.....
I I I ■ M I I I
^ Социально-культурная деятельность 133
нием гуманистической стратегии в работе парка, с использованием дифференцированных программ реализации познавательных интересов, сочетаемых с индивидуальными способностями, запросами и интересами данной группы молодежи; будет соблюдаться принцип социокультурного баланса, обеспечивающий равновесие познавательных интересов между культурными и социальными компонентами, которые заложены в функциях, структурах, организации и процессах парковой деятельности, обеспечивающих сбалансированное удовлетворение разнооб-
Примечания
1. Выготский, Л. С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. - М., 1984. - Т. 4.
2. Культура России: информационно-аналитический сборник. - М., 2009.
3. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е.Н. Медынский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1916.
4. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000.
разных потребностей, ценностей, интересов детей и подростков; в развитии познавательной активности детей и подростков будет отличаться системностью и устойчивостью включения детей и подростков в деятельнос-тные формы работы.
Приведенные положения и оценки проясняют место и роль парка культуры и отдыха в системе социально-культурных институтов и раскрывают его педагогический потенциал и организационные возможности для реализации познавательных интересов детей и подростков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. Ю. Селиванов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрыты особенности использования интерактивных технологий, возможности их применения в процессе профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: интерактивные технологии, органиграмма, менеджер социально-культурной деятельности, онлайн-коммуникаторы.
In this article described features of the use of interactive technologies, the possibility of their use in a training process of SCS manager.
Key words: interactive technologies, organigram, manager social-cultural sphere, on-line communicators.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 133-136
.....
ш
134 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
Подготовка успешных менеджеров социально-культурной деятельности в современных условиях приобретает особую актуальность. Страна вступила на путь не только модернизации производственной сферы, но и модернизации социокультурных отношений, изменения сознания и восприятия инновационных процессов. Об этом убедительно говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию: «современной России необходимо внедрение инноваций в сферы науки, культуры и образования» (3). Следовательно, страна нуждается в современных менеджерах, умеющих работать с интерактивными технологиями и принимать решения, основываясь на точном, межсистемном анализе.
В контексте заявленной темы данной статьи мы рассматриваем интерактивные технологии как программы и программное обеспечение (информационные продукты), которые помогают менеджеру социально-культурной деятельности развивать навыки взаимодействия с интернет- и интранет-приложениями.
Эти технологии инновационны и универсальны, поскольку созданные на их основе компьютерные программы могут быть использованы для более качественного и эффективного управления учреждениями социокультурной сферы. А это - создание новых культурных продуктов и услуг, в которых нуждается все современное культурное пространство.
Умение работать со специальными компьютерными программами помогает менеджеру социально-культурной деятельности проектировать информационную систему социокультурного учреждения, определять внутрисистемные связи, классифицировать межгрупповые зависимости, в режиме онлайн, а коммуникационные средства - заменить и модернизировать для усовершенствования процесса передачи информации.
Проблемы использования интерактивных технологий в учебном процессе раскрыты в работах А.Е. Абрамешина, К.Ф. Беликова, М.А. Рыбакова, В.М. Чижикова, В.В. Чижико-ва, Р. Рэнделла, Л. Фаэя. Вопросы менеджмен-
та социально-культурнои деятельности и его технологий, а также проблемы формирования профессиональных качеств менеджера СКД освещены в публикациях Т.Г. Васильевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Г.Н. Новиковой, Т.Н. Суминовой, Р.А. Хусеинова, Е.В. Чи-жиковой, Н.Н. Ярошенко и многих других отечественных и зарубежных авторов.
В профессиональной подготовке менеджера социально-культурной деятельности мы учитываем ряд важнейших факторов. Один из них - научить созданию информационной системы управления учреждением социокультурной сферы.
Для этого будущий менеджер социально-культурной деятельности обязан освоить не только теоретические знания, но и получить практические навыки и умения.
Следовательно, учебные занятия лучше всего проводить в компьютерных классах, именно в той среде, где ему предстоит создавать собственные модели управления социокультурными учреждениями. В процессе обучения используется стандартный, учебный, пакет состоящий из трех компьютерных программ. Первая программа - «Менеджмент Лайт», для социокультурного проектирования (8). Вторая программа - «Разум», для отработки навыков создания информационной системы социокультурного учреждения (9). Третья программа - «Скайп», для ведения он-лайн-переговоров и онлайн-конференций (10).
