Научная статья на тему 'Использование кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования'

Использование кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательный процесс / высшее образование / кейс-метод / образовательные стандарты / юридиче-ские дисциплины / образовательная траектория / обу-чение / воспитание / educational process / higher education / case method / ed-ucational standards / legal disciplines / educational trajec-tory / education / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланг Петр Петрович

Актуальность темы исследования обусловлена множе-ством причин, среди которых – наличие коррелирую-щей связи уровня и качества высшего образования с об-щим состоянием сферы практической деятельности юристов. Так, насыщение высококвалифицированными специалистами рынка труда позволит в значительной степени снизить количественные и качественные пока-затели национальной преступности, усилить предупре-дительную и профилактическую деятельность органов правопорядка, обеспечить устойчивый экономический рост и уровень инвестиционной привлекательности, а также будет способствовать обеспечению надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражда-нина. Основной целью исследования является рассмот-рение кейс-метода в рамках преподавания правовых дисциплин, изучение его внутренних и внешних свойств, определение перспектив развития данного метода. В статье проводится анализ положений нормативно-пра-вовой базы и педагогической доктрины по вопросам ис-пользования новейших методов в образовательном процессе при подготовке будущих юристов. Анализиру-ются мнения и подходы отечественных и зарубежных исследователей, представлены проблемы общего ха-рактера по заявленной тематике и пути их разрешения в обозримой перспективе. Также определены аксиологи-ческие основы использования кейс-метода в образова-тельном процессе, перспективы развития данной кате-гории. В ходе настоящего исследования автором были рассмотрены прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам интеграции современных образовательных технологий и методик преподавания в образовательную деятельность. Обо-значены сильные и слабые стороны интеграции зару-бежного опыта в отечественную образовательную среду. Представленные автором итоги исследования яв-ляются олицетворением аккумуляции не только накоп-ленного теоретического материала, но и длительного практического опыта преподавания правовых дисци-плин. Теоретическая значимость достигнутых результа-тов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам организа-ции образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. Практическая значимость полученных результатов со-стоит в возможности их использования в ходе учебно-методических разработок по дисциплинам юридиче-ского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the case method in the educational process when teaching legal disciplines in educational organizations and institutions of higher education

The relevance of the research topic is due to many rea-sons, including the existence of a correlating relationship between the level and quality of higher education with the general condition of the lawyers’ practice area. Thus, saturation of the labor market with highly qualified spe-cialists will significantly reduce the quantitative and qual-itative rate of national crime, improve the preventive and defensive activities of law enforcement agencies, ensure sustainable economic growth and the level of investment attractiveness, and it will also help ensure proper protec-tion of the rights and legitimate interests of citizens. The main purpose of the study is to examine the case method in the framework of teaching legal disciplines, to study its internal and external properties, and to determine the prospects for the development of this method. The arti-cle analyzes the provisions of the regulatory framework and pedagogical doctrine on the use of the latest meth-ods in the educational process for training future lawyers. The opinions and approaches of domestic and foreign re-searchers are analyzed, general problems on the stated topic and ways to resolve them in the foreseeable future are presented. The axiological foundations of the case method use in the educational process and the prospects for the development of this category are also defined. In the course of this study, the author examined the pro-gressive approaches of domestic and foreign researchers to the integration of modern educational technologies and teaching methods into educational practice. The strengths and weaknesses of integrating foreign experi-ence into the domestic "educational environment" are outlined. The results of the research presented by the au-thor are the quintessence not only of the accumulation of accrued theoretical material, but also of long-term practical experience in teaching legal disciplines. The the-oretical significance of the achieved results lies in the possibility of their use in the course of further scientific research on the organization of the educational process in educational institutions and organizations of higher education. The practical significance of the results ob-tained lies in the possibility of their use for the methodo-logical works in legal disciplines.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241087 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11087 УДК 378.147

Использование кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования

The use of the case method in the educational process when teaching legal disciplines in educational organizations and institutions of higher education

Автор статьи

L

Author of the article

L

Ланг Петр Петрович,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГАУО ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация petr.lang@mail.ru ORCID: 0009-0006-0923-1368

Petr P. Lang,

Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of Civil and Arbitration Procedure, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation petr.lang@mail.ru ORCID: 0000-0001-6392-580X

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Ланг П. П. Использование кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06. - С. 139150. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241087.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11087

P. P. Lang, The use of the case method in the educational process when teaching legal disciplines in educational organizations and institutions of higher education // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 06. - P. 139-150. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241087.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11087

Поступила в редакцию Received 19.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.05.24

Принята к публикации Accepted for publication 16.05.24 Опубликована Published 30.06.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Ланг П. П., 2024

