ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
К УЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ: ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
УДК 801.731
Н. Н. Ярошенко
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья информирует об издательской деятельности журнала «Культура и образование», который выходит в Московском государственном университете культуры и искусств. Отмечается, что главная цель редакционной политики журнала — всестороннее рассмотрение образовательной деятельности в целом, а среди основных задач издания на первый план выходит создание единого информационного пространства, которое становится необходимым условием дальнейшего развития и совершенствования системы вузовской подготовки специалистов для сферы культуры и искусств. В статье подробно анализируются направления научных исследований проблем современного гуманитарного знания. В целом деятельность журналов такого профиля позволяет воссоздать систему целенаправленной информационной поддержки по конкретным направлениям научного поиска и воспитать у исследователей культуру использования современных источников научной информации.
Ключевые слова: культура, образование, публикация результатов научных исследований, вузовская подготовка специалистов для сферы культуры и искусств, проблемы гуманитарного знания.
Ф N. N. Yaroshenko Ф
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
CULTURE AND EDUCATION:
THE TREND OF SCIENTIFIC COMPREHENSION
Article informs on publishing of the Culture and Education magazine which appears at Moscow State University of culture and arts. It is noted that the main goal of editorial policy of magazine — comprehensive consideration of educational activity in general, and among the main objectives of the edition comes to the forefront creation of a common information space which becomes a necessary condition of further development and improvement of system of high school training of specialists for the sphere of culture and arts. In article the directions of scientific researches of problems of modern humanitarian knowledge are in detail analyzed. In general activity of magazines of such profile allows to recreate system of purposeful information support in the concrete directions of scientific search and to cultivate culture of use of modern sources of scientific information at researchers.
Keywords: culture, education, the publication of results of scientific researches, high school training of specialists for the sphere of culture and arts, problems of humanitarian knowledge.
Публикация результатов научного иссле- ны с необходимостью повышения не только
дования — особое явление научной жизни. качества и глубины научных публикаций, но
Сегодня к периодическим изданиям, отра- и доступности и востребованности периоди-
жающим результаты фундаментальных и ческого издания научной общественностью,
прикладных научных исследований, предъ- Возможность дойти до читателя есть у каж-
являются высокие требования. Они связа- дого научного журнала, ведь большинство
ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий 250 кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета
культуры и искусств
YAROSHENKO NIKOLAY NIKOLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of
Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts .t t _ .t
e-mail: [email protected]
© Ярошенко Н. Н., 2014
^ Научные обзоры
Ф
из них осуществляют специальные рассылки, имеют сетевые версии. И, судя по возрастающим показателям цитируемости журналов в Российском индексе научного цитирования, отдельным журналам удаётся найти своего читателя. Вместе с тем приходится констатировать, что большинство таких периодических изданий не отличается большими тиражами, а показатели их цитируемости оставляют желать лучшего. Как лее установить чёткий, постоянный и продуктивный контакт издателей и читателей? Здесь видится, как минимум, два пути. С одной стороны, необходимо создать, а в некоторых случаях
— воссоздать, систему целенаправленной информационной поддержки по конкретным направлениям научного поиска, а с другой
— воспитать у исследователей культуру использования современных источников научной информации. Оба направления чрезвычайно обширны, и, признаемся, достижение заветной цели по каждому чрезвычайно трудно осуществить.
Здесь, в оп ре де лён ной мере, могут помочь информационно-аналитические материалы, обзоры и рецензии. Эти жанры научных публикаций должны стать постоянной составляю щей со вре мен ных из да ний.
В Московском государственном универси-те те куль ту ры и ис кусств с 2008 го да вы ходит журнал «Культура и образование», издание которого отражает потребность учёных во все сторон нем ос мыс ле нии раз ви тия и особенностей отраслевой системы образования. Учитывая необходимость формирования многоуровневой системы связей с другими образовательными системами, государственными и общественными институтами, зарубежными университетами и образова-тель ны ми цен тра ми, такое из да ние является «площадкой» для содержательного рассмот-ре ния обра зователь ной дея тель но сти в це лом и, одновременно, помогает создать единое информационное пространство как условие дальнейшего развития и совершенствования системы вузовской подготовки специалистов для сферы культуры и искусств.
