ЛИТЕРАТУРА
1. How to Calculate Your GPA. Http://depts.washington.edu/ engl/ugrad/how to calculate your GPA4.pdf http://washington.edu
2. How to Calculate Your Grade Point Average (GPA) The University of Texas at Brownsville and Texas Southmost College. http://blue.utb.edu/ sa/lamp/pdf/ HowToCalculateYourGradePoint Average2.pdf Hunter College High School. hppt://www.hchs.hunter. cuny.edu/images/uploads/How to Calculate Your Garde Point Average3.pdfHow to Calculate Your GPA howtocalculateyourGPA1.
pdf http://www.utsc.utoronto.ca/counselling University of Toronto, Canada.
3.How to calculate the cumulative grade point average (CGPA) York University. http://www.kinesiology.yorku.ca/undergraduate/ cpga.htm
4.University of Cambridge Calculating GPAs for IGCSE6. pdf http://www.cie.org.uk/docs/recognition/calculating GPAs for IGCSE6.pdf
Адрес для переписки: 664001, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, кафедра факультетской терапии ИГМУ
Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н.
Тел. (3952) 34-19-96, моб. 89148796302.
Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.
Тел. (3952) 24-34-73, 20-39-42, e-mail: [email protected].
© ПОГОРЕЛОВА И.Г., ЖУКОВА Е.В., КАЛЯГИН А.Н. — 2010
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.Г. Погорелова, Е.В. Жукова, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. — д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)
Резюме. В статье рассматриваются основные аспекты использования кейс-метода в вузе, его преимущества перед другими методами, технология создания кейса. Дается характеристика различных видов кейсов, форма их представления, задачи преподавателя при использовании кейс-метода.
Ключевые слова: педагогическая технология, дидактическая система, кейс-метод, эффективность преподавания, педагогическое мастерство.
USE OF CASE-METHOD IN HIGHER MEDICAL EDUCATION
I.G. Pogorelova, E.V Zukova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)
Summary. The main aspects of use of case-method in higher education establishment, its advantages before other methods, technology of case creation are considering in this article. The character of various types of cases, form of their presentation, tasks of trainer in case-method application are given.
Key words: pedagogic technology, didactic system, case-method, efficacy of teaching, pedagogical proficiency.
В последние голы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.
На основе широкого анализа разнообразных форм и методов обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает профессионально-ориентированный подход к обучению и позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также способствует становлению столь необходимых для современного образования умений работать с информацией.
Одно из ведущих мест в этой системе занимает кейс-метод или метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при ее разрешении. При этом предлагаемая задача не имеет однозначных решений. Использование метода case-study в обучении студентов позволяет повысить познавательный процесс к изучаемым дисциплинам, улучшить их понимание, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Созданный в свое время как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее
время метод case-study нашел широкое распространение и в освоении медицины.
Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования, в том числе медицинского, в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
— во-первых, общей направленностью развития образования, его ориентацией не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
— во-вторых, развитие требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.
Кейс-метод опирается на совокупность таких дидактических принципов как: индивидуальный подход к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения; максимальное предоставление свободы в обучении; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов; концентрация внимания студентов лишь на основных положениях; обеспечение доступности преподавателя для студентов, формирование у студентов умения работать с различными видами информации.
При использовании кейс-метода преподавателю необходимо: использование комплексного подхода к выбору форм и методов обучения с целью создания привлекательности для студентов структуры практической подготовки; междисциплинарная и межкафедральная согласованность применяемых форм обучения; поиск или разработка и использование разных методических приемов с целью обеспечения эффективности и результативности процесса обучения; повышение педагогического мастерства, обретение преподавателями навыков и стиля поведения тренера-тьютера.
Следует отметить, что кейс-метод является специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения.
Следовательно, кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания (моделирование, системный анализ, методы описания, игровые методы и другие), которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Как интерактивный метод обучения, кейс метод является привлекательным для студентов, поскольку они видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Немаловажно и то, что анализ ситуаций оказывает сильное воздействие на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе.
Таким образом, непосредственная цель метода кейсов — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; по окончании процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
При этом необходимо помнить, что:
1.Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюаристична, то есть имеются несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавателя при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле. Например, данный метод можно применить при изучении клинических дисциплин, когда для установления диагноза больному необходимо использовать альтернативные методы исследования (например, ультразвуковой, рентгенологический и т.д.) и лечения (например, у больных с острым коронарным синдромом — тромболизис, чрескожное корорарное вмешательство и др.).