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена множеством причин, среди которых - наличие коррелирующей связи уровня и качества высшего образования с общим состоянием сферы практической деятельности юристов. Так, насыщение высококвалифицированными специалистами рынка труда позволит в значительной степени снизить количественные и качественные показатели национальной преступности, усилить предупредительную и профилактическую деятельность органов правопорядка, обеспечить устойчивый экономический рост и уровень инвестиционной привлекательности, а также будет способствовать обеспечению надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Основной целью исследования является рассмотрение кейс-метода в рамках преподавания правовых дисциплин, изучение его внутренних и внешних свойств, определение перспектив развития данного метода. В статье проводится анализ положений нормативно-правовой базы и педагогической доктрины по вопросам использования новейших методов в образовательном процессе при подготовке будущих юристов. Анализируются мнения и подходы отечественных и зарубежных исследователей, представлены проблемы общего характера по заявленной тематике и пути их разрешения в обозримой перспективе. Также определены аксиологические основы использования кейс-метода в образовательном процессе, перспективы развития данной категории. В ходе настоящего исследования автором были рассмотрены прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам интеграции современных образовательных технологий и методик преподавания в образовательную деятельность. Обозначены сильные и слабые стороны интеграции зарубежного опыта в отечественную образовательную среду. Представленные автором итоги исследования являются олицетворением аккумуляции не только накопленного теоретического материала, но и длительного практического опыта преподавания правовых дисциплин. Теоретическая значимость достигнутых результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам организации образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе учебно-методических разработок по дисциплинам юридического профиля.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the research topic is due to many reasons, including the existence of a correlating relationship between the level and quality of higher education with the general condition of the lawyers' practice area. Thus, saturation of the labor market with highly qualified specialists will significantly reduce the quantitative and qualitative rate of national crime, improve the preventive and defensive activities of law enforcement agencies, ensure sustainable economic growth and the level of investment attractiveness, and it will also help ensure proper protection of the rights and legitimate interests of citizens. The main purpose of the study is to examine the case method in the framework of teaching legal disciplines, to study its internal and external properties, and to determine the prospects for the development of this method. The article analyzes the provisions of the regulatory framework and pedagogical doctrine on the use of the latest methods in the educational process for training future lawyers. The opinions and approaches of domestic and foreign researchers are analyzed, general problems on the stated topic and ways to resolve them in the foreseeable future are presented. The axiological foundations of the case method use in the educational process and the prospects for the development of this category are also defined. In the course of this study, the author examined the progressive approaches of domestic and foreign researchers to the integration of modern educational technologies and teaching methods into educational practice. The strengths and weaknesses of integrating foreign experience into the domestic "educational environment" are outlined. The results of the research presented by the author are the quintessence not only of the accumulation of accrued theoretical material, but also of long-term practical experience in teaching legal disciplines. The theoretical significance of the achieved results lies in the possibility of their use in the course of further scientific research on the organization of the educational process in educational institutions and organizations of higher education. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of their use for the methodological works in legal disciplines.

Key words

образовательный процесс, высшее образование, кейс-метод, образовательные стандарты, юридические дисциплины, образовательная траектория, обучение, воспитание

Благодарности

educational process, higher education, case method, educational standards; legal disciplines; educational trajectory; education, upbringing

Acknowledgements

Автор выражает благодарность за поддержку и помощь в подготовке материала для настоящего исследования коллективу кафедры гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета и лично заведующему кафедрой кандидату юридических наук, доценту Галине Евгеньевне Агеевой.

The author expresses his gratitude for the support and assistance in preparing the material for this research to the staff of the Department of Civil and Arbitration Procedure of the Samara State University of Economics and personally to the Head of the Department, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor - Galina E. Ageeva.

Введение / Introduction

Бурное развитие науки и техники за последние десятилетия продиктовало необходимость переосмысления образовательных методик и пересмотра форм и способов организации образовательной деятельности в части преподавания учебных дисциплин.

Совершенствование образовательного процесса является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, способностями разрешать сложнейшие задачи в профессиональной деятельности. Образование является прочным и надежным фундаментом в решении вопросов и задач глобальных масштабов. Следовательно, пристальное внимание к конструкции образовательного процесса со стороны док-тринального сообщества не является удивительным и необычайным. Автор публикации полагает, что существующие методики преподавания юридических дисциплин, несмотря на свое многообразие, нуждаются в насыщении новыми форматами, отвечающими современным образовательным стандартам. В рамках настоящей публикации будут рассмотрены внутренние и внешние компоненты кейс-метода, который получил свое распространение относительно недавно, что, безусловно, определяет актуальность исследовательской части работы.

Установление его основных характеристик позволит выявить слабые и сильные стороны исследуемого метода, обозначить круг прикладных проблем, которые возникают в образовательном процессе, а также выработать алгоритмы и механизмы их разрешения в обозримой перспективе.

Стоит отметить, что проведенный в настоящем исследовании анализ положений доктринальных источников позволяет говорить о научной обоснованности сформулированных итогов исследования. Однако предложенные меры по совершенствованию образовательного процесса в части использования отдельных методов и способов преподавания являются олицетворением субъективных взглядов автора публикации, что не исключает наличие отличных взглядов на обозначенную проблематику.

