Научная статья на тему 'Игромоделирование в экологическом образовании старшеклассников'

Игромоделирование в экологическом образовании старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман М.Г., Кошман Е.Е.

В статье рассматривается проблема проектирования и использования игромоделирования в экологическом образовании старшеклассников. Разработана система учебных игр в экологическом образовании старшеклассников, состоящая из анализа проблемных экологических ситуаций, интерактивных методов обучения, сюжетно-ролевых, дидактических, деловых, организационно-обучающих, организационно-педагогических, организационно-мыслительных и организационно-деятельностных игр. Раскрыты возможности и показано практическое применение игромоделирования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошман М.Г., Кошман Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игромоделирование в экологическом образовании старшеклассников»

УДК 37.013.32:37.017:574-057.874

ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

М. Г. Кошман

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

физической культуры УО «ГГУ им. Ф. Скорины», г. Гомель, РБ

Е. Е. Кошман

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины», г. Гомель, РБ

В статье рассматривается проблема проектирования и использования игромоделирования в экологическом образовании старшеклассников. Разработана система учебных игр в экологическом образовании старшеклассников, состоящая из анализа проблемных экологических ситуаций, интерактивных методов обучения, сюжетно-ролевых, дидактических, деловых, организационно-обучающих, организационно-педагогических, организационно-мыслительных и организационно-деятельностных игр. Раскрыты возможности и показано практическое применение игромоделирования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Введение

Современная система школьного образования должна быть ориентирована на формирование новых природно-социокультурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом и природой, где главной целью образования выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Достижение данной цели возможно в условиях новой образовательной парадигмы, основанной на деятельностном подходе, который противостоит господствующему в современной школе объяснительно-иллюстративному методу с его вербальными, монологичными и обезличенными методами и формами догматической передачи готовой информации и пассивности учебно-познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход в образовании представляется и реализуется формами и методами активного, интерактивного, инновационного, проблемного и творческого обучения. Этот подход предусматривает групповые, индивидуальные, клубные формы обучения, переменный состав учащихся, широкое использование форм творческой организации учебно-познавательной деятельности [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «активные методы обучения» в педагогической теории и образовательной практике появился на основе рефлексии проявления в учебном процессе активности обучаемого (субъекта), создания условий для его творческого развития. По мнению идеологов данного подхода в образовании О. С. Анисимова [2], А. А. Вербицкого [3], С. А. Габрусевича и Г. А. Зорина [4], А. И. Жука и Н. Н. Кошель [5], активные методы обучения есть способы деятельности, направленные на саморазвитие субъектов деятельности. Активные методы обучения, отмечают исследователи, в отличие от традиционных, способствуют развитию повышенной активности (устойчивой и длительной) учащихся, основанной на их мотивации и эмоциональности; интенсификации учебно-воспитательного процесса; активизации мышления учащихся; совместной деятельности педагога и учащихся; воспитанию творческого характера; самостоятельной выработке решений, основанной на постоянном взаимодействии учащихся и педагогов в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса; проявлению рефлексивной самоорганизации педагога и учащихся в совместной учебной деятельности; развитию способностей самоорганизации и самоуправления.

Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения, предложенная рядом авторов (О. С. Анисимов, А. А. Вербицкий, С. А. Габрусевич, А. И. Жук, Н. Н. Кошель), где все методы активного обучения подразделяются на неимитационные и имитационные (неигровые и игровые). В своей типологии