Среди наиболее актуальных проблем современного гуманитарного знания выделяется особая группа, которую составляют исследования сущности, специфики и тенденций образования в сфере культуры. Эти аспекты, весьма значимые для развития отраслевого образования, всесторонне рассматривались на страницах рецензируемого журнала. Главный вектор исследований — анализ общих, глобализационных процессов и их влияния на образование.
Профессор В. А. Тихонова отмечает проти-воре чивые тенденции развития совре мен ной духовной сферы, агрессивную вестерниза-цию «массовой культуры», угрозу унифицирования культуры, уничтожения культурно-национальной идентичности, [16]. Эту мысль, в определённой мере, подтверждают исследование А. Я. Флиера [17], посвящённое актуальной культурологической парадигме современного образования, которая сформировалась в контексте «культурного поворота» современного социального развития, а также исследования цивилизационных вызовов современности (В. А. Ремизов [14]), диалога культур (С.М. Оленев [11]), межкультурного взаимодействия (В. Н. Осташкин [12]) и др.
В рамках онтологического подхода к интерпретации феномена образования в сфере культуры и искусств В. А. Ремизов и В. С. Садовская выделили следующие его модульные признаки: «непрерывность, многоуров-невость, преемственность; сочетание фундаментальности, художественности и рационально сти, ко торые и при да ют ему самобытность» [14].
Вопросы институционального статуса ву зов культу ры и ис кусств, про грам мы их развития являлись предметом научных публикаций руководителей Московского государственного университета культуры и искусств (Р. Г. Абдулатипов [1], В. В. Афанасьев [3], Т. В. Кузнецова [8]), а также других вузов страны.
Вузы культуры и искусств — уникальные субъекты международного образовательного пространства (Л. С. Жаркова [6]). Их са-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
мобытность, направленность на воспитание творческой личности (А. А. Аронов [2]) и узкая нацеленность на сферу профессиональной деятельности в искусстве и культуре, с одной стороны, является базовым преимуществом, а с другой — не всегда встречает понимание у зарубежных коллег.
Профессор И. В. Малыгина справедливо указывает на то, что «говорить о "едином" мировом образовательном пространстве на сегодняшний день можно лишь с большой до лей ус лов но сти, как о же лае мой иде аль ной модели, основанной на принципе поликультурной целостности и существующей пока, увы, лишь в тенденции» [9]. По её мнению, более адекватным современному положению дел является понятие «международное образовательное пространство», которое, может быть, отличается «высокой степенью эклектичности, представляет собой довольно пё-ст рую мозаику из на циональных науч ных школ и образовательных традиций, включённых в сис те му бо лее или ме нее сти хий ного международного сотрудничества. Результаты подобного сотрудничества зачастую бывают слабо прогнозируемыми и далее деструктивными, а возможности управленческих воздействий на интеграционные процессы в сфере образования до сих пор остаются весьма ограниченными» [9, с. 29]. Этот вывод оказывается справедливым и для стран СНГ, сотрудничество с которыми должно выступать приоритетом международной интеграции образовательных систем [10].
И. В. Малыгина делает обобщающий вывод: «прививка западных образовательных стан дар тов на российскую поч ву вызвала болезненную и неоднозначную реакцию российского универ ситет ского сообщества» [9, с. 30].
В связи с этим современные российские исследователи считают необходимым формирование «консолидированной идеологии международного сотрудничества в области под го тов ки кад ров для сфе ры культу ры и искусств» [22] — именно сотрудничества, а не унич тоже ния уни кальных дос ти же ний
российского образования в сфере культуры. Поэтому возникает потребность в разработке и внедрении новых методических и практических подходов к взаимодействию национальных систем подготовки кадров культуры и искусств, начиная от государственных образовательных стандартов и заканчивая оцен кой уровня про фессиональной успешности и социальной мобильности выпускников. Эти вопросы стали предметом обсуждения на уровне Международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», отчёты о работе которых молено найти на страницах рецензируемого журнала.
