Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / технология кейс-стади / профессиональная подготовка студентов / высшее профессиональное образование / морально-нравственные проблемы / моральная дилемма / spiritual and moral education / case study technology / professional training of students / higher professional education / moral problems / moral dilemma

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Светлова Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий в воспитательной практике образовательных организаций. Сегодня вопросам духовно-нравственного воспитания отводится приоритетная роль. В статье обосновывается возможность использования технологии кейс-стади в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Актуальность внедрения метода кейсов в практику высшего профессионального образования обусловлена общими тенденциями развития образования. В первую очередь это ориентация на развитие способностей личности, в том числе аналитических, умений принимать автономные рациональные решения. Вторая вытекает из требований к современному специалисту, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуациях нравственного выбора. В статье приведены результаты экспериментальной работы по созданию кейсов духовно-нравственной направленности в процессе профессиональной подготовки студентов будущих педагогов практику воспитания обучающихся средней школы. Доказана эффективность кейс-технологии в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Приведены примеры кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Светлова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of using innovative technologies in the educational practice of educational organizations. Today, issues of spiritual and moral education are given a priority role. The article substantiates the possibility of using case study technology in the spiritual and moral education of students. The relevance of introducing the case method into the practice of higher professional education is determined by the general trends in the development of education. First of all, this is a focus on developing individual abilities, including analytical ones, and the ability to make autonomous rational decisions. The second follows from the requirements for a modern specialist, who must have the ability to behave optimally in various situations, including situations of moral choice. The article presents the results of experimental work on creating cases of spiritual and moral orientation in the process of professional training of students future teachers, the practice of educating secondary school students. The effectiveness of case technology in the spiritual and moral education of students has been proven. Examples of cases are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

7. Лепихина, С.Н. Образовательный аутсорсинг как институт функциональной интеграции субъектов сферы профессионального образования в условиях формирования российской экономики компьютерно-сетевого знания / С.Н. Лепихина // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2020. - №4 (39). - С. 163-175

8. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 №1429 о проекте закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lawrussia.ru/texts/legal_305/doc305a409x916.htm

9. РИА Новости. -2012. -URL: https://ria.ru/20120316/596800369.html/(дата обращения: 19.08.2023)

10. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 224-ФЗ: [принят Государственной Думой 1 июля 2015 г. одобрен Советом Федерации 13 июля 2015 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420287401

11. Федеральныйзаконот 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

12. Zimina, I.V. Employment of state-private partnership instruments in activisation of innovations in educational environment of the region / I.V. Zimina 11 University management: practice and analysis. -2011. - №5. - Pp. 45-47

Педагогика

УДК 5.8.7

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Светлова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий в воспитательной практике образовательных организаций. Сегодня вопросам духовно-нравственного воспитания отводится приоритетная роль. В статье обосновывается возможность использования технологии кейс-стади в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Актуальность внедрения метода кейсов в практику высшего профессионального образования обусловлена общими тенденциями развития образования. В первую очередь это ориентация на развитие способностей личности, в том числе аналитических, умений принимать автономные рациональные решения. Вторая вытекает из требований к современному специалисту, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуациях нравственного выбора. В статье приведены результаты экспериментальной работы по созданию кейсов духовно-нравственной направленности в процессе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов практику воспитания обучающихся средней школы. Доказана эффективность кейс-технологии в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Приведены примеры кейсов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, технология кейс-стади, профессиональная подготовка студентов, высшее профессиональное образование, морально-нравственные проблемы, моральная дилемма.

Annotation. The article is devoted to the problem of using innovative technologies in the educational practice of educational organizations. Today, issues of spiritual and moral education are given a priority role. The article substantiates the possibility of using case study technology in the spiritual and moral education of students. The relevance of introducing the case method into the practice of higher professional education is determined by the general trends in the development of education. First of all, this is a focus on developing individual abilities, including analytical ones, and the ability to make autonomous rational decisions. The second follows from the requirements for a modern specialist, who must have the ability to behave optimally in various situations, including situations of moral choice. The article presents the results of experimental work on creating cases of spiritual and moral orientation in the process of professional training of students - future teachers, the practice of educating secondary school students. The effectiveness of case technology in the spiritual and moral education of students has been proven. Examples of cases are given.

