Nowadays, such kind of extracurricular classes is widely used including mathematicians' evenings, a circle or a club of junior mathematicians, like CCR (a club ofcheerful and resourcefulpersons) mathematicians.
The correct organization of extracurricular work on mathematics in large respects will contribute to the all-round development of students' intellectuality: their observation power, curiosity, increased interest in mathematics, which is a benevolent condition in the future realization of profile differentiation in mathematics in subsequent classes.
Keywords: extracurricular activities, mathematic groups, club of junior mathematics, differentiation profile, interest in mathematics, working exercises, mathematicalpuzzle for teaching it.
Севедение об авторах:
Махмудшехова Мавзуна Абдувалиевна - старший преподаватель кафедры теория и методики начального обученияХГУ им. Б. Гафурова, Тел. (+992)928.42.00.24. Рабиев Сатторберди - к.и.н. доцент кафедры теории и методики начального обучения ХГУ им. Б. Гафурова, Тел. (+992)927263160.
Джалилова Мавлуда - старший преподаватель кафедры методики начального образования ТГПУ им. С. Айни. Республика Таджикистан, 734003, г Душанбе, проспект Рудаки, 121. E-mail: jmavluda@inbox.ru._ Тел. (+992)900758986.
About author:
Mahmudshekhova Mavzuna Abduvalievna - senior teacher of the department of theory and methods of junior classes in KhSU named after academician B. Gafurov. Tel: (+992)928420024
Rabiev Sattorberdi - Phd Docent of the department of theory and methods of junior classes in KhSU named after academician B. Gafurov. Tel: (+992)927263160
Jalilova Mavluda - teacher of theory of methodic for junior classes in TGPU named after S. Ayni. Tel: (+992) 900758986, E-mail: jmavludainbox.ru
УДК 681.1422, А-954 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Ахмедова Б. С, Камолова Г.Р., Оддиева Ш.А
Таджикский технический университет им. М.С. Осими
В настоящее время для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо с помощью телекоммуникационных сетей интернета уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь арсенал предлагаемой медиа продукции, интернета, видео, прессы. Кроме практических навыков владения разными медиа (компьютерной техникой, интернетом, современной видео, аудиоаппаратурой и др.), значительно актуализируется значимость результата и синтеза пространственной временной реальности, иметь способность «читать», интерпретировать и оценивать все медиа тексты, изложенные в каком-либо виде медиа, осуществлять и расценивать медийные сообщения.
В современном мире «интернет» имеет как неопровержимое преимущество, так и менее доступное для наблюдения негатив, которые нуждаются в изучении всех дисциплин. [1, с.116-119]
Естественно широкое использование возможностей компьютерных сетей могут быт связаны с многочисленными рядностями как субъективного, так и объективного характера. Характерная черта проблемы, которые возникают в подобных случаях, заключается в ограниченности доступа преподавателей, студентов к ресурсам сети. Это связано с целым рядом факторов таких как:
- отсутствие нужного материального обеспечения, недостаточное количество модемов и персональных компьютеров соответствующего класса;
- ограниченность времени работы в сети;
- отсутствие достаточно стойких и надежных каналов связи.
Исследованию использования интернет-технологии в сфере педагогического образования уделено значительное внимание в работах таких ученых как: Быков В.Е., Зимняя И.А., Капица С.П., Козлакова ГО., Мушер С.Л., Полат Е.С., Себрант А.О., Семенов А.Л., Татур ЮГ, Филиппов В.М.,и ряд других ученых.
Сегодня большинство учебных заведений имеют возможность подключатся к сети Интернет в рамках разных государственных программ. С одной стороны, учебное заведение удовлетворяет свою потребность привлечения к открытому информационному пространству с помощью использования сети Интернета, с другой стороны оно начинает найти возможность для реализации образовательных целей и заданий. Главная цель и задание современной высшей школы — это развитие личности обучающегося, изменение и преобразование его качеств, создание и обеспечения условий для всех вузов для того, чтобы студент стал полноценным гражданином мирового информационного пространства [2, с. 68-85].
Интернет-технологии — это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы [5, с. 68-73].
Рассматрим основную составляющую учебного процесс занятия. Выделим несколько моментов, чтобы определить цель и заданий, ради которых они употребляются во время современных занятии.
1.Чтобы употреблять эти технологии вовремя на занятиях обычно необходимо обеспечить техническими оборудованиями на занятиях информатики для того чтобы студенты могли учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети Интернет для своих рефератов, ответов на вопросы преподавателя, других заданий. Таким образом, стуценты получают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих потребностей.