Обзор литературы / Literature review

Перед рассмотрением отечественных и зарубежных источников по вопросам интеграции современных методик преподавания в образовательный процесс автор отмечает многообразие их внутренних и внешних характеристик, которые находятся в детерминирующей связи с образовательной формацией, господствующей в конкретном государстве. Дело в том, что генезис образовательной деятельности как явления обширного и включающего в себя такие компоненты, как образовательный процесс, методика преподавания и другие, находится во взаимосвязи с социально-экономическими и духовно-нравственными компонентами, определяющими внешний и внутренний окрас общества и государства. В связи с этим допустимость использования некоторых методов преподавания невозможна в силу объективных причин, вытекающих из законодательных условий реализации образовательной деятельности. Безусловно, игнорирование анализа таких источников недопустимо, поскольку интеграция зарубежных моделей реализации образовательного процесса возможна в «ручном режиме», посредством принятия точечных решений со стороны отечественного законодателя. Таким образом, рассмотрение зарубежных источников является обоснованным и непременным условием выработки научно обоснованных итогов исследовательской работы.

Анализ положений нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности, включая федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки и специальностям юридического цикла, показывает стремление отечественного законодателя к нормативному закреплению ряда критериев, получивших обозначение компетенций и являющихся непре-

менным условием получения высшего юридического образования. Конструкция компетенций включает в себя различные дескрипторные характеристики, объединяющие в себе требование к знаниям, навыкам и умениям, усвоение которых обязательно в ходе образовательного процесса. Уместно привести мнение С. Н. Алямкина, согласно которому не освоение обучающимся соответствующих знаний, умений и навыков лишает его возможности не только завершить обучение, но и получить соответствующий документ, подтверждающий квалификацию юриста [1].

В образовательных стандартах компетенции дифференцируются на три основных вида:

- общекультурные;

- общепрофессиональные;

- профессиональные.

Наполнение их дескрипторных характеристик во многом зависит от образовательной программы и специализации, в рамках которых осуществляется обучение.

Описывая конструкцию образовательных программ и специализации, следует согласиться с мнением С. Н. Алямкина [2] и Л. А. Коханца [3] о том, что указанные выше компетенции также помещены в плоскости различных видов деятельности, которые также предусмотрены образовательными стандартами юридических образовательных программ и специальностей, среди них:

- правоохранительная;

- правотворческая;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая и др.

Подобная конструкция образовательных источников, среди которых - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [4], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности [5], Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования - специ-алитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза [6], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция [7], определяющих основные требования к образовательному процессу в организациях и учреждениях высшего образования, позволяет констатировать, что компетентностный подход, применяемый сейчас, всецело направлен на формирование навыков и умений у обучающихся, позволяющих им эффективно в последующем осуществлять свою трудовую деятельность, быть конкурентными на рынке труда.

Применительно к сфере юриспруденции значимость подготовки высококвалифицированных специалистов детерминирована необходимостью насыщения кадрового ресурса правоохранительных органов, судебной системы, органов и организаций надзорных органов, адвокатских образований и т. д.

Автор публикации полагает, что работа, выполняемая высококвалифицированным специалистом в различных учреждениях и структурах, в том числе в сфере обеспечения судопроизводства и правопорядка, всецело способствует достижению глобальных целей и задач, непосредственно связанных с обеспечением законности и правопорядка в государстве, снижением количественных и качественных показателей национальной преступности, увеличением инвестиционной привлекательности и др.

Таким образом, значимость разработки корректных образовательных стандартов позволяет в последующем привить необходимые умения и навыки обучающимся, выработать у них должное чувство долга и гражданской позиции, нетерпимое отношения к коррупционному поведению.

Внушительные цифры выпуска специалистов в области права за последние десятилетия не умаляют значимость и востребованность данной профессии. Более того, научно-технологический прогресс фактически продиктовал новые требования к их подготовке в части прививания навыков работы в условиях многозадачности и постоянства преобразований нормативно-правовых источников.

Известный отечественный исследователь С. Н. Алямкин полагает, что одним из важнейших аспектов деятельности по повышению количественных и качественных характеристик процесса подготовки высококвалифицированного специалиста является интеграция цифровых образовательных технологий, которые позволяют обучающимся разрешать широкий спектр ситуационных и аналитических задач в условиях моделирования, то есть воссоздания обстановки конкретной правовой ситуации [8].

Для положений педагогической доктрины использование кейс-метода в образовательном процессе всецело реализует практико-ориентированный подход, получивший широкое распространение в последние десятилетия.

