Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейсы профессий / кейсовый метод / профессиональный выбор / профессиональное самоопределение / профессиональные задачи / cases of professions / case method / professional choice / professional self-determination / professional tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахрамович Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются различные аспекты профессионального самоопределения школьников 8-9 классов. Выбор будущей профессии молодыми людьми является нелёгким, поскольку это напрямую связано с выбором жизненного пути, самоопределения. Делая осознанный выбор, молодой человек уже способен к личностной самореализации, а также может найти свое место в жизни. Для этого перед современной школой ставятся задачи это содействие активности обучающегося, а также формирование у него готовности к профессиональному самоопределению с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. Использование кейс-метода в некоторой степени способствует решению поставленных школой задач. Использование кейсов профессий позволяет школьникам начать свой путь к выбору профессии. Готовность сделать профессиональный выбор могут далеко не все школьники. Задача педагога, школы состоит в помощи будущим выпускникам определиться и укрепиться в своем решении выбора профессии. Кейсы позволяют приблизить школьников к практическому осмыслению профессии, т.е. к тому, на основе чего он мог бы сделать приблизительный вывод о привлекательности той или иной профессии для себя и собственной успешности в ней. Предлагаемые задания способствуют применению тех знаний, которыми обучающиеся овладевают в процессе обучения в школе, а также позволяют осознать свои предпочтения в профессиональных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахрамович Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses various aspects of professional self-determination of schoolchildren in grades 8-9. The process of choosing a profession for each teenager is not an easy choice of their place in life, further path of education and work. Having made the right choice, a person is able to realize himself as a person, find his place in life, meet his own needs, find practical application with his knowledge, skills and skills. To do this, the modern school is faced with tasks this is the activation of the student, the formation of his desire for an independent choice of profession, taking into account the acquired knowledge about himself, his abilities and prospects for their development, the development of his internal position of adulthood, attitude to himself as a subject of specialized training, future professional activity. The use of the case method to some extent contributes to solving the tasks set by the school. Cases make it possible to bring schoolchildren closer to the practical understanding of the profession, that is, to the basis on which he could draw an approximate conclusion about the attractiveness of a particular profession for himself and his own success in it. The proposed tasks contribute to the application of the knowledge that students master in the process of learning at school, as well as allow them to understand their preferences in professional fields.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

9. Антонова, M.B. Формирование soft skills у детей как условие подготовки их к осознанному выбору будущей профессии / М.В. Антонова. - текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4 (48). -С. 7-11

10. Арюкова, Е.А. Консультирование в биологическом образовании для профессиональной ориентации старшеклассников / Е.А. Арюкова, O.A. Ляпина, Г. Чарыева // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 80. - Ч. 3. - С. 21-25

Педагогика

УДК 378.2

кандидат технических наук Ахрамович Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты профессионального самоопределения школьников 8-9 классов. Выбор будущей профессии молодыми людьми является нелёгким, поскольку это напрямую связано с выбором жизненного пути, самоопределения. Делая осознанный выбор, молодой человек уже способен к личностной самореализации, а также может найти свое место в жизни. Для этого перед современной школой ставятся задачи - это содействие активности обучающегося, а также формирование у него готовности к профессиональному самоопределению с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. Использование кейс-метода в некоторой степени способствует решению поставленных школой задач. Использование кейсов профессий позволяет школьникам начать свой путь к выбору профессии. Готовность сделать профессиональный выбор могут далеко не все школьники. Задача педагога, школы состоит в помощи будущим выпускникам определиться и укрепиться в своем решении выбора профессии. Кейсы позволяют приблизить школьников к практическому осмыслению профессии, т.е. к тому, на основе чего он мог бы сделать приблизительный вывод о привлекательности той или иной профессии для себя и собственной успешности в ней. Предлагаемые задания способствуют применению тех знаний, которыми обучающиеся овладевают в процессе обучения в школе, а также позволяют осознать свои предпочтения в профессиональных областях.

Ключевые слова: кейсы профессий, кейсовый метод, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профессиональные задачи.

Annotation. The article discusses various aspects of professional self-determination of schoolchildren in grades 8-9. The process of choosing a profession for each teenager is not an easy choice of their place in life, further path of education and work. Having made the right choice, a person is able to realize himself as a person, find his place in life, meet his own needs, find practical application with his knowledge, skills and skills. To do this, the modern school is faced with tasks - this is the activation of the student, the formation of his desire for an independent choice of profession, taking into account the acquired knowledge about himself, his abilities and prospects for their development, the development of his internal position of adulthood, attitude to himself as a subject of specialized training, future professional activity. The use of the case method to some extent contributes to solving the tasks set by the school. Cases make it possible to bring schoolchildren closer to the practical understanding of the profession, that is, to the basis on which he could draw an approximate conclusion about the attractiveness of a particular profession for himself and his own success in it. The proposed tasks contribute to the application of the knowledge that students master in the process of learning at school, as well as allow them to understand their preferences in professional fields.

