Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветошкина Ирина Витальевна

Проблема мотивации школьников является в настоящее время одной из важнейших в педагогике, особенно в период пандемии, когда всему миру пришлось перейти на дистанционное обучение. Эта проблема усложняется тем, что нужно учитывать возрастные особенности учеников. Существует множество средств повышения мотивации учения, и одно из них - это интернет. Использование интернета при изучении иностранного языка повышает мотивацию учения и создает условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В статье раскрывается понятие информационно-педагогических технологий и рассматриваются возможности их применения для самообучения в период пандемии и дальнейшего использования на уроках английского языка в классе. Представлена апробация нескольких интернет-ресурсов, помогающих в изучении английского языка, для разных возрастов обучающихся средней общеобразовательной школы в период самообразования. Данный метод дал хороший результат владения учебным материалом после выхода школьников с дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветошкина Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE INTERNET AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION WHEN LEARNING ENGLISH IN THE MIDDLE LEVEL OF SECONDARY SCHOOL DURING THE PANDEMIC

The problem of motivation of schoolchildren is currently one of the most important in pedagogy, especially during the pandemic, when the whole world had to switch to distance learning. This problem is complicated by the fact that it is necessary to take into account the age characteristics of students. There are many ways to increase the motivation of learning, and one of them is the Internet. The use of the Internet when learning a foreign language increases the motivation of learning and creates conditions for the formation of foreign language communicative competence. The paper reveals the concept of information and pedagogical technologies and considers the possibilities of their use for self-learning during a pandemic and further use in English lessons in the classroom. The article presents the approbation of several Internet resources that help in learning English for different ages of secondary school students during self-education. This method gave a good result of the possession of educational material after the release of students from distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). С. 77-83. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 77-83.

Научная статья УДК 372.881.111.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

1 2

Ирина Витальевна Ветошкина '

1 МАОУ СОШ № 24, Березники, Россия, sabitova_i_v@mail.ru

2 Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, Березники, Россия

Аннотация. Проблема мотивации школьников является в настоящее время одной из важнейших в педагогике, особенно в период пандемии, когда всему миру пришлось перейти на дистанционное обучение. Эта проблема усложняется тем, что нужно учитывать возрастные особенности учеников. Существует множество средств повышения мотивации учения, и одно из них - это интернет. Использование интернета при изучении иностранного языка повышает мотивацию учения и создает условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В статье раскрывается понятие информационно-педагогических технологий и рассматриваются возможности их применения для самообучения в период пандемии и дальнейшего использования на уроках английского языка в классе. Представлена апробация нескольких интернет-ресурсов, помогающих в изучении английского языка, для разных возрастов обучающихся средней общеобразовательной школы в период самообразования. Данный метод дал хороший результат владения учебным материалом после выхода школьников с дистанционного обучения.

Ключевые слова: интернет, повышение мотивации, английский язык, средний школьный возраст, общеобразовательная школа, дистанционное обучение

Для цитирования: Ветошкина И. В. Использование интернета как средства повышения мотивации при изучении английского языка в среднем звене общеобразовательной школы в период пандемии // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). C. 77-83.

Original article

THE USE OF THE INTERNET AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION WHEN LEARNING ENGLISH IN THE MIDDLE LEVEL OF SECONDARY

SCHOOL DURING THE PANDEMIC

Irina V. Vetoshkina

1 School No. 24, Berezniki, Russia, sabitova_i_v@mail.ru

2

Berezniky branch of Perm National Research Polytechnic University, Berezniky, Russia

Abstract. The problem of motivation of schoolchildren is currently one of the most important in pedagogy, especially during the pandemic, when the whole world had to switch to distance learning. This problem is complicated by the fact that it is necessary to take into account the age characteristics of students. There are many ways to increase the motivation of learning, and one of them is the Internet. The use of the

© Ветошкина И. В., 2022

Internet when learning a foreign language increases the motivation of learning and creates conditions for the formation of foreign language communicative competence. The paper reveals the concept of information and pedagogical technologies and considers the possibilities of their use for self-learning during a pandemic and further use in English lessons in the classroom. The article presents the approbation of several Internet resources that help in learning English for different ages of secondary school students during self-education. This method gave a good result of the possession of educational material after the release of students from distance learning.