Е. В. Петрова в своих трудах обозначает кейс-метод как технику обучения, при которой студентам предлагается изучить и проанализировать конкретную ситуацию, обозначить круг проблем, которые она подразумевает, и разработать комплекс мер по их устранению на основе нормативно-правовых источников и положений юридической практики [9]. Автор публикации полагает, что использование данного метода обучения позволяет активизировать практические навыки у обучающегося в сочетании со знаниями теории. Основным итогом использования данного метода является не только разрешение конкретной ситуации, но и достижение успеха в психологическом смысле. Иными словами, у обучающегося возникает твердая мотивация разрешить данную ситуацию не только для демонстрации собственных навыков, знаний и умений, но и в том числе для получения им чувства успеха, тогда как успех в образовательной деятельности является олицетворением формирования положительной мотивации и наращивания познавательного потенциала у обучающегося.

С. Н. Алямкин дифференцирует следующие виды кейсов [10, 11]:

- практические;

- обучающие;

- исследовательские.

Рассмотрим каждый из них более подробно. Основными источниками практических кейсов являются реальные жизненные ситуации, представленные перед обучающимся в несколько ином виде. В качестве примера можно привести различные ситуационные и аналитические задачи, построенные на основе анализа правоприменительной практики. Основным назначением практического кейса является выработка моделей поведения и качеств, приобретение околопрактического опыта. Непременное условие использования практических кейсов - применение актуальных положений действующего законодательства.

Основной задачей обучающего кейса является получение основных профессиональных умений посредством моделирования обстановки проблемной ситуации. Применительно к сфере преподавания правовых дисциплин обучающие кейсы реализуются посредством составления правовых и процессуальных документов: исковых

заявлений, жалоб, протоколов процессуальных действий и др. В частности, указанный кейс отражает типовые ситуации, с которыми сталкивается юрист в собственной профессиональной деятельности.

Исследовательские кейсы своим назначением имеют получение обучающимися знаний о различных ситуациях, которые могут возникать в профессиональной деятельности, и моделях поведения в них. Такие кейсы сфокусированы прежде всего на научно-исследовательском компоненте образовательного процесса и предполагают проведение самостоятельных исследований по различных проблемам прикладного характера.

Разрешение ситуаций, помещенных в их основу, предполагает использование обучающимся различных методов научного исследования, что, несомненно, влечет за собой приобретение новых знаний и навыков, которые могут быть полезны в будущей профессиональной деятельности. Реализация научно-исследовательского кейса в практике преподавания крайне сложна, однако ее итог является наиболее результативным для обучающихся. По мнению Т. П. Ребровой, отличительной чертой исследовательского кейса от практического является использование не только нормативно-правовых источников, но и научных комментариев, положений практики и правовой доктрины [12].

В положениях педагогической доктрины существуют и иные классификации кейсов по форме представления, например описание ситуационной задачи с использованием текста, аудио- и видеозаписи.

Справедливо мнение Э. В. Сергеевой и Е. В. Петровой о том, что в образовательных организациях и учреждениях высшего образования Российской Федерации одним из наиболее распространенных способов реализации указанного метода обучения является интеграция в образовательный процесс юридических клиник под руководством опытного преподавателя, где обучающиеся сталкиваются с различными правовыми ситуациями, поступающими от граждан, и разрешают их с учетом актуальных положений действующего законодательства [13, 14].

Кейс-задания отличаются от деловых игр по следующим признакам (табл. 1).

Таблица 1

Параметры для сравнения Кейс Деловая игра

Характер активности у обучающихся Характерно комплексное сочетание мыслительной и аналитической активности у обучающихся Характерно комплексное сочетание мыслительной и деятельностной активности у обучающихся

Структурированность обучающихся Разбивка обучающихся на группы и подгруппы не применяется Разбивка обучающихся на группы и подгруппы обязательна

Функции Ориентация на формирование и утверждение у обучающегося навыков анализа конкретных ситуаций, возникающих в практической плоскости профессиональной деятельности Ориентация на формирование и утверждение навыков принятия решений по конкретным ситуациям, которые могут возникать в практической плоскости профессиональной деятельности

Резюмируя вышесказанное, отметим необычайную значимость использования кейс-методов в образовательном процессе, состоящую в возможности привить обучающимся широкий спектр необходимых знаний, навыков и умений. Применение указанного метода, по мнению автора, положительно сказывается на образовательной траектории (в том числе индивидуальной) и способствует удовлетворению потребностей будущего работодателя.

В обосновании значимости использования кейс-метода в образовательном процессе целесообразно привести результаты исследования, полученные в рамках интеграции указанного метода в бизнес-образование ряда университетов ближнего зарубежья (Литва, Латвия, Польша). В результате опроса, проведенного П. Аммерманом, А. Гавелом, М. Пьетжи-ковски, Р. Рауктьене, Т. Уильямсоном, было выявлено, что образовательный процесс с использованием кейс-метода в отношении обучающихся способствовал лучшему пониманию теоретической базы, усилению интереса к процессу обучения и будущей профессиональной деятельности, развитию навыков мышления и командной работы [15].