2.Преподаватель стремится сделать своё занятие необычным. Во время занятий демонстрируются рисунки с Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, которые показывают извержение вулканов, солнечные затмения и другие. В основном видео-лекции все более популярными становятся. Реализация цели преподавателя в основном является освоить данные технологии за счет Интернет-технологий, которые увеличивают использование наглядности на занятиях.
З.Опытные учителя предлагают студентам во время своих занятиях выполнить образовательные задания, которые предлагаются в многочисленных сетевых и исследовательских проектах.
4.Большинство заведений решили перейти на новую ступень использования Интернет-технологий, которые водили в свои учебные планы дистанционного обучения для решения поставленных образовательных заданий.
Можно выделить категории средств, которые преподаватель может употреблять при традиционном обучении с использованием Интернет-технологий.
«Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), это то что где каждый человек сетевого жителя Интернета может сделать и в будущем вести свою публичную живую журнал, в котором он может записывать о случаях своего реального или виртуального жизненного деятельности, а также может определить какие образовательные ресурсы он употребляет. Все сообщение, которые опубликованы в блогах, имеют свой URL-web, по которому можно обратиться и оставить свой комментарий в таком сетевом дневнике. На этом странице можно обсуждать образовательные ресурсы, проблемы по изучению назначенной темы учебного плана, размещать дополнительные материалы (лекции, задание и др.).
Записи между собой взаимосвязанным являются информационное пространство для быстрого гипертекстового взаимодействия, в котором пресставленный текст автоматически сохраняется как гипертекст. Субъекты обучения имеют возможность реализовывать проект под определенным названием, самостоятельно размещать и редактировать собственные наработки, суждения, вопросы. «Википедия» является своеобразным моделям гипертекста, в котором каждый участник имеет право редактировать информации. Каждый студент и преподаватель самостоятельно формирует для субъектов виртуальные компьютерные рабочие столы обучения выходя из собственных потребностей и привычек.
«Delicio» — при помощи существенного сервиса можно сохранять записанный перечень на вебстраницах. Например, каждый ученик может пройти регистрацию и по определенной назначенной теме учебной дисциплины хранить свои закладки на самых интересных ресурсах интернета, расследовав все сайты Интернета.
«Flickr» - имеет мировое значение и предназначено для хранения и последующего общего употребления цифровых изображений (фотосессий и картинок по исследуемой теме). Также каждый может оставить комментарии, ключевые слова и совместно употреблять во время обучения.
<^оиШЬе» — имеет всемирное значение, подразумевает хранение, просмотр, обсуждения цифровых видеофрагментов. Самый надёжный сервис при организации исследовательской, работы, обсуждении методических аспектов организации учебной деятельности.
Все преподаватели знают средства обучения, которые вероятно могут употреблять во время традиционной формы организации учебного процесса. Кроме этого, почти все учителя сталкиваются с трудностями моделирования урока с применением Интернет-технологий во время преподавания. При проектировании занятия важно оптимально сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учётом общих законов дидактики, уровня подготовленности студента, к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины [7, с. 272].
Интернет не предложен к средствам обучения, однако, он даёт возможность использовать информационно - образовательную среду, необходимую для решения дидактичных заданий занятия, которое в первую очередь направлен на увеличение времени общения преподавателей и студентов в процессе занятий. Интернет-технологии дают возможность преподавателю перейти от традиционного рассказа на занятии к обсуждению проблем в дискуссии, организации самостоятельной работы студентов, привлечения дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели [3, с. 15].
Некоторые этапы, которые выделены для подготовки занятия с использованием Интернет технологий.
Первым этапом является подготовительным, в котором преподаватель определяет факт необходимости употребления Интернет-технологий в процесс занятий назначенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть такие как:
- у каждого преподавателя привычное использование современных образовательных технологий и опыт использования Интернет-технологий;
- преподаватель имеет опыт использовать ресурсов сети Интернета в процесс образовательной практике, и у каждого появилось желание применять Интернет технологии;
- перед каждым преподавателем поставлено цель, чтобы проводить открытый урок с применением Интернет-технологий.
Каждому преподавателю необходимо в подготовительном этапе, в первую очередь, ознакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения занятий с применением Интернет-технологий своих коллег в учебном заведении и т.д. На существующем этапе каждому педагогу необходимо оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: насколько эффективное применение Интернет-технологий'? Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение Интернет-технологий на развитие студентов? Нужно ли дополнительное время на освоение Интернет-технологий, избранных для занятия? Достаточно ли развита коммуникационная-техническая составляющая учебного заведения для проведения занятия?
Анализ ситуации допускает знакомство преподавателя с Интернет технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения занятий. При выборе Интернет-технологий важно учитывать, курс на котором учатся студенты.
