УДК 378
Махрова Елена Игоревна Makhrova Elena Igorevna
преподаватель кафедры политологии и права Оренбургского государственного университета
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Lecturer, Political Science and Law Department, Orenburg State University
APPLICATION OF INTERNET RESOURCES AS A CONDITION OF FORMATION OF THE INFORMATIONAL LEGAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования информационно-правовой компетентности студентов университета средствами информационных технологий. Представлены результаты исследований использования интернет-ресурсов в процессе изучения правовых дисциплин студентами экономических специальностей университета. Рассмотрен механизм взаимодействия участников образовательного процесса. Обозначены проблемы использования интернет-ресурсов в образовательном процессе и выделены перспективные направления информатизации профессионального образования; методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки, связанные с внедрением современных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.
Ключевые слова:
компетентность, информационно-правовая компетентность, информационные технологии, интернет-ресурсы, информатизация, образовательные технологии, профессиональное образование, информационные образовательные ресурсы, сетевое взаимодействие.
Summary:
The article discusses the problem of formation of the informational legal competence of the university students by means of information technologies. The author presents the results of researches concerned with the usage of the Internet resources in the process of legal subjects learning by higher school students with major in economics. The mechanism of interaction of the educational process participants is considered. The paper designates the problems of the Internet resources usage in the educational process and determines the promising areas of the vocational education informatization. The author also describes the methodological and prognostic aspects of the education science development, concerned with the introduction of the modern information resources of open educational systems with telecommunications access.
Keywords:
competency, informational legal competence, information technologies, Internet resources, informatization, educational technologies, vocational education, informational educational resources, networking communication.
Одним из исторически важных достижений XX века можно считать создание глобальной сети Интернет. Данное явление оказало значительное влияние на все сферы, в том числе и на образование, изменив само понимание процесса обучения.
«Новая парадигма профессионального образования предполагает организацию системы, направленной на формирование профессиональной личности, умеющей адаптироваться в меняющихся условиях, хорошо ориентироваться в происходящих социальных процессах, работать в коллективе, критически мыслить и принимать самостоятельные решения, владеть информационной культурой» [1, с. 6].
Инновации применяются в различных науках, как технических, так и гуманитарных, поэтому педагогические инновации не могли не коснуться процесса обучения юридическим дисциплинам, внедряя в него формы интерактивного обучения. Применение интерактивных и информационных технологий при обучении заключается в формировании образовательного процесса так, чтобы осуществлялось активное и нелинейное взаимодействие всех участников, благодаря чему происходит достижение личностно-значимого образовательного результата. Интерактивность обучения предполагает субъект-субъектные отношения в процессе изучения дисциплины и, как следствие, организацию саморазвивающейся информационно-ресурсной среды [2, с. 45].
Цель информатизации образования направлена на создание такой системы высшего образования, которая соответствовала бы требованиям постиндустриального общества. Данная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд задач:
- подготовка студентов к возможности полноценного и эффективного участия во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- «расширение границ» доступности образования;
- информационная интеграция национальной системы высшего образования в инфраструктуру мирового сообщества.
«Образовательный процесс, оснащенный средствами информационных технологий, обладает широкими возможностями, создает условия целостного творческого процесса. Обучающимся становятся доступными большие объемы информации, а также информация, ранее считавшаяся доступной лишь специалистами высокой квалификации. Информационные технологии расширяют спектр учебных задач и принципиально модифицируют традиционные методы обучения, благодаря возможностям компьютера, диалогизации учебного процесса, моделированию совместной деятельности педагога и обучающихся на всех этапах обучения» [3, с. 74].
Роль интернет-ресурсов в системе высшего образования следует понимать не просто как возможность применения технических средств обучения в существующем образовательном процессе, а как имеющий место сложный процесс построения новой системы образования, отвечающий требованиям информатизации и представляющий собой переход от индустриальной к информационной цивилизации.
Отличием формирования информационно-правовой компетентности студентов университета от формирования традиционных качеств (знания, умения, навыки) является наличие таких характеристик, как профессионально-личностные качества студента, соотнесенность информационно-правовой компетентности с ценностно-смысловыми характеристиками личности, прак-тико-ориентированная направленность студента на успешность в будущей профессии.
Авторское понимание сущности понятия «информационно-правовая компетентность студентов университета» трактуется как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, демонстрирующее высокий уровень правовых знаний, умений и навыков, реализуемое средствами ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов деятельности и использованию интернет-ресурсов для решения правовых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Основной характерной чертой информационно-правовой компетентности является ее проявление в содержании деятельности. Интернет, как часть образовательного процесса, изменяет систему деятельности преподавателя и студента, стимулируя к использованию, разработке и формированию новых видов, методов и форм обучения, направленных на развитие познавательной деятельности студентов, достижение высокого уровня информационно-правовой компетентности.
Информатизация образования предъявляет новые требования и к профессионализму преподавателя. Профессионализм информационной компетентности преподавателя - это интегральная характеристика его личности, подразумевающая владение преподавателем видами профессиональной деятельности и наличие у него важных профессионально-психологических качеств, определяющих поиск эффективных решений педагогических задач по обучению и воспитанию [4, с. 65-67].
