Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях высшего образования'

Особенности преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогика / образовательный процесс / высшее образование / преподавание криминалистических дисциплин / преподавание юридических дисциплин / юридические науки / юридические дисциплины / образование / pedagogy / educational process / higher education / teaching of forensic disciplines / teaching of legal disciplines / legal sciences / legal disciplines / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланг Петр Петрович

Актуальность темы исследования обусловлена множеством глобальных причин, среди которых наличие коррелирующей связи между уровнем и качеством высшего образования и общим состоянием практической деятельности органов правопорядка. Так, насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами позволит в значительной степени снизить количественные и качественные показатели национальной преступности, усилить предупредительную и профилактическую деятельность органов правопорядка. Основной целью исследования является разработка комплекса мер по совершенствованию образовательного процесса в части преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. В статье проводится анализ положений нормативно-правовой базы в сфере образовательной деятельности и положений доктрины по вопросам организации и обеспечения образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования. Исследуются мнения и подходы отечественных и зарубежных авторов, проведена аккумуляция накопленного теоретического и эмпирического опыта в сфере преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях и организациях высшего образования, обозначен круг актуальных проблем и пути их разрешения в обозримой перспективе. Использование современных методов кибернетического исследования позволило выявить уязвимые моменты в организации и обеспечении образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования и разработать комплекс точечных мер по их устранению. Предложенные автором публикации меры по совершенствованию образовательного процесса и применяемых в нем образовательных технологий являются олицетворением накопленного эмпирического опыта в области преподавания прикладных юридических дисциплин. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по заявленной тематике. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования в образовательном процессе при реализации дисциплин криминалистического цикла на базе образовательных учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланг Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of teaching disciplines of the forensic cycle in higher education institutions

The relevance of the research topic is due to a variety of global reasons, among which there is a correlating relationship between the level and quality of higher education and the general condition of law enforcement agencies practice. Thus, participation of highly qualified specialists in the labor market will significantly reduce the quantitative and qualitative indicators of national crime rate, improve the preventive activities of law enforcement agencies. The main purpose of the study is the development of a set of measures to improve the educational process in terms of teaching disciplines of the forensic cycle in higher educational institutions and organizations. The article analyzes the provisions of the regulatory framework in the field of educational activity and the tenets of the doctrine on the organization and provision of the educational process in higher educational institutions. The opinions and approaches of domestic and foreign authors are studied, the theoretical and empirical knowledge in the field of teaching disciplines of the forensic cycle in higher educational institutions and organizations is accumulated, a range of relevant problems and ways to resolve them in the near future are outlined. The use of modern methods of cybernetic research has made it possible to identify vulnerable points in the organization and provision of the educational process in higher educational institutions and organizations and to develop a set of practical measures to eliminate them. The measures proposed by the author of the publication to improve the educational process and the educational technologies used in it are the reflection of the accumulated empirical experience in the field of teaching applied legal disciplines. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of their use in the course of further scientific developments on the stated topic. The practical significance of the results lies in the possibility of their use in the educational process in the implementation of the forensic cycle disciplines on the basis of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях высшего образования»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2024, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 241077

DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11077

УДК 378.147

Особенности преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях высшего образования

Specific features of teaching disciplines of the forensic cycle in higher education institutions

Автор статьи

L

Author of the article

L

Ланг Петр Петрович,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация petr.lang@mail.ru ORCID: 0009-0006-0923-1368

Petr P. Lang,

Doctor of Juridical Science, Professor, Department of Civil and Arbitration Procedure, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation petr.lang@mail.ru ORCID: 0000-0001-6392-580X

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Ланг П. П. Особенности преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. -№ 05. - С. 267-278. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241077.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11077

P. P. Lang, Specific features of teaching disciplines of the forensic cycle in higher education institutions // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 05. - P. 267-278. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241077.htm. - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11077

Поступила в редакцию Received 16.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 22.04.24 Опубликована Published 31.05.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Ланг П. П., 2024

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена множеством глобальных причин, среди которых - наличие коррелирующей связи между уровнем и качеством высшего образования и общим состоянием практической деятельности органов правопорядка. Так, насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами позволит в значительной степени снизить количественные и качественные показатели национальной преступности, усилить предупредительную и профилактическую деятельность органов правопорядка. Основной целью исследования является разработка комплекса мер по совершенствованию образовательного процесса в части преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. В статье проводится анализ положений нормативно-правовой базы в сфере образовательной деятельности и положений доктрины по вопросам организации и обеспечения образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования. Исследуются мнения и подходы отечественных и зарубежных авторов, проведена аккумуляция накопленного теоретического и эмпирического опыта в сфере преподавания дисциплин криминалистического цикла в образовательных учреждениях и организациях высшего образования, обозначен круг актуальных проблем и пути их разрешения в обозримой перспективе. Использование современных методов кибернетического исследования позволило выявить уязвимые моменты в организации и обеспечении образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования и разработать комплекс точечных мер по их устранению. Предложенные автором публикации меры по совершенствованию образовательного процесса и применяемых в нем образовательных технологий являются олицетворением накопленного эмпирического опыта в области преподавания прикладных юридических дисциплин. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по заявленной тематике. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования в образовательном процессе при реализации дисциплин криминалистического цикла на базе образовательных учреждений высшего образования.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the research topic is due to a variety of global reasons, among which there is a correlating relationship between the level and quality of higher education and the general condition of law enforcement agencies practice. Thus, participation of highly qualified specialists in the labor market will significantly reduce the quantitative and qualitative indicators of national crime rate, improve the preventive activities of law enforcement agencies. The main purpose of the study is the development of a set of measures to improve the educational process in terms of teaching disciplines of the forensic cycle in higher educational institutions and organizations. The article analyzes the provisions of the regulatory framework in the field of educational activity and the tenets of the doctrine on the organization and provision of the educational process in higher educational institutions. The opinions and approaches of domestic and foreign authors are studied, the theoretical and empirical knowledge in the field of teaching disciplines of the forensic cycle in higher educational institutions and organizations is accumulated, a range of relevant problems and ways to resolve them in the near future are outlined. The use of modern methods of cybernetic research has made it possible to identify vulnerable points in the organization and provision of the educational process in higher educational institutions and organizations and to develop a set of practical measures to eliminate them. The measures proposed by the author of the publication to improve the educational process and the educational technologies used in it are the reflection of the accumulated empirical experience in the field of teaching applied legal disciplines. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of their use in the course of further scientific developments on the stated topic. The practical significance of the results lies in the possibility of their use in the educational process in the implementation of the forensic cycle disciplines on the basis of higher educational institutions.

