© ПОГОРЕЛОВА И.Г., ЖУКОВА Е.В., КАЛЯГИН А.Н., МАНЬКОВ А.В. — 2011
УДК 378
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ирина Геннадьевна Погорелова1, Елена Викторовна Жукова1,
Алексей Николаевич Калягин1, Александр Викторович Маньков2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. — д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н. А.Н. Калягин; 2Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра анестезиологии и реанимации, зав. — д.м.н., проф. В.И. Горбачёв)
Резюме. В статье рассматриваются основные аспекты использования технических средств обучения (ТСО) в вузе, их преимущества перед другими методами, условия применения ТСО. Дается характеристика различных видов ТСО, гигиенические требования при их применении.
Ключевые слова: технические средства обучения, эффективность преподавания, педагогическое мастерство.
THE METHODICAL AND HYGIENIC ASPECTS OF THE USE OF TECHNICAL TOOLS OF TRAINING IN MEDICAL EDUCATION
I.G. Pogorelova1, E.V. Zhukova1, A.N. Kalyagin1, A.V. Mankov2 ('Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)
Summary. The basic aspects of use of technical tools for training in higher school, their advantages as compared with other methods, conditions of application of technical tools for training are considered in the paper. The characteristic of various types of technical tools for training, hygienic requirements during their application have been presented.
Key words: technical tools for training, efficiency of teaching, pedagogical skill.
Модернизация образования в системе высшей школы России, проводимая в последние годы, обусловила поиск новых эффективных методов обучения.
Применяемая в настоящее время дидактическая система педагогических технологий отражает профессионально-ориентированный подход к обучению и позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также способствует становлению столь необходимых для современного образования умений работать с информацией.
Необходимо отметить, что формирование образовательного пространства в современных условиях происходит с непременным использованием новых информационных технологий обучения (НИТО), которые представляют собой синтез современных достижений педагогической науки и средств современной информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебновоспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
В настоящее время выделяют следующие направления НИТО:
— универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, системы моделирования и т.д.);
— компьютерные средства телекоммуникаций;
— компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
— мультимедийные программные продукты.
Технические средства обучения (ТСО), широко используемые в образовательном процессе различного уровня, решают такие задачи как: наглядность преподавания, передача значительного объема информации, облегчение ее восприятия, обеспечение обратной связи
от студента к преподавателю, контроль знаний, организация самостоятельных занятий и т.д.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям технических средств обучения, к которым относятся:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов.
При этом выделяют следующие виды обучения с использованием ТСО:
1.Рецептивное — восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (мультимедийных проекторов, в том числе с эффектами 3Б-графики, БУБ-плейеров, эпидиапроекторов, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и т.д.)
2.Интерактивное — обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системе гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.
Использование ТСО позволяет выйти за рамки учебной аудитории, сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом (деление клеток, развитие эмбриона, механизм генных поражений), имитировать любые ситуации (прямое и опосредованное воздействие какого-либо фактора на клетку, орган или систему организма и т.д.).
Кроме того, ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организовывает
поисковую деятельность студентов, усиливает их эмоциональный фон, формирует учебную мотивацию, индивидуализируют и дифференцируют учебный процесс.
Ярким примером может быть использование различных форматов представления данных при преподавании пропедевтики внутренних болезней как на практических занятиях, так и на лекциях [1].
Использование аудиоформата является наиболее привычным в курсе пропедевтики внутренних болезней. Записи, различных звуковых явлений, выявляемых при аускультации сердца и лёгких, является неотъемлемой частью изучения студентами семиотики на 3 курсе. С использованием записей преподаватель поясняет студентам, что же такое везикулярное дыхание и т.д. Широкое применение аудиозаписей обусловлено тем, что во время проведения практических занятий в терапевтической клинике не всегда удаётся продемонстрировать студентам больных с некоторыми из звуковых феноменов. В то время как из всех диагностических искусств ни одно не является столь трудным, как аускультация. Выслушивание требует не только отличного слуха, но и способности дифференцировать тончайшие различия звука по их высоте и по времени. Только многократное выслушивание записей позволяет добиваться хорошего узнавания студентами тех или иных феноменов в реальной практической деятельности.
