должен обладать не только глубокими познаниями в дисциплине, но и определенным складом ума, позволяющим ему выявлять главное; синтезировать и интегрировать; проводить логические параллели, в рамках заданной темы. Созданные им задания не должны быть двусмысленны, а должны быть просты и понятны студенту. Во-вторых, данный вид заданий в тестовой форме не позволяет в полной мере оценить насколько развито у студентов клиническое мышление, умение делать логические умозаключения и насколько развиты практические навыки.
Таким образом, на кафедре Биохимии Карагандинского государственного университета были эффективно внедрены в учебный процесс задания в тестовой форме множественного выбора. Были найдены положительные стороны этой формы проверки знаний студентов, а также сложности и ограничения их применения.
Список литературы /References
1. Балыкина Е.Н. Вопросы построения тестовых заданий. Основы педагогических измерений. Вопросы разработки и использования педагогических тестов. Учебно -методическое пособие. Минск: РИВШ, 2009. С. 128-155.
2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
3. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. 136 с.
4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. М., 2002. 217 с.
5. Аванесов В.С. Применение тестов в сестринском образовании // Главная медицинская сестра, 2007. № 2. С. 35-37.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ CASE-STUDY В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ БИОХИМИИ
1 2 3
Позднякова Е.В. , Понамарева О.А. , Демидчик Л.А. Email: [email protected]
1Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент; 2Понамарева Ольга Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент; 3Демидчик Людмила Андреевна - магистр медицинских наук, преподаватель,
кафедра биохимии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируется опыт внедрения кейс-метода в учебный процесс на кафедре биохимии Карагандинского государственного медицинского университета. Описывается специфика алгоритма составления кейса, структура самого кейса, роль и задачи тьютора в проведении занятия с использованием кейс-технологии. Выделяются особенности и нюансы проведения занятия с использованием кейс-технологии на младших курсах медицинского университета. Делается вывод о том, что особенности данного метода позволяют развить в студентах навыки общения, углубляют их знания и расширяют кругозор, формируют профессиональные навыки - умение выбрать и обосновать ту или иную диагностическую или терапевтическую стратегию.
Ключевые слова: кейс-метод, инновационные технологии обучения, преподавание биохимии, кредитная технология обучения.
EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF CASE-STUDY INTO THE EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING BIOCHEMISTRY
1 2 3
Pozdnyakova Ye.V. , Ponamareva O.A. , Demidchik L.A.
1Pozdnyakova Yelena Vladimirovna - PhD in Biology, Associate Professor;
2Ponamareva Ol'ga Anatol'yevna - PhD in Medicine, Associate Professor;
3Demidchik Lyudmila Andreyevna - Master of Medical sciences, Teacher, DEPARTMENT OF BIOCHEMISTRY, KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article analyzes the experience of the implementation of the case-method in the educational process at the Department of Biochemistry of the Karaganda State Medical University. The specifics of the case preparation algorithm, the structure of the case, the role and tasks of the tutor in conducting the exercise using case technology are described. The peculiarities and nuances of conducting a lesson with the use of case technology at the junior courses of the medical university are highlighted. It is concluded that the peculiarities of this method allow developing students' communication skills, deepening their knowledge and broadening their horizons, forming professional skills - the ability to choose and justify a particular diagnostic or therapeutic strategy.
Keywords: case-study, innovative technologies of teaching, teaching of biochemistry, credit technology of training.
УДК 378.147.34 DOI: 10.20861/2312-8089-2017-32-003
В последние годы в связи с курсом на модернизацию казахстанского образования, в системе высшей школы происходит поиск новых эффективных методов обучения.
Среди инновационных технологий, которые успешно применяются в Карагандинском государственном медицинском университете можно отметить метод сase-study. Метод кейсов (англ. сase-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения) - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (экономических, социальных бизнес-ситуаций и др.). Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, предложить возможные решения проблемы и выбрать лучшее из них, хотя в некоторых случаях нет единственного правильного решения или правильного решения не существует [1].
Данный метод был применен впервые в Школе бизнеса Гарвардского университета (Harvard Business School, США) в 1924 г. Именно эта бизнес-школа способствовала широкому применению и распространению case-study в преподавании экономических дисциплин в бизнес-школах на Западе. Он считается эффективным не только в преподавании экономики, но и при обучении другим дисциплинам [2]. Так, например, в России этот метод уже внедрятся в школьный образовательный процесс, при изучении математики и психологии в старших классах [3, 4].
Метод case-study в медицинском ВУЗе — это разбор истории болезни конкретного человека или конкретного клинического наблюдения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: иметь четко сформулированную цель и соответствовать ей; включать в себя хорошо продуманную и грамотно презентированную ситуацию; иметь несколько вариантов решений; иметь достаточный уровень сложности; быть актуальным на сегодняшний день; развивать логическое и клиническое мышление; провоцировать дискуссию.