Key words

педагогика, образовательный процесс, высшее образо- pedagogy, educational process, higher education, teach-

вание, преподавание криминалистических дисциплин, ing of forensic disciplines, teaching of legal disciplines, le-

преподавание юридических дисциплин, юридические gal sciences, legal disciplines, education науки, юридические дисциплины, образование

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность за поддержку и помощь в подготовке статьи коллективам кафедры гражданского и арбитражного процесса, а также кафедры организации борьбы с экономическими преступлениями Самарского государственного экономического университета.

The author expresses his gratitude for the support and assistance in preparing the article to the teams of the Department of Civil and Arbitration Procedure, as well as the Department of Countering Economic Crimes of the Samara State University of Economics.

Введение / Introduction

Необходимость непрерывного совершенствования образовательного процесса является неотъемлемым фактором объективной реальности. Во многом приведенный тезис детерминирован научно-техническим прогрессом, который обусловил «техни-тизацию» преступного мира, нашедшую свое отражение в стремлении преступного

сообщества использовать передовые достижения науки и техники в процессе совершения уголовно наказуемых деяний. В качестве примера можно привести использование новейших технологий синхронной шифрации электронных сообщений, которые соучастники преступного деяния могут использовать при обмене электронными сообщениями посредством социальных сетей и приложений. Не следует также забывать и о широком распространении цифровых валют, происхождение которых не всегда возможно отследить, не говоря уже об атрибутах получателя и отправителя. Безусловно, явление «технитизации» преступного мира призывает к необходимости в насыщении кадрового состава правоохранительных органов специалистами, способными разрешать сложнейшие задачи в области противодействия преступным проявлениям, работать в условиях многозадачности и с использованием новейших технических средств. Решение указанной задачи возможно исключительно посредством модернизации образовательного процесса, направленного на подготовку соответствующих специалистов в области права.

В рамках настоящего исследования автором будет проанализирован накопленный теоретический и эмпирический материал в сфере подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов. Будут затронуты дискуссионные вопросы методики преподавания дисциплин криминалистического цикла как одного из важнейших компонентов юридического образования на современном этапе. Знания положений криминалистической методики расследования преступлений, криминалистической техники и тактики во многом способствуют достижению ключевых целей и задач в области правоохранительной деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием ряда существенных теоретических и прикладных проблем в организации образовательного процесса, явлением «технитизации» преступного мира и необходимостью разработки эффективной траектории совершенствования методик преподавания правовых дисциплин криминалистического блока.

Обзор литературы / Literature review

В соответствии с положениями современной правовой науки к дисциплинам криминалистического цикла принято относить общую теорию криминалистики, криминалистическую технику и технологию, криминалистическую тактику и технологию и криминалистическую методику расследования преступлений. Подобного подхода к обозначению отдельных разделов криминалистической науки как самостоятельных учебных дисциплин придерживаются Е. С. Лапин [1] и С. А. Бочкарев [2]. По мнению названных авторов, содержательные объемы отдельных разделов современной криминалистики фактически способны образовывать самостоятельную учебную (профильную) дисциплину.

Для отдельных образовательных организаций и учреждений характерно выделение самостоятельных специальных курсов, к числу которых относятся:

- методика расследования преступлений;

- криминалистика как основа следственной деятельности;

- научные основы современной криминалистики;

- криминалистическая экспертиза;

- экспертиза и экспертная деятельность и др.

Безусловно, связующим элементом всех вышеназванных дисциплин является непосредственно криминалистика в широком смысле слова как обязательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям

подготовки и специальностям юридического профиля. Вышеприведенные специальные курсы во многом получили свое распространение в преподавании благодаря развитию отдельных институтов и компонентов криминалистической науки. Согласно историко-правовым данным, впервые положения общей криминалистики были внедрены в отечественную систему образования в начале XX века. Г. Ю. Маннс [3] и А. И. Бастрыкин [4] в своих трудах обозначают криминалистическую науку «молодой», содержательная часть которой основывается на результатах и достижениях других (естественных) наук, адаптированных для борьбы с преступностью в широком и узком смысле слова.