Keywords: Internet, increasing motivation, English, middle school age, secondary school, distance learning

For citation: Vetoshkina I. V. The use of the Internet as a means of increasing motivation when learning English in the middle level of secondary school during the pandemic. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). Pp. 77-83. (In Russ.).

Слово «мотивация» впервые было использовано Артуром Шопенгауэром, немецким философом XIX в., в одном из его произведений. Сейчас этот термин используется в психологии и обозначает «процесс действия мотива» [1, с. 71]. В свою очередь, «мотив (фр. motif - побудительная причина) - психическое явление, становящееся побуждением к действию» [1, с. 7071]. Таким образом, можно сказать, что без мотива не может быть актуализации мотивации. Владимир Григорьевич Леонтьев писал, что мотив может сформироваться только у личности, поэтому психологи выделяют два вида мотивации - внутреннюю и внешнюю [2, с. 13].

Внутренняя мотивация по-другому называется интринсивной (лат. intra - находящийся внутри), а внешняя - экстринсивной (лат. extra - снаружи). Внутренняя мотивация - это потребности, установки, интересы, влечения и желания личности, а внешняя мотивация - это внешние условия и обстоятельства, которые побуждают личность к действию. Таким образом, можно сказать, что мотивы и мотивация могут зависеть как от внешних обстоятельств, так и от внутренних установок индивида.

Еще одним немаловажным критерием является двумодальное, т. е. положительное или отрицательное, строение мотивации, т. к. человек может либо стремиться к чему-нибудь, либо избегать этого, либо быть удовлетворенным чем-то, либо страдать от чего-то, либо поощряться, либо наказываться. Если потребность удовлетворяется, возникают положительные эмоции, а если же деятельность планируется как заданная необходимость в силу жестких обстоятельств, то могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания.

Мотивация учебной деятельности. Учение - это сложная деятельность, включающая в себя четыре обязательных учебных компонента: задачу, действия, самоконтроль и рефлексию. Учение - это «воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из его индивидуального неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни» [3, с. 7]. Если этого нет, то учение превращается в натаскивание, которое не затрагивает внутреннюю сущность человека. Важно понимать, что учебная деятельность ученика связана с учителем и учениками. В этом плане учебная деятельность социальна, т. к. предполагает общение с другими людьми.

Особенности мотивации учения школьников в среднем школьном возрасте (5-9-й классы). Когда ребенок достигает среднего школьного возраста, он сталкивается с новыми трудностями: появление новых учителей с их требованиями, увеличение числа школьных предметов, усложнение школьного материала, расширение видов внеклассной деятельности, включение в новые социальные контакты с одноклассниками и многое другое.

В среднем школьном возрасте подросток начинает понимать свою мотивацию. Это происходит путем сопоставления своих собственных мотивов и целей с мотивами и целями сверстников. Поэтому в этом возрасте так важна коллективная работа. Подросток соотносит свою мотивацию, мотивацию сверстников с образцами, которые приняты в обществе.

В начале средней ступени обучения повышается интерес к обучению из-за появления разных учителей и новых предметов, затем к 7-8-му классу интерес угасает, а в 9-м классе он снова возрастает из-за определения путей дальнейшего образования. Снижение мотивации в 7-8-м классах вызвано тем, что подросток не может понять связь учения с социально значимыми видами деятельности, реализовать свои стремления к взаимодействию со сверстниками, стремления к самостоятельности и взрослости. Причиной может быть и отсутствие интереса к обучению из-за неразвитости учебно-познавательных мотивов, которые не были заложены в начальной школе и угасают в средней школе.