Употребление Интернет-технологий во время занятий позволяет решить проблему интеграции в образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:
- умений получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную технологию обучения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушания видео-лекции, изучения новых понятий на основе инструкций преподавателя).
- алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных материалов, основываясь на репродуктивно алгоритмическую технологию обучения (конспектирование учебного материала, решения практических типичных заданий, участие в дискуссиях и игровых ситуациях). С Интернет-технологий приемлемые: поисковые среды, форум, чат, виртуальная среда обучения, социальные сервисы и др.;
- коммуникативных умении во время проектной деятельности и навыков принятия оптимальных решений в проведении экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов; предусматривается творческая технология обучения (семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной области, анализ результатов исследования и общения в учебном процессе). С Интернет-технологий приемлемы: форум, чат, Интернет-семинары, Интернет-конференции, Фуре, электронная почта, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы и др.;
- информационной культуры и социальных качеств; допускает употребление социальной и информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности субъектов обучения, решения проблем бытового, производственного характера). Предусматривается использование webсайтов, форумов, чатов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, фуре, электронной почты, социальные сервисы и др.
Преподавателю необходимо принять самостоятельное решение учитывая анализ ситуации о том, какие материалы будет им нужны на занятии при применение Интернет-технологий. Нужно учитывать:
- какая цель должна быть достигнутая в процесс занятии с применением Интернет-технологии;
- какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты;
- какие из Интернет-технологий естественно вольются в сформированную систему обучения и будут приняты субъектами обучения;
- какие знания студентов из других дисциплин будут опорой на данном занятии;
- какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на занятии; какие воспитательные задания будут решены в процессе занятия.
С учетом поставленных учебно- воспитательных целей и заданий, при прогнозируемого результата каждому преподавателю необходимо разработать проект (подробный план и конспект) занятий по учебной дисциплине.
Преподаватель должен в первую очередь, разработать методический материал по учебной теме, поэтапно сверяя с ходом занятия. А также подготовить или систематизировать образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного, контролирующего и методического характера.
Каждому преподавателю необходимо в процессе и после занятия помнить о поставленных целях и заданиях занятия. Осуществления проведённых занятий допускает следующие действия преподавателя:
- обновить учебно-методические ресурсы на сервере и проверить ссылку на Интернет-ресурсы и сервисные программы, которые должны быть использованные на занятии;
- проверить доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для самостоятельной работы, практических заданий;
- подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций с использованиой того или другого программного продукта;
- устранить барьеры, которые препятствуют оперативному доступу к необходимым ресурсам;
- проверить работоспособность задействованной на занятии материально технической базы;
- осуществлять и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;
- употреблять по необходимости дополнительный кадровый потенциал;
- проводить действующие предметные семинары (а также виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические чаты и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.
Мониторинг является качеством занятий с применением Интернет-технологий которое допускает анализ соответствия назначенных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в процесс занятия. Не единичными являются случаи даже у квалифицированных преподавателей, когда фактический процесс занятия не совпал с проектируемым. Мониторинг должен показать уровень соответствия проекта и реально проведённого, занятия обнаружеть причины, принять оптимальное решение о корректировке проекта занятия, если реально проведенное занятие получило позитивную оценку, или обнаружить проблемы, которые не позволили реализовать проект занятия. Опыт показывает, что разногласие между проектом и реальным занятием наблюдается по таким причинам:
- преподаватель неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании Интернет-технологий, а также практические навыки студентов в использовании ИКТ;
- преподаватель не предусмотрел свои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым ресурсам в условиях одновременной работы всей группы;
- Интернет-технологии оказались сложными для использования студентами;
- преподавателем не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций с эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.
Главное назначение данного объекта модели занятия — дать объективную оценку эффекта использования избранных Интернет-технологий на каждом из этапов занятия.
Приведём следующие критерии, которыми необходимо пользоваться в процесс преподавания:
- Как правило, большинство преподавателей употребляют неформальный метод оценки — собственное ощущение от общения со студентами в процесс занятия и после занятия, а также заметный стимул или спад интереса к обучению предмета.
- Проведение анализа рефлексивных высказываний студентов после занятия или в процессе занятия в форуме, чате, блогах или других средах.
- Применение форматизированного экспериментального метода и суждения на основании активности студентов на лекциях, практических занятиях, анализе полученных оценок.
Развитие навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий позволит студентам вместе с преподавателем составить индивидуальный маршрут своей учебной деятельности, который способствует реализации себя в полной мере, с одной стороны, во время обучения, а с другой стороны—в последующей учебе и будущей профессиональной деятельности.