Key words: cases of professions, case method, professional choice, professional self-determination, professional tasks.

Введение. Современный взгляд на процесс профессионального самоопределения носит разносторонний характер и многие авторы рассматривают профессиональное самоопределение через призму жизненного самоопределения.

Н.В.Зенина определяет профессиональное самоопределение личности как сформированность профессиональных и жизненных целей, адекватность самооценки своей социальной компетенции, владение методами конструирования своего профессионального развития [1].

Авторы статьи Кузнецов Ю.А., Круглов Е.В. утверждают, что профессиональное самоопределение - это процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от первых возникновений профессиональных намерений до полного выхода из трудовой жизни [2].

Профессиональное самоопределение также можно рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности [3]. Автор Е.А. Климов трактует данное определение следующим образом: «Профессиональное самоопределение - важнейшее проявление социальной активности субъекта. Процесс включения человека в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество» [4].

Изменение внутренней позиции школьника предполагает под собой способность ставить цель, затем умение менять различные жизненные обстоятельства сообразно цели и сознательное самоуправление.

Педагоги, родители стараются помочь школьникам сделать профессиональный выбор, так или иначе участвуя в их профессиональном самоопределении, прививая чувство ответственности за свою будущую профессиональную судьбу, избежать ошибок в выборе профессии.

Осуществлять профориентационную работу педагогам можно на всех возрастных этапах, но чем раньше ее начинать, тем наиболее эффективнее будет формироваться готовность к профессиональному самоопределению. Важно обращать на индивидуальные особенности обучающихся: интересы, склонности с тем или иным занятиям, предметной области.

Интерес к профессии, знания о профессии, о профессиональных обязанностях, понимание ее сути, в той или иной мере вызывают у обучающихся потребность для осмысления и овладении теоретическими знаниями и практическими умениями в конкретной профессии.

Изложение основного материала статьи. Один из важных аспектов профессионального самоопределения - это понимание сущности профессии в целом. Большинство школьников плохо ориентируются в мире профессий, далеко не все осознают, какие трудовые функции, должностные обязанности должен выполнять специалист той или иной профессии.

Современный школьник должен быть готовым к выбору будущей профессии, но зачастую школьники затрудняются с выбором, поскольку еще недостаточно точно представляют себя в будущей профессиональной жизни.

В период 2022-2023 учебного года было проведено диагностирование обучающихся 8-9 классах средней школы г. Красноярска, количество участников которого составило 41 человек. На первом этапе было определено, насколько

готовность к будущему выбору профессии сформировалось у данной группы обучающихся. Для этого использовали опросник для выявления готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому [5].

По результатам проведенного исследования среди учащихся 8-9 классов, результаты показали, что половина школьников имеют низкий уровень готовности к профессиональной деятельности (8 класс - 11 человек (55%). 9 класс - 10 человек (48%); среднюю готовность имеют (7 человек (35%) из 8 класса и 8 человек (38%) из 9 класса); и только 2 человека (10%) из 8 класса и 3 человека (14%) из 9 класса показали высокий уровень готовности. Вследствие чего, можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся не определились с будущей профессией. Для наглядности результаты представлены на рисунке 1.

60% 55%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

38%

35%

14%

10%

Низкий Средний Высокий

■ 8 класс 19 класс

Рисунок 1. Уровни готовности к выбору будущей профессии обучающихся 8-9 классов

Для того, чтобы понять, как лучше осуществлять процесс организации профессионального самоопределения в общеобразовательном учреждении, для обучающихся была разработана анкета по профессиональному самоопределению.