2.Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; то есть принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, когда студент по сути равноправен с другими студентами и преподавателями в процессе обсуждения проблемы.
3.Результатом применения метода являются не только приобретение знаний и навыков профессиональной деятельности, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
4.В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе предостаточно. Применительно к клиническим дисциплинам — это умение обосновать выбор
той или иной диагностической или терапевтической стратегии.
Сase — это пример, взятый из реальной практики, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. В медицинском вузе, это, зачастую, разбор конкретного больного, конкретного клинического наблюдения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать несколько аспектов предложенной ситуации, не устаревать слишком быстро; быть актуальным на сегодняшний день, иллюстрировать типичные ситуации, развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию; иметь несколько решений.
Классификация кейсов производится по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
— иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
— учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решений по указанной проблеме;
— учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;
— прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее, цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
— обучающие анализу и оценке;
— обучающие решению проблем и принятию решений;
— иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Кроме того, выделяют:
— структурированные кейсы (содержится минимальное количество дополнительной информации, при работе с кейсом студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение);
— «маленькие наброски» — содержат от 1 до 10 страниц текста и 1-2 страницы приложений; при работе с таким кейсом студент должен опираться еще и на собственные знания;
— большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц — самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот могут отсутствовать; студент должен распознать такие подвохи и справиться с ними;
— первооткрывательские кейсы, при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей.
Форма представления кейсов также различна: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует ввиду, что большие кейсы вы-
зывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Представление кейсов происходит, как правило, в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио— или видеовариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Применительно к студентам-медикам, это может быть последовательно представляемая информация о пациенте: вначале — жалобы, анамнез, объективное исследование и предложение сделать заключение о предварительном диагнозе и плане обследования; затем — результаты обследования и предложение их интерпретировать и назначить лечение; позднее — результаты лечения больного по назначенной методике. В настоящее время кейсы могут основываться на результатах крупных многоцентровых исследований, в которых оценивается вероятность того или иного исхода.
По наличию сюжета выделяют сюжетные и бессюжетные кейсы. В бессюжетных кейсах, как правило, представлена совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научноисследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Создание кейса обычно протекает в следующие этапы:
1.Формирование дидактических целей кейса. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения, навыки студентов
2.Определение проблемной ситуации
3.Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте
4.Сбор информации (в качестве источников может служить жизненная ситуация, художественная и публи-
цистическая литература, средства массовой информации, статистические материалы, научные статьи, монографии, Интернет)
5.Составление кейса. Это наиболее трудный этап, поскольку текст должен быть: написан интересно, простым и доходчивым языком, с соблюдением всех правил грамматики; отличаться «проблемностью»; соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения проблемы.
6.Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме для выяснения эффективности данного кейса.
7.Подготовка окончательного варианта кейса и внедрение его в практику обучения.
8.Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса, разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентация кейса, описание предполагаемых действий студента и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации и составляет вторую фазу в использовании кейс-метода.
Необходимо отметить, что бывает целесообразным до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить результаты и обсудить стратегию поведения, это тем более важно, если на обсуждении кейса предполагается присутствие посторонних лиц (больных, практических врачей и т.д.).
Небольшие по объему и простые ситуации рекомендуется использовать в начале изучения дисциплины. По окончании же курса и тем более при проведении итоговой аттестации целесообразно применение более сложных «запутанных» проблем, требующих от студента, а тем более выпускника комплексного подхода к их решению.
Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода значительно выше, чем у традиционных методов обучения. Наличие в структуре данного метода споров, дискуссий, аргументаций тренирует участников обсуждения, учит, в том числе правилам общения, делает возможным постоянное взаимодействие преподавателя и студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. Образовательные технология: от приема до философии — М.: Сентябрь,1996. — 112 с.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
3. Долгоруков А.М. Системное мышление: ценности, методология, инструменты. — М., 2006. — 143 с.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 288 с.
5. Модернизация педагогического образования: Сборник методических рекомендаций. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. — С. 102-111.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
7. Ситуационный анализ или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. — Киев: Центр инновации развития, 2002. — 286 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
10. Смолянинова О.Г Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. // Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000. — С. 15-19.
11. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CASE STUDY. // Сборник статей Министерства Образования России «Инновации в российском образовании». — М.: МГУП, 2000. — С. 26-30.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ Погорелова Ирина Геннадьевна — доцент, к.м.н.,
Жукова Елена Викторовна — доцент, к.м.н., Калягин Алексей Николаевич — доцент, к.м.н.