Зарубежная криминалистическая наука (и одноименная учебная дисциплина) получила свое распространение несколько ранее. Однако ее положение в системе преподаваемых дисциплин отличалось от отечественного подхода. Так, в западноевропейских государствах криминалистика выступала в качестве вспомогательной судебной науки, что подчеркивает ее обширность в понимании сущности и содержания западноевропейским сообществом. Приведенный тезис нашел свое подтверждение в трудах известных зарубежных специалистов в области права: Х. Колецки [5], П. Р. Де Фореста [6], Р. Саферштейна [7].

Аксиологические основы криминалистики неоднократно отмечались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Известный зарубежный правовед Э. Локар в своих трудах говорил о высокой значимости криминалистической науки для будущих работников правоохранительной деятельности, которая позволяет им оперативно и эффективно выявлять и устанавливать улики на месте совершения преступного деяния [8].

Известный отечественный исследователь Р. С. Белкин в своих работах отмечал, что особенности и специфика преподавания дисциплин криминалистического цикла в значительной степени обусловлены формами и методами реализации образовательного процесса, их конечными задачами и перечнем планируемых к освоению навыков и способностей обучающимися [9].

Н. И. Порубов в своих исследованиях акцентирует внимание на специфике методики преподавания дисциплин криминалистического цикла, называя их отличными от тех, что характерны для других юридических дисциплин [10]. В связи с этим проблематика преподавания указанных дисциплин особенно актуальна.

Значимость выбора правильной и эффективной методики преподавания криминалистической науки отмечала Е. Р. Россинская, определяя ее как проводник к достижениям гуманитарных, естественных и технических наук в материи правоохранительной и правоприменительной деятельности [11].

В трудах известных отечественных правоведов В. В. Фадеевой [12], В. В. Крылова [13], А. Г. Безверхова [14] высказывается справедливое мнение о том, что столь высокая значимость методов преподавания криминалистки в значительной степени определяет внутренние и внешние характеристики дисциплин криминалистического цикла, в том числе их цели и задачи.

Криминалистика как юридическая прикладная наука и учебная дисциплина сформировалась достаточно давно, ее генезис находился в тесной взаимосвязи с явлением «социального заказа», когда потребности общества и государства воздействовали на ее наполнение и содержание. Например, в период Гражданской войны криминалистическая наука была поставлена на рельсы борьбы с инакомыслием и контрреволюцией, в годы Великой Отечественной войны - на рельсы противодиверсионной деятельности. Говоря

простыми словами, весь имеющийся инструментарий, содержащий в себе необходимые для освоения обучающимися навыки и способности, был сфокусирован на выработке умений противодействовать определенным видам противоправных посягательств.

Безусловно, современное состояние методики преподавания дисциплин криминалистического цикла нуждается в постоянном совершенствовании. Развитие науки и техники, возникновение новейших форматов социальной коммуникации, а также «технитизация» преступного мира обусловливает изменения содержательного наполнения указанных дисциплин и острую потребность в совершенствовании образовательных технологий при их преподавании.

Одной из ключевых задач современного преподавателя и педагога является «снабжение» обучающегося навыками, знаниями и умениями, которые необходимы в деятельности по борьбе с преступными проявлениями. Автор разделяет позицию В. В. Фадеевой, которая в своих трудах отмечает особое значение инновационного образования, в основе которого лежит комплексное сочетание прогрессивных технологий и интенсивная научно-исследовательская деятельность на фоне многоуровневой системы образования. Безусловно, подобная конструкция образовательного процесса нашла свое отражение в объективной реальности. Так, в Российской Федерации выделяют следующие ступени (уровни) высшего образования: бакалавриат; магистратура; специалитет; аспирантура и докторантура.

Весьма обширный теоретический и эмпирический материал, накопленный за прошедшие десятилетия, превратил блок дисциплин криминалистического цикла в один из сложнейших и наукоемких учебных предметов, который сочетает в себе ряд категорий и явлений, образующих сложнейший научный аппарат. И. А. Возгрин в своих трудах отмечает, что успешная реализация образовательного процесса в части преподавания указанных дисциплин во многом зависит от разработки:

- блока лекционного материала;

- блока ситуационных задач и кейсов для занятий семинарского и практического цикла;

- комплекса творческих и аналитических заданий;

- комплекса интерактивных и командных заданий;

- комплекта проверочных заданий;

- фонда оценочных средств, отвечающих основным общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям [15].

Ключевым в преподавании дисциплин криминалистического цикла, по мнению автора, является упор на реализацию занятий семинарского, практического и лабораторного цикла, поскольку в процессе их проведения обучающиеся способны взаимодействовать с моделями и макетами, наглядным образом усвоить ключевые компоненты современной криминалистической техники и технологии, криминалистический тактики и технологии и др. Стоит отметить, что во многом эффективность такого формата занятий зависит от уровня и состояния материально-технической базы образовательной организации и учреждения.

При проведении занятий лекционного типа следует акцентировать внимание на использовании электронных учебно-наглядных пособий, презентаций, инфогра-фики и схем, поскольку это позволит существенным образом снизить порог восприятия обучающимся получаемой от лектора информации. Лекционное занятие должно состоять из следующих этапов: вводный; основной; заключительный.

Для вводного этапа характерна постановка темы и краткий историко-правовой экскурс, обозначение значимости темы для обучающегося. Основной этап предполагает детальное изучение основных внутренних и внешних характеристик исследуемого института и подинститута с использованием цифровых образовательных технологий. Г. М. Меретуков в своих трудах отмечает, что теоретические знания и практический опыт преподавателя на данном этапе во многом определяют степень освоения обучающимся основных компетенций [16].