Специфика обучения иностранному языку. Специфика обучения иностранному языку заключается в том, что иностранный язык - это знаковая система, которая отличается от родного языка особенностями овладения и владения.

Отличием иностранного языка от других школьных предметов является негативное отношение к нему. Многие считают, что это очень сложный предмет, который не поддается овладению. Иностранный язык требует много работы. Эта работа должна быть мотивированной. У ученика должна быть цель, например, выучить иностранный язык для того, чтобы общаться со сверстниками из других стран. Школьный материал базируется на возрасте ученика и его интересах. Правильный подход к преподаванию иностранного языка может помочь овладеть языком в процессе общения учителя с учеником на уроке. Перед учителем стоит задача изменить негативное отношение к этому школьному предмету. И здесь на помощь учителю может прийти интернет.

Интернет (англ. inter - между, net - сеть) - система для хранения и передачи информации. В наше время внедрение интернета в процесс обучения иностранному языку является важной технологией. Написано большое количество работ, где исследователи говорят о положительном влиянии интернет-коммуникации через чаты, форумы и т. п. на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции [4, с. 29]. Сейчас Всемирная сеть - это не только база для удовлетворения личных потребностей и интересов человека, но и база для образования и самообразования людей.

Все больше и больше Глобальная сеть становится повседневной реальностью для школьников и неотъемлемой частью для большинства людей. Каждый четвертый пользуется интернетом на повседневной основе. Можно сделать вывод, что сейчас уже невозможно представить свою деятельность без информационно-коммуникативных технологий (далее -ИКТ). Эти технологии создают среду, где будущему поколению нужно будет не только уметь общаться, но и строить профессиональные и личные отношения, представлять себя. Чем эффективнее это будет осуществляться, тем лучше станет личное благополучие гражданина и процветание целой страны, поэтому ИКТ придается большое значение в системе школьного образования.

Катализатором развития информационных технологий послужил период пандемии, когда школы стали переходить на дистанционное обучение. Это предполагает появление новых социальных сервисов, которые направлены на обучение в Сети.

Одной из целей обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Уровень этой компетенции будет определяться умением общаться на иностранном языке как лично с участником общения, так и в интернете через определенные службы.

Однако неправильно построенная работа обучающихся с ресурсами интернета может привести к некачественному языковому образованию. У школьников могут возникнуть ложные стереотипы о культуре страны, язык которой они изучают. Поэтому возникает острая необходимость разрабатывать новые методики обучения иностранному языку на основе учебных интернет-ресурсов.

На помощь учителю могут прийти информационно-педагогические технологии (далее -ИПТ) в обучении иностранным языкам. ИПТ - это способы получения, накопления, хранения, обработки и передачи информации с помощью электронных устройств.

Информационно-педагогические технологии развивают коммуникативные отношения между людьми, создают возможности не только для получения и отправления информации, но и для образования сетевых сообществ, участия в форумах, для позиционирования человека в виртуальном пространстве и многого другого благодаря радио, телевидению, сотовой связи, компьютерам, компьютерному программному обеспечению, интернету, спутниковым системам навигации и т. д.

Соединение всех вышеперечисленных технологий дает возможность для инновационного прорыва в технологиях обучения, т. е. в педагогической сфере. Они являются эффективным способом для управления образовательным процессом, который обеспечивает получение запланированного и качественного результата деятельности.

Информационно-педагогические технологии «повышают мотивацию учения, расширяют обучающие возможности учителя, интенсифицируют педагогическую и учебную деятельность, раздвигают границы образовательного пространства, развивают познавательные возможности учеников, насыщают педагогический процесс электронными ресурсами, уравнивают образовательные возможности представителей разных социальных групп» [5, с. 40]. Учебная деятельность становится более активной.

Информационно-педагогическая среда. Прежде чем дать определение понятию «информационно-педагогическая среда», расшифруем понятие «педагогическая среда». Педагогическая среда - это «образовательное пространство, где в учебно-воспитательных целях взаимодействуют участники педагогического процесса (учителя и учащиеся), разрабатываются и внедряются дидактические методы, приемы и технологии, создаются условия для самореализации личности в творческом познавательном процессе» [5, с. 40].