Key words: spiritual and moral education, case study technology, professional training of students, higher professional education, moral problems, moral dilemma.

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», целью российского образования выступает интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развития человека.

Современное образование, наряду с передачей учащимся знаний, выдвигает на первый план также воспитание личности, в связи с этим особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Под духовно-нравственным воспитанием понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [3, С. 8].

В настоящее время в системе образования важную роль играет применение интерактивных методов. Необходимость использования таких технологий сформулирована в федеральных образовательных стандартах. Сегодня в работе педагога на первый план выходят наиболее современные интерактивные методы обучения и воспитания, включающие в себя совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций и творческую деятельность. В связи с этим особую актуальность и значительное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания приобрело применение метода кейсов.

Изложение основного материала статьи. Под технологией «case-study» подразумевается методика ситуативного обучения, основанная на реальной действительности и реальных проблемах, требующая от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации [2, С. 93]. Данная методика включает в себя постановку проблемы и описание конкретной ситуации, а также дополнительные методические материалы. По мнению О.И. Мезенцевой, «цель данной методики - анализ ситуации (кейса) совместными усилиями группы (учеников, студентов и т.д.) и выработка практического решения. Технология кейс-стади направлена на совершенствование навыков работы с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; принятия решений, слушания и понимания других людей; навыков групповой работы» [5, С. 61]. Применение данного метода воспитания предполагает применение различных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации, поиска возможных вариантов разрешения противоречия и формирования видения относительно

дальнейшего развития ситуации. В контексте духовно-нравственного воспитания кейс представляет собой ситуацию, содержащую моральную проблему, требующую решения, которое основано на позиции учащегося и анализе данной ситуации с различных сторон. Рассматривая кейс, учащийся отыскивает решение нравственной дилеммы, которое он способен применить в аналогичной ситуации реальной жизни.

Кейс как единый информационный комплекс состоит из трех частей: сюжетная, информационная, методическая [6, С. 128]. Сюжетная часть предлагает вспомогательный материал, который дает возможность всесторонне проанализировать предлагаемую ситуацию. Информационный блок устанавливает очередность действий внутри ситуации, оценивает проблему и отношение к этой проблеме различных участников события, анализирует действия, направленные на решение ситуации, и их результаты и т.д. Методическая часть поясняет место кейса в учебном процессе, формулирует виды включенных в него заданий, и предлагает методические рекомендации для педагога.

Главное действующее лицо в методе кейс-стади это обучающийся: участники оказываются вовлеченными в дискуссию на тему реальной ситуации и потому проявляют активную позицию в обсуждении.

Достоинством метода кейсов выступает то, что он дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в «безопасной» обстановке в течение, например, учебного занятия, а не в реальной жизни, в условиях угроз и рисков. Он позволяет учиться, не беспокоясь о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае возможного неправильного решения. С точки зрения духовно-нравственного воспитания, метод кейсов способствует формированию положительной мотивации к обучению, системы духовно-нравственных ценностей и установок. Кроме того, данный метод позволяет разнообразить традиционный учебный процесс.

В КГУ им. К.Э. Циолковского в течение двух лет проводилась опытно-экспериментальная работа по составлению и внедрению в воспитательный процесс средней школы кейсов духовно-нравственной направленности. В эксперименте принимали участие студенты двух групп 3 курса Института Лингвистики и Мировых языков в количестве 56 человек. Одна группа - экспериментальная, другая - контрольная.

Кейс-технология использовалась в рамках профессиональной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Структура готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора включает в себя следующие необходимые и достаточные компоненты: мотивационный, содержательно-аксиологический и процессуальный [4].

