Научная статья на тему 'Использование Интернет-ресурсов в процессе преподавания юридических дисциплин в информационно-образовательной среде современного вуза'

Использование Интернет-ресурсов в процессе преподавания юридических дисциплин в информационно-образовательной среде современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрова Марина Валерьевна, Махрова Елена Игоревна

В статье рассматривается роль информационных технологий для реализации различных способов образования и самообразования. Обосновывается важность доступности информации. Дается авторское понятие термина «информационно-правовая компетентность». Информатизация предполагает значительные изменения в содержании, методах и организационных формах высшего образования. В статье обосновывается необходимость создания условий для решения задач, которые поставлены перед системой высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрова Марина Валерьевна, Махрова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Интернет-ресурсов в процессе преподавания юридических дисциплин в информационно-образовательной среде современного вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Махрова Марина Валерьевна, к.ю.н., доцент Оренбургский государственный университет, г.Оренбург, Россия

Махрова Елена Игоревна, к.п.н, юрисконсульт Оренбургский филиал АО «АльфаСтрахование», г.Оренбург, Россия

mahrova24@mail.ru

В статье рассматривается роль информационных технологий для реализации различных способов образования и самообразования. Обосновывается важность доступности информации. Дается авторское понятие термина «информационно-правовая компетентность». Информатизация предполагает значительные изменения в содержании, методах и организационных формах высшего образования. В статье обосновывается необходимость создания условий для решения задач, которые поставлены перед системой высшего образования.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, образование, информация, информационная система, профессиональная компетентность, информационно-правовая компетентность, самообразование.

Основываясь на современных требованиях и условиях организации высшего образования, составной частью образования является самообразование. Новейшие информационные технологии позволяют реализовать различные способы образования и самообразования, обеспечивая доступность информации, облегчая ее поиск, предоставляя инструментальные средства работы с ней. С помощью комплексного использования данных методик становится возможным расширение границ для творчества, оптимизируются возможности образовательной и самообразовательной деятельности [1].

В связи с этим важна значимость развития информационно-правовой компетентности как средства роста уровня правовой культуры. Под информационно-правовой компетентностью понимается процесс организации оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан по правовым вопросам на основе эффективной организации использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Информатизация процесса обучения позволяет сформировать данные качественные характеристики знаний.

Образовательными результатами будут являться: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура. Л.Н. Коган, называет культуру «... концентрированным опытом предшествующих поколе-

ний, дающим возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении». Опыт же при этом является единством знаний и умений, переходящим в модель действий при конкретных жизненных ситуациях; программу, используемую как образец при решении возникающих задач [2, с.43].

Ценностное отношение студентов к применению инновационных информационных источников в правовой области знаний состоит в представлении себя владеющими информационными технологиями и способными применять эти знания при решении правовых задач.

Как пишет К.В. Корсаков «...для интенсификации правового воспитания необходимо более широкое внедрение форм и методов медиаобразования, распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания посредством информационных технологий.». Современная техническая оснащенность образовательных учреждений и их компьютеризация позволяют не только выпускать компакт-диски и электронные методические пособия по правовому воспитанию и обучению, но и приобщать самих воспитуемых к созданию медиапродукта» [3, с. 199].

В статье представляем авторское понятие информационно-правовой компетентности: «информационно-правовая компетентность студентов университета» - интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, демонстрирующее высокий уровень правовых знаний, умений и навыков, реализуемое посредством ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов деятельности и использованию Интернет-ресурсов для решения правовых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Формирование информационно-правовой компетентности специалиста позволит развить у него целостное социально-профессиональное качество, дающее возможность успешно выполнять профессиональную деятельность в рамках ее правовой и информационной составляющих в условиях глобальной информатизации современного общества, используя Интернет-ресурсы, современные методы и средства работы с информацией с учетом этапов информационной деятельности специалиста и с опорой на нормативно-правовую базу РФ и мировую практику.

Интернет, являясь на сегодня наиболее распространенным средством обмена информацией на любых расстояниях, подводит нас к изучению предмета обмена информацией. «Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.» [4, с.26].

Существует большое количество определений многогранного понятия «информация». Роль информации определяется различными функциями, выполняемыми ею в обществе: коммуникация, адаптация, социальная память [5]. Многообразие источников информации, различность форм ее пе-

редачи связано с техническим прогрессом, направленным на увеличение скорости обмена информацией.

«Информация - это обозначение содержания знания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» [6, с.25].

Т.П. Воронина пишет о том, что понятие «информация» содержит как сведения, которыми обладают и обмениваются люди, так и существующие независимо от того, располагает ли человечество информацией о них или нет. Но как важные материальные составляющие, они представляют собой источник информации для человека [7].