Использованием метод case-study начинается с построения самого кейса и создания вопросов для его анализа. Эта сложная творческая работа осуществляется во внеаудиторное время и требует взаимодействия не только между отдельными
дисциплинами, но и зачастую, между отдельными кафедрами. На первом этапе определяется цель и задачи кейса и его место в междисциплинарном изучении материала. Для этого предлагаются и обсуждаются клинические случаи, наиболее подходящие для выбранной цели. Выстраивается алгоритм кейса, основанный на основных задачах. Далее происходит составление и наполнение кейса информацией. При этом должны соблюдаться следующие принципы: выбор наиболее яркого и интересного случая; использование просто и грамотно составленных предложений, логически связанных между собой; кейс должен содержать достаточное количество информации, которая соответствует уровню и запросам студентов. После проведения апробации, подготавливаются рекомендации по использованию кейса и разрабатываются методические рекомендации для тьютора и отдельно для студентов. На кафедре Биохимии, при проведении занятий подобных занятий, мы пока что, используем кейсы разработанные группой авторов The University of New Mexico [5], но адаптированные преподавателями Карагандинского государственного медицинского университета под особенности учебного процесса и менталитет студентов.
Из всего многообразия вариантов презентации кейсов [6, с. 148], мы используем мультимедийное представление, где на слайдах последовательно представляется информация о пациенте: вначале — жалобы пациента, его анамнез, объективное исследование и предложение сделать предварительное диагностическое заключение, обозначить и обосновать план дальнейшего обследования. Затем предоставляются результаты обследования, и студентам предлагается их интерпретировать и назначить лечение с обоснованием своего выбора. Далее — предоставляются результаты лечения больного по назначенной методике.
Деятельность тьютора в аудитории заключается в том, что он: выступает со вступительным словом, объясняет порядок проведения занятия, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации, и выступает с заключительным словом.
Задача тьютора ориентировать студентов на получение нескольких вариантов решения поставленной задачи, их дискуссию и осмысление, потому что сам кейс-метод изначально был предназначен для получения нескольких решений ответов, которые равнозначны между собой по степени истинности. При этом обсуждении все студенты равноправны и вольны высказывать свое мнение, подкрепляя его своими аргументами. Фокус внимания смещается на создание знания, которое в дальнейшем переходит в понимание и видение проблемы. При этом в процессе обсуждения и взаимодействия студенты учатся не только грамотно и аргументированно излагать свои мысли, но и уважительному отношению к оппоненту, к его точке зрения; студенты получают навыки дипломатии; развивают в себе клиническое мышление; идет развитие их профессионального мастерства — умение выбрать и обосновать ту или иную диагностическую или терапевтическую стратегию.
Как активный метод обучения, кейс-метод очень нравится студентам. Их привлекает игровая форма; возможность высказывать свои версии, не будучи наказанными, в случае ее ошибочности, а также возможность быть на равных с тьютором - это способствует их взрослению и формирует интерес и позитивную мотивацию к дальнейшему обучению.
Однако использование кейс-метода связано с некоторыми трудностями. Возникают вопросы в отношении подбора дополнительной литературы и ее необходимого объема. Возникают временные ограничения - какое количество времени нужно отводить на дисциплину, а в рамках дисциплины - на тематику. На занятиях следует объяснить связь между дополнительными материалами, если они имеются, и самим кейсом, хотя она может казаться очевидной составителю и не очевидной студентам. Использование готовых кейсов, составленных группой авторов западных ВУЗов, представляет определенный интерес, но возникают трудности в
адаптации материала, в силу разного образа мышления и практической профессиональной базы.
Таким образом, успешно внедряя кейс-метод в учебный процесс, при преподавании биохимии на втором курсе Общемедицинского факультета, мы пришли к выводу, что практическая значимость в педагогическом процессе кейс-метода значительно выше, чем у традиционных методов обучения. Наличие в структуре данного метода: примеров, взятых из реальной практики; наличие равноправия при обсуждении; игровая форма преподавания; возникновение споров и дискуссий - все это в совокупности развивает в студентах не только навыки общения, углубляет их знания и расширяет кругозор, но и формирует профессиональные навыки - умение выбрать и обосновать ту или иную диагностическую или терапевтическую стратегию.
Список литературы /References
1. Терешко Н.В., Фокина В.С. Case-study: история и эволюция // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, 2016. № 2. С. 188-193.
2. Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. М.: Begin Group, 2004. 334 с.
3. Дударева Н.В., Унегова Т.А. Методические аспекты использования метода «case-study» при обучении математике в средней школе // Педагогическое образование в России, 2014. № 8. С. 242-244.
4. Серпионова Е.И. Опыт обучения психологии с применением технологии «кейс-стади» в старших классах // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2010. № 5. С. 38-41.
5. Симс Н., Браунд У., Эдвардс Т., Башфорд Л., Ричес П. и др. Tutor guide. Life maintenance. USA: The University of New Mexico, 1995. 25 с.
6. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование кейс-метода в высшем медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал, 2010. № 2. С. 147-149.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
1 2
Елисеева Ю.А. , Вахитова О.Р. Email: [email protected]
1Елисеева Юлия Александровна - учитель; 2Вахитова Оксана Рустамовна - учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31, г. Волгоград
Аннотация: критическое мышление - это естественный для человека способ работы с информацией и новым знанием. Для современного учащегося необходимо не только знать факты, понятия, но и критически оценивать их, уметь сравнивать, выделять существенное, разграничивать и синтезировать. Критическое мышление помогает человеку выделить приоритеты в жизни и ощутить ответственность за свой выбор, выводя работу с информацией на новый профессиональный уровень. Для формирования и развития критического мышления у обучающихся необходим целый комплекс методических инструментов.
Ключевые слова: критическое мышление, стадии, приемы, экспертная группа, проектный метод.