УДК [371.014+37.036](470.344)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© 2011 г. Н.Б. Смирнова
Чувашский государственный педагогический университет, Chuvash State Pedagogical University,
ул. К. Маркса, 35, г. Чебоксары, 428000, K. Marx St., 35, Cheboksary, 428000,
rektorat@chgpu. edu. ru rektorat@chgpu. edu. ru
Раскрываются на основе выделенных признаков современного общества и личности студента аспекты деятельности педагога высшей школы по проектированию учебного процесса. Описывается алгоритм деятельности педагога по проектированию, подчеркивается необходимость выработки у обучающихся способов мыслительной и предметной деятельности, особенностей выбора инновационных технологий обучения, в том числе интерактивных. Это способствует формированию современного специалиста различных отраслей народного хозяйства как профессионально направленную, саморазвивающуюся личность.
Ключевые слова: проектирование, личность, деятельность, инновационные технологии, интерактивное обучение.
Disclosed on the basis of selected characteristics of modern society and the student's personality aspects of high school teachers to design learning process. An algorithm of the teacher to design emphasizes the need to develop students' ways of thinking and purposeful activity, the characteristics of the choice of innovative teaching technologies, including interactive. This contributes to the formation of the modern expert of various sectors of the economy as a professionally designed, self-developing personality.
Keywords: projecting, personality, activity, innovational technologies, interactive teaching.
Сегодня подготовка современных специалистов в высших учебных заведениях требует от педагогов высшей школы новых подходов к выбору технологий обучения.
Современный молодой человек - представитель нового постиндустриального и информационного мира, и преподавателям необходимо не только учитывать эти изменения, но и использовать преимущества, которые они дают, в организации учебного процесса в вузах.
«В постиндустриальном и информационном обществе, по сравнению с обществом массовым индустриальным, объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а внутренними» [1, с. 26].
В настоящий момент возможно выделение таких влияющих на личность процессов, происходящих в обществе, как:
- формирование демассифицированного и персонализированного субъекта, что влечет за собой резкое повышение уровня специализированной подготовки;
- влияние Интернета на современную культуру;
- большие потоки информации, основными признаками которой являются избыточность и фрагментарность;
- вытеснение из информационной среды универсальным специфического.
Вследствие этого личность современного студента, по признанию ученых, приобретет новые качества:
- интерактивность и индивидуализация потребителя современной культуры;
- ранняя специализация в выбранной профессии;
- «клиповый» характер восприятия и, возможно в будущем, мышления;
- обращение в кризисные моменты к тем культурным пластам, которые обладают компенсаторным потенциалом - к традиционной культуре и формам, обновляющим эту традицию [1, с. 36 -38].
Профессионализация такой личности - явление новое, однако исследователи работают над актуальными сегодня проблемами педагогики и педагогической психологии в высшей школе. По мнению А.М. Матюшки-
на, одна из них - выявление специфических закономерностей психического развития юноши и взрослого человека и разработка дидактических принципов управления психическим развитием личности в период обучения в высшей школе.
К основным в период обучения и развития ученый относит: психологические закономерности формирования профессиональной познавательной мотивации и интересов, развитие профессионального восприятия, памяти, внимания, мышления, формирования профессиональных способностей и творческой личности специалиста [2, с. 277].
Трудности управления психическим развитием обучающихся в высшей школе возможно уменьшить при использовании технологий, которые позволят нам скоординировать действия обучающего и обучаемого и придать им системный характер.
Среди характерных признаков педагогических технологий выделяют: концептуальность, системность, дидактическое целеобразование, инновацион-ность, оптимальность, корректируемость, воспроизводимость и гарантируемость результатов.
Деятельность педагога в современном учебном процессе должна основываться на принципах технологического проектирования: целостности, вариативно-личностной организации обучения, фундаментали-зации и профессиональной направленности [3, с. 207].
При этом перед ним стоит ряд проблем, которые необходимо разрешить. Так, вначале педагог должен определиться относительно собственной обучающей модели, осуществить выбор критериев итоговых результативных характеристик, проанализировать средства обучения, имеющиеся в наличии, а затем наметить стратегию и алгоритм решения поставленных педагогических задач. Следующий этап - составление обучающей программы, включающей в себя возможность управления учебной деятельностью на основе имеющихся способов мониторинга и коррекции полученных результатов, в том числе деятельности «педагог - студент». Чрезвычайно важно, чтобы проектируемая технологическая система была гибкой и помогала реагировать на особенности развития учащихся на промежуточных этапах обучения, учила самоанализу и давала педагогу возможность профессиональной рефлексии [4, с. 209].
Педагог не должен упускать из вида необходимость вырабатывать у обучающихся способов мыслительной и предметной деятельности. Проблемное, программированное обучение, поэтапное формирование умственных действий, развивающее обучение способствовали разработке разнообразных педагогических технологий в этой области.
Если в своей педагогической работе преподаватель должен учитывать, что деятельность человека осуществляется на основе как знаний об окружающей действительности, так и о способах деятельности, то в процессе обучения необходимо сочетание формирования теоретических знаний с трудовыми навыками. Он должен включать: демонстрацию процессов и явлений; наблюдение за процессом и результатом обу-
чения для выявления закономерностей, связей; анализ и синтез выявленных свойств; абстрагирование явлений и их обобщение.
