Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙНД-ФИТНЕСА'

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙНД-ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / мышление / мыслительные операции / технологии / майнд-фитнес / primary school age / thinking / mental operations / technology / mind-fitness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова Юлия Валерьевна, Ильина Ольга Васильевна

В статье представлены теоретические и эмпирические аспекты развития мыслительных операций современного младшего школьника. В начальной школе формирование мыслительной деятельности обучающихся является приоритетной задачей образования. Однако этот процесс затруднен у современных младших школьников по причине так называемого «клипового мышления», которое не способствует формированию предметных знаний и универсальных учебных действий. Авторы статьи обобщили результаты эмпирического исследования по развитию словесно-логического мышления у младших школьников. По результатам диагностики установлены особенности сформированное™ мыслительных операций у изучаемого контингента, отражающие недостаточность умений формулировать умозаключения по аналогии, осуществлять классификации, обобщения. В этой связи необходимо определить и обосновать методы и приемы развития мыслительных операций у младших школьников. Востребованными оказываются такие технологии, которые позволяют комплексно совершенствовать различные психические процессы. Такой технологией авторы статьи считают майнд-фитнес. Технология майнд-фитнеса объединяет спектр систематических упражнений физического и интеллектуального характера, в результате проведения которых ребенок приобретает опыт поиска, выбора большого объема информации, постановки конкретных целей и подбора соответствующих им задач. Методы и приемы данной технологии обладают способностью одновременно воздействовать на различные структуры мозговой деятельности, что способствует тренировке памяти, развитию концентрации внимания, логического мышления, повышению скорости переработки поступающей информации и эффективному ее использованию при решении проблемных ситуаций. Достижение быстрых и стойких результатов применения майнд-фитнеса происходит за счет увеличения количества стимулов и воздействий окружающей среды на отделы головного мозга, развивая, таким образом, пластичность нервных процессов, поддерживая способность к непрерывному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and empirical aspects of the development of thought operations of a modern junior student. In primary school, the formation of the mental activity of students is a priority for education. However, this process is difficult for modern elementary schoolchildren due to the so-called “clip thinking”, which does not contribute to the formation of subject knowledge and universal educational actions. The authors of the article summarized the results of an empirical study on the development of verbal and logical thinking in younger students. Based on the results of diagnostics, peculiarities of the formation of thought operations in the studied contingent were established, reflecting the lack of ability to formulate conclusions by analogy, to carry out classifications and generalizations. In this regard, it is necessary to determine and justify the methods and techniques for the development of thought operations in younger students. Technologies that make it possible to comprehensively improve various mental processes are in demand. The authors of the article consider mind-fitness to be such a technology. Mind-fitness technology combines a range of systematic exercises of a physical and intellectual nature, as a result of which the child acquires experience in finding, choosing a large amount of information, setting specific goals and selecting their corresponding tasks. The methods and techniques of this technology have the ability to simultaneously influence various structures of brain activity, which contributes to memory training, the development of concentration of attention, logical thinking, an increase in the speed of processing incoming information and its effective use in solving problem situations. The achievement of rapid and persistent results of the application of mind fitness occurs by increasing the number of stimuli and environmental effects on the brain, thus developing the plasticity of nervous processes, maintaining the ability to continuous learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙНД-ФИТНЕСА»

что родитель получает информацию в письменной форме. Письмо может стать прологом к консультации или беседе с педагогом, а также к письму можно обращаться в последующем, чтобы видеть прогресс ребенка.

В организации посреднической помощи родителям детей, переживших военные действия, важное значение имеет использование «активных приемов» посредничества. К подобного рода приемам относятся:

- подготовка выписки для родителя с информацией об учреждении или организации;

- разъяснение, что именно может ожидать родителя в этом учреждении, например как происходит прием специалиста в МФЦ, какие документы могут понадобиться, к чему быть готовым и т.д.;

- сопроводительное письмо для специалиста учреждения или организации, куда направляется родитель;

- сопровождающий человек, предварительно получивший подробный инструктаж.

Посредническое направление работы с родителями детей, переживших военные действия, позволяет им быть своевременно проинформированным о той или иной ситуации, о месте нахождения социально-значимого объекта, дает возможность обратиться за помощью к тому специалисту, кто готов в силу своей профессиональной и гражданской позиции оказать помощь и необходимую поддержку.