Реализация положительного зарубежного опыта в практической плоскости невозможна без создания устойчивой сетевой инфраструктуры. Справедливо мнение М. А. Хорякова, который в своих трудах отмечает, что «пандемийный» опыт использования современных технологий синхронного взаимодействия обучающегося и преподавателя обусловил возникновение множества трудностей, которые препятствуют реализации образовательного процесса [16]. Однако, как показывают открытые статистические исследования, проведенные компанией «ПрайсвотерхаусКуперс Юридические Услуги», в отсутствие надлежащей сетевой инфраструктуры внедрение передовых цифровых технологий в профессиональную и образовательную деятельность является желаемым и приемлемом результатом, позволяющим оптимизировать множество «производственных» процессов [17].

Т. Ю. Вилкова и М. А. Хохряков в связи с этим отмечают утверждение концептуальной новой и перспективной задачи юридического образования, состоящей в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, обладающих соответствующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [18].

Рассматривая возможности использования кейс-метода обучения в условиях дистанционного образования, целесообразно привести результаты исследования Марии Аристиду и Саймона Кросса, согласно которому негативный эффект реализации образовательного процесса напрямую коррелирует с материально-технической базой образовательной организации и развитостью сетевой инфраструктуры [19].

Результаты исследования Д. Стояновича, З. Богдановича, М. Деспотовича-Зра-кича, Т. Наумович и М. Раденковича показывают, что наличие проблем в организации дистанционного обучения ведет к отсутствию психоэмоциональной вовлеченности обучающегося в образовательный процесс [20]. Несмотря на это о необходимости интеграции цифровых образовательных технологий наряду с использованием новейших методов и способов преподавания говорят известные зарубежные исследователи, в частности С. Армаколас [21] и А. К. Аль-Накби [22].

Принимая во внимание то, что настоящее исследование ограничено рамками заявленных проблем прикладного характера, автор считает немаловажным отметить острую необходимость в модернизации нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности посредством внесения соответствующих изменений, определяющих процедурные аспекты использования цифровых образовательных технологий в образовательном процессе. К числу нормативно-правовых документов, нуждающихся в обновлении, следует отнести:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [23];

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [24];

- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [25];

- Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [26] и др.

Спектр нормативно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность, весьма широк, начиная от локальных правовых документов, заканчивая федеральными правовыми документами, и нуждается в комплексном и взаимообусловленном преобразовании, позволяющем исключить разночтения в их положениях.

Преподавательская деятельность отчасти является автономной, где навыки и личный профессионализм определяют качество и уровень преподавания, что влечет за собой необходимость непрерывного самосовершенствования конкретного субъекта преподавательской деятельности, позволяя ему успешно реализовывать основные цели и задачи образовательной деятельности. В связи с этим уместно привести мнение Е. С. Кочуховой о том, что формирование устойчивой внутренней мотивации каждого преподавателя есть залог успеха в функционировании всего образовательного учреждения [27]. Аналогичной позиции придерживается П. А. Сафронов, отмечая необходимость создания новых форм академических сообществ, способствующих созданию благоприятной «образовательной среды» [28].

К числу негативных факторов, влияющих на образовательный процесс, по мнению И. М. Фадеевой, М. В. Федосеевой, следует отнести и усталость от образовательных реформ, которые не всегда влекут за собой положительные изменения [29].

Ю. В. Филоненко и Е. А. Яковлева в качестве таковых называют также излишнюю бюрократическую нагрузку и отсутствие свободного времени [30]. В связи с этим разговоры о преобразованиях нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности как минимум должны быть научно обоснованы.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

При подготовке настоящего исследования автором был использован весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых - общенаучные, частно-научные и специальные. Активно использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный, сравнительно-правовой, статистический и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным итогом использования указанных методов научного исследования явилось получение достоверных результатов по заявленной тематике исследования.

Результаты исследования / Research results

Исходя из аккумуляции теоретического и эмпирического материала, представленного в исследовательской части публикации, автор сделал следующие научно-исследовательские выводы:

- кейс-метод в преподавании правовых дисциплин, получивший широкое распространение относительно недавно, является универсальным инструментом для достижения полезных результатов в образовательном процессе. Его применение способствует усвоению предусмотренных образовательными стандартами общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, прививанию необходимых умений и навыков, получению соответствующих знаний;

- рассматриваемый метод отчасти является новеллой отечественного образовательного процесса, что не лишает его ряда прикладных проблем в реализации, установленные автором внутренние и внешние характеристики данного явления позволяют обозначить его слабые и сильные стороны. Эффективность реализации кейс-

метода во многом зависит от следующих факторов: профессионализма преподавателя и педагога, уровня и качества материально-технической базы образовательной организации, состояния разработанности учебно-методического материала и др. Сказанное позволяет констатировать наличие коррелирующей связи между кейс-методом как способом (методом) преподавания и указанными выше обстоятельствами;

- для зарубежной модели образовательного процесса использование кейс-метода является характерным (его эффективность также подтверждается социальными исследованиями), что позволяет констатировать необходимость точечной интеграции механизмов его реализации в отечественный образовательный процесс.