Информационно-педагогическая среда - это «образовательное пространство, в котором возможности самореализации личности учащихся создаются посредством информационно-педагогических технологий в сочетании с конвенциональными способами обучения и воспитания» [5, с. 40]. Обучающиеся направляют свой познавательный процесс в интересующее их русло, тем самым повышая активность своей учебной деятельности. Деятельность становится конструктивной, т. к. цели, задачи и способы этой деятельности ставят сами ученики. Учение становится интерактивным, потому что пользователи взаимодействуют друг с другом посредством интернета, а общение с учителем выходит за рамки классно-урочной системы. Диалог сближает участников образовательного процесса. Рефлективность определяется обратной связью участников учебной деятельности.

Дистанционное обучение. Дистанционное обучение имеет три формы:

1. Заочное дистанционное обучение с выполнением контрольных заданий, высланных на почту, с двумя или тремя сессиями в год.

2. Интерактивное дистанционное обучение как общение с преподавателем по электронной почте и выполнение заданий по учебным модулям.

3. Дистанционное обучение в виртуальном сообществе с участием в групповых чатах и видеоконференциях.

Дистанционное обучение дополняет обучение в классе и помогает в достижении целей, которые удовлетворяют потребности обучающихся. В дистанционном обучении цели и задачи ставят сами ученики. Эти цели обусловлены их социальной средой и информацией, которая формирует их установки в виртуальном сообществе. Все материалы отправляются на почту пользователя, есть возможность общения с другими участниками процесса и с преподавателем.

Существует несколько способов организации учебной деятельности при дистанционном обучении:

- предоставление учебного материала в виде текста;

- наличие тренировочных упражнений;

- наличие упражнений с разными уровнями сложности, упражнений на повторение материала, подсказки;

- групповая работа в видеоконференциях;

- индивидуальная работа под руководством преподавателя как в виртуальном, так и в реальном мире;

- соотношение своих результатов обучения с учебными показателями.

Можно сказать, что дистанционное обучение является передовым способом изучения иностранного языка.

Обучающие приемы. Внедрение информационно-педагогических технологий в процесс обучения иностранным языкам - это новый способ организации познавательной деятельности обучающихся. Примеры таких технологий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Информационно-педагогические технологии в обучении английскому языку

ИПТ (ссылка на сайт) Описание Класс

https://quizlet.com/ru Ресурс для изучения новых слов, где представлены карточки для запоминания по темам, которые учитель может составить сам 8 и старше

https://www.audioengli sh. org Англоязычный словарь 9 и старше

https://www.eslfast.com Ресурс для отработки навыков аудирования, где представлены различного уровня тексты, сопровождающиеся аудиофайлами 5-9

https://agendaweb.org/videos/cart oons/index.html Ресурс для отработки навыков аудирования, где представлены мультфильмы с простыми для понимания фразами 5-6

https://engblog .ru/grammar Ресурс для изучения грамматического материала (теория + практика) 5-9

https://www.learn-english-today. com/lessons/lessons list.html Ресурс для изучения грамматического материала (теория + практика) на английском языке 8-9

http://www.correctenglish.ru/ exercises/elementary/ Ресурс для отработки навыков грамматики 5-9

https://www.englishlearner.com/ tests/ Ресурс для отработки навыков грамматики на английском языке 6-9

https://englishteststore.net/index. php?option=com content&view= article&id= 11387&Itemid=427 Ресурс для отработки навыков грамматики на английском языке 6-9

https://www.lingvo.ru Англо-русский / русско-английский словарь 5-9

https: //www .study.ru Универсальная платформа для изучения английского языка от А до Я 5-9