Выводы. В ходе проведенного исследования были определены основные направления психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. К их числу мы относим образовательное, психолого-педагогическое, посредническое направления. Использование предложенного психолого-педагогического инструментария позволит оптимизировать работу педагогов по поддержке родителей в вопросах обучения и воспитания детей в образовательной организации. Исследование вносит вклад в разработку методических аспектов психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия.

Литература:

1. Захарова, Н.М. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий / Н.М. Захарова, A.B. Милехина // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - №11-2 (80). -С. 13-18

2. Исаакян, О.В. Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой народной республики в условиях детского оздоровительного лагеря / О.В. Исаакян, A.A. Ткаченко // Инновационная наука. - 2016. - №7-8. -С. 176-180

3. Масаева, З.В. Создание безопасного образовательного пространства с учетом проявлений посттравматического стрессового расстройства в постконфликтном регионе / З.В. Масаева, Л.Ц. Кагермазова // Гуманитарные науки. - 2017. -№4.-С. 122-126

4. Осухова, Н.Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике / Н.Г. Осухова // Школьный психолог. - 2002. - № 11, 12 [Электронный ресурс]. - URL: http://psy.lseptember.ru/article.php?ID=200201216 (дата обращения 12.09.2022)

5. Сергеева, Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР / Е.Д. Сергеева // Педагогическая перспектива. - 2022. - №3 (7). - С. 69-74

6. Сулейманова, Р.В. Педагогическое сопровождение детей из зон вооруженных конфликтов / Р.В. Сулейманова, Н.Ш. Ермилова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 79-83

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 12.09.2023)

8. Филатова, М.В. Психолого-педагогические и социально-экономические особенности социализации детей-мигрантов: региональный аспект / М.В. Филатова, Э.В. Шелиспанская // Актуальные проблемы психологического знания. -2016.-№3(40).-С. 48-52

9. Черникова, H.A. Актуальные запросы родителей детей подросткового возраста на социально-психологическую помощь / H.A. Черникова, A.C. Шубина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2022. - № 10 (173). - С. 108-114

10. Юдин, Л.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев / Л.Ю. Юдин // Молодой ученый. -2015,- № 13 (93). - С. 323-329

Психология

УДК 159.995

кандидат педагогических наук Скоробогатова Юлия Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Нижнем Тагиле (г. Нижний Тагил); студентка Ильина Ольга Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Нижнем Тагиле (г. Нижний Тагил)

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙНД-

ФИТНЕСА

Аннотация. В статье представлены теоретические и эмпирические аспекты развития мыслительных операций современного младшего школьника. В начальной школе формирование мыслительной деятельности обучающихся является приоритетной задачей образования. Однако этот процесс затруднен у современных младших школьников по причине так называемого «клипового мышления», которое не способствует формированию предметных знаний и универсальных учебных действий. Авторы статьи обобщили результаты эмпирического исследования по развитию словесно-логического мышления у младших школьников. По результатам диагностики установлены особенности сформированности мыслительных операций у изучаемого контингента, отражающие недостаточность умений формулировать умозаключения по аналогии, осуществлять классификации, обобщения. В этой связи необходимо определить и обосновать методы и приемы развития мыслительных операций у младших школьников. Востребованными оказываются такие технологии, которые позволяют комплексно совершенствовать различные психические процессы. Такой технологией авторы статьи считают майнд-фитнес. Технология майнд-фитнеса объединяет спектр систематических упражнений физического и интеллектуального характера, в результате проведения которых ребенок приобретает опыт поиска, выбора большого объема

информации, постановки конкретных целей и подбора соответствующих им задач. Методы и приемы данной технологии обладают способностью одновременно воздействовать на различные структуры мозговой деятельности, что способствует тренировке памяти, развитию концентрации внимания, логического мышления, повышению скорости переработки поступающей информации и эффективному ее использованию при решении проблемных ситуаций. Достижение быстрых и стойких результатов применения майнд-фитнеса происходит за счет увеличения количества стимулов и воздействий окружающей среды на отделы головного мозга, развивая, таким образом, пластичность нервных процессов, поддерживая способность к непрерывному обучению.