Структура кейс-метода обучения включает в себя следующие компоненты (табл. 2).

Таблица 2

Этап работы Действия преподавателя Действия обучающегося

До начала практического (семинарского) занятия - Подбор кейс-задания; - установление перечня основного и вспомогательного (дополнительного) материала; - разработка сценария кейс-задания для обучающихся - Получение кейс-задания и общего списка рекомендаций к его решению; - осуществление индивидуальной подготовки к занятию, в рамках которого будет рассматриваться кейс-задание

Во время практического (семинарского) занятия - Предварительное обсуждение кейс-задания с обучающимися; - разделение обучающихся на группы и подгруппы; - руководство обсуждения кейс-задания с обучающимися, предоставление им дополнительной информации при необходимости - Постановка вопросов, позволяющих углубиться в содержание кейс-задание и его проблемы; - разработка обучающимися в группах и подгруппах вариантов решения поставленной проблемы; - анализ выступления других участников практического (семинарского) занятия; - принятие собственного решения по проблеме кейс-задания

После проведения практического (семинарского) занятия - Оценка результатов работы обучающихся; - оценка индивидуально принятых решений и сформулированных ответов на поставленные вопросы Составление отчета о выполненной работе с подробным изложением решения кейс-задания

Резюмируя вышесказанное, отметим, что дальнейшее изучение методов и способов преподавания юридических дисциплин является непременным условием и требованием современного юридического образования, позволяющего насытить кадровый резерв высококвалифицированными специалистами. В связи с этим уместно вспомнить слова профессора В. В. Момотова о том, что «вузовская подготовка - это процесс формирования мировоззрения, способа мышления, а не массовый разлив знаний в головы студентов», правильно сформированные ценности у будущих специалистов представляют собой залог их будущего успеха, который в последующим позитивно отразится и на всем обществе [31].

Заключение / Conclusion

Интеграция новых методов и форм реализации образовательного процесса позволяет оптимизировать образовательную деятельность в части подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, которые будут способны разрешать сложнейшие задачи в профессиональной деятельности в условиях многозадачности и с использованием новейших цифровых технологий. Таким образом, образовательный

процесс предстает в обличии той категории, которая нуждается в постоянстве преобразований. Прежде всего это обусловлено семимильными шагами научно-технического прогресса, возникновением новейших форм социальной коммуникации и др.

Ссылки на источники / References

1. Алямкин С. Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин на юридическом факультете // Мир науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 15.

2. Алямкин С. Н. Практико-ориентированный подход в преподавании муниципального права // Интеграция образования, науки и практики: проблемы и пути решения: материалы XIV Февральских педагогических чтений. - Саранск, 2016. - С. 1018.

3. Коханец Л. А. Практическая направленность обучения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования // Мир науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 2.

4. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция».

5. Приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1138 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности» .

6. Приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1136 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза».

7. Приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1451 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция».

8. Алямкин С. Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. - 2017. - № 1 (9). - URL: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/Trebovaniya_k_oformleniyu.pdf

9. Петрова Е. В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3 (5). - С. 154-158.

10. Алямкин С. Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин.

11. Алямкин С. Н. Практико-ориентированный подход в преподавании муниципального права.

12. Реброва Т. П. Компетентностный подход к подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция» в НОУВПО «МГИ»: опыт работы кафедры государственного и административного права // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона XIV Макаркинские научные чтения. - Саранск, 2014. - С. 376-380.

13. Сергеева Э. В. Использование кейс-метода в изучении юридических программ // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 5-5 (5). - С. 164-165.

14. Петрова Е. В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин.

15. The case study method in business education / eds. P. Ammerman, A. Gawel, M. Pietrzykowski, R. Rauktiene, T. Williamson. - Poznan: Bogucki Wydawnictwo Naukowe, 2012. - P. 105-115.

16. Хохряков М. А., Вилкова Т. Ю., Насонов С. А. Опыт перехода юридического вуза к дистанционной форме обучения в период пандемии: анализ мнений студентов и преподавателей // ПНиО. - 2021. - № 6 (54). -С. 97-109.

17. Harutyunyan V., Tschaige H. Legaltech in Russia: How has the market changed over the past year? // Pricewater-house Coopers Legal Services LLC. - 2018. - Available at: https://www.advgazeta.ru/upload/mediali-brary/653/Itogi_ oprosa_Arutyunyan_TSshayge.pdf

18. Хохряков М. А., Вилкова Т. Ю., Насонов С. А. Опыт перехода юридического вуза к дистанционной форме обучения в период пандемии: анализ мнений студентов и преподавателей.