Изучение инновационной практики определяет границы предметного поля подготовки специалистов сферы культуры.
В публикациях профессора А. Д. Жаркова рассматривается социально-культурная политика государства как важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности [5]. Автор анализирует социально-культурную политику государства, которая определяет и регулирует деятельность цен траль ных пра ви тель ст вен ных и муниципальных учреждений, комитетов, ко мис сий, а так же обще ст вен ных и ком мер-ческих организаций, в своей работе ориен-ти ро ван ных на це ли, ко торые перед ни ми ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоёв населения.
В журнале также рассматриваются современные процессы оптимизации, реорганизации и других преобразований, затрагивающих деятельность учреждений и организаций культуры. Отмечается, что на предыдущих исторических этапах система бюджетных учреждений работала в отрыве от актуальных требований к развитию государственного и муниципального управления и финансировалась вне зависимости от объёма и качества оказываемых услуг (В. В. Чижиков [18]). Всесторонне анализируется организация финансирования учреждений культуры, взаимодействие всех органов власти, бизнеса, науч ных и об ще ст вен ных ор га ни за ций в
Ф
^ Научные обзоры
Ф
реализации масштабных культурных проектов и программ, на прав лен ных на развитие отдельных отраслей культуры, сохранение и использование культурного наследия, уве ли чение культурной при влекательности регионов и повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры, даётся анализ зарубежной практики финансирования (В. М. Чижиков [19]) и творческого предпринимательства (Т. Н. Суминова [15]). Одной из важнейших составляющих творческого предпринимательства признаётся арт-менедж-мент, а в качестве субъекта креативной экономики, творческой индустрии и региональной политики в сфере культуры и искусства выступает арт-менеджер как организатор (продюсер, антрепренёр, импресарио и т.д.) в сфере искусства, чья деятельность связана с использованием бизнес-механизмов для реализации креативной идеи, проектиро-ва ния арт-биз нес-про стран ст ва, гене рации арт-проекта как продукта интеллектуальной дея тельности и объ екта ав тор ского пра ва и смежных прав и т.д.
Ещё одним направлением исследований является анализ вопроса о реформировании и возрождении высшего профессионального образования, о необходимости преемственности в профессиональной педагогике, а также определение роли традиционного классического образования в России. По мнению профессора А. Г. Казаковой, «результативность решения социально-экономических, материально-технических, психологических, культурологических, педагогических задач во многом зависит в современных условиях от выполнения высшим учебным заведением своей особой роли в подготовке высококвалифицированных перспективных кадров пу-
Примечания
1. Абдулатипов Р. Г. Духовные идеалы современности и образование // Культура и образование. 2009. № 2 (6). С. 9—12.
2. Аронов А. А. Гений: попытки идентификации // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 54—59.
3. Афанасьев В. В. Вузы культуры и искусств — модели университетов третьего тысячелетия // Культура и образование. 2008. № 3 (3). С. 9—17.
4. Болочагина В. В. Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию // Культура и образование. 2013. № 2—4 (11). С. 15—18.
тём улучшения качества образования и воспитания студентов» [7, с. 9].
Следовательно, возникает необходимость усиления контроля качества высшего профессионального образования и внедрения в практику новых процедур аттестации, аккредитации (В. В. Болочагина [4]).
Сегодня также уделяется много внимания обобщению методических подходов к воспитанию личности будущего специалиста, развитию его социально-культурной активности. Так, например, профессор Н. В. Шарков-ская рас кры ла струк ту ру и содержание этого процесса на основе полученных ею результатов диагностики уровня социально-культурной ак тив но сти у студен тов оч ного и заоч но-го отделений Московского государственного университета культуры и искусств [21].