Ключевые слова: младший школьный возраст, мышление, мыслительные операции, технологии, майнд-фитнес.

Annotation. The article presents theoretical and empirical aspects of the development of thought operations of a modern junior student. In primary school, the formation of the mental activity of students is a priority for education. However, this process is difficult for modern elementary schoolchildren due to the so-called "clip thinking", which does not contribute to the formation of subject knowledge and universal educational actions. The authors of the article summarized the results of an empirical study on the development of verbal and logical thinking in younger students. Based on the results of diagnostics, peculiarities of the formation of thought operations in the studied contingent were established, reflecting the lack of ability to formulate conclusions by analogy, to carry out classifications and generalizations. In this regard, it is necessary to determine and justify the methods and techniques for the development of thought operations in younger students. Technologies that make it possible to comprehensively improve various mental processes are in demand. The authors of the article consider mind-fitness to be such a technology. Mind-fitness technology combines a range of systematic exercises of a physical and intellectual nature, as a result of which the child acquires experience in finding, choosing a large amount of information, setting specific goals and selecting their corresponding tasks. The methods and techniques of this technology have the ability to simultaneously influence various structures of brain activity, which contributes to memory training, the development of concentration of attention, logical thinking, an increase in the speed of processing incoming information and its effective use in solving problem situations. The achievement of rapid and persistent results of the application of mind fitness occurs by increasing the number of stimuli and environmental effects on the brain, thus developing the plasticity of nervous processes, maintaining the ability to continuous learning.

Key words: primary school age, thinking, mental operations, technology, mind-fitness.

Введение. На начальном этапе общего образования одним из приоритетных направлений является формирование мыслительной деятельности обучающихся. Современные младшие школьники ориентированы на так называемое «клиповое мышление», что существенно затрудняет процесс формирования предметных знаний и универсальных учебных действий, позволяющих усваивать учебную программу по различным учебным областям. Другая существенная проблема развития мыслительных операций у младших школьников связана с применением методов и приемов психолого-педагогического воздействия в образовательном процессе. Востребованными оказываются такие технологии, которые позволяют комплексно совершенствовать различные психические процессы, включая высшие психические функции.

Этап начального образования в школе - наиболее важное время для обучающихся. Именно в этот период закладываются важнейшие навыки, способствующие самоорганизации, самоконтролю и саморегуляции, которые не только обусловливают развитие необходимых универсальных учебных действий при изучении образовательных дисциплин, но и обеспечивают успешность образования на разных его уровнях. К таким навыкам можно отнести умения сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать закономерности. Представляется важным уделять внимание не только предметным результатам, показатель которых отражается в отметках обучающихся. Особое значение в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы начального общего образования приобретает развитие у школьников метапредметных результатов, включающих формирование познавательных универсальных учебных действий, в том числе и совершенствование мыслительных операций.

Изложение основного материала статьи. Мышление является познавательным психическим процессом, высшей формой познавательной деятельности человека, в которой опосредованно и обобщенно отражается действительность, порождается новое знание. Мышление позволяет человеку в «процессе познания мира находить связи между отдельными событиями и явлениями, устанавливать логические отношения на основе обобщения результатов чувственного опыта и отражения общих свойств вещей» [7, С. 233]. Это создает основу для решения человеком конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность реализуется через мыслительные операции (сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация и другие). Логические операции мышления дополняют друг друга, способствуя получению и преобразованию информации, быстрому использованию ее при необходимости.

С целью обоснования возможностей майнд-фитнеса в развитии мыслительных операций у младших школьников были проанализированы теоретические источники и проведено эмпирическое исследование, выявляющее особенности мыслительной деятельности обучающихся начальной школы.

Основываясь на теоретическом анализе подходов к проблеме развития мышления и мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте (С.С. Гореловская, И.Ю. Кулагина, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Л.Н. Уварова и др.), нами выявлена проблема современных обучающихся начальной школы, обусловленная недостаточной сформированностью мыслительных операций у изучаемого контингента. Основные мыслительные операции требуются от детей уже в первом классе, поэтому в работе с младшими школьниками нужно вести целенаправленное обучение их основным приемам мыслительной деятельности [4]. Особое значение это положение имеет в контексте современной образовательной парадигмы.