19. Aristeidou M., Cross S. Disrupted distance learning: the impact of Covid-19 on study habits of distance learning university students // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. - 2021. - DOI: 10.1080/02680513.2021.1973400

20. Stojanovic D., Bogdanovic Z., Despotovic-Zrakic M. et al. An Approach to Using Instagramin Secondary Education // ICVL 2019: The 14th International Conference on Virtual Learning. - Bucharest, Romania: University of Bucharest Publishing House, 2019. - Р. 247-253.

21. Armakolas S., Panagiotakopoulos C. T., Karatrantou A. V. Teleconference Sessions in Distance Learning Courses: The Influence of Psychological Factors // International Journal of Online Pedagogy and Course Design. - 2021. -11(2). - Р. 1-15. - DOI: 10.4018/IJOPCD.2021040101

22. Al-Naqbi A. K., Alshannag Q. The Status of Education for Sustainable Development and Sustainability Knowledge, Attitudes, and Behaviors of Uae University Students // International Journal of Sustainability in Higher Education. -2018. - 19(3). - Р. 566-588. DOI: 10.1108/IJSHE-06-2017-0091

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

24. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

25. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

26. Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 (ред. от 15.12.2017) «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования». - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

27. Кочухова Е. С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. - 2020. - № 2. - С. 278-302.

28. Сафронов П. А. Ослица Валаама: академические работники между профессионализмом и депрофессионализацией // Новое литературное обозрение. - 2016. - Т. 138. - № 2. - С. 33-42.

29. Фадеева И. М., Федосеева М. В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 153-163.

30. Филоненко Ю. В., Яковлева Е. А. Субъективное благополучие научно-педагогических работников современных университетов в рамках концепции баланса жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 3. - С. 68-85.

31. Момотов В. В. К проблемам высшего юридического образования в России // Общество и право. - 2013. -№ 1(43). - С. 266-268.

1. Alyamkin, S. N. (2015). "Prakticheskaya napravlennost' v prepodavanii gosudarstvenno-pravovyh disciplin na yuridicheskom fakul'tete" [Practical orientation in teaching state and legal disciplines at the Faculty of Law], Mir nauki i obrazovaniya, № 1, p. 15 (in Russian).

2. Alyamkin, S. N. (2016). "Praktiko-orientirovannyj podhod v prepodavanii municipal'nogo prava" [Practice-oriented approach to teaching municipal law], Integraciya obrazovaniya, nauki ipraktiki: problemy iputi resheniya: materi-aly XIVFevral'skih pedagogicheskih chtenij, Saransk, p. 1018 (in Russian).

3. Kohanec, L. A. (2015). "Prakticheskaya napravlennost' obucheniya v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartah vysshego obrazovaniya" Practical orientation of training in Federal State Educational Standards of higher education], Mir nauki i obrazovaniya, № 1, p. 2 (in Russian).

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13.08.2020 № 1011 (red. ot 27.02.2023) "Ob utverzhdeniifederal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yuris-prudenciya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 08/13/2020 No. 1011 (as amended on 02/27/2023) "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the area of training 40.03.01 Jurisprudence"]. (in Russian).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.08.2020 № 1138 (red. ot 27.02.2023) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 08/31/2020 No. 1138 (as amended on 02/27/2023) "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - specialty 40.05.01 Legal support of national security"]. (in Russian).

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.08.2020 № 1136 (red. ot 27.02.2023) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 40.05.03 Sudebnaya ek-spertiza" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 08/31/2020 No. 1136 (as amended on 02/27/2023) "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - specialty 40.05.03 Forensic examination"]. (in Russian).

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 25.11.2020 № 1451 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 40.04.01 Yurispru-denciya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 11/25/2020 No. 1451 "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Master's degree in the area of training 40.04.01 Jurisprudence"]. (in Russian).

8. Alyamkin, S. N. (2017). "Primenenie kejs-metoda v prepodavanii pravovyh discipline" [Application of the case method in teaching legal disciplines], Mir nauki i obrazovaniya, № 1 (9). Available at: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/Trebovaniya_k_oformleniyu.pdf (in Russian).

9. Petrova, E. V. (2015). "K voprosu o metodike prepodavaniya yuridicheskih discipline" [On the issue of the methodology of teaching legal disciplines], Vestnik nauki i obrazovaniya, № 3 (5), pp. 154-158 (in Russian).

10. Ibid.

11. Alyamkin, S. N. (2016). Op. cit.

12. Rebrova, T. P. (2014). "Kompetentnostnyj podhod k podgotovke bakalavrov po napravleniyu "Yurisprudenciya" v NOUVPO "MGI": opyt raboty kafedry gosudarstvennogo i administrativnogo prava" [Competence-based approach

to bachelors training in the field of Jurisprudence at the International Institute of the Humanities: practical experience of the Department of State and Administrative Law], Kul'turologicheskij podhod v ekonomiko-pravovom razvitii regiona XIVMakarkinskie nauchnye chteniya, Saransk, pp. 376-380 (in Russian).