К каждой программе мы прилагаем электронный учебный пакет лабораторных работ, с пояснениями и подробными инструкциями выполнения каждого задания, и стремимся, чтобы будущий специалист отрабатывал не просто функциональные навыки, но и самостоятельно усваивал технологию работы с лабораторными заданиями. В процессе обучения менеджер анализирует рынок социокультурных продуктов и услуг, систематизирует данные. В этом случае мы добиваемся отработки менеджером альтернативных вариантов построения интерактивных моделей. Так, например, менеджер может самостоятельно
.....
ш
Социально-культурная деятельность 135
выбрать один из наиболее оптимальных вариантов интерактивного моделирования структуры социокультурного учреждения.
Здесь необходимо отметить, что интерактивная модель не просто отражает структуру учреждения, но и позволяет отрабатывать взаимодействие между различными отделами и группами людей.
Другим фактором подготовки менеджера СКД является получение навыков построения электронной органиграммы, которая представляет собой визуализацию организационно-кадровой структуры учреждения, в виде подразделений (отделов, служб, групп и т.п.) и руководящих должностей (4).
Электронная органиграмма является частью интерактивной модели учреждения, она отражает не только наличие подразделений и сотрудников, но и их реальное состояние (в зоне доступа и вне зоны доступа).
В процессе подготовки специалиста социокультурной сферы мы формируем навыки построения электронной органиграммы, так как благодаря ей развиваются его управленческие качества, где главным является умение работать дистанционно в удалении от офиса.
В продолжение темы более подробно остановимся еще на одном факторе, раскрывающем особенности использования интерактивных технологий в процессе подготовки менеджера социально-культурной деятельности. Это умение работать с современными средствами связи через Интернет.
В процессе подготовки менеджера мы используем программу «Скайп», она обеспечивает непрерывный коммуникационный процесс через глобальную сеть, поддерживает телефонные переговоры, онлайн-чат, БШБ-чат и многие другие способы коммуникации.
Но главным является то, что мы учим менеджера интегрировать «Скайп» с интерактивным редактором «Разум», таким образом, менеджер осваивает и интерактивный дизайн.
Интерактивный дизайн - это создание целостной информационной системы управления учреждением социокультурной сферы.
Менеджер, проходящий подготовку в вузе, должен непременно ознакомиться с работой всех вышеперечисленных программ, а главное, получить навык использования аналогичных программ в будущем рабочем процессе в учреждении социокультурной сферы.
Не менее значимой задачей в подготовке менеджера СКД является освоение практического межсистемного анализа деятельности учреждений культуры как одного из наиболее эффективных методов в современном информационном менеджменте. Мы полагаем, что его использование крайне важно для оптимизации деятельности социокультурных учреждений.
Нам представляется, что в XXI веке все крупные учреждения перейдут на информационную систему управления. Без знания основных принципов построения подобных систем и умения работать с ними невозможно представить будущего специалиста сферы управления, а тем более, специалиста социально-культурной сферы.
Этим, на наш взгляд, обусловлена необходимость включения в учебный процесс вузов культуры и искусств дисциплины «Интерактивный дизайн управления».
На основе анализа теории и практики подготовки менеджера социально-культурной деятельности, мы пришли к ряду выводов:
- во-первых, современная система управления базируется на интерактивных технологиях, которые дополняют и развивают уже известные научные методы управления и которые необходимо внедрять в учебный процесс;
- во-вторых, интерактивные технологии интегрируется в социокультурный менеджмент, устанавливая новый способ взаимодействия между традиционной научной школой менеджмента в социокультурной сфере;
- в-третьих, необходимость использования интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности связана с новой парадигмой развития современной социокультурной сферы.
.....
I I I ■ М I I I
136 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
Примечания
1. Абрамешин, А. Е. Инновационный менеджмент / А.Е. Абрамешин и др. - М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Медведев, Д. А. Послание Федеральному Собранию от 13 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. - Режим доступа: www.kremlin. ru: «Официальный сайт Президента РФ», (Дата обращения: 03.06.2010).
4. Рэнделл, Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Р. Рэнделл, Л. Фаэй. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
5. Суминова, Т. Н. Проблемы информационных ресурсов сферы искусства в контексте формирования открытого информационного общества / Т.Н. Суминова. - М.: МГУКИ, 2000.
6. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. чижиков, В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2008.
7. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000.
8. Официальный сайт программы Менеджмент Лайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.infortech.ru
9. Официальный сайт программы Разум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.thebrain.com
10. Официальный сайт программы Скайп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.skype.com