Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы и принципы формирования экологической культуры старшеклассников'

Теоретико-методологические подходы и принципы формирования экологической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования экологической культуры старшеклассников. Определены ценностно-целевые, теоретические и методологические положения, выступающие в качестве закономерностей проектируемого образовательного процесса. Дана характеристика культурологического и деятельностного подходов. Раскрыты принципы, конкретизирующие данные подходы в экологическом образовании старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошман Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article is shown theoretical and methodological base of forming ecological culture of senior pupils. The article deals with an active approach to the forming of ecological culture of senior pupils. The author shows the main principles, that characterize this approach.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы и принципы формирования экологической культуры старшеклассников»

УДК 37.013.46

Е. Е. Кошман

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования экологической культуры старшеклассников. Определены ценностно-целевые, теоретические и методологические положения, выступающие в качестве закономерностей проектируемого образовательного процесса. Дана характеристика культурологического и деятельностного подходов. Раскрыты принципы, конкретизирующие данные подходы в экологическом образовании старшеклассников.

Введение

Современное постиндустриальное общество характеризуется обострением проблем, которые затрагивают все сферы его жизнедеятельности. Ряд острых социальных проблем возникает в связи с усложнением взаимоотношений в системе «человек - общество - природа». Поэтому особую значимость приобретает трансформация современной парадигмы развития человечества, в основу которой должно быть заложено формирование стратегической линии общечеловеческого культурного развития вообще и экологической культуры человека в частности.

Результаты исследования и их обсуждение

В современных исследованиях в области экологического образования и воспитания школьников заметно усиливается тенденция рассмотрения данной проблемы с позиций культурологического подхода и ориентации образовательного процесса старшей ступени школы на формирование у учащихся основ экологической культуры. Данная проблема базируется на основном противоречии, которое сегодня имеется в социокультурном, образовательном и экологическом пространствах. Суть этого противоречия заключается в потребностях современного общества в людях, обладающих экологической культурой, и неготовностью системы воспроизводства (особенно образования) к решению этой проблемы. Устранение данного противоречия может быть осуществлено в том случае, если экологическая составляющая будет являться стратегической линией в различных сферах человеческой деятельности, особенно в системе школьного обучения и воспитания.

Успешное решение этой проблемы возможно, если образовательный процесс, направленный на формирование экологической культуры старшеклассников, будет основан на современной педагогической аксиологии и экологически значимых ценностях. Экологическое образование нуждается в системе ценностей, которая способна выразить смысложизненные устремления личности и противопоставить прагматизму, потребительству и меркантилизму духовные основания, исключающие негуманное отношение к природе. Современный подход, определяемый осознанием личностью своих прав и обязанностей, сопряжен с творчески созидательными ценностными ориентациями личности, способной добровольно и сознательно решать задачи экологического выбора.

Аксиологический подход к проблемам экологического образования позволяет сделать вывод о том, что в качестве ценностных оснований экологического образования старшеклассников должны выступать: гуманизация и гуманитаризация, духовно -нравственные ценности, творчество, экологическая ответственность, ценности экологической этики, биоцентризм, коэвалюционность, идеи природо- и культуросообразности образования. Эти ценности ориентируют на идеалы гармонии Человека и Природы, формируют представления о гармонически развитой личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире, во взаимоотношениях с людьми, социальной средой, природой, космосом и позволяют рассматривать учащегося как целостную, активную

и субъектную саморазвивающуюся часть природы. В соответствии с этим процессуальная часть экологического образования в контексте социокультурной эволюции заключается в том, чтобы новые экологические ценности стали личностно значимыми для учащихся на старшей ступени школьного образования [1].

По мнению ведущих теоретиков педагогики и образования, идеалом цели общеобразовательных систем становится личность, обладающая определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, словах, поступках; личность, которая строит свои отношения с природой и окружающей средой как с целостным образованием [1] —[3]. Программно-нормативные документы в области образования и научно -педагогические исследования по экологической проблематике [1], [3], [4] фиксируют то, что главной целью и основным направлением общего экологического образования в школе является развитие экологической культуры как части общей культуры учащегося, проявляющейся в его духовной жизни. Предусматривается более глубокое системное и поступательное овладение основами экологии с гуманистическим и культурологическим акцентом на осознание роли природы в жизни людей, а также развитие более объективного, с позиции общечеловеческих ценностей, взгляда на роль самого себя в природе.