Исследователи связывают особенности формирования мыслительных операций у младших школьников с появлением внутреннего плана действий, что указывает на возможность совершать мыслительные операции без опоры на реальное действие. Многочисленные исследования установили, что более успешно дети выполняют операции анализа, тогда как остальные мыслительные операции требуют большей опоры на наглядность. Достаточно сложно младшие школьники овладевают процессами классификации, сравнения, обобщения и абстрагирования при осуществлении операций между объектами, их существенными, а не внешними признаками. Для развития мыслительных операций в комплексе требуется целенаправленное педагогическое воздействие с использованием разнообразных методов, задач, проблемных и поисковых ситуаций.

Для получения объективных данных об особенностях понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у младших школьников было проведено обследование 50 обучающихся 2 класса общеобразовательных учреждений города Нижнего Тагила Свердловской области с использованием методики Э.Ф. Замбацявичене, рекомендованной профессиональным психологическим сообществом для детей данной возрастной группы.

Результаты исследования констатируют наиболее успешное выполнение мыслительных операций обобщения и отвлечения, сформированность способности выделять существенные признаки предметов и явлений второклассниками,

принимавшими участие в исследовании, поскольку 40% испытуемых продемонстрировали высокий уровень, а 20% -справились с заданиями на среднем уровне. При этом 40% второклассников при выполнении заданий, связанных с исключением лишнего понятия, ориентируются на латентные признаки, затрудняются в обосновании своего выбора на основе обобщения по отнесению к определенной группе понятий.

На высоком и среднем уровне сформированы умения обучающихся осуществлять логический выбор на основе индуктивного мышления и знаний и представлений об окружающем мире, что составляет 68% от общего числа участников. Для 32% испытуемых выполнение субтеста «Осведомленность» характеризуется низким уровнем, что указывает на невозможность правильно завершить предложение при выборе одного варианта ответа из предложенных.

Наибольшие сложности у участников исследования вызвал субтест, определяющий умение дополнять и обобщать группы понятий (инструменты, рыбы, времена года, овощи, кустарники и др.). Данное задание на низком уровне выполнили 48% второклассников. Полученные результаты могут быть обусловлены недостаточным развитием у испытуемых способности к установлению логических отношений и связей между понятиями. По 26% младших школьников продемонстрировали средний и высокий уровни при осуществлении операции обобщения.

В соответствии с процедурой исследования определяется не только успешность выполнения отдельных субтестов, отражающих способность выполнять различные мыслительные операции, но и общая оценка выполнения всех тестовых заданий диагностической методики. В этой связи, обобщенные результаты исследования, указывают на преобладание у младших школьников среднего уровня развития словесно-логического мышления (48%). Высокий уровень выполнения мыслительных операций зафиксирован у 40% респондентов, а у 12% участников исследования отмечается низкий уровень сформированности мыслительных операций, определяющих словесно-логическое мышление. Полученные результаты определяют необходимость применения продуктивных психолого-педагогических технологий, способствующих развитию мыслительных операций в данный возрастной период.

Одной из востребованных технологий развития мыслительных операций, применяющейся в образовательной практике, является технология майнд-фитнес. Впервые термин, который в буквальном переводе (майнд (англ. mind) - «разум», фитнес (англ. fitness)) - «поддерживать форму, тренироваться») обозначает тренировать, упражняться в когнитивных умениях, был представлен в «Атласе новых профессий», разработанном Агентством стратегических инициатив, как новый вид профессии, обеспечивающий «развитие индивидуальных когнитивных навыков» [1, С. 391], применяя для этого специальные программы и устройства, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности человека.

Майнд-фитнес как современная технология все больше привлекает интерес исследователей, практикующих педагогических работников, психологов в сфере образования способностью одновременно воздействовать на различные структуры мозговой деятельности, что способствует развитию образного и логического мышления, концентрации и переключения внимания, тренировке памяти, повышению скорости переработки поступающей информации и эффективному ее использованию при решении проблемных ситуаций.

Достижение быстрых и стойких результатов применения майнд-фитнеса происходит за счет увеличения количества стимулов и воздействий окружающей среды на отделы головного мозга, развивая, таким образом, пластичность нервных процессов, поддерживая способность к непрерывному обучению.