Для проведения практических занятий используются различные варианты тематического прослушивания аудиозаписей: 1) семиотика основных и побочных дыхательных шумов, 2) дыхательные шумы при отдельных наиболее распространённых нозологических формах, 3) семиотика тонов и шумов сердца, 4) звуковые явления сердца при наиболее распространённых заболеваниях. Кроме этого студентам предлагаются фонозадачи типа: узнай этот шум, определи наиболее вероятное заболевание, сопровождающееся такой аускультативной картиной.
Такая методика должна быть признана наилучшей для аудиторного изучения аускультации лёгких и сердца. В последующем, во время практических занятий происходит дальнейшее закрепление материала путём выслушивания тематических больных, подобранных преподавателем, и самостоятельной курации больных.
Безусловно, важным и необходимым компонентом подготовки является использование видеоинформации. Материалы видеотеки на кафедре пропедевтики внутренних болезней, прежде всего, направлены на освещение навыков обследования больного (общий осмотр, исследование больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения и т.д.). Также существенное число записей рассказывают о типичных нозологических формах, изучаемых в курсе пропедевтики внутренних болезней (пневмония, язвенная болезнь и др.). Студенты, активно принимая участие в создании видеофильмов, не только тем самым пополняют запас учебных пособий кафедры, но и сами лучше осваивают навыки обследования больного. Учитывая, что видеофильм продолжается около 30-60 мин., наиболее целесообразно использовать его для самостоятельной внеаудиторной работы, а также в виде коротких фрагментов на лекции.
В настоящее время используется следующая классификация ТСО:
1. По функциональному назначению (по характеру решаемых учебных задач)
1.1. Технические средства передачи информации — мультимедийные проекторы, диапроекторы, графопро-
екторы, эпипроекторы, тр3-плейеры, магнитофоны и т.д. Основной целью этих устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
1.2. Технические средства контроля — всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. К их числу относятся системы интерактивного голосования, а также всевозможные оболочки для тестирования.
1.3. Технические средства обучения и самообучения — обеспечивают предъявление учебной информации студентам по определенным программам, заложенным в технические устройства и самоконтроль усвоения знаний (электронные ситуационные задачи, электронные кейсы, разбор больных и т.д.).
1.4. Тренажерные технические средства — специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования навыков и умений (для отработки правильного проведения искусственного дыхания, постановки инъекций и других манипуляций).
2. По принципу устройства и работы (механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные, комбинированные).
3. По роду обучения (индивидуального, группового, поточного пользования).
4. По логике работы (с линейной программой работы, т.е. с отсутствием обратной связи, с разветвленной программой, обеспечивающей различные виды работы в зависимости от качества и объема обратной связи).
5. По характеру воздействия на органы чувств (визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные).
6. По характеру предъявления информации (экранные, звуковые, комбинированные).
Однако необходимо помнить, что дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были технические средства обучения, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными.
Несмотря на активное использование ТСО в учебном процессе, они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю. Общение преподавателя со студентом составляет основу передачи информации, важной особенностью которой является наличие оперативной обратной связи.
Иная ситуация возникает с использованием компьютера в учебном процессе. Главной особенностью, отличающей компьютер от обычных ТСО, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником между преподава-
телем и студентом, так и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема.
Использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают студенту при определенной степени компетентности освоить ту или иную дисциплину. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, студент в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.
В основе формы обучения с применением компьютерных средств лежит определенная дидактическая концепция, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:
1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента. Необходимо создать такую образовательную среду, которая в максимальной степени способствовала бы раскрытию творческих способностей студента.