Таким образом, публикации в научном журнале «Культура и образование» способствуют обмену опытом, инновациями, инициативами в сфере вузовской подготовки кадров культуры и искусств. Журнал стремится обеспечить формирование информационной основы для взаимодействия с зарубежными научными и образовательными центрами подготовки кадров для сферы искусства и культуры.
При этом глубокие методологические выводы, сде лан ные иссле довате лями, оставляют надежду на то, что, вопреки жёсткому реформированию, образование в сфере культуры сохранится и продолжится, ибо измене нию не под ле жит его ос нова — стрем ление воспитать творческую интеллигенцию, культурную элиту, ответственную за сохранение культурного достояния, духовного единства и самобытности народов нашей страны.
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
5. Жарков А. Д. Социально-культурная политика государства — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 65—72.
6. Жаркова Л. С. Международное сотрудничество Московского государственного университета культуры и искусств // Культура и образование. 2010. № 1 (7). С. 49—59.
7. Казакова А. Г. Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы // Культура и образование. 2013. № 2—4 (11). С. 8—14.
8. Кузнецова Т. В, Стрельцов В. В., Солдатов В. М. Стратегические ориентиры развития МГУКИ в контексте реализации культурной политики России // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 18—24.
9. Малыгина И. В. Университет как субъект международного образовательного пространства // Культура и образование. 2008. № 3 (3). С. 28—31.
10. Мухаметшин Ф. М. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах СНГ // Культура и образование. 2010. № 2 (8). С. 15—18.
11. Оленев С. М. К вопросу о современной специфике исследований диалога культур // Культура и образование. 2008. № 4 (4). С. 8—12.
12. Осташкин В. Н. Перспективы современного межкультурного взаимодействия // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 3—9.
13. Ремизов В. А. Глобализационный культурный процесс и образование // Культура и образование. 2008. № 4 (4). С. 3—7.
14. Ремизов В. А., Садовская В. С. Профиль и анфас современного образовательного процесса в сфере культуры и искусства // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 48—52.
15. Суминова Т. Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 103—109.
16. Тихонова В. А. Проблемы культурной политики в условиях глобализации // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 14—17.
17. Флиер А. Я. Культурологическая парадигма образования: к определению понятия // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 25—31.
18. Чижиков В. В. Новые ресурсы социокультурных преобразований в сфере культуры // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 77—85.
19. Чижиков В. М. Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 73—78.
20. Чижиков В. М. Финансирование культуры: зарубежная практика // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 86—97.
21. Шарковская Н. В. Организационные основы формирования социально-культурной активности личности будущего специалиста // Культура и образование. 2009. № 1 (5). С. 22—25.
22. Ярошенко Н. Н. Разработка нового поколения государственных стандартов российского образования в сфере культуры в контексте мировой образовательной интеграции // Культура и образование. 2008. № 3 (3). С. 37—42.
References
1. Abdulatipov R. G. Dukhovnye idealy sovremennosti i obrazovanie [Spiritual ideals of the present and education]. KuVtura I obrazovanie [Culture and Education], 2009, No. 2 (6), pp. 9—12.
2. Aronov A. A. Geniy: popytki identifikatsii [Genius: identification attempts]. KuVtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 54—59.
3. Afanas'ev V. V. Vuzy kul'tury i iskusstv — modeli universitetov tret'ego tysyacheletiya [Higher education institutions ofculture and arts — models ofuniversities ofthe third millennium]. KuVtura i obrazovanie [Culture and Education], 2008, No. 3 (3), pp. 9—17.
4. Bolochagina V. V. Professional'no-obshchestvennaya akkreditatsiya po programmam podgotovki v sfere kul'tury i iskusstva: ot kontseptsii k instrumentariyu [Professional and public accreditation according to preparation programs in the culture and art sphere: from the concept to tools]. KuVtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 2—4 (11), pp. 15—18.
#
^ Научные обзоры
Ф
5. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaya politika gosudarstva — vazhneyshee uslovie funktsionirovaniya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Professional and public accreditation according to preparation programs in the culture and art sphere: from the concept to tools]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 65—72.
