Научная статья на тему 'Использование изображений, полученных с камер видеонаблюдения, в ходе расследования и раскрытия преступлений'

Использование изображений, полученных с камер видеонаблюдения, в ходе расследования и раскрытия преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПОРТРЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА / СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / SITUATIONAL APPROACH / DISCLOSURE OF CRIMES / PORTRAIT EXAMINATION / EXTERNAL APPEARANCE OF THE PERSON / INVESTIGATIVE SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова О. В.

Автор статьи рассматривает видеоизображения внешнего облика человека, полученные с камер видеонаблюдения, как элемент ситуационного подхода в практической деятельности по расследованию преступлений.The author of the article considers video images of the external appearance of a person, obtained from video surveillance cameras, as an element of a situational approach in practical activities to investigate crimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование изображений, полученных с камер видеонаблюдения, в ходе расследования и раскрытия преступлений»

Использование изображений, полученных с камер видеонаблюдения, в ходе расследования и раскрытия преступлений

О. В. МАЙОРОВА,

адъюнкт кафедры основ экспертно-криминалистической деятельности (Волгоградская академия МВД России) E-mail: [email protected]

Use of CCTV Images During Investigation and Disclosure

of Crimes

O. V. MAYOROVA,

Adjunct of the Department of Fundamentals of Forensic Science (Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Автор статьи рассматривает видеоизображения внешнего облика человека, полученные с камер видеонаблюдения, как элемент ситуационного подхода в практической деятельности по расследованию преступлений.

Ситуационный подход; раскрытие преступлений; портретная экспертиза; внешний облик человека; следственная ситуация.

УДК 303.63:343.98.068

The author of the article considers video images of the external appearance of a person, obtained from video surveillance cameras, as an element of a situational approach in practical activities to investigate crimes.

Situational approach; disclosure of crimes; portrait examination; external appearance of the person; investigative situation.

Использование отображений внешнего облика человека, полученных с камер видеонаблюдения, в борьбе с преступностью и доказыванием преступлений является весьма эффективным. Однако, в качестве элемента ситуационного подхода в ходе расследования и раскрытия преступлений, использование отображений внешнего облика человека, полученных с камер видеонаблюдения, ранее в теории подробно не рассматривалось.

Как отмечал профессор Н. П. Яблоков, преступная деятельность, равно как и процесс возникновения и исчезновения информации о ней, а также процесс ее расследования, имеют ситуационную природу, поскольку осуществляются они в конкретных условиях места, времени дня и года окружающей среды, в самых различных взаимосвязях с другими процессами объективной действительности, поведением различных лиц, связанных с указанными процессами [8].

Ситуационный подход сформировался на основе изучения следственной ситуации. Как элемент, позволяющий максимально оптимизировать процесс расследования, он включен в методики расследования отдельных видов преступлений [4, 9].

Профессор Т. С. Волчецкая сформулировала «следственную ситуацию как степень информационной осведомленности следователя о преступлении, а также состояние процесса расследования, сложившееся на любой определенный момент времени, анализ и оценка которого позволяет следователю принять наиболее целесообразные по делу решения» [1, 2, 3].

Можно говорить о том, что от информационной составляющей преступления, а именно так можно определить анализ следственной ситуации, зависят дальнейшие запланированные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, то есть в итоге — весь процесс организации расследования преступления. Данные о событии преступления и виновности лица, то есть наибо-

лее важные обстоятельства, являются целью ликвидации информационного вакуума следственной ситуации, складывающейся на определенном этапе расследования. Именно эту цель необходимо иметь в виду в процессе планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Установить личность по фото или видеоизображениям — задача, постоянно возникающая перед сотрудниками органов внутренних дел как при розыске преступников, так и розыске пропавших без вести граждан. Количество объектов — видеоизображений, поступающих на экспертное исследование, из года в год возрастает, что обусловлено увеличением наличия количества видеозаписыва-ющего оборудования в повседневной жизни граждан. В связи с этим возрастают возможности использования правоохранительными органами достижений науки в данной области в интересах безопасности населения. Все большую популярность приобретает применение видеозаписываю-щей аппаратуры самими гражданами в целях обеспечения собственной безопасности, защиты и сохранности своего имущества, а также систематического контроля над объектами коммерческой деятельности и других целей [7].

Именно все выше перечисленные обстоятельства обусловили рост объектов видеоизображений, поступающих на экспертное исследование в экс-пертно-криминалистические подразделения правоохранительных органов.

Помимо производства экспертиз, изображения с камер видеонаблюдения направляются на проверки по информационным базам данных посредством информационно-поисковых систем (далее — ИПС). В настоящее время в правоохранительных органах получили распространение такие ИПС, как «Сова», «Сова-Видеопоток», «Портрет-поиск» и др.