Употребление Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса на занятии на основе поставленных учителям заданий, среди которых приоритетными являются:
- активизация познавательной деятельности субъектов обучения оптимально подобранных Интернет-технологий для определённых этапов учебного процесса и выявления стимулов активизации при использовании разных Интернет-технологий;
- углубление межпредметных связей, и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса;
- привлекать студентов в проектирование его образовательного маршрута в процесс учёбы и по окончании учебного заведения.
Во время организации занятия с применением сети Интернет, обязанность преподавателя на занятии сводится к выполнению следующей системы действий:
- помогать студентам выделять проблему;
- побуждать к формулировке учебной цели, учебного задания;
- реализовать их на поиск рационального способа решения учебного задания;
- обеспечить неограниченный доступ к информации, используя всемирные базы данных и ресурсы сети Интернет;
- помочь анализировать и отбирать достоверную информацию.
- установить программу действий на основе выделенного способа.
- помочь выбирать средства для выполнения отдельных операций.
- помочь самостоятельно выполнять деятельность в соответствии с составленной программой;
- организовать контроль за правильностью выполнения своих действий;
- организовать студентов на создание собственного образовательного материала;
- помочь увидеть свой собственный внутренний образовательный материал;
- помочь в публичной защите созданного внешнего образовательного материала;
- привлечь студентов к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений;
- помочь студентам сформулировать цель последующей учебной деятельности, с опорой на достигнутые результаты.
Определённая система действий преподавателя конкретизируется в зависимости от учебного предмета.
Используя интернет-технологии в процессе обучения студенты приобретают такие креативные умения и дополнительные возможности:
- учиться выходить за рамки данного на лекции содержания учебного материала, форм учебного расписания, традиционной структуры занятия;
- получать дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
- учиться использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
- учиться сравнивать свой творческий продукт с работами студентов соответствующего уровня одаренности, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в котором его качества реализуются в большей степени, чем на занятиях;
- получить возможность приобрести несколько учебных планов, курсов, методик, преподавателей, следовательно, у него есть выбор направленности своей образовательной деятельности;
решить свои формальные образовательные задания при помощи дистанционных курсов.
При применение таки путеми, Интернет-технологии становятся привычными и необходимыми во многих вузах. Таким образом, только преподаватели имеют возможност решить, будут ли они эффективными именно в их учебных дисциплинах. Каким бы не было их решение, компьютерные, а также интернет-технологии в кредитно-модульной системе организации учебного процесса являются лишь одним, хотя и существенным элементом успешного преподавания в высшей школе. В этом случае каждому преподавателю необходимо иметь профессионально личностные качества, необходимые для реализации принципов педагогики сотрудничества, такие как: демократичность, открытость, альтернативность, диалогичность, рефлективность. Только имея все эти качество, каждый преподаватель может работать плодотворно и обучать студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажель Ю. П. Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Ю. П. Ажель Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.2. - С..
2. Беляков С.А Управление образованием и инновации / С.А Беляков - Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - N 2. - С.68-85.
3. Болонский процесс: традиции и инновации в педагогическом образовании - Волгоград: Перемена, 2010. - 140с.
4. Буран АЛ Педагогические технологии, используемые в обучении иностранным языкам с применением информационно-коммуникационных технологий / А. Л Буран // Молодой ученый. - 2011.- .№12. Т.2. - С. 81-85.
5. Г. Ш. Джонмахмадова Современные компьютерные технологии в школьном образовании как инновационная форма обучения / Г Ш. Джонмахмадова, Вестник ТНУ 2015 №3110 (188) с. 68-73.
6. Подопригорова Л А. Корзан Г. О. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л А. Подопригорова, Г. О. Корзан / Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку. ИЯШ. -2003.-№ 5 445 с.
7. Полат ЕС. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие для ступ Пен Вузов и системы повыш. Квалиф. Лед. Кадров / ЕС. Полат, М.Ю. Бухаркина, МВ. Моисеева, АЕ. Петров; Под ред. ЕС. Полаг. — М : Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.
8. Патаракин, Е.Д Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / ЕД Патаракин // 2-е изд., испр. — М.: Инститру, 2007. - 64 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье авторы рассматривают использование интернет-технологий в образовании: раскрыты инновации, которые могут быть реализованы с помощью интернет-технологий на занятии; выделены средства, используемые преподавателем при традиционном обучении с применением интернет-технологий; этапы подготовки занятия с использованием интернет-технологии; определены функции
преподавателя на занятии с использованием сети Интернет; определены креативные умения и возможности, приобретаемые студентами используя интернет-технологии в процессе обучения.
Ключевые слова: интернет-технологии, интернет, ресурсы, процесс, обучения, сеть, учебный план.