Заключительная часть лекционного занятия предполагает получение обучающимися домашнего задания и возможность задавать вопросы лектору в случае, если таковые имеются.

В. Ю. Толстолуцкий считает, что для занятий семинарского, практического и лабораторного типа характерно использование практико-ориентированных и интерактивных подходов, сочетающих в себе проверку усвоения теоретического материала не только посредством устного опроса, но и в результате демонстрации навыков и умений использования основных технико-криминалистических средств [17].

Отдельное внимание следует уделить механизму построения фонда оценочных средств, наполнение которого должно отвечать не только современным образовательным стандартам в части соответствия контрольных заданий основным общепрофессиональным, общекультурным и профессиональным компетенциям, но и состоянию криминалистической доктрины. Так, при разработке оценочных материалов следует акцентировать внимание на тех аспектах криминалистической науки, которые активно используются в практической деятельности органов правопорядка. Согласно мнению А. Г. Филиппова, усиление теоретического блока и историко-правового компонента в фонде оценочных средств не позволит существенным образом обеспечить надлежащее усвоение основных профессиональных умений и навыков у обучающегося, а в исключительных случаях вызовет общее непонимание значимости исследуемой дисциплины [18].

Анализируя содержательные аспекты проведения практических, семинарских и лабораторных занятий по дисциплинам криминалистического цикла, уместно привести позицию С. А. Юркова и М. С. Ившина, которые отмечают острую необходимость использования виртуальных досок для формирования надлежащего уровня профессиональной правовой компетенции будущего специалиста в области права [19]. По мнению названных авторов, использование в образовательном процессе указанных средств всецело способствует интенсификации процесса взаимодействия и взаимопомощи обучающихся и преподавателя, что, безусловно, положительно сказывается на ходе и результатах образовательного процесса.

Разработка учебно-методического комплекта по дисциплинам криминалистического цикла не должна содержать в своей основе исключительно теоретический блок, образовательный процесс в данном случае необходимо «разбавлять» научно-исследовательским компонентом посредством интеграции заданий по подготовке междисциплинарных проектов (учитывая, что криминалистика использует достижения других наук для борьбы с преступностью). Эффективность данного метода подтверждается исследованиями И. В. Баженовой, М. М. Клунниковой и Н. И. Пак [20].

Интеграция в образовательный процесс цифровых технологий подтвердила свою эффективность и результативность. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году представила новый вызов перед отечественной образовательной системой. В частности, «оперативный» переход на дистанционные форматы обучения показал эффективность существующих систем электронно-информационных платформ и

систем управления обучения на базе высших образовательных организаций, что, безусловно, позволяет говорить о необходимости интеграции дополнительных электронно-цифровых методик реализации образовательного процесса в практику преподавания. В обосновании данной позиции уместно привести мнение М. А. Хохрякова, Т. Ю. Вилковой и С. А. Насонова, которые отмечают повышенный уровень усвояемости общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными стандартами [21], в условиях использования цифровых технологий. Несколько иной позиции придерживаются у. С. Захарова, К. А. Вилкова и Р. Н. Абрамов, называя проблематику использования цифровых технологий в высшем образовании актуальной и до конца не разрешенной, а следовательно, перспективной для дальнейших исследований [22].

Развивая мысль о необходимости интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, целесообразно рассмотреть вопрос об использовании в преподавании специальных программных продуктов на основе искусственного интеллекта, с помощью которых можно решить большой объем задач диагностического характера. П. В. Сысоев в своих исследованиях отмечает, что искусственный интеллект позволяет ответить на весьма широкий круг вопросов, среди которых: обеспечение эффективного управления образовательным процессом; разработка индивидуализированных образовательных траекторий; оптимизация подготовки преподавателя и педагога к занятиям «контактного» типа; оптимизация образовательного процесса [23].

Совершенствование образовательного процесса невозможно без интеграции опыта ведущих зарубежных образовательных организаций. Насыщение образовательного процесса научно-исследовательским компонентом следует производить посредством создания на базе высших учебных заведений международных площадок для обмена теоретическим опытом. В связи с этим уместно суждение известного автора Лэй Сун, который отмечает значимость международного сотрудничества образовательных организаций в вопросах создания научно-исследовательских площадок [24]. Приведенный подход позволит не только усилить уровень и качество взаимодействия образовательных организаций, но и сфокусировать общий образовательный ресурс на решении острых проблем теоретического и прикладного характера.

Однако усиление международного сотрудничества образовательных организаций и учреждений не должно идти вразрез с курсом государственной политики в области патриотического воспитания. Зарубежные модели реализации образовательного процесса должны могут быть интегрированы в «ручном режиме», в противном случае возможно возникновение негативных факторов и явлений, оказывающих деструктивное воздействие на мышление обучающихся. В частности, об этом говорят Н. П. Шитякова, И. В. Верховных и И. В. Забродина: проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования и интеграции международного опыта нуждаются в серьезном изучении, поскольку не всегда возможно предвидеть риски их деструктивного воздействия на обучающихся [25].