Для повышения мотивации изучения английского языка в 6-м классе Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 24 г. Березники в период дистанционного обучения в январе 2022 г. ученикам было предложено самостоятельно изучить грамматический материал на тему «Простое прошедшее время правильных глаголов» с использованием интернет-ресурса Engblog (https://engblog.ru/past-simple). Обучающиеся переходили по ссылке, данной учителем, и конспектировали материал, позже могли проверить свои знания, пройдя тест ниже на этой же странице. В качестве

оценочных мероприятий обязательными для выполнения были задания с платформы РЭШ (Российская электронная школа, https://resh.edu.ru/subject/lesson/6738/train/309982/). По окончании выполнения упражнений обучающиеся отправляли скриншоты полученных результатов учителю на электронную почту, тем самым получали отметки за самостоятельно изученный материал.

Как показал устный опрос, интерактивная форма изучения нового материала привлекает и мотивирует учеников изучать английский язык больше, чем обычная работа с учебниками.

Использование интернет-ресурсов возможно не только в рамках дистанционного обучения, но и на уроках в очном формате как для изучения нового материала, так и в качестве закрепления уже изученного или в рамках внеурочной деятельности по страноведению. В этом может помочь игровая обучающая платформа Kahoot! (https://kahoot.com). Здесь важна регистрация учителя, только в этом случае будет доступен каталог игр по различным темам на английском языке. В качестве дополнительного оборудования понадобится проектор и мобильные телефоны обучающихся с выходом в интернет (один телефон на одну команду). Kahoot! - это игра-викторина, которая содержит вопросы и несколько вариантов ответов. Команда, набравшая большее количество баллов, выигрывает. Чтобы соревнование было более интересным, в конце викторины победителям можно поставить отличные отметки.

Таким образом, анализ исследования в психолого-педагогической литературе проблемы повышения мотивации учения у школьников в период пандемии позволяет говорить о том, что в каждом периоде развития ребенка есть свои особенности мотивации учения, которые должен учитывать преподаватель, готовясь к каждому уроку.

Для повышения мотивации изучения английского языка у школьников среднего звена в общеобразовательной школе метод использования интернета как средства для самообразования в период дистанционного обучения показал достаточно высокую эффективность.

Представляется целесообразным и необходимым применение информационно-педагогических технологий как для самообучения в период пандемии, так и на постпандемийном этапе на уроках английского языка в классе.

Список источников

1. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

4. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникативных интернет-технологий. М.: Глосса-Пресс ; Ростов н/Д: Феникс, 2010. 182 с.

5. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность // Иностранные языки в школе. 2013. № 3. С.39-47.

References

1. Platonov K. K. Kratkii slovar' sistemy psikhologicheskikh ponyatii [Concise Dictionary of the System of Psychological Concepts]. Moscow, Vysshaya shkola, 1984, 174 p. (In Russ.).

2. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet, 1971, 40 p. (In Russ.).

3. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of learning motivation at school age]. Moscow, Prosveshchenie, 1983, 96 p. (In Russ.).

4. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikativnykh internet-tekhnologii [Methods of teaching a foreign language using new information and communication Internet technologies]. Moscow, Glossa-Press, Rostov-na-Donu, Feniks, 2010, 182 p. (In Russ.).

5. Mil'rud R. P., Maksimova I. R. Informatsionno-pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam: sushchnost', istoriya, sovremennost' [Information and pedagogical technologies in teaching foreign languages: essence, history, modernity]. Inostrannyeyazyki v shkole. 2013, no. 3, pp. 39-47. (In Russ.).

Информация об авторе И. В. Ветошкина - учитель английского и немецкого языков, МАОУ СОШ № 24; преподаватель английского языка кафедры «Общенаучные дисциплины», Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Information about the author I. V. Vetoshkina - teacher of English and German languages, School No. 24; English teacher of the Department of General Scientific Disciplines, Berezniki Branch of Perm National Research Polytechnic University.

Статья поступила в редакцию 11.10.2022; одобрена после рецензирования 21.10.2022; принята к публикации 24.10.2022.

The article was submitted 11.10.2022; approved after reviewing 21.10.2022; accepted for publication 24.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.