THE USE OF INTERNET TECHNOLOGY IN EDUCATION
In the given article the authors describe the usage of Internet technologies in education: revealed innovations that can be implemented using Internet technologies in the classroom; allocated funds used by the teacher in traditional education using Internet technologies; stages of training sessions using Internet technology; defined functions of the teacher in the classroom using the Internet; identified creative skills and opportunities acquired by students using Internet technology in the learning process.
Keywords: internet-technology, internet, resources, process, education, network, training plan.
Сведение об авторах.
Ахмедова Бунафша Саймузафаровна - ассистент кафедры «Языков» Таджикского технического университета им. М.С. Осими. Адрес: Таджикистан 734042, г Душанбе, проспект Рачабовхр, E-mail. abunafsha@mail.ru, тел. (+992)985053454 Камолова Гулрухсор Рустамовна, старший преподаватель кафедры «Языков». Таджикского технического университета им. М.С. Осими Адрес: Таджикистан 734042, г. Душанбе, проспект Рачабовхр, E-mailgulrukhsor@inbox.ru, тел; 919941221 Оддиева Шахрбону Алиниезовна, ассистент кафедры «Языков». Таджикского технического университета им. М.С. Осими Адрес: Таджикистан 734042, г Душанбе, проспект Рачабовхр.
About the autor:
Akhmedova Bunavsha Saimuzafarovna - assistant teacher of department of "Languages" of Tajik technical university namedM.S. Osimi. Address: Tajikistan 734042, Dushanbe, Rachabov street, E-mail: abunafsha@mail.ru, Phone:. (+992)985053454
Kamolova Gulrukhsor Rustamovna - senior teacher of department of "Languages". Tajik technical university namedM.S. Osimi. Address: Tajikistan 734042, Dushanbe, Rachabov street E-mail: gulrukhsor@inbox.ru, Phone: (+992) 919941221
Odnaeva Shahrbony AKniyezovna - assistant of department of "Languages" of Tajik technical university named M.S. Osimi. Address: Tajikistan 734042, Dushanbe, Rachabov street.
НАКЩИ КОР^ОИ БЕРУНАЗСИНФИИ МАТЕМАТИКИ ДАР ТАШАККУЛИ САЛО^ИЯЩОИ ХОНАНДАГОН
Рузиева Ф.
Пажууишгощрушди маориф ба номи А. Цомии Академияи тахрилоти Тоцикистон
Тадсилот раванди муттасили таълиму тарбия, ки мадсад аз он ноил шудан ба сатди баланди инкишофи маънавй, зеднй, фардангй, фитрй ва салодияти касбии аъзои чамъият буда ба такмили тарбия ва вусъати адлу хирад, дикдат, хотира, ирода, эдсоси инсон мунтазам мадад мерасонад. Хдмчунин равандест, ки модиятан ба манфиати шахс, чамъият, давлат ва табиат нигаронида шудааст.
Салодиятнокй хосият (сифати) шахсе аст, ки дар руди суннату анъанадои халди худ, фарданги миллй, арзишдои умумибашарй тарбия гирифта, муттасил дар бораи чамъият, тафаккури инсон, табиат ва дифзи он, техника, технология ва тарзи даёти солим, дониш, малака ва мадорати муназзаму зарурй досил карда, кори шахсй ва давлатию чамъиятии хешро дар дарачаи баланд саришта мекунад, эдтироми худ ва халкдои дигарро ба чо меорад, зиндагии хешро бошуурона ва мустадилона эчод карда, фарзандону пайвандони хешро дар дамин рудия тарбия мекунад.
Дар низоми маориф салодият талаботи (меъёри) пешакй мукарраргардидаи ичтимой ба омодагии тадсили хонанда, ки барои фаъолияти пурсамари у дар содаи муайян зарур аст, ба дисоб меравад. Салодият натичаи таълим буда, дамчун добилияти истифода бурдани дониш, малака ва мадорат дангоми далли масъаладои содаи муайян зодир мешавад.
Умуман салодият натичаи таълим, мачмуи донишдо, малака ва махоратхоест, ки дар раванди таълим ташаккул ёфта, ба фан, таълиму тарбия ва даёти инсондо алодаманд аст.
Аз ин ру, олимон собит намудаанд, ки кордои беруназсинфй як унсури мудимми кори таълиму тарбия мадсуб ёфта, аз руйи мазмун ва шакл гуногунанд ва зимни баргузор намудани ондо донишдои хонандагон мукаммал гардида мадорату малака, салодиятхои ондо ташаккул меёбад ва давасмандиашон ба омузиш зиёд мегардад.