Таблица 1

Анкета «Профессиональное самоопределение школьников»

№ п/п Вопрос Ответы Кол- во

1. На сегодняшний момент, Да 13 32%

сделан ли выбор профессии? Нет 28 68%

2. Какое образование вам Среднее профессиональное после 9 класса 7 17%

хотелось бы получить? Среднее профессиональное после 11 класса 15 37%

Высшее (бакалавриат, специалитет) 19 46%

3. Что может повлиять (влияет) на ваш выбор профессии? Школа, учителя 2 5%

Материальное положение в семье 2 5%

Наследственные задатки 3 7%

СМИ 5 12%

Сверстники, друзья 6 15%

Родители 10 24%

Своё мнение 13 32%

4. Обладаете ли вы информацией о наиболее востребованных профессиях? Нет 9 22%

Затрудняюсь ответить 15 37%

Да 17 41%

5. Для осуществления профессионального выбора, какая информация вам необходима? Где можно получить профессию 6 15%

Другой 6 15%

Информации о востребованных профессиях 8 20%

Информации о состоянии на рынке труда 9 22%

Информации об условиях труда по различным профессиям 12 29%

6. Как школа, педагоги может Изменения не нужны 0 0%

помочь ученикам сделать профессиональный выбор? Другое 0 0%

На уроках по разным предметам затрагивать темы профессий 1 2%

Ввести в школы предмет типа «Твоя профессиональная карьера» др. 4 10%

Нужны консультации для поддержки профессионального самоопределения 5 12%

Чаще проводить экскурсии на предприятия 6 15%

Больше проводить диагностику и самодиагностику профессиональных качеств 7 17%

Увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий 9 22%

Проводить беседы об особенностях обучения в различных учебных заведениях 9 22%

В результате проведенного анкетирования можно сделать вывод, что на мнение школьников по выбору будущей профессии в большей степени влияют родители и сами обучающиеся, а в меньшей степени школа. Но при этом необходимо понимать, что перед школой стоит просветительская задача профессионального самоопределения школьников. При этом, как видно из анкеты обучающимся все-таки не хватает информации о условиях труда по различным профессиям. Также школьники хотели бы больше узнать о современных профессиях, условиях труда, а также в каких учебных заведениях можно получить такие профессии. Особого преимущества выбора между средним профессиональным и высшим образованием не наблюдалось. Практически поровну разделились мнения школьников между уровнями образования.

В современной школе имеются различные программы, направленные на то, чтобы помочь школьникам определиться с будущим выбором профессии. Но зачастую это ограничивается только проведением анкетирования с помощью известных стандартизированных методик: дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климова [6].

На втором этапе проводилась диагностика актуального уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 8-9 класса в условиях средней общеобразовательной школы с использованием опросника профессиональной готовности о выявлении профессиональной направленности человека на выделяемые им сферы профессиональной деятельности («Человек - Человек», «Человек - Техника», «Человек - Природа», «Человек - Знак», «Человек -Художественный образ») [6].

На основе данных опросника профессиональной готовности Е.А. Климова, педагог располагает информацией «о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у обучающихся профессионально ориентированных умений и навыков. На основе этих данных педагог сможет оценить степень готовности опрашиваемого к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере» [6].

После выявления склонности к определенному типу профессий, работа со школьниками, как правило заканчивается. Для дальнейшего развития определения с будущей профессией школьнику необходимо познакомиться с миром профессий. Например, разработанный «Атлас новых профессий», позволяет подробнее познакомиться с профессиями будущего, которые по мнению авторов проекта, ожидают нас в скором будущем. В данном издании, на основе определённых надпрофессиональных умений и навыков, придуманы профессии, которые могут быть востребованы в будущем. Для более детального знакомства с профессиями, авторы издания повествуют истории, связанные с ней, а затем предлагают решить кейсы, связанные с определённой профессиональной областью [7]. На данном сайте также можно найти подборки разработанных уроков, игр, связанных с профориентационной деятельностью педагога.

Готовность к профессиональному самоопределению учащихся девятого класса, является сложной задачей, состоящей в выборе профильного обучения в школе или продолжить свое обучение в среднем профессиональном учебном заведении. Сложность выбора обусловлено зачастую непониманием сути будущей профессии, а также представлением о тех умениях и навыках присущих определённой профессии.

Подтолкнуть школьников к выбору профессии можно, используя кейс-метод решения ситуационных задач в определённой профессиональной области.

Кейс-метод представляет собой симбиоз теоретических и практических знаний из реальной профессиональной жизни, возникающих профессиональных ситуаций, требующих решения. Решение кейсов проходит в малых группах либо индивидуально путем анализа предложенных примеров профессиональных ситуаций.