Автоматизация образовательных процессов позволит существенным образом повысить качественные показатели образовательной деятельности. Исследования зарубежных авторов, среди которых - Н. Эни и Э. А. Сейда, эмпирическим путем подтверждают эффективность применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в преподавании прикладных дисциплин в сфере права [26]. П. Палвия, Н. Бакир и Х. Немати в своих трудах отмечают, что ИТ-технологии полезны не только

для образовательного процесса, но и для реализации профессиональной деятельности в будущем, их использование упрощает «процедурные» механизмы жизнедеятельности человека в сфере права, тем самым нивелируя излишнюю бюрократию и ускоряя процесс получения желаемой юридической услуги [27].

Необходимо также расширять технический потенциал образовательных организаций и учреждений в части возможности предоставления образовательных услуг с использованием технологий синхронного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Особенно это будет полезно при реализации образовательных программ и специализаций по очно-заочным и заочным формам обучения. М. Хамада [28] и О. Кальдерон [29] в своих исследованиях полагают, что использование приведенной технологии обеспечит «гибкость» и «доступность» высшего образования для человека за счет возможности его включения в образовательный процесс удаленно.

Особый интерес для отечественной методики преподавания представляют зарубежные модели преподавания дисциплин криминалистического цикла, которые выражаются в интенсивности использования практико-ориентированных подходов. В частности, это обусловлено тем, что зарубежная криминалистическая наука, несмотря на ее более длительную историю становления и развития, предстала в обли-чии вспомогательной «инструкции» для правоохранительных органов в деятельности по борьбе с преступностью. Следствием этого стало то, что фактически в криминалистической науке нет общетеоретического компонента, что лишает ее возможности использования метатеоретических подходов к совершенствованию базовых категорий и явлений, которые, по мнению автора публикации, пронизывают содержательный аппарат прикладных разделов дисциплины. Однако излишняя сосредоточенность внимания в ходе образовательного процесса на теоретических компонентах преподаваемой дисциплины не будет способствовать выработке соответствующих навыков и способностей у обучающихся, что, естественно, плохо для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в деятельности по совершенствованию образовательного процесса в части реализации дисциплин криминалистического цикла следует акцентировать внимание на использовании комбинированных методик преподавания, сочетающих комплексное изучение как теоретических, так и прикладных компонентов соответствующей дисциплины. Автор публикации полагает, что подобный подход позволит обеспечить надлежащее усвоение обучающимся основных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

При подготовке настоящего исследования автором использовался весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых - общенаучные, частнона-учные и специальные. Активно использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный и сравнительно-правовой. Отдельное внимание уделялось современным кибернетическим методам научного исследования, предполагающим использование технологий BIG-DATA и сетевого инструментария.

Результаты исследования / Research results

Резюмируя вышесказанное, отметим, что совершенствование механизмов преподавания дисциплин криминалистического цикла во многом зависит от следующих факторов:

- уровня и качества материально-технической оснащенности образовательного учреждения, наличия учебных макетов и моделей, специального программного обеспечения и программных продуктов;

- компетенции преподавателя, свойственных ему навыков социальной коммуникации, профессионализма, вовлеченности в преподаваемую им дисциплину;

- заинтересованности обучающихся в получении новых знаний, привлекательности будущей профессии, целеустремленности и нетерпимом отношении к коррупционному поведению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, приведенный перечень факторов не является исчерпывающим, поскольку существующие образовательные программы и специализации, во всем своем многообразии, направлены на подготовку специалистов в различных «подсферах» правоохранительной деятельности. Так, в образовательных организациях и учреждениях на сегодняшний день осуществляется подготовка специалистов в области противодействия организованной и экономической преступности, экспертной, следственной и оперативно-разыскной деятельности и др. В свою очередь, такое многообразие обозначает спектр компонентов, определяющих более узкий круг условий для успешной и эффективной образовательной траектории.

Для совершенствования образовательного процесса, по мнению автора публикации, в первую очередь необходимо уделить внимание уровню и качеству преподавания соответствующей профильной дисциплины, профессионализму и заинтересованности преподавателя. Так, наличие внушительного эмпирического опыта и теоретической базы у конкретного преподавателя позволит исключить возникновение «тупиковых» ситуаций в образовательном процессе, когда преподаватель не способен предоставить обучающимся исчерпывающий и достоверный ответ на интересующий вопрос. Крайне необходимо усилить институт послевузовского образования для преподавателей путем построения системной модели непрерывного дополнительного образования. Прежде всего это необходимо для расширения профессионального кругозора педагогического работника, его вовлечения в курс теоретических и прикладных проблем, олицетворяющих состояние криминалистической доктрины.

Справедливо высказывание А. Г. Безверхова о том, что совершенствование материально-технической базы также является непременным условием улучшения образовательного процесса [30], поскольку блок криминалистических дисциплин правоведами справедливо относится к прикладным, в конечном счете обусловливает необходимость использования практико-ориентированных подходов для их изучения, что требует от образовательной организации наличия обширной материально-технической базы. К сожалению, на нормативно-правовом уровне отсутствуют единые стандарты оснащенности криминалистических лабораторий и кабинетов криминалистики для образовательных учреждений, несмотря на обязательное требование их наличия. Автор публикации полагает, что законодателю следует пересмотреть вопрос об общих требованиях к оснащению таких кабинетов и лабораторий. Важно подчеркнуть, что в некоторых образовательных учреждениях оснащение специализированных аудиторий ограничивается наличием соответствующей таблички.

