Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сложные предложения / классификация / сложносочинённые / сложноподчиненные / русский язык / девятый класс / особенности изучения / интерактивные технологии / интерактивное обучение / complex sentences / classification / compound / Russian / ninth grade / learning features / interactive technologies / interactive learning

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багдасарян Д.Г., Борисова Л.П.

В данной статье рассмотрены основные особенности изучения сложного предложения в девятом классе с использованием интерактивных технологий. Выявлены трудности в изучении данной темы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Багдасарян Д.Г., Борисова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN STUDY OF SYNTAX OF COMPLEX SENTENCE

This article discusses the main features of studying a complex sentence in the ninth grade using interactive technologies. Difficulties in studying this topic and ways to solve them are revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

УДК 372.881.161.1 Багдасарян Д.Г., Борисова Л.П.

Багдасарян Д.Г.

студент филиала Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

Борисова Л.П.

канд. педаг. наук, доцент кафедры теории и методики преподавания

филологических дисциплин Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности изучения сложного предложения в девятом классе с использованием интерактивных технологий. Выявлены трудности в изучении данной темы и пути их решения.

Ключевые слова: сложные предложения, классификация, сложносочинённые, сложноподчиненные, русский язык, девятый класс, особенности изучения, интерактивные технологии, интерактивное обучение.

В системе лингвистических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают синтаксические понятия, что определяется местом синтаксиса в общей системе языка. К числу основных понятий в школьном синтаксисе многие учёные (А.В. Дудников, А.Ю. Купалова, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.) относят, прежде всего, общее понятие «предложение», особо выделяя разряд сложных предложений.

Мы рассмотрели подробную классификацию сложных предложений и выяснили, что данная синтаксическая конструкция делится на: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные и предложения с разными типами связи.

Сложное предложение является одной из наиболее сложных единиц синтаксиса, существуют различные подходы к классификации предложений этого типа. Необходимо отметить, что на первой ступени деления всех предложений идёт противопоставление простого предложения сложному. Среди сложных выделяются предложения союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые на основе средства связи между предикативными частями.

Поскольку спорной является классификация сложных предложений, деление предложений на союзные и бессоюзные, то необходимо учитывать всё это, приступая к изучению этой синтаксической единицы уже в начальной школе.

Также, в ходе данного исследования, было выяснено, что у С.Г. Бархударова, В.В. Виноградова, П.А Леканта синтаксис рассматривается «как высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим. Отметим, что выделяются следующие синтаксические единицы «объекты синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение. Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью». Также, стоит отметить, что сложное предложение обладает как свойствами, общими с простым предложением, так и своими специфическими свойствами, отличающими его от простого предложения. Подобно простому предложению, сложное предложение представляет собой

синтаксическую конструкцию, предназначенную быть сообщением: как и простое, оно получает в речи интонационное и слово порядковое оформление.

Таким образом, сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения. Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому - сложному предложению. Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты - слова или словоформы - и по своей синтаксической природе не противостоит им.

Подводя итог, отмечаем, что любой формат интерактивного обучения позволяет увеличить мотивацию детей к обучению, улучшает их познавательную активность. Интерактивные технологии на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Интерактивные технологии создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Видно как ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов. -Москва : Просвещение, 2005. - с. 133;

2. Бархударов С.Г. Русский язык, 9 класс / С. Г. Бархударов. - Москва, 2007. - 245 с.;

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебик для вузов. 3-е изд., исправленное и переработанное / Н.С. Валгина - М.: Высшая школа, 2018 - 416 с.;

4. Дудников А.В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка /А.В. Дудников // Русский язык в школе. - 2011. -С.13-18;

5. Лекант П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант. -Москва : Высшая школа, 2018. - 465 с. - ISBN 5-06-003643-Х. - Текст : непосредственный

Bagdasaryan D. G., Borisova L.P.

Bagdasaryan D.G.

Stavropol State Pedagogical Institute (Yessentuki, Russia)

Borisova L.P.

Stavropol State Pedagogical Institute (Yessentuki, Russia)

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN STUDY OF SYNTAX OF COMPLEX SENTENCE

Abstract: this article discusses the main features of studying a complex sentence in the ninth grade using interactive technologies. Difficulties in studying this topic and ways to solve them are revealed.

Keywords: complex sentences, classification, compound, Russian, ninth grade, learning features, interactive technologies, interactive learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.