2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер. Активные методы обучения по типу коммуникаций между преподавателем и студентом подразделяются на: ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. В дистанционном обучении они могут эффективно применяться даже в так называемых виртуальных классах, когда студенты разделены во времени и пространстве.
3. Обучение должно быть личностноориентированным. Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.
Таким образом, большинство информационных технологий обучения связаны с компьютерным обучением. При этом к преимуществам использования компьютеров в учебном процессе относятся следующие:
— Расширенные возможности представления информации с помощью средств мультимедиа.
— Доступ к большим объемам информации.
— Автоматизация рутинных действий.
— Усиление мотиваций учения.
— Объективное (непредвзятое) оценивание.
— Систематичность контроля (возможность пошагового).
Однако можно выделить и недостатки:
— Возможность неосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов в данной области знания.
— Неадекватный способ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей).
— Сложность учета исходного уровня знаний, способностей, навыков.
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на студентов в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.
Тогда как стремительная компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе в различных системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса — студентов. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у них неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении профессиональных дисциплин (терапия, хирургия и т.д). Кроме того, акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.
Таким образом, общение с компьютером ставит целый ряд методологических, психологических, гигиенических проблем. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют неудовлетворительные сани-тарно гигиенические условия в компьютерных классах (недостаточная освещённость, повышенный уровень шума, неблагоприятный микроклимат и т.п.). Одним из вредных факторов при работе с компьютером являются электромагнитное поле (ЭМП) в широком диапазоне частот, опасных для здоровья человека. Особенно подвержены воздействию этого фактора пользователи, находящиеся в местах скопления компьютеров, в том числе и компьютерных классах учебных заведений. Неправильная организация рабочих мест с компьютерами может приводить к усилению ЭМП, превышению их предельно допустимых уровней. Компьютеры часто оснащают сетевыми фильтрами (например, типа «Pilot»), источниками бесперебойного питания и другим вспомогательным электрооборудованием. Все эти элементы при работе копмпьютеров формируют сложную электромагнитную обстановку на рабочем месте пользователя, особенно при наличии в помещении нескольких компьютеров со вспомогательной аппаратурой и системой электропитания.
В результате многолетних исследований были экспериментально обоснованы физиолого-гигиенические, медицинские рекомендации по организации занятий с использованием компьютеров, соблюдение которых сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на состояние здоровья студентов. Наиболее важные из них:
1. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности — MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR — Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 85 Гц, размер зерна не выше 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кри-
сталлах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом.
2. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Это связано с тем, что в помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27°C, относительная влажность — снижаться ниже нормы до 40-60%, а содержание двуокиси углерода — увеличиваться. Оптимальными параметрами микроклимата являются — температура воздуха 19-21°С, относительная влажность — 55-62%, скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с.
3. Помещение должно иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело отражений рядом стоящих предметов. Необходимо также исключить возможность
засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
4. Расположение двух и более компьютеров в одном помещении должно обеспечивать расстояние между столами не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов — не менее 1,2 м.
5. Конструкция мебели должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
6. Время непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Синдыхеева Н.Г., Казанцева Н.Ю. Подходы к оптимальному использованию аудио-, видео- и компьютерных средств в процессе обучения студентов пропедевтике внутренних болезней. // Оптимизация преподавания. Материалы учебно-методической конференции. — Иркутск: ИГМУ, 2003. — С. 58-60.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2001.
3. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Милушкина О.Ю. Методические подходы к гигиенической классификации технических средств обучения // Гигиена и санитария. — 2008. — №1. — С. 53-55.
4. Солобуто Е.А. Анализ современных педагогических программных средств контролирующего типа. — М.: Моск. пед. ун-т, 1997. — 16 с.
5. Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected] Погорелова Ирина Геннадьевна — доцент, к.м.н., Жукова Елена Викторовна — доцент, к.м.н., Калягин Алексей Николаевич — заведующий кафедрой, д.м.н.,
Маньков Александр Викторович — ассистент, к.м.н.