Интернет-ресурсы позволяют развивать содержание образования на новом технологическом уровне: организация и структурирование образования; использование различных видов информации; организация дискуссий в рамках изучаемой дисциплины; разработка последовательности представления и изучения материала; представления образовательного действия как совокупности простых действий; развитие содержания образования относительно различных групп его пользователей (преподаватели, студенты) [5, с. 145].
Комплексное использование интернет-ресурсов в процессе изучения правовых дисциплин обладает большим потенциалом возможностей. Возможностями использования интернет-ресурсов в образовательном контексте являются: свободная переписка, интерактивный класс, электронные общение, обмен информацией (электронная почта, web-страницы.), электронное обучение (телеконференции). Интеграция интернет-ресурсов в образовательный процесс приводит к внедрению новых видов обучения. Среди них можно назвать дистанционное обучение, обучение в интерактивном режиме. Данный вид обучения предполагает обмен текстовыми сообщениями средствами электронной почты, поиск информации на интернет-ресурсах, использование блогов и сайтов с обновляемым содержимым информации, работа с электронными периодическими изданиями («оn-line газеты», «оп-Ппе журналы») [6, а 37].
Использование интернет-ресурсов предоставляет возможность систематизации и структурирования учебного материала через гипертекст, повышает качественный уровень наглядности и его содержательного наполнения. Образовательный процесс становится более насыщенным, происходит концентрация больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально подобранных и структурированных преподавателем в соответствии с уровнем информационной подготовки, компьютерной грамотности студентов и
особенностей программы. Применение интернет-ресурсов позволяет создавать условия развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, и развития творческого потенциала преподавателя и студента.
По мнению А.В. Мицкевич, методика преподавания правовых дисциплин представляет собой динамическую науку, «имеющую своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере» [7, с. 35]. Это связано с тем, что модифицируются подходы исследователей к проблеме структуры правового образования, предусматривающего развитие основ правовой культуры общества.
Моделирование процесса обучения правовым дисциплинам с использованием интернет-ресурсов создает оптимальные условия для развития информационно-правовой компетентности, так как дает возможность воссозданию, имитации событий, отражающих полученные знания в процессе практической деятельности.
В процессе построения модели формирования информационно-правовой компетентности студентов средствами интернет-ресурсов осуществляется возможность создания личностного информационно-правового ресурса, разностороннего исследования правового вопроса с помощью разнообразной дополнительной информации, фиксации внимания студентов на сложных правовых моментах, требующих дополнительной проработки, определение положительных и отрицательных результатов в понимании, оценке и разрешении ситуации средствами интернет-ресурсов [8, с. 70].
Моделирование процесса формирования информационно-правовой компетентности студентов университета требует наличия следующих педагогических принципов: визуализации, структурности, индивидуализации, интерактивности, вариативности, профессиональной мобильности, комплексности, прагматичности, проблемности.
При использовании интернет-ресурсов во время проведения занятий важно знать, что компьютерные технологии являются вспомогательным элементом в процессе обучения, «на занятиях технические средства должны применяться только в том случае, если они не подменяют преподавателя, а помогают ему» [9, с. 76]. В условиях реализации ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки формирование информационно-правовой компетентности средствами интернет-ресурсов реализуется путем активного участия студентов на практических занятиях, в информационном обмене профессиональными знаниями, в ходе подготовки научно-исследовательских работ.
Изменения, связанные с применением интернет-ресурсов в системе преподавания правовых дисциплин, связаны с тем, что их использование видоизменяет саму природу мышления, а значит и суть процесса образования. Используя интернет-ресурсы, преподаватель трансформирует способы подачи информации, а значит, и восприятие проблемы [10, с. 84].
Преподавание правовых дисциплин представляет собой дидактическое рациональное обучение правовым дисциплинам с применением компьютерно-коммуникационных технологий, которые играют роль помощника преподавателя в организации познавательной деятельности студентов, реализации открытого образования.
В системе методов обучения правовым дисциплинам, в совместной деятельности студента и преподавателя, направленной на достижение педагогических целей, интернет-ресурсы занимают существенное место в организации, активизации и контроле эффективности учебной деятельности. Это становится, возможно, благодаря вычленению отдельных фрагментов, органичности применения интернет-ресурсов в процесс учебной деятельности на любом этапе.
Ссылки:
1. Асадуллин Р.М. Кластеризация и технологическая реконструкция педагогического профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3 (40). С. 5-8.
2. Надточий И.Л. Информационные и Internet-технологии в образовании : учеб. пособие. Челябинск, 1999. 76 с.
3. Нарбикова Г.А., Амиров А.Ф., Манько Н.Н. Формирование технологической компетентности с использованием информационных технологий // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3 (40). С. 72-77.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. М., 1994. 205 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. 2-е изд. М., 2005. 272 с.
6. Кузнецова М.А. Опыт развития информационной культуры студентов вузов // Образование и наука. 2008. № 8. С. 35-41.
7. Алексеев Р.А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Вестник МГОУ. Сер.: Юриспруденция. 2011. № 1. С. 31-36.
8. Яруллин И.Ф. Информационная культура педагога как необходимый компонент современного образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 4. С. 68-71.
9. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 4. С. 73-78.
10. Маркова С.М. Правовая культура педагога профессионального обучения : монография. Н. Новгород, 2007. 149 с.