Мотивационный компонент включает в себя: интерес к проблемам морали и нравственности, стремление увидеть в ученике равноправного партнера, стремление к гуманизации отношений между учителем и учеником.

К содержательно-аксиологическому компоненту относятся системные знания в этико-педагогической сфере, духовно-нравственные ценностные ориентации.

Процессуальный компонент содержит систему интеллектуально-нравственных умений выбора нравственного решения, умений выбирать систему средств, адекватную содержанию нравственного воспитания.

Среди показателей, отражающих состояние сформированности указанных компонентов готовности, интерес для нашего исследования представляли: интерес к проблемам морали и нравственности, умения выбора нравственного решения, творческое использование этико-педагогических знаний и умений в практической учебной и внеклассной воспитательной работе (индивидуальный стиль педагогической деятельности). Для их формирования и была использована технология кейс-

Таблица 1

Степень сформированности показателей

Показатели Степень сформированности

Высокий Средний Низкий

Интерес к проблемам морали и нравственности. Устойчивость в проявлении интереса, осознание значимости овладения этическими знаниями. Неустойчивое, поверхностное отношение к овладению этическими знаниями. Фрагментарный интерес, не сопровождающийся стремлением самостоятельно разобраться в моральных проблемах. Неустойчивый, поверхностный, непосредственно-мотивированный интерес, проявляющийся как кратковременная реакция на ситуации морального конфликта.

Умения выбора нравственного решения. Сформированы умения выбора автономного нравственного решения. Нравственное решение принимается в основном на уровне здравого смысла. Превалируют импульсивный и конформный типы выбора нравственного решения.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Студент ищет и находит творческое решение в выборе средств и методов нравственного воспитания. Присутствуют отдельные элементы творческого подхода. Педагогическая деятельность носит шаблонный характер, элементов творческого подхода не наблюдается.

В целях диагностирования уровня интереса к морально-нравственной проблематике была использована анкета, содержащая следующие вопросы:

1. Как часто Вы задумываетесь над проблемами смысла жизни, добра и зла, жизни и смерти?

а) Часто.

б) Редко.

в) Никогда не задумываюсь.

2. Читаете ли Вы художественную литературу на морально-нравственные темы?

а) Читаю регулярно.

б) Читаю от случая к случаю.

в) Не читаю.

3. Какие морально-нравственные проблемы Вам хотелось бы обсудить?

4. В чем, по Вашему мнению, проявляются главные недостатки нравственного облика современных подростков?

5. Какие морально-нравственные проблемы, по-Вашему, могут заинтересовать подростков?

6. Какие книги Вы считаете полезными для нравственного воспитания подростков?

7. Какие нравственные качества необходимы учителю?

8. Как Вам кажется обладаете ли Вы указанными качествами?

В целях разделения студентов на уровни проводилась количественная обработка результатов анкеты. В итоге респонденты разделились следующим образом: высокий уровень - 11,7%, средний - 54,9%, низкий - 33,4%.

Сформированность умений выбора нравственного решения диагностировалась с помощью анкеты и решения кейсов с нравственным содержанием. В результате анализа ответов анкеты и решения проблемных ситуаций исходные уровни сформированности умений выбора нравственного решения распределились следующим образом: высокий - 15,8%, средний - 62,6%, низкий - 21,5%.

Индивидуальный стиль оценивался по следующим критериям: высокий уровень - творческий подход к решению задачи, неожиданное, интересное решение; средний - присутствуют элементы творческого подхода, низкий - шаблонное решение.

По итогам диагностики было установлено, что высокий уровень сформированности индивидуального педагогического стиля не отмечен, средний - у 39,2% студентов, низкий - у 60,8%.