Идея развития информационного общества принадлежит Ю. Хаяши, сформулировавшему термин «информационное общество» еще в 60-х годах ХХ века. Для образования и общества характерной чертой в XXI веке является производство информационного продукта, а не материального его обличия. Говоря об информационном обществе, акцент делается не на ускорении процесса передачи информации, а на глобальности понимания явления [8].

В своем исследовании А.И. Федоров определяет три основных этапа информатизации образования: электронизация (конец 50-х - начало 70-хХХ века), которая характеризуется активным внедрением в образовательный процесс вычислительной техники и изучением студентами гуманитарных специальностей основ программирования; компьютеризация (конец 70-х -конец 90-х), связанная с появлением более мощных и современных персональных компьютеров, дающих возможность осуществления коммуникации индивида и компьютера, что говорит о компьютере как о мощном средстве обучения. Информатизация определяется как этап применения в образовательном пространстве «мощных персональных компьютеров, информационных технологий, а также переосмысления самого процесса информатизации и его социальных последствий» [9, с.12-13].

Информатизация становится неотъемлемым компонентом системы социальных трансформаций. Процесс информатизации характерен для всех сфер жизнедеятельности общества, помимо этого информатизация является не только результатом определенных социальных трансформаций, но и сама влияет на общество [10,с.24].

«Одним из направлений модернизации образования является информатизация - процесс обеспечения сферы образования практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения» [11].

Информатизация образования заключается в достижении основных задач:

- повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе внедрения информационных и коммуникационных технологий;

- рост качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [12, с.24-26].

Цель информатизации образования направлена на создание такой системы высшего образования, которая соответствовала бы требованиям постиндустриального общества. Данная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей, таких как:

- подготовка студентов к возможности полноценного и эффективного участия во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;

- повышение качества образования;

- «расширение границ» доступности образования;

- информационная интеграция национальной системы высшего образования в инфраструктуру мирового сообщества;

- возможность обмена знаниями с представителями различных стран.

В последнее время процесс информатизации образования был освещен в следующих нормативно-правовых актах: в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Согласно Программе развития российского образования 2013-2020 гг., основная цель профессионального образования заключается в обеспечении доступности качественного образования, в развитии системы оценки качества образования, в стимулировании реализации федеральной государственной образовательной политики в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

Процесс внедрения и использования современных возможностей Интернет-ресурсов в системе высшего образования регулируется определенным перечнем нормативных правовых актов, программ и стратегий, разработанных правительством Российской Федерации и Министерством образования:

- решения Совета по развитию информационного общества при Президенте РФ (12 февраля 2009 г.);

- решения заседания президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (17 июля 2008 г.);

- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;

- проект Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Создание условий для решения задач, которые поставлены перед системой высшего образования в университете возможно лишь, если в процессе формирования содержания и технологий образования будут учтены сле-

дующие тенденции: фундаментализации, информатизации, дифференциации, интеграции, плюрализации, инструментализации, аксиологизации образования. Каждая из представленных тенденций уже в большей или меньшей степени присутствует в России в образовательных системах разного масштаба, включая масштабы региона, города, университета, средней школы, гимназии, лицея [13].

Перспективы развития образования связаны с изменением места человека и его ценностей в информационном обществе. Переход к информационному обществу ставит иную цель перед человеком, которая заключается не столько в овладении знаниями как таковыми, сколько в предоставлении возможности самообразования и самореализации. По мнению М.А.Уайта, применение новых информационных технологий в образовательном процессе представляет собой очередную образовательную революцию [14]. Идея данной информационной революции заключается не в технологическом развитии, а в радикальном совершенствовании интеллектуальных способностей членов социума. В настоящее время в процессе получения образования «индивид является не объектом педагогического воздействия, а субъектом познавательной деятельности, идея которого направлена на технологии будущего, а не на опыт прошлого» [15]. Сегодня важно уметь найти необходимую информацию для решения поставленных задач, затратив немного времени и используя различные источники информации. Это нам позволяют сделать Интернет-ресурсы. Развитие образовательной системы информационного общества реализуется, в том числе при помощи информатизации образования, которая по своей сути представляет внедрение и использование Интернет-ресурсов в любой области человеческой деятельности.

«В основе образовательных стандартов, разрабатываемых в настоящее время, лежит компетентностный подход, основанный на компетенции как обобщенной характеристики, определяющей готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, ценности) для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Этот подход, по мнению специалистов, должен консолидировать систему образования и будет способствовать укреплению российской государственности» [16, с.26-28].