Мотивация и заинтересованность обучающегося во многом зависит от первых двух компонентов. Так, скудная материально-техническая база и отсутствие профессионализма у преподавателя во многом подрывают желание студента к обучению. Зачастую это приводит к «общему разочарованию» в выборе будущей профессии и нежеланию в дальнейшем связывать свою жизнь с государственной службой и правоохранительной деятельностью.

Применительно к реализации образовательного процесса автор публикации предлагает следующие точечные рекомендации, отраженные в таблице.

Вид занятия Форма проведения Форма контроля

Занятие лекционного типа Чтение лекции с использованием современных мультимедийных технологий. Использование электронных учебно-наглядных пособий и презентации. Демонстрация технико-криминалистических средств (при изучении отдельных тем и разделов)

Занятие практического (лабораторного типа) Проведение занятия в интерактивной форме с использованием технико-криминалистических средств. Проведение занятий на базе криминалистических полигонов и лабораторий Оценка практических навыков и способностей обучающегося

Занятие семинарского типа Решение ситуационных и аналитических заданий. Решение творческих заданий в «команде». Проведение устного опроса Оценка усвоения теоретического материала

Заключение / Conclusion

В заключении отметим, что совершенствование образовательного процесса по большей части является динамическим феноменом, который будет характерен для сферы образования долгое время. Во многом это обусловлено научно-техническим прогрессом, постоянством развития общества и государства, что фактически вынуждает прибегать к новым методикам и формам реализации образовательного процесса. Нежелание и медлительность в данном вопросе способны привести к стагнации и ухудшению общего состояния дел в обозримой перспективе.

Ссылки на источники / References

1. Лапин Е. С. Философия криминалистики: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 166 с.

2. Бочкарев С. А. Философия уголовного права: постановка вопроса: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. - 424 с.

3. Маннс Г. Ю. Криминалистика, как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного иркутского университета. Отдел I: науки гуманитарные. - Иркутск: Госиздат, 1921. - Вып. 2. - С. 139-164.

4. Бастрыкин А. И. Понятие методики расследования отдельных видов преступлений // Вестник ЛГУ. Сер.: Экономика, философия, право. - 1979. - № 23. - 162 с.

5. Колецки Х. Криминалистика и ее соотношение с другими вспомогательными судебными науками // Вестник криминалистики. - 2009. - Вып. 2 (30). - С. 27-36.

6. De Forest P. R., Gaensslen R. E., Lee H. C. Forensic Science: An Introduction to Criminalistics. - New York: McGraw-Hill Companies, 1983. - 480 p.

7. Saferstein R. Criminalistics: An Introduction to Forensic Science. - 7th ed. - Prentice Hall, 2000. - 686 p.

8. Локар Э. Руководство по криминалистике. - М.: Юрид. изд. НКЮ СССР, 1941. - 544 с.

9. Белкин Р. С. Курс криминалистики. - 3-е изд., доп. - М.: Юристъ, 2001. - 837 с.

10. Порубов Н. И. Методика преподавания: опыт криминалистов прошлого // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 23-24 мая 2002 г. - Краснодар, 2002. - С. 49-52.

11. Россинская Е. Р. Современные проблемы криминалистической дидактики // Кримшал^ика XXI столгття: ма-терiали мiжнародноi науково-практичноi конференцп, 25-26 листопада 2010 року. - Харшв, 2010. - С. 790-799.

12. Фадеева В. В. Создание профессиональной информационной обучающей среды подготовки специалиста органов внутренних дел // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности в деятельности правоохранительных органов: сб. науч. ст. / Юрид. ин-т МВД России. - Калининград, 2011. - С. 16-20.

13. Крылов В. В. Заветы А. Н. Васильева и методика преподавания криминалистики в рамках университета // Современная криминалистика. Правовая информатика и кибернетика. - М.: ЛексЭст, 2007. - С. 5-9.

14. Безверхов А. Г., Юдин А. В. Биометрия и право: вопросы теории и практики // Юридический вестник Самарского университета. - 2021. - Т. 7. - № 1. - С. 7-9.

15. Возгрин И. А., Степанов А. А. Основы методики и дидактики курса «Криминалистика». - СПб.: Сентябрь, 2002. - 222 с.

16. Меретуков Г. М., Данильян С. А. Использование возможностей мультимедийного программного продукта для совершенствования процесса обучения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе. - Краснодар, 2002. - С. 149-152.

17. Толстолуцкий В. Ю. Дидактические вопросы преподавания криминалистики с использованием компьютерных технологий // Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: в 2 т. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Т. 2. - С. 38-42.

18. Филиппов А. Г. Эффективная форма организации практических занятий (из опыта проведения криминалистических учений) // Вопросы методики преподавания на юридических факультетах Высшей школы МВД СССР: сб. ст. - М., 1972. - С. 110-116.

19. Юрков С. А., Ившин М. С. Особенности использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности будущего юриста // ПНиО. - 2020. - № 4 (46). - С. 425-440.

20. Баженова И. В., Клунникова М. М., Пак Н. И. Междисциплинарные проекты как средство формирования комплексных компетенций студентов в кластере дисциплин // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. - 2024. - № 2. - С. 401-411.

21. Хохряков М. А., Вилкова Т. Ю., Насонов С. А. Опыт перехода юридического вуза к дистанционной форме обучения в период пандемии: анализ мнений студентов и преподавателей // ПНиО. - 2021. - № 6 (54). - С. 97-109.

22. Захарова У. С., Вилкова К. А., Абрамов Р. Н. Применение МООК в преподавании в российских вузах: почему нет роста спроса на них в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение? // Высшее образование в России. - 2023. - № 2. - С. 125-148.

23. Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. - 2023. - № 10. - С. 9-33.

24. Лэй Сун. Опыт и перспективы сотрудничества Пекинского политехнического института с Россией в области высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2021. - № 1. - С. 114-131.

25. Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации // ПНиО. - 2020. - № 6 (48). - С. 446-458.

26. Zeni N., Seid E. A., Engiel P., Mylopoulos J. NomosT: building large models of law with a tool-supported process // Data Knowl Eng. - 2018. - Vol. 117. - Р. 407-418. DOI: 10.1016/j.datak.2018.04.009

27. Palvia P., Baqir N., Nemati H. ICT for socio-economic development: a citizens' perspective // Information & Management. - 2018. - Vol. 55 (2). - Р. 160-176. DOI: 10.1016/j.im.2017.05.003

28. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for Information and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2017. - Vol. 13(1). - Р. 35-59. DOI: 10.12973/ eurasia.2017.00603a

29. Calderon O., Sood C. Evaluating learning outcomes of an asynchronous online discussion assignment: a post-priori content analysis // Interactive Learning Environments. - 2020. - Vol. 28 (1). - Р. 3-17. DOI: 10.1080/10494820.2018.1510421

30. Безверхов А. Г., Юдин А. В. Прокурорский надзор в сфере безопасности на транспорте // Юридический вестник Самарского университета. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 7-13.

1. Lapin, E. S. (2017). Filosofiya kriminalistiki [Philosophy of criminology]: ucheb. posobie, 2-e izd., ispr. i dop., Yurajt, Moscow, 166 p. (in Russian).

2. Bochkarev, S. A. (2023). Filosofiya ugolovnogo prava: postanovka voprosa [Philosophy of criminal law: formulation of the question]: monografiya, Norma: INFRA-M, Moscow, 424 p. (in Russian).

3. Manns, G. Yu. (1921). "Kriminalistika, kak prikladnaya disciplina i predmet prepodavaniya" [Forensics as an applied discipline and subject of teaching], Sbornik trudovprofessorov i prepodavatelej Gosudarstvennogo irkutskogo uni-versiteta. Otdel I: nauki gumanitarnye, Gosizdat, Irkutsk, vyp. 2, pp. 139-164 (in Russian).

4. Bastrykin, A. I. (1979). "Ponyatie metodiki rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij" [The concept of methods for investigating certain types of crimes], Vestnik LGU. Ser.: Ekonomika, filosofiya, pravo, № 23, 162 p. (in Russian).

5. Kolecki, H. (2009). "Kriminalistika i ee sootnoshenie s drugimi vspomogatel'nymi sudebnymi naukami" [Forensics and its relationship with other auxiliary forensic sciences], Vestnik kriminalistiki, vyp. 2 (30), pp. 27-36 (in Russian).

6. De Forest, P. R., Gaensslen, R. E., & Lee, H. C. (1983). Forensic Science: An Introduction to Criminalistics, McGraw-Hill Companies, New York, 480 p. (in English).

7. Saferstein, R. (2000). Criminalistics: An Introduction to Forensic Science, 7th ed, Prentice Hall, 686 p. (in English).

8. Lokar, E. (1941). Rukovodstvopokriminalistike [Forensics Guide], Yurid. izd. NKYu SSSR, Moscow, 544 p. (in Russian).

9. Belkin, R. S. (2001). Kurs kriminalistiki [Forensics course], 3-e izd., dop., Yurist", Moscow, 837 p. (in Russian).

10. Porubov, N. I. (2002). "Metodika prepodavaniya: opyt kriminalistov proshlogo" [Teaching methodology: the experience of criminologists of the past], Aktual'nye problemy kriminalistiki na sovremennom etape: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Krasnodar, 23-24 maya 2002 g, Krasnodar, pp. 49-52 (in Russian).

11. Rossinskaya, E. R. (2010). "Sovremennye problemy kriminalisticheskoj didaktiki" [Modern issues of forensic didactics], Kriminalistika XXI stolittya: materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii, 25-26 listopada 2010 roku, Harkiv, pp. 790-799 (in Russian).

12. Fadeeva, V. V. (2011). "Sozdanie professional'noj informacionnoj obuchayushchej sredy podgotovki specialista organov vnutrennih del" [Creation of a professional information learning environment for training specialists of internal affairs bodies], Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij i problemy informacionnoj bezopasnosti v deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov: sb. nauch. st., Yurid. in-t MVD Rossii, Kaliningrad, pp. 16-20 (in Russian).

13. Krylov, V. V. & Zavety, A. N. (2007). "Vasil'eva i metodika prepodavaniya kriminalistiki v ramkah universiteta" [A. N. Vasiliev's precepts and methods of teaching criminology at the University], Sovremennaya kriminalistika. Pravovaya informatika i kibernetika, LeksEst, Moscow, pp. 5-9 (in Russian).

14. Bezverhov, A. G., & Yudin, A. V. (2021). "Biometriya i pravo: voprosy teorii i praktiki" [Biometrics and law: issues of theory and practice], Yuridicheskij vestnik Samarskogo universiteta, t. 7, № 1, pp. 7-9 (in Russian).

15. Vozgrin, I. A., & Stepanov, A. A. (2002). Osnovy metodiki i didaktiki kursa "Kriminalistika" [Fundamentals of methodology and didactics of the course "Forensics"], Sentyabr', St. Petersburg, 222 p. (in Russian).