Успешное овладение трудовыми навыками будет зависеть от формирования как можно более полного представления о первоначальном образе действия, его уточнения в процессе выполнения на практике; овладения самоконтролем на всех этапах процесса; выстраивания собственной рациональной внутренней психофизиологической структуры действий [4, с. 341].
Далее перед педагогом ставится задача правильного выбора технологий обучения. В современных условиях, о чем было упомянуто выше, чрезвычайную актуальность в ходе профессионализации приобрели инновационные технологии обучения. Среди них -интерактивные, базирующиеся на психологии межличностных взаимоотношений, более чем подходящие для влияния на профессиональное развитие современной молодежи.
Технологии интерактивного обучения «рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение» [3, с. 218].
При использовании интерактивных технологий меняются ролевые установки участников образовательного процесса: педагог становится руководителем, организатором учебного процесса, а студент -субъектом взаимодействия. Информация при этом из цели преобразовывается в средство для освоения.
Существует классификация интерактивных технологий обучения, которая делит их на неимитационные и имитационные.
Целью использования неимитационных интерактивных технологий является передача информации, создание возможности развития общих и профессиональных умений и навыков при использовании проблемного характера обучения. К их формам и методам относят проблемную лекцию, семинар-диспут, учебную дискуссию, «мозговой штурм», кооперативное обучение (учебное сотрудничество) при диалогическом взаимодействии педагога и обучаемого.
«Использование имитационных технологий преследует цель знакомства с видами профессионального контекста, формирования профессионального опыта в квазипрофессиональной деятельности. Организация учебного процесса имеет свои особенности: создается игровая процедура и имитационно-игровые ситуации. Среди форм и методов, позволяющих реализовать имитационные технологии в учебном процессе, можно назвать анализ конкретных профессиональных ситуаций (неигровые формы) и дидактическую игру, стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование (игровые формы)» [3, с. 219].
Несомненно, педагог должен понимать, что использование форм и методов организации интерактивного обучения должно опираться на цели и задачи
изучения определенных тем и выявления их роли в процессе усвоения конкретной дисциплины. Поэтому необходимо с ответственностью подходить к проектированию учебного предмета, в частности, придать программе проблемный характер за счет создания адекватных проблемных ситуаций, в процессе решения которых будет обеспечена возможность открытия новых знаний.
Однако сегодня многие педагоги заменяют понятие «проблемная ситуация» постановкой отдельных вопросов или комментариев к заданию. К сожалению, невозможно проблемную ситуацию привнести обучающемуся извне, а он не сможет решить ее вне реальной деятельности: «Проблемная ситуация характеризует прежде всего психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, а не само это учебное задание» [2, с. 473].
А.М. Матюшкин при планировании использования проблемных ситуаций на занятиях предлагает брать для анализа не узкую тему, а один из модулей программы, так как только в этом случае можно представить взаимоотношение ряда проблемных и не проблемных ситуаций и заданий, а также условий, создание которых будет способствовать усвоению новых знаний учащимися.
Одной из основных дидактических трудностей создания проблемного задания, по мнению ученого, будет являться выполнение учеником предлагаемого учебного задания, и оно «должно привести его к потребности в том знании или способе действия, который составляет неизвестное. Искусство учителя заключается в том, чтобы представить подлежащие усвоению знания как систему неизвестных знаний, которые должны открыть учащиеся на уроке» [2, с. 474].
Из имитационных интерактивных технологий, на наш взгляд, более всего интересна для высшего учебного заведения такая форма проведения занятий, как игровое проектирование, которое, являясь практическим занятием в максимально создающих реальность условиях, позволяет разрабатывать инженерные, технологические, конструкторские и другие виды проектов.
Поступила в редакцию
Одна из основных задач данной формы - обучение современного специалиста не только умениям действовать индивидуально, но и взаимодействовать в коллективе. При этом у каждого студента профессиональные знания лягут в основу выработки умений по применению конкретных технологических приемов в процессе разрешения ряда проблемных ситуаций, с изменением в зависимости от ситуаций форм деятельности (индивидуальной или коллективной). Разрешение подобных задач позволит скорректировать профессиональные качества личности, связанные с особенностями современной культуры.
Из неимитационных технологий целесообразно включать в учебный процесс учебную дискуссию. Будучи одним из методов проблемного обучения, она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо сформулировать однозначный ответ, но при этом могут быть предложены и альтернативные решения.
Таким образом, проектирование учебного процесса с использованием интерактивных инновационных технологий позволяет реализовать в процессе обучения в вузе современные научно-методические разработки. Это делает возможным формирование современного специалиста различных отраслей народного хозяйства как профессионально направленную, саморазвивающуюся личность.
Литература
1. Костина А.В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М., 2009. 216 с.
2. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003. 720 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симо-ненко. М., 2005. 368 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие. М.; Воронеж, 2003. 480 с.
8 февраля 2011 г.