16. Meneghetti A. Cinema, theater, unconscious. Volume 1. M.: Ontopsychology, 2001. 384 p.

17. Pantyuk I.V. Methods and technologies of social work: lecture notes. Minsk: BSU, 2014. 301 p.

18. Parsons T. About social systems. M.: Academic Project, 2002. 832 p.

19. Penzin S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh, 2003. 176 p.

20. TenbrookF. Representative culture// Sociological review. 2013. V. 12, No. 3. P. 93-120.

21. Ballard M.B. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cinematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 7(2). P. 212-219.

22. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.

23. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones methodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba//Campinas. SP. 2019. Vol. 21, No. l.P. 105-125.

24. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guide to Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 223 p.

УДК 378.1:331.108.26 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14016

Гайворонская C.A.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ SQDCM: ОПЫТ БЕРЕЖЛИВОГО ВУЗА

Гайворонская Светлана Александровна, руководитель проектного офиса аппарата ректора, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия E-mail: gayvoronskaya@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.