активных методов обучения О. С. Анисимов выделяет такие группы методов, как традиционные, новые (имитационные), новейшие (развивающие). Автор указывает, что традиционные методы обеспечивают функцию трансляции, новейшие методы выполняют развивающую функцию, а новые (имитационные) методы обучения могут реализовывать как те, так и другие функции. К традиционным формам обучения А. И. Жук и Н. Н. Кошель относят: лекции, семинары, практические занятия и тренинги, которые обеспечивают накопление количества знаний и умений, а также повышение их уровня. Новые формы обучения (имитационные методы обучения) обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых. Данные формы используются в рамках как трансляционной педагогики, так и неклассической педагогики. Подразделяются на неигровые (анализ конкретных ситуаций (АКС), имитационные упражнения, действие по инструкции, разбор документации) и игровые (деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, стажировка с выполнением ролей). Новейшие формы обучения (инновационные игры, организационно-деятельностные игры (ОДИ), огранизационно-мыслительные игры (ОМИ)) обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. В терминологии О. С. Анисимова данные игровые формы обучения получили название «игромоделирование». Под игромоделированием автор понимает процесс моделирования в условиях игры, обладающей принципиальной возможностью осуществления моделирования. Ведущим процессом в игромоделировании выступает сценирование и пересценирование деятельности в рамках решения практических, консультационных, исследовательских, учебных, культурных, диагностических задач и проблем. Источником игромоделирования является затруднение в «доигровом» пространстве деятельности и в первоначальных попытках анализа и преодоления затруднений. В игромоделирование вводятся те проблемные вопросы и сюжеты, ответ на которые предполагает доизучение деятельности и проявлений людей в деятельности, а также сопутствующих этому конфликтов, общения, коммуникации и т. д. Оформление системообразующих вопросов и становится основанием введения критериев игромоделирования. В игромоделировании основным является игропроцесс -это процесс игры как целостности, включающий процессуальную представленность всех слоев организации, механизмов игры, в зависимости от типа игры [1].

Как показал анализ типологии активных методов обучения, игромоделирование относится к новым формам обучения (имитационные, игровые методы обучения), характеризуется повышением значения мышления и развитием мотивации обучаемых в игропроцессе [1], [5]. Специфическими особенностями имитационных (игровых) занятий является наличие имитационной модели изучаемого процесса, имитация индивидуальной и(или) совместной деятельности. В процессе этих занятий осуществляется интенсивная мыслекоммуникация субъектов учебно-игрового процесса (обучающих и обучаемых) при выполнении ролей и(или) принятии решений. Игромоделирование в экологическом образовании является имитационным игровым видом занятий, где участники учебного процесса выполняют определенные роли (социокультурные, производственные и игровые) при решении учебных задач и проблем экологического характера. Оно основано на сущностных характеристиках экологической деятельности учащихся, типологии учебных игр как перспективных средств реализации новой деятельностно-рефлексивной модели образования в области экологии, направленной на исследование окружающего мира через познание самого себя и осуществляемое в игровой форме обучения. В специальной литературе по активному обучению игромоделирование является малоисследованным и недостаточно разработанным методом игрового обучения, несмотря на массовое использование в образовательном пространстве. Наличие данного обстоятельства не позволяет достаточно эффективно реализовывать его потенциальные возможности как педагогического средства в образовательной практике. Рефлексия научно-методической литературы показывает, что очень мало специальных исследований, посвященных раскрытию его сущностных характеристик и методических основ использования в практической педагогике.

Опыт реализации игрового обучения в образовательной практике показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые практически не решаются в традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении. Сегодня возможности игрового метода значительно расширились. В работах белорусских ученых С. А. Габрусевича, Г. А. Зорина, А. И. Жук, Н. Н. Кошель и М. Г. Кошмана показано, что игровые технологии могут использоваться с целью изменения экологического сознания, понимания и мышления их участников, в результате чего обучающиеся получают возможность по-новому

видеть и понимать интересующие их проблемы, способы и пути их решения. По мнению методолога В. М. Розина [7], с их помощью в настоящие время исследуются новые системы, решаются научные проблемы, разрабатываются программы исследования, осваиваются средства методологии, все шире игровые технологии используется в сфере инженерии и проектирования.

Игромоделирование реализуется в образовательной практике посредством различных игровых технологий и проектирования учебно-игровых комплексов. Игровая проблематика в школьном образовании интенсивно развивается, и имеется большое количество различных типов игр. В экологическом образовании учащихся мы используем следующие типы игровых технологий: анализ проблемных экологических ситуаций, интерактивные методы обучения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, организационно-обучающие игры, организационно-педагогические игры, организационно-мыслительные игры и организационно-деятельностные игры

Раскроем сущностные характеристики каждого типа учебных игр в экологическом образовании школьников.

Анализ проблемных экологических ситуаций (блиц-игры). Среди различных форм организации современного школьного образования задачно-целевая и проблемно-ситуативная формы учения/обучения являются наиболее актуальными, значимыми и перспективными для решения задач формирования экологической культуры учащихся. Их реализация в учебно-воспитательном процессе предполагает, что при изучении содержания экологического образования учащимися выделяется определенная последовательность задач и учебных проблем, которые ставят в совместной работе педагог и учащийся и продвижение в решении которых обеспечивает рост способностей учащихся.