Таблица 2

Показатели Степень сформированности

Высокий Средний Низкий

Интерес к проблемам морали и нравственности 11,7% 54,9% 33,4%

Умения выбора нравственного решения 15,8% 62,7% 21,5%

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - 39,2% 60,8%

Опытно-экспериментальная работа по составлению и внедрению в практику средней школы кейсов духовно-нравственной направленности продолжалась два учебных года. Студенты самостоятельно разрабатывали кейсы, используя художественную литературу, интернет-ресурсы, сказки, притчи, легенды народов мира. К каждому кейсу был поставлен ряд вопросов, которые вынуждают обучающихся думать, искать, переживать. Важно, что все кейсы были апробированы в рабочей группе, студенты сами обсуждали содержание каждого кейса, размышляли о нравственности и смысложизненных проблемах.

Применение кейс-технологий в духовно-нравственном воспитании имеет ряд достоинств. Они позволяют воспитателю активно изучать состояние нравственной воспитанности школьников. В процессе анализа и обсуждения ситуации наиболее ярко и естественно проявляются личные взгляды учащихся на нравственные проблемы, их интересы, мотивы поведения, отношение к людям и самим себе.

Результат работы над проектом: студенты разработали более 200 кейсов духовно-нравственной направленности, представляющих собой совокупность условий и обстоятельств, в которых возникают и разрешаются моральные противоречия. Задания оформлены в виде сборника «Уроки нравственности». Данный сборник может быть использован в работе со школьниками 5-11 классов и будет апробирован в рамках педагогической практики студентов.

Пример кейса:

Кейс №1.

Представьте, что Вы должны посетить врача в конкретное время в определенный день. Опаздывать нельзя, иначе Вам уделят меньше времени и вызовут следующего пациента. Кроме того, Вы давно пытаетесь попасть к этому специалисту. Исходя из этих причин, Вы торопитесь на общественный транспорт. Но вдруг идущий перед Вами человек падает. Рядом никого нет.

Вопрос:

• Что Вы предпримете: остановитесь и окажите помощь или пойдете дальше, надеясь, что кто-то будет проходить рядом и вызовет скорую?

По окончании эксперимента была проведена повторная диагностика показателей готовности будущих учителей к нравственному воспитанию. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели Степень сформированности

Высокий Средний Низкий

Интерес к проблемам морали и нравственности 55,2% 35,4% 9,4%

Умения выбора нравственного решения 53,8% 26,2% 20%

Индивидуальный стиль педагогической деятельности 56,1% 37,5% 6,4%

Выводы. Описанный в статье экспериментальный опыт доказывает, что применение данной интерактивной технологии положительно влияет на процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся. При применении кейс-технологии учащиеся обнаруживают свои ценностные установки, проявляют собственные взгляды на нравственные проблемы. К тому же применение этого метода формируется гибкость мышления, самостоятельность в принятии нравственных решений. Связь теории нравственного воспитания с педагогической практикой студентов позволила спроецировать изменения, произошедшие в личностной сфере будущих педагогов на их профессиональную деятельность.

Литература:

1. Автионова, Н.В. Применение кейс-технологий в формировании духовно-нравственного воспитания школьника/ Н.В. Автионова // Мир образования - образование в мире. -2019. - №4. - С. 200-205

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2009.-448 с.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и аоспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. -26 с.

4. Дмитриева, Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: автореферат дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / Акимова Елена Анатольевна. - Калуга, 1998.- 16 с.

5. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО "Немо Пресс", 2018.- 140 с.