Подходя к расследованию преступлений с позиций криминалистической деятельности, можно говорить о том, что процесс расследования — это многоцелевая поисково-познавательная деятельность. В широком смысле базисные элементы структуры расследования определены нормативно (уголовно-процессуальным законом). В узком же смысле структура каждого конкретного расследования определяется следователем. Важным этапом при формировании структуры расследования каждого уголовного дела является формулирование целей расследования. Для этого требуется произвести подробный анализ состава расследуемого преступления с точки зрения норм уголовного права, и, в дальнейшем, исходя из следственной ситуации, очертить круг следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий и мероприятий, требуемых для

неопровержимого доказательства каждого из элементов состава преступления. Можно говорить о том, что такой алгоритм действий следователя составляет сущность планирования. Такую последовательность действий целесообразно оформить в план оперативно-следственных действий и мероприятий по уголовному делу — документ, в котором будет отражаться на момент его составления следственная обстановка (ситуация), иначе говоря, фабула, а также выдвинутые на основании собранных доказательств версии. В дальнейшем, по каждой из выдвинутых версий отдельно планируется проведение тех или иных мероприятий. Такой план расследования является общим. На его основании, с учетом вновь поступающей информации по делу, происходит ежедневное планирование следователем дальнейших мероприятий. Например, в случае подтверждения какой-либо одной из выдвинутых версий основного плана проведение следственных действий по другой автоматически становится нецелесообразным и отменяется. Это еще раз говорит о том, что ситуационный подход к расследованию является динамической категорией, развивающейся, эволюционирующей в процессе расследования.

Например, в случае изъятия и просмотра видеозаписи, сделанной камерой видеонаблюдения, установленной в помещении, в котором было совершено хищение имущества и неопровержимого установления факта совершения злоумышленником преступления (хищения) в одиночку, следственные действия, предусмотренные для установления соучастников, по версии, предполагавшей совершение преступления в соучастии, проводить нет никакого смысла. При этом мероприятия, направленные на установление и подтверждение размера причиненного ущерба по делам о хищениях, требуется провести в обязательном порядке, так же, как и по другим категориям уголовных дел [6], независимо от подтвержденных либо неподтвержденных выдвинутых версий о лицах, совершивших преступление.

Анализ практики показывает, что по прибытии следственно-оперативной группы на места происшествий в коммерческие организации (например, торговые центры, сетевые магазины, отделения банков и пр.), зачастую возникают сложности с изъятием фрагментов видеозаписи на съемные носители, обусловленные некомпетентностью персонала коммерческих организаций, а также удаленным хранением интересующей информации. По указанным выше причинам сотрудниками следственно-оперативной группы (далее — СОГ) с целью оперативного изъятия и использования информации приходится производить съемку с экрана монитора на камеру мобильного телефона или фотоаппарата.

Информация, полученная с помощью камер видеонаблюдения, может предопределять для следователя выбор наиболее эффективных тактических приемов следственных действий [5]. К примеру, если в ходе проведения осмотра места происшествия будет установлено, что момент совершения преступного деяния зафиксирован камерой видеонаблюдения, целесообразно сразу принять меры для получения видеозаписи и ее просмотра непосредственно на месте проводимого осмотра членами СОГ.

Полученная в ходе анализа информация позволит решить несколько задач:

1. Установить время, точное место, способ совершения преступления.

2. Получить данные о количестве преступников.

3. Определить локализацию оставленных преступниками материальных следов на месте про-

исшествия, с целью дальнейшего их обнаружения, фиксации и изъятия.

Подводя итог проблематики, связанной с использованием отображений внешнего облика человека, полученных с камер видеонаблюдения, как элемента ситуационного подхода в ходе расследования и раскрытия преступлений, следует сделать следующий вывод: в большинстве случаев, именно использование информации о внешнем облике человека, полученной с камер видеонаблюдения, как элемент ситуационного подхода, в ходе анализа следственной ситуации, обуславливает выдвижение общих и частных криминалистических версий, в том числе и их корректировку. И в дальнейшем, на определенном (конкретном) этапе расследования, именно следственная ситуация позволяет оценивать успешность дальнейшей работы с версиями.

Список литературы:

1. Волчецкая, Т. С. Генезис, современные тенденции и перспективы развития криминалистической ситуалогии на современном этапе / Т. С. Волчецкая / Ситуационный подход в криминалистической науке и правоприменительной деятельности: материалы межд. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности», БФУ им. И. Канта ; под ред. Т. С. Волчецкой. — Калининград, 2012. — Текст : электронный.

2. Волчецкая, Т. С. Криминалистическая ситуа-логия: монография. — М., 1997. — Текст : непосредственный.

3. Волчецкая, Т. С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике: учебное пособие. Калининград, 1997. — Текст : непосредственный.

4. Драпкин, Л. Я. Ситуационный подход в криминалистической теории и практике расследования преступлений // Российский юридический журнал. № 2, март-апрель 2017. — Текст : непосредственный.

5. Лозовицкая, Г. П. Доказательственное значение экспертиз и исследований цифровых фото-, видеоизображений в уголовном процесс // Энциклопедия судебной экспертизы. 2018. № 4.— Текст : непосредственный.

6. Лозовицкая, Г. П., Голиков, О. С. Проблемы возмещения вреда потерпевшему в уголовном процессе // Российский следователь. 2000. № 5. — Текст : непосредственный.

7. Майорова, О. В. Актуальные проблемы производства портретных экспертиз и составления субъективных портретов в ЭКЦ УМВД России по Астраханской области // Энциклопедия судебной экспертизы. 2018. № 4 (19). — Текст : непосредственный.

8. Яблоков, Н. П. Ситуационный подход как один из методов научного познания в криминалистическом мышлении субъектов криминалистической деятельности // Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.С. Волчецкой; БФУ им. И. Канта. Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. — Текст : электронный.

9. Ян, Е. И. Ситуационный подход и его значение для расследования преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. № 1 (84). 2018. - Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.