Таблица - Система учебных игр в экологическом образовании старшеклассников

Типы учебных игр Название методов активного обучения Учебная дисциплина (факультатив)

1 2 3

Анализ проблемных экологических ситуаций «Экотурпоход», «Рыбалка», «Экология моря», «Живой организм», «Озеро в опасности», «Родник», «Мир безмолвия», «Эхолот», «Чистая зона» Биология, география, химия, физика

Интерактивные методы обучения «Алфавит» Биология, география, химия, физика

«Красная книга - крик природы о помощи» Биология, география

«Заверши фразу» Биология, география, химия, физика

«Ассоциации» Биология, география, химия, физика

«Словарный запас» География

«Биоценоз» Биология, химия

«Гидросфера» География, химия

«Литосфера» География, химия

Сюжетно -ролевые игры «Проектируем животноводческий комплекс» Биология, география

«Спасти атмосферный озон» Химия, физика

«Жизнь морских обитателей» Биология

«Опустынивание и эрозия почв» Биология, география

«Сокровище тропических лесов» Биология, география

«Атмосфера в будущем» Химия, физика

«Парниковый эффект - современная опасность» Химия, физика

Продолжение таблицы

1 2 3

«Хлорфторуглерод и атмосфера» Химия

«Космический мусор» Физика

«Ионизирующее излучение» Физика

«Строим атомную электростанцию» Биология, физика, химия

«Безмолвные деревья» Биология

«Лес - сокровище Земли» Биология, география, химия, физика

«Бюджет страны» Биология, география

«Вредная привычка» Биология, география, химия, физика

«Грибы» Биология, география

«Растения» Биология

«Мир животных» Биология

«Красная книга» Биология, география

«Жизнь экосистемы» Биология, география

Дидактические игры «Анализ экологической литературы» Биология, география, химия, физика

«Экологическая цепочка» Биология, география, химия

«Green Peace» Биология, география, химия, физика

«Лесосека» Биология, география, химия

«Патентное бюро» Биология, география

«Индивидуальная экосамооценка» Биология, география, химия, физика

«Экологический тезаурус» Биология, география, химия, физика

«Модель экологического проекта» Факультатив

«Этапы разработки экологического Факультатив

проекта»

«Состояние экологии в г. Гомеле» Биология, география, химия, физика

«Региональная экосистема Гомельщины» Биология, география, химия, физика

Деловые игры «Последствия Чернобыля: поиски оптимального решения» Химия, физика

«Экология реки Сож» Биология, география, химия

«Экология озера Обкомовское» Биология, география, химия

«Экология нефтепровода "Дружба"» Биология, география, химия

Организацио нно - «Экологическое мышление» Факультатив

мыслительные игры «Экологическая рефлексия» Факультатив

«Понятийно -терминологическая система Факультатив

по экологии»

Организацио нно - «Чернобыльская катастрофа: состояние и Факультатив

деятельностные перспективы»

игры «Деятельностная экология: состояние и тенденции развития» Факультатив

«Экология Гомельщины» Факультатив

На основе проблемно ориентированного анализа учебного материала по экологизированным естественнонаучным дисциплинам были выделены актуальные экологические задачи и проблемы. Решение данных задач и проблем осуществлялось в игровой форме.

Интерактивные методы обучения в последнее время в теории и практике школьного образования получили широкое распространение. Данные методы являются альтернативными традиционным методам обучения. С. С. Кашлев рассматривает эти методы как способы «сверх усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации целенаправленного межсубъектного взаимодействия в целях экологического развития» [8, 26]. В отличие от традиционных (репродуктивных) методов эти методы являются продуктивными, т. е. провоцируют участников педагогического взаимодействия к саморазвитию, к самоактуализации, к творческой самодеятельности. Они позволяют создать комплекс внешних и внутренних условий саморазвития участников педагогического взаимодействия.

В системе школьного образования данный тип учебных игр занимает одно из ведущих мест. Они широко используются в начальном образовании при изучении различных учебных дисциплин и имеют большие потенциальные возможности в экологическом образовании старшеклассников. В основе данных игр лежит развитие сюжетно-ролевой структуры (последовательность и связь описания событий с реализацией воплощаемого образа) на содержании практического экологического материала.

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным методом экологического воспитания, направленного на формирование у подростков ответственного отношения к окружающей природной среде. Они позволяют моделировать ту или иную экологическую или нравственно-экологическую ситуацию, тщательно проанализировать ее причины и возможные следствия, принять экологически грамотное решение.