Использование кейс-метода позволяет обучающимся более глубоко погрузиться в суть конкретной проблемы, разобраться с ее различными аспектами. Анализируя предложенную ситуацию, школьники должны сформировать возможные пути решения этой проблемы и сделать наилучший выбор среди них. Такой подход включает в себя реальный материал или имеет приближение к реальности решаемой проблемной ситуации. Происходит некое моделирование будущей реальной профессиональной деятельности. Проблемы в таких кейсах уникальными не являются, поскольку они уже решались другими людьми в аналогичных обстоятельствах, вследствие чего у школьников сложится более осознанное самоопределение будущего профессионального выбора.

Наполнение, структура, содержание кейсов может разнится в зависимости от поставленных задач перед педагогом, но в основная информация должна включать в себя описание проблемы и вопросы, которые должен разрешить обучающийся. Также содержание при необходимости может дополняться статистическими данными, взятыми из достоверных источников. Обучающиеся эти данные добывают самостоятельно или с помощью наводящих вопросов педагога. Целью таких кейсов является ознакомление, обучение либо проверка определенных умений, практических навыков обучающихся. Структура работы с кейсами выглядит следующим образом: 1) описание ситуации (содержание кейса) и ее изучение; 2) сбор и анализ информации в т. ч недостающей; 3) групповое обсуждение возможных вариантов решения профессиональной ситуации; 4) обоснование выбора наилучшего решения; 5) рефлексия. Работы с кейсами проходит в группах, где обучающиеся совместно вырабатывают пути решения предложенной проблемы. Для школьников разработаны кейсы по 8 категориям профессий: 1) Сервисное дело; 2) Обслуживание население в сфере культуры и искусства; 3) Использование природных ресурсов; 4) Офисные профессии; 5) Творчество; 6) Строительная сфера; 7) Швейное дело; 8) Медицина и образование. В каждой категории имеется описание трёх проблемных ситуаций, к каждой из которых поставлены вопросы, на которые должны ответить школьники.

Обучающиеся на протяжении учебного года участвовали в программе по профессиональному самоопределению с использованием кейс-метода, занятий с элементами тренинга, беседы, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, проводилась работа в группах, так и индивидуальная работа. Сравнивая полученные результаты до и после проведения программы, видно, что присутствует некоторая динамика (Рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение результатов исследования обучающихся 8-9 классов по профессиональным сферам

В профессиональной сфере «человек-человек», «человек-природа», «человек-художественный образ» видно, что все критерии у обучающихся остались прежними, а в сферах «человек-знак», «человек-техника» произошли изменения. Из группы не определившихся обучающихся 4 человека перераспределились в иные группы профессиональной сферы: 1 человек - перешел в сферу «человек-техника», 3 человека перешли в сферу «человек-знак». В результате проведенных мероприятий, четыре ученика смогли определиться со сферой профессиональной деятельности.

Выводы. Работа школьного педагога в профессиональном самоопределении обучающихся, несомненно, играет важную роль. Помочь школьнику определиться в выборе будущей профессии призваны различные проводимые мероприятия в рамках школьных стандартных программ. Такие мероприятия должны постоянно пересматриваться, трансформироваться в зависимости от тенденций современного мира профессий, становлением новых профессий. Использование кейс-метода в профессиональном самоопределении школьников дает положительные результаты. Постоянное включение педагогом школьников в мир профессий, проигрывая, погружая их в некие профессиональные ситуации, отраженные в профессиональных кейсах, положительно сказываются на готовности их к выбору будущей профессии.

Литература:

1. Зенина, Н.В. Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты / Н.В. Зенина // Вестник МФЮА (электронный журнал). -2017. - № 4. - С. 210-213

2. Кузнецов, Ю.А. О мотивах и динамике профессионального самоопределения студентов / Ю.А. Кузнецов, Е.В. Круглов // Вестник ННГУ. 2011. - №2-1. - С. 17-24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivah-i-dinamike-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov (дата обращения: 21.08.2023)

3. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.

4. Климов, Е.А. Проблемы профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 304 с.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / E.H. Степанов и др.; под ред. E.H. Степанова. - Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

7. Атлас новых профессий: сайт.-2023. - URL: https://atlasl00.ru (дата обращения: 01.09.2023)

УДК 378

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Барангов Аюка Оконович

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Федосеева Ирина Александровна Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

Педагогика

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Аннотация. Научная статья исследует актуальные аспекты формирования социальной зрелости среди будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья охватывает широкий спектр проблем и вызовов, с которыми сталкиваются военные институты в процессе подготовки курсантов. Авторы обращают внимание на важность социальной зрелости в контексте службы в войсках национальной гвардии, где офицеры не только выполняют военные обязанности, но также выполняют важные функции в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам этики и профессиональной ответственности, которые оказывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.