Согласно методологическим положениям в области экологической культуры старшеклассников в системе образования на старшей школьной ступени имеются все предпосылки для формирования ее репродуктивного уровня. Данный уровень представлен наличием у учащихся культурных норм всех компонентов (потребностно-мотивационного, когнитивного, аксиологического, мыслительного, деятельностно-практического и рефлексивного) экологической культуры личности в соответствии с социокультурной и природной ситуацией. Все это позволяет учащимся критериально (на основе современных достижений в области гуманитарного знания и деятельностной экологии) осуществлять разработку, реализацию и рефлексию различных экологически обоснованных действий в социоприродной среде.

Современные теоретические положения позволяют охарактеризовать феномен процесса развития экологической культуры старшеклассников как сложную взаимосвязанную систему его отношений к природному и социальному миру, к самому себе. Основное содержание процесса формирования экологической культуры состоит в том, чтобы создать условия, побуждающие учащихся к осознанному освоению этих отношений, к выбору нравственных позиций в понимании уникальности и неповторимости всего существующего на земле, восприятию природного мира как среды обитания человека.

Формирование экологической культуры старшеклассников осуществляется на закономерностях организации учебного процесса связанных с его внутренней структурой: целевой, потребностно-мотивационной, содержательной, операционно-деятельностной, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной [2]. На основе данных положений процесс формирования экологической культуры как интегративного личностного качества учащихся включает в себя следующее: формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества; включение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений; практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами; развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения [2].

По мнению ученых и практиков, становление экологической культуры личности учащихся более эффективно происходит в системе образования на основе реализации субъект-субъектных отношений, организации коллективной мыследеятельности и рефлексивности. Отметим, что образование во всем обозримом пространстве человеческой истории выступало как передача и усвоение образца, культурной нормы, усвоение систематизированных знаний, т. е. сведений проверенных, общепризнанных, необходимых и упорядоченных [5], [6].

Стратегия развития экологического образования предполагает широкую ориентацию на экогуманитарную парадигму. По мнению С. Н. Глазычева, «снятие» сциентизма естествознания ни в коем случае не приводит к девальвации естественных наук. Экогуманизация естествознания

направлена на человеческое постижение пределов допустимого во взаимодействии с природой, меры свободы и ответственности человека и как личности, и как представителя вида. Обретение личностного смысла и при этом осознание общечеловеческой ответственности, негэнтропийной функции человечества - сущностная характеристика экологической культуры учащихся. Экогуманистический подход в образовании выполняет смысложизненную духовную функцию - формирует убеждение, что сохранение жизни на Земле как высшей, абсолютной ценности зависит как от каждого из нас, так и от человечества в целом [3].

Наиболее эффективно процесс развития экологической культуры учащихся осуществляется на основе культурологического и деятельностного подходов. Данные подходы составили методологическкю основу нашего исследования. В последнее время в экологическом образовании и воспитании учащихся ученые все чаще используют в своих исследованиях культурологический подход, который основан на положении о том, что экологическое образование школьников понимается как целенаправленное вхождение в контекст культуры с помощью педагога и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную человека [5], [7]-[10]. Он основывается на аксиологии - учении о ценностях и ценностной структуре мира, обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. В связи с этим экологическое образование определяется как целенаправленное, организованное педагогом восхождение учащихся к экологической культуре современного общества. Данный подход является методологической основой содержания экологического образования. Он позволяет сделать культуру содержанием образования, а само образование процессом культуропостижения и культуротворчества. При осуществлении процесса формирования экологической культуры старшеклассников данный подход конкретизируется логически вытекающими из него принципами культуросообразности и продуктивности, определяющими отношения между образованием, культурой и развитием учащихся как субъектов культуры.

Принцип культуросообразности фиксирует культуроемкость, то есть высокую насыщенность всего образовательного процесса разнообразными элементами современной экологической культуры, основывающихся на свойствах «качества» и «ценности», что для экологической культуры является смыслообразующими понятиями. Принцип продуктивности является дополнительным по отношению к культуросообразности и раскрывает её важнейшее качество «созидающее творчество». Он имеет деятельностный характер и обеспечивает творческую активность учебно-познавательной деятельности учащихся. Показателями продуктивности образовательной деятельности учащихся по экологической проблематике становятся: реальный продукт образовательной и экологической деятельности (проект, программа, план, схема, концепция, плакат и др.), полная реализация индивидуального эколого-познавательного интереса, высокая мотивация, кооперация и партнерство, самостоятельность и ответственность в производительной деятельности.