13. Sergeeva, E. V. (2014). "Ispol'zovanie kejs-metoda v izuchenii yuridicheskih program" [Using the case method in studying legal programs], Evrazijskij soyuz uchenyh, № 5-5 (5), pp. 164-165 (in Russian).

14. Petrova, E. V. (2015). Op. cit.

15. Ammerman, P., Gawel, A., Pietrzykowski, M., Rauktiene, R., & Williamson, T. (eds.) (2012). The case study method in business education, Bogucki Wydawnictwo Naukowe, Poznan, pp. 105-115 (in English).

16. Hohryakov, M. A., Vilkova, T. Yu., & Nasonov, S. A. (2021). "Opyt perekhoda yuridicheskogo vuza k distancionnoj forme obucheniya v period pandemii: analiz mnenij studentov i prepodavatelej" [The experience of a law school's transition to distance learning during a pandemic: analysis of the opinions of students and teachers], PNiO, № 6 (54), pp. 97-109 (in Russian).

17. Harutyunyan, V., & Tschaige, H. (2018). "Legaltech in Russia: How has the market changed over the past year?", Pricewaterhouse Coopers Legal Services LLC. Available at: https://www.advgazeta.ru/upload/mediali-brary/653/Itogi_ oprosa_Arutyunyan_TSshayge.pdf (in English).

18. Hohryakov, M. A., Vilkova, T. Yu., & Nasonov, S. A. (2021). Op. cit.

19. Aristeidou, M., & Cross, S. (2021). "Disrupted distance learning: the impact of Covid-19 on study habits of distance learning university students", Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. DOI: 10.1080/02680513.2021.1973400 (in English).

20. Stojanovic, D., Bogdanovic, Z., Despotovic-Zrakic, M. et al. (2019). "An Approach to Using Instagramin Secondary Education", ICVL 2019: The 14th International Conference on Virtual Learning, University of Bucharest Publishing House, Bucharest, Romania, pp. 247-253 (in English).

21. Armakolas, S., Panagiotakopoulos, C. T., & Karatrantou, A. V. (2021). "Teleconference Sessions in Distance Learning Courses: The Influence of Psychological Factors", International Journal of Online Pedagogy and Course Design, 11(2), pp. 1-15. DOI: 10.4018/IJOPCD.2021040101 (in English).

22. Al-Naqbi, A. K., & Alshannag, Q. (2018). "The Status of Education for Sustainable Development and Sustainability Knowledge, Attitudes, and Behaviors of Uae University Students", International Journal of Sustainability in Higher Education, 19(3), pp. 566-588. DOI: 10.1108/IJShE-06-2017-0091 (in English).

23. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FL]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tant Plyus" (in Russian).

24. Federal'nyj zakon "O zashchite detej ot informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i razvitiyu" ot 29.12.2010 № 436-FZ [Federal Law "On the Protection of Children from Information Harmful to their Health and Development" dated 12/29/2010No. 436-FL]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tant Plyus" (in Russian).

25. Federal'nyj zakon "O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike" ot 23.08.1996 № 127-FZ [Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" dated 08/23/1996 No. 127-FL]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tant Plyus" (in Russian).

26. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.11.2015 № 1383 (red. ot 15.12.2017) "Ob utverzhdenii Polozheniya o praktike obuchayushchihsya, osvaivayushchih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated November 27, 2015 No. 1383 (as amended on December 15,2017) "On approval of the Regulations on the practice of students mastering basic professional educational programs of higher education"]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tant Plyus" (in Russian).

27. Kochuhova, E. S. (2020). "Akademicheskaya professiya glazami prepodavatelej" [The academic profession through the eyes of teachers], Voprosy obrazovaniya, № 2, pp. 278-302 (in Russian).

28. Safronov, P. A. (2016). "Oslica Valaama: akademicheskie rabotniki mezhdu professionalizmom i deprofessionaliza-ciej" [Balaam's donkey: academic staff between professionalism and deprofessionalization], Novoe literaturnoe obozrenie, t. 138, № 2, pp. 33-42 (in Russian).

29. Fadeeva, I. M., & Fedoseeva, M. V. (2015). "Samochuvstvie prepodavatelya v obshchestve, professii, vuze" [Well-being of a teacher in society, profession, university], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, № 6, pp. 153-163 (in Russian).

30. Filonenko, Yu. V., & Yakovleva, E. A. (2019). "Sub"ektivnoe blagopoluchie nauchno-pedagogicheskih rabotnikov sovremennyh universitetov v ramkah koncepcii balansa zhizni i truda" [Subjective social feeling of scientific and pedagogical employees of modern universities within the framework of life and work balance concept], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, № 3, pp. 68-85 (in Russian).

31. Momotov, V. V. (2013). "K problemam vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii" [On the problems of higher legal education in Russia], Obshchestvo i pravo, № 1(43), pp. 266-268 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.