Дидактические игры также получили широкое распространение в школьной образовательной практике. Это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком этих игр является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной направленностью. Их основное назначение заключается в формировании у учащихся системы экологических знаний, умений и навыков в условных ситуациях посредством решения игровых задач. Дидактические игры позволяют эффективно осуществлять процесс трансформации теоретических экологических знаний в практические способы экологически обоснованной деятельности [6]. В экологическом образовании учащихся потенциальные возможности данного типа игр еще недостаточно изучены. В нашем исследовании данный тип учебных игр по естественнонаучным дисциплинам в 10-11 классах разрабатывался для формирования экологически обоснованных способов деятельности на основе теоретической подготовки учащихся в области экологии.

Деловые игры. В системе образования эти игры используются для приобретения обучающимися производственно-профессиональных способов деятельности в социокультурном контексте при решении игровых задач. Для этого в этих играх происходит имитация и моделирование определенной реальной коллективной деятельности людей в производственно-практических условных ситуациях и посредством этого происходит их обучение. Решение данных ситуаций в игровой форме позволяет обучающимся приобрести первоначальный производственно-профессиональный опыт [3]. В экологическом образовании старшеклассников данные игры разрабатывались на междисциплинарной (полипредметной) основе при решении актуальных экологических задач и проблем.

Организационно-мыслительные игры (ОМИ). Основное назначение этих игр заключается в развитии индивидуальной и коллективной мыследеятельности обучающихся. В этих играх моделируется в условных ситуациях культура экологической мыследеятельности (чистое мышление, мыслекоммуникация, мыследействование, понимание и рефлексия).

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) - это один из самых сложных видов игровой деятельности, в основе которого находится решение проблем на основе «запуска» коллективной мыследеятельности участников игропроцесса. Они предназначены для развития экологической мыследеятельности обучающихся и экологически обоснованной деятельности на основе использования полипредметного и полидисциплинарного подхода в процессе решения актуальных экологических задач и проблем. По мнению специалистов по игромоделированию [5], [6], [9], в упрощенном варианте данные игры можно использовать на старшей ступени школьного образования для формирования экологического мышления учащихся. В нашем исследовании были разработаны ОДИ, направленные на решение комплексных экологических проблем, которые являются актуальными для Гомельской области, пострадавшей от аварии на ЧАЭС.

Выводы

В научно-методической литературе и образовательной практике возрастает актуальность и значимость игромоделирования как ведущего метода активного обучения. Установлено, что игромоделирование - это процесс моделирования различных видов деятельности (или ее фрагментов) в условиях игры. В экологическом образовании учащихся необходимо проектировать и системно использовать различные типы игровых технологий. Практика разработки и применения игромоделирования в экологическом образовании школьников показала его значимость и эффективность в овладении учащимися основами экологической культуры в процессе школьного обучения.

Литература

1. Жук, О. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. спец. / О. Л. Жук. - Минск : БГУ, 2003. - 383 с.

2. Анисимов, О. С. Методологический словарь для управленцев / О. С. Анисимов. - М. : Экономика, 2002. - 295 с.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 2007. - 207 с.

4. Габрусевич, С. А. От деловой игры - к профессиональному творчеству : учеб.-метод. пособие / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. - Минск : Университетское, 1989. - 123 с.

5. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов : учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск : Аверсэв, 2004. - 336 с.

6. Кошман, М. Г. Дидактические игры как средство формирования гностических умений у студентов физкультурных вузов / М. Г. Кошман. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. - 262 с.

7. Розин, В. М. Методологический анализ игры как новой области научно-технической деятельности и знания / В. М. Розин // Вопросы философии. - 1986. - № 6. - С. 66-74.

8. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся / С. С. Кашлев. - Минск : Зорны верасень, 2007. - 148 с.

9. Педагогика физической культуры : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович [и др.] ; под ред. С. Д. Неверковича. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 368 с.

Summary

The article deals with the problem of projection and using of the game modelling in the environmental education of the high school students. A system of study games in the environmental education of the high school students, consisting of analysis problematic environmental situations, interactive teaching method, subject - role-playing, teaching, business, organizational-educational, organizational-pedagogical, organizational-cognitive and organizational-activity games, have been worked out in this article. The possibilities and practical application of the game modelling in the study of natural sciences have been described in this article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 25.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.