Технология майнд-фитнеса объединяет спектр систематических упражнений физического и интеллектуального характера, в результате проведения которых человек приобретает опыт поиска, выбора большого объема информации, постановки конкретных целей и подбора соответствующих им задач [3, С. 156]. Майнд-фитнес представляет собой регулярное выполнение и последовательное усложнение специальных техник и нейропсихологических упражнений, позволяющих устанавливать связь между психическими процессами и их реализацией структурами мозга.

С использованием технологии майнд-фитнеса связывают способности к выполнению различных методов решения задач, математических ребусов и головоломок, навыки самостоятельного составления логических задач, выполнения заданий с использованием интеллектуальных тренажеров. С.С. Гореловская указывает, что майнд-фитнес доступен детям разного возраста, но особенно необходим в начальной школе, являясь профилактикой трудностей обучения, обусловленных недостаточным развитием высших психических функций [3].

В процедуру майнд-фитнеса включаются задания на правополушарное рисование, рисование двумя руками, развитие внимания, решение загадок и головоломок (друдлы), анаграмм, составление синквейнов и кластеров и др. Примерами техник майнд-фитнеса можно считать программы «Ментальная арифметика» и «Скорочтение».

Ш. Ахмадуллин разработал тренажер для младших школьников, представляющий собой систему тренировки интеллектуальных способностей детей с учетом возрастных особенностей в короткий промежуток времени. Аналогичные упражнения для развития познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста представлены в комплексах Е.В. Языкановой и О. Холодовой.

Для развития мыслительных операций у младших школьников наиболее востребованными могут оказаться последовательно усложняющиеся задания, доступные для детей данной возрастной группы: анаграммы, головоломки, загадки, ребусы, логические задачи.

Анаграмма, представляющая собой перестановку букв или звуков в определённом слове (или словосочетании), предполагает получение нового слова или словосочетания. При выполнении подобных упражнений, ребенок младшего школьного возраста приобретает умение выполнять анализ и синтез, ориентирован на преодоление трудностей при поиске способов решения заданий, требующих перестановки букв, слогов, расширяет понятийный словарь. Инструкций и схем, позволяющих решить анаграммы, не существует, но поиск способов решения подобных задач обогащает аналитико-синтетическую деятельность, развивает умение сравнивать, выделять главное.

Более сложным заданием по сравнению с аналогиями являются фразы-палиндромы, которые вызывают большой интерес у младших школьников, поскольку одинаково прочитываются слева направо и справа налево. Развитию мыслительных операций у младших школьников способствуют задания, направленные на самостоятельное составление подобных фраз и выражений, начиная с отдельных слов. В данном случае анализ через синтез, сравнение осуществляются одновременно с другими мыслительными операциями - обобщением, абстрагированием.

«Друдлы» представляют собой разновидность загадок-головоломок. Выглядят они как рисунки, изучая которые сложно с точностью определить, что именно изображено. Задачей игры в друдоы является описание картин, имеющих множественное значение. С помощью этой игры повышается уровень развития образного мышления у обучающихся начальной школы. Друдлы эффективно развивают умение строить ассоциативный ряд, абстрагироваться от несущественных деталей. В младшем школьном возрасте лучше начинать с использования черно-белых изображений, чтобы не происходило рассеивания внимания на цветовой аспект. По мере овладения технологией решения подобных задач, графические изображения могут усложняться и по содержанию, и по цветовым характеристикам.

«Ментальная арифметика» направлена на обучение детей быстрому счету, выполнению математических операций в уме. В аспекте развития мыслительных операций ментальная арифметика способствует совершенствованию операций

классификации и обобщения, поскольку младшие школьники на разном материале применяют обобщенные способы действий. Скорочтение развивает способности быстрого восприятия текстовой информации, осмысления и понимания прочитанного. В процессе скорочтения ребенок приобретает умение быстро обрабатывать информацию, выделять главное в тексте, абстрагироваться от несущественных деталей, проводить анализ информации и синтез основных положений, конкретизировать понятия [2]. В целом, применение технологии скорочтения повышает мыслительный процесс при обработке информации разного рода, повышает способность давать определение понятия, формулировать суждения и умозаключения.