Информатизация образования предъявляет новые требования и к студенту, и к профессионализму преподавателя, который должен знать основы компьютерной грамотности, программное обеспечение, разрабатывать учебные и методические материалы с учетом применения Интернет-ресурсов. Профессионализм информационной компетентности преподавателя - это интегральная характеристика его личности, подразумевающая владение преподавателем видами профессиональной деятельности и наличие у него набора профессионально важных психологических качеств, определяющий поиск эффективных решений профессионально-

педагогических задач по обучению и воспитанию, в том числе информационной компетентности [17,с.75-78].

Роль Интернет-ресурсов в системе высшего образования следует понимать не просто как возможность применения технических средств обучения в существующем образовательном процессе, а как имеющий место сложный процесс построения новой системы образования, отвечающий требованиям информатизации, и представляющий собой переход от индустриальной к информационной цивилизации.

Список литературы

1. Образование как ресурс информационного общества / Г.Е. Зборовский, Е.А. Щуклина // Социологические исследования. - 2005. - №7. - С: 110 - 117.

2. Коган, Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л.Н. Коган М., 1981. -63с.

3. Корсаков, К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания / К.В. Корсаков // Российский юридический журнал. - 2010. - № 3. - С. 194-201.

4. Гареева, Г.А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.А. Гареева.

- М., 2010. - 211 с.

5. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество / Е. Масуда - М., 1997.

6. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986.-330с.

7. Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты) / Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова - М.: «Инфор-матик»,1995.- 220 с.

8. John, Harvard's Journal. Creating Community: On-line and Off. HarvardMagazine, vol. 106,-2004.-№3. - Р. 87-95.

9. Федоров, А.И. Методологические аспекты информатизации профессионального образования / А.И. Федоров // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2000. - №4. - С.11-15.

10. Зенкина C.B. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / C.B. Зенкина // Педагогика. 2008. - №6. - С. 22-28.

11. Структура межвузовской научно-технической программы «Создание системы открытого образования» на 2001-2002 годы // Сборник нормативных документов. - М.: 2001, - С. 124-151.

12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 210 с.

13. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. - Рига: «Эксперимент» 1999.- 180с.

14. Бауман, З. Образование - при, для и несмотря на постмодернити / З. Бауман // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 146-158.

15. Хомерики, О.Г. Инновации в практике обучения / О.Г. Хомерики // Педагогика.

- 1993. - № 2. - С.41-44.

16. Гурье Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе / Л.И. Гурье, Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 168 с.

17. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.

Mahrova Marina Valerievna, Cand.Leg.Sci. Associate Professor

Orenburg State University, Orenburg, Russia

Mahrova Elena Igorevna, Cand.Ped.Sci., legal adviser

Orenburg branch ofAlfaStrakhovanie JSC, Orenburg, Russia

mahrova24@mail.ru

USE OF INTERNET RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING LEGAL

DISCIPLINES IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF MODERN HIGHER EDUCATION

Abstract. In the article the role of information technologies for realization of various ways of education and self-education is considered. The importance of information availability is justified. The author's concept of the term "information-legal competence" is given. Informatization involves significant changes in the content, methods and organizational forms of higher education. The article proves the necessity of creating conditions for solving problems that are posed to the system of higher education.

Keywords: Internet resources, education, information, information system, professional competence, information and legal competence, self-education.

ИЗМЕНЕНИЕ ДАТЫ И ФОРМУЛИРОВКИ УВОЛЬНЕНИЯ: ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА, ИЗМЕНЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЕМ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Мешков Денис Николаевич, к.ю.н., доцент

(meshkov33@mail.ru) Чунарева Нина Владимировна, магистрант, Владимирский государственный университет, г.Владимир, Россия

(chunarevanina@mail.ru)

В настоящей статье приведен анализ современной судебной практики применения трудового законодательства в части, касающейся возвращения работника в прежнее правовое положение, существовавшее до незаконного увольнения, рассматриваются проблемы исполнения судебных постановлений об изменении формулировки и даты увольнения, по спорам, не связанным с вопросом о восстановлении на прежней работе: возвращение работника в прежнее правовое положение, существовавшее до незаконного увольнения, соблюдение сроков исполнения судебного постановления; определении даты расторжения трудовых правоотношений судебной инстанцией при оспаривании даты увольнения в случае не исполнения работодателем судебного акта, постанавливающего дату расторжения трудового договора.

Ключевые слова: правовое положение, восстановление прав незаконно уволенных работников, обращение к немедленному исполнению судебного постановления, даты прекращения трудовых правоотношений, уведомление о прибытии за трудовой книжкой, задержка выдачи трудовой книжки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.