6. Репинецкая, Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС / Ю.С. Репинецкая // Самарский научный вестник. -2013. -№4. - С. 127-129

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В процессе трансформации общества, изменения направленности образовательной системы в сторону непрерывного обучения, меняется и роль преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель сегодня - не только и не столько транслятор определенного знания, хотя традиционные лекции до сих пор остаются существенной частью образовательного процесса в вузах, он выступает организатором учебного процесса. В данной статье проведен краткий историко-педагогический анализ роли преподавателя на различных этапах развития общества, выявлены профессиональные качества преподавателя, которые способствуют эффективному выполнению им своих профессиональных обязанностей. На основе проведённого среди преподавателей вузов Санкт-Петербурга опроса был составлен перечень основных ролей современного преподавателя, дана их характеристика. Были выявлены следующие роли: транслятор знания (он же лектор), создатель уникального курса учебной дисциплины, методист, психолог, организатор, воспитатель, координатор, исследователь, мотиватор. Данный перечень не является исчерпывающим, каждый преподаватель вправе добавлять в свою профессиональную деятельность что-то свое. На основании анализа профессиональных ролей в статье предложены практики, которые могут помочь преподавателю повысить его профессиональный уровень.

Ключевые слова: профессиональные роли преподавателя, высшее образование, современный вуз.

Annotation. In the process of transforming society, changing the orientation of the educational system towards lifelong learning, the role of the teacher in the educational process is changing. A teacher today is not only and not so much a transmitter of certain knowledge, although traditional lectures still remain an essential part of the educational process in universities, he acts as an organizer of the educational process. This article provides a brief historical and pedagogical analysis of the role of a teacher at various stages of the development of society, identifying the professional qualities of a teacher that contribute to the high-quality performance of his professional duties. Based on a survey conducted among university teachers in St. Petersburg, a list of the main roles of a modern teacher was compiled. The following roles were identified: knowledge translator (lecturer), creator of a unique course of an academic discipline, methodologist, psychologist, organizer, consultant, coordinator, researcher, motivator. This list is not exhaustive; each teacher has the right to add something of his own to his professional activity. Based on an analysis of professional roles, the article suggests practices that can help a teacher improve his professional level.

Key words: professional roles of a teacher, higher education, modern university.

Введение. Профессиональная роль преподавателя представляет собой совокупность функций и обязанностей, которые преподаватель выполняет в процессе организации учебного процесса и взаимодействия с обучающимися, коллегами и другими участниками образовательной среды. В разные исторические периоды преподавательские роли имели свои особенности. Их количество увеличивалось и увеличивается до сих пор.

Целью данной статьи является анализ трансформации и расширения профессиональных ролей преподавателя вуза, выявление качеств и практик, способных положительно повлиять на профессионализм педагога.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать характеристику понятию «профессиональная роль преподавателя», провести краткий историко-педагогический анализ профессиональных преподавательских ролей, выявить качества, необходимые преподавателю для эффективного осуществления его профессиональной деятельности, рассмотреть современные профессиональные роли преподавателя, предложить практики, способные повысить эффективность работы преподавателя.

Методологическая основа исследования представлена методом опроса, а также теоретическими методами, среди которых анализ литературы, обобщение, синтез, абстрагирование и обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Историко-педагогический анализ профессиональных ролей преподавателя позволяет выявить, как изменялись требования к преподавателю и какие роли он выполнял на разных этапах развития образования.

Нельзя не сказать о значительном влиянии античной педагогики на формирование методов обучения и воспитания [5, С. 13]. Так, в сократовских школах учили красноречию, мастерству речи, которые после софистов расширили свое содержание, наполнившись гражданским и патриотическим пафосом, моральными ценностями, тем самым став олицетворением прототипа высшего образования.

Аристотель ставил педагога-наставника на самую высокую ступень общества, поскольку родители, по его мнению, дают человеку жизнь, а педагоги - достойную жизнь. Древнеримский ритор и педагог Марк Фабий Квинтилиан одним из первых сформулировал требования к профессиональным качествам педагога, выделяя высокообразованность, высоконравственность, любовь к детям, сдержанность, тактичность [5, С. 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумеется, в тот период проблемы профессионализма педагога в современном его понимании не были предметом изучения, однако очевидно, что уже тогда в философско-педагогической мысли и общественном сознании начинают формироваться представления о том, что педагогическая работа является специфическом видом профессиональной деятельности, а педагог-профессионал - это носитель нравственной культуры и духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.