16. Meretukov, G. M., & Danil'yan, S. A. (2002). "Ispol'zovanie vozmozhnostej mul'timedijnogo programmnogo produkta dlya sovershenstvovaniya processa obucheniya" [Using the capabilities of a multimedia software product to improve the learning process], Aktual'nye problemy kriminalistiki na sovremennom etape, Krasnodar, pp. 149-152 (in Russian).

17. Tolstoluckij, V. Yu. (2010). "Didakticheskie voprosy prepodavaniya kriminalistiki s ispol'zovaniem komp'yuternyh tekhnologij" [Didactic issues of teaching criminology using computer technology], Rol' kafedry kriminalistiki yuridicheskogo fakul'teta MGU im. M. V. Lomonosova v razvitii kriminalisticheskoj nauki i praktiki: v 2 t., MAKS Press, Moscow, t. 2, pp. 38-42 (in Russian).

18. Filippov, A. G. (1972). "Effektivnaya forma organizacii prakticheskih zanyatij (iz opyta provedeniya kriminalisticheskih uchenij)" [An effective form of organizing practical training (from the experience of conducting forensic exercises)], Voprosy metodiki prepodavaniya na yuridicheskih fakul'tetah Vysshejshkoly MVDSSSR: sb. st., Moscow, pp. 110-116 (in Russian).

19. Yurkov, S. A., & Ivshin, M. S. (2020). "Osobennosti ispol'zovaniya virtual'nyh dosok dlya formirovaniya profession-al'no-pravovoj kompetentnosti budushchego yurista" [Using virtual boards to develop the professional and legal competence of a future lawyer], PNiO, № 4 (46), pp. 425-440 (in Russian).

20. Bazhenova, I. V., Klunnikova, M. M., & Pak, N. I. (2024). "Mezhdisciplinarnye proekty kak sredstvo formirovaniya kom-pleksnyh kompetencij studentov v klastere discipline" [Interdisciplinary projects as a means of developing complex competences of students in a cluster of disciplines], ZhurnalSFU. Gumanitarnye nauki, № 2, pp. 401-411 (in Russian).

21. Hohryakov, M. A., Vilkova, T. Yu., & Nasonov, S. A. (2021). "Opyt perekhoda yuridicheskogo vuza k distancionnoj forme obucheniya v period pandemii: analiz mnenij studentov i prepodavatelej" [The experience of a law school's transition to distance learning during a pandemic: analysis of the opinions of students and teachers], PNiO, № 6 (54), pp. 97-109 (in Russian).

22. Zaharova, U. S., Vilkova, K. A., & Abramov, R. N. (2023). "Primenenie MOOK v prepodavanii v rossijskih vuzah: pochemu net rosta sprosa na nih v usloviyah vynuzhdennogo perekhoda na distancionnoe obuchenie?" [The use of MOOCs in teaching at Russian universities: why is there no increase in demand for them in the context of a obligatory transition to distance learning?], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 125-148 (in Russian).

23. Sysoev, P. V. (2023). "Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: osvedomlyonnost', gotovnost' i praktika primeneniya prepodavatelyami vysshej shkoly tekhnologij iskusstvennogo intellekta v professional'noj deyatel'nosti" [Artificial intelligence in education: awareness, readiness and practice of application by higher school teachers of artificial intelligence technologies in professional activities], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 10, pp. 9-33 (in Russian).

24. Lej, Sun (2021). "Opyt i perspektivy sotrudnichestva Pekinskogo politekhnicheskogo instituta s Rossiej v oblasti vysshego obrazovaniya" [Experience and prospects for cooperation between Beijing Polytechnic Institute and Russia in the field of higher education], VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, № 1, pp. 114-131 (in Russian).

25. Shityakova, N. P., Verhovyh, I. V., & Zabrodina, I. V. (2020). "Izuchenie otnosheniya pedagogov k vozmozhnostyam i riskam duhovno-nravstvennogo vospitaniya v usloviyah cifrovizacii" [Studying the attitude of teachers to the opportunities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization], PNiO, № 6 (48), pp. 446-458 (in Russian).

26. Zeni, N., Seid, E. A., Engiel, P., & Mylopoulos, J. (2018). "NomosT: building large models of law with a tool-supported process", Data Knowl Eng, vol. 117, pp. 407-418. DOI: 10.1016/j.datak.2018.04.009 (in English).

27. Palvia, P., Baqir, N., & Nemati, H. (2018). "ICT for socio-economic development: a citizens' perspective", Information & Management, vol. 55 (2), pp. 160-176. DOI: 10.1016/j.im.2017.05.003 (in English).

28. Hamada, M., & Hassan, M. (2017). "An Interactive Learning Environment for Information and Communication Theory", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, vol. 13(1), pp. 35-59. DOI: 10.12973/ eurasia.2017.00603a (in English).

29. Calderon, O., & Sood, C. (2020). "Evaluating learning outcomes of an asynchronous online discussion assignment: a post-priori content analysis", Interactive Learning Environments, vol. 28 (1), pp. 3-17. DOI: 10.1080/10494820.2018.1510421 (in English).

30. Bezverhov, A. G., & Yudin, A. V. (2021). "Prokurorskij nadzor v sfere bezopasnosti na transporte" [Prosecutorial supervision in the field of transport safety], Yuridicheskij vestnik Samarskogo universiteta, t. 7, № 2, pp. 7-13 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.