Для развития умения обобщать факты и информацию как учебного, так и не учебного характера коллектив исследователей (Н.Г. Новик, A.A. Сапрыкина, М.В. Баганцова, И.В. Скокова, А.Ю. Остапенко) предлагает использовать метод синквейн [6]. Синквейн может использоваться в образовательном процессе для решения разных задач (кратко обобщить полученные знания, осмыслить новое понятие, интегрировать старые и новые знания), что способствует установлению логических связей и отношений между объектами и предметами окружающего мира.

В образовательной практике для развития логического мышления хорошо зарекомендовал себя прием, включающий составление кластеров. В отличие от синквейна, кластер более органичен для развития дедуктивного способа мышления. В кластере материал представляется графически в виде гроздьев, является схемой, отражающей как можно больше аспектов о заданном объекте: определение, виды, типы, функции, способы применения, области использования и др. Применение кластера в работе с младшими школьниками способствует развитию анализа, синтеза, классификации. В ходе составления кластера, ребенок сначала проводит анализ всей информации, затем вычленяет из текста основные мысли, объединяет их в кратком схематичном варианте. При этом кластер позволяет отследить взаимосвязи между видами и функциями объекта, между задачами использования и результатом, что способствует установлению причинно-следственных связей между объектами и предметами, осмыслению понятий и суждений [5, С. 118].

Предложенные методы и приемы развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте лучше использовать в сочетании и при последовательном усложнении заданий каждого вида, что будет обеспечивать успешность ребенка в учебной деятельности.

Выводы. Обобщая представленные положения, можно констатировать, что существует достаточно большое количество приемов майнд-фитнеса как технологии тренировки выполнения мыслительных операций. Мы можем сказать, что их возможности в развитии мыслительных операций обусловлены переводом мыслительных операций во внутренний план действий и сочетанием разнообразных приемов мышления для повышения его эффективности - увеличения скорости решения задач.

Литература:

1. Атлас новых профессий 3.0 / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - Москва: Альпина ПРО, 2021. - 472 с.

2. Билая, A.M. Скорочтение как инструмент развития личности / A.M. Билая // Инновационная наука. - 2020. - № 2. -С. 32-48

3. Гореловская, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития мыслительных операций у младших школьников / С.С. Гореловская // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XIII Междунар. науч. конф. / отв. ред. A.A. Червова. - Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-т, 2020. - С. 156-158

4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Академический проект, 2013.-419 с.

5. Мединцева, Л.В. Прием «кластер» как эффективный метод развития критического мышления в начальной школе / Л.В. Мединцева, Л.С. Чернова, И.М. Гайворонская // Приоритеты педагогики современного образования: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение»,2018. -С. 116-118

6. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах / Н.Г. Новик, A.A. Сапрыкина, М.В. Баганцова, И.В. Скокова, А.Ю. Остапенко // Стратегии и тенденции современного образования. -2017. -№ 4,- С. 49-51

7. Немов, P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / P.C. Немов. - Москва: Просвещение: Владос, 1994. -476 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Станоева Юлия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, подтверждающего эффективность кинотерапии как средства социализации подростков. В качестве критериев социализации личности подростка были выделены: когнитивно-познавательный, коммуникативно-поведенческий и эмоциональный. На достоверном уровне показано увеличение количества подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, после прохождения ими кинотренинга. Показана динамика по таким показателям, как социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность. На статистически значимом уровне уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм. Статистически подтверждена результативность программы кинотерапии в формировании эмпатии у подростков, как важного качества, необходимого для успешной социализации.

Ключевые слова: кинотерапия, кинотренинг, подростки, социализация, социализированность, социальные нормы, эмпатия.

Annotation. The article presents the results of a study confirming the effectiveness of film therapy as a means of socializing adolescents. The following criteria for the socialization of a teenager's personality were identified: cognitive-cognitive, communicative-behavioral and emotional. An increase in the number of teenagers with high and average levels of socialization after they completed film training was shown at a reliable level. The dynamics are shown for indicators such as social adaptation, autonomy, social activity and morality. The number of adolescents with a tendency to violate social and legal norms has decreased at a statistically significant level. The effectiveness of the film therapy program in the formation of empathy in adolescents, as an important quality necessary for successful socialization, has been statistically confirmed.

Key words: film therapy, film training, adolescents, socialization, socialization, social norms, empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.