6. Zharkova L. S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Professional and public accreditation according to preparation programs in the culture and art sphere: from the concept to tools]. KuPtura I obrazovanie [Culture and Education], 2010, No. 1 (7), pp. 49—59.
7. Kazakova A. G. Reforma I vozrozhdenie sovremennoy vysshey professional'noy shkoly [Professional and public accreditation according to preparation programs in the culture and art sphere: from the concept to tools]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 2—4 (11), pp. 8—14.
8. Kuznetsova T. V., Strel'tsov V. V., Soldatov V. M. Strategicheskie orientiry razvitiya MGUKI v kontekste realizatsii kul'turnoy politiki Rossii [Strategic reference points of development of MGUKI in the context of realization of cultural policy of Russia]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 18—24.
9. Malygina I. V. Universitet kak sub»ekt mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo prostranstva [University as subject of the international educational space]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2008, No. 3 (3), pp. 28—31.
10. Mukhametshin F. M. Podderzhka sootechestvennikov, prozhivayushchikh v gosudarstvakh SNG [Support of the compatriots living in the states of the Union of the Independent States]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2010, No. 2 (8), pp. 15—18.
11. Olenev S. M. K voprosu o sovremennoy spetsifike issledovaniy dialoga kul'tur [To a question of modern specifics of researches of dialogue of cultures]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2008, No. 4 (4), pp. 8—12.
12. Ostashkin V. N. Perspektivy sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeystviya [Prospects of modern cross-cultural interaction]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2014, No. 3 (14), pp. 3—9.
13. Remizov V. A. Globalizatsionnyy kul'turnyy protsess i obrazovanie [Globalization cultural process and education]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2008, No. 4 (4), pp. 3—7.
14. Remizov V. A., Sadovskaya V. S. Profil' i anfas sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa v sfere kul'tury i iskusstva [Profile and fullface of modern educational process in the sphere of culture and art]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2014, No. 3 (14), pp. 48—52.
15. Suminova T. N. Tvorcheskoe predprinimatel'stvo v kontekste formirovaniya kreativnoy ekonomiki i regional'noy politiki v sfere kul'tury i iskusstva [Creative business in the context of formation of creative economy and regional policy in the sphere of culture and art]. KuPtura I obrazovanie [Culture and Education], 2014, No. 1 (12), pp. 103—109.
16. Tikhonova V. A. Problemy kul'turnoy politiki v usloviyakh globalizatsii [Problems of cultural policy in the conditions of globalization]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 14—17.
17. Flier A. Ya. Kul'turologicheskaya paradigma obrazovaniya: k opredeleniyu ponyatiya [Culturological paradigm of education: to definition of concept]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 25—31.
18. Chizhikov V. V. Novye resursy sotsiokul'turnykh preobrazovaniy v sfere kul'tury [New resources of sociocultural transformations in the sphere of culture]. KuPtura I obrazovanie [Culture and Education], 2014, № 1 (12), pp. 77—85.
19. Chizhikov V. M. Novye podkhody k tekhnologiyam menedzhmenta sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [New approaches to technologies of management of welfare activity]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, № 1 (10), pp. 73—78.
20. Chizhikov V. M. Finansirovanie kul'tury: zarubezhnaya praktika [Financing of culture: foreign practice]. KuPtura I obrazovanie [Culture and Education], 2014, No. 1 (12), pp. 86—97.
21. Sharkovskaya N. V. Organizatsionnye osnovy formirovaniya sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti budushchego spetsialista [Organizational bases of formation of welfare activity of the identity of future expert]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2009, No. 1 (5), pp. 22—25.
22. Yaroshenko N. N. Razrabotka novogo pokoleniya gosudarstvennykh standartov rossiyskogo obrazovaniya v sfere kul'tury v kontekste mirovoy obrazovatel'noy integratsii [Development of new generation of state standards of Russian education in the sphere of culture in the context of world educational integration]. KuPtura i obrazovanie [Culture and Education], 2008, No. 3 (3), pp. 37—42.
Ф
Ф