В современной педагогической науке и в исследованиях по экологическому образованию и воспитанию широкое распространение получил деятельностный подход [6], [11]. Он связан с рассмотрением деятельности в качестве культурно-исторической формы активности по преобразованию природы и общества. С позиции деятельного подхода возможности познания и преобразования окружающего мира определяются, в первую очередь, средствами и методами нашего мышления и деятельности. В его рамках выделены и описаны средства, методы и способы мыследеятельности (мышление, обеспечивающее деятельность). Это означает, что искусственные (деятельностные) и естественные (природные) процессы вступают в сложные отношения. В современной методологии определены сущностные характеристики соотношения и взаимодействия искусственного и естественного. Учеными и методологами установлено, что деятельность - это искусственный процесс, однако деятельность, которая превратилась в традицию (оестествилась) и которая воспроизводится, транслируется в культуре посредством образования, может рассматриваться как процесс квазиестественный в отличие от подлинноестественных (природных) процессов, с одной стороны, и той деятельности, которая сознательно проектируется - с другой. Конечно, невозможно предвидеть все последствия

той или иной сознательно проектируемой деятельности, ибо она всегда включается в сложную сеть естественных и квазиестественных процессов. Здесь необходимо соблюдать основное методологическое условие - это проектирование и осуществление деятельности должно базироваться на естественных закономерностях и соответствовать современному уровню культуры [5]-[7], [11].

Деятельность в экологическом образовании должна быть представлена как совместная деятельность культурного взрослого (педагога) и учащихся, направленная на установление взаимодействия свободно участвующих в учебном процессе равноправных субъектов, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются. Такой подход в экологическом образовании предполагает наличие многообразия и позитивного взаимодействия разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, выступающих в отношения диалога, полилога и меняющихся в результате этого. Так понятая деятельность предполагает не идеал антропоцентризма в отношениях человека и природы, а идеал коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров в ^запрограммированном диалоге. Именно данная методологическая установка является сегодня основополагающей для формирования экологической культуры у подрастающего поколения в системе образования.

В современном педагогическом знании является аксиомой, что развитие личности осуществляется в деятельности и общении. В данном подходе деятельность является системообразующим элементом в процессе развития личности старшего школьника. Творческая учебно-познавательная и практическая деятельность учащихся выступают как обязательное и наиболее эффективное условие формирования экологической культуры личности и ее активной жизненной позиции в образовательной ситуации.

Реализация деятельностного подхода в качестве нормативного, методологического основания в процессе формирования экологической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном процессе осуществляется посредством принципов, его конкретизирующих. На основе рефлексии сущности проектируемого образовательного процесса были выделены следующие принципы: субъектности, активности, деятельностного содержания экологического образования, выращивания экологических способностей, природосообразности и экологически обоснованной деятельности, междисциплинарности, системной дифференциации и схематизации, коммуникативности и кооперации, рефлексии. Рассмотрим сущностные характеристики каждого принципа и требования, которые они предъявляют к проектированию образовательного процесса, направленного на формирование экологической культуры старшеклассников.

Принцип субъектности предполагает приобретение установок, способов деятельности, освоение механизмов самоизменения и саморазвития учащихся не как чего -то внешнего, а как своих собственных, выращенных в процессе рефлексии и «снятии» затруднений в собственной учебно-познавательной деятельности. Характеристиками субъектности являются активность, осознанность и креативность [8]. Субъектность старшеклассника определяет формирование экологической культуры, так как только сама личность является источником саморазвития, источником реализации внутренних целей, направленных на становление к развитие таких качеств человека, которые определили бы его ценностное отношение к природе.

Принцип активности тесно связан с принципом субъектности и конкретизирует его. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания экологического образования осуществляется не путем передачи информации о нем учащимся, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры.

Принцип деятельностного содержания экологического образования заключается в том, что учащимся необходимо овладеть способами мыследеятельности, а не только экологическими знаниями, умениями и навыками (учебным материалом). Мыследеятельность есть деятельность, пронизанная процессами рефлексии и понимания, содержащая, помимо технологизированной воспроизводимой основы, ситуативные процессы мыслекоммуникации и взаимопонимания [8].

Суть принципа выращивания экологических способностей заключается в создании педагогом условий для возникновения у учащихся потребности к самовоспитанию, самоизменению, саморазвитию. Выращивание способностей («оспособление», овладение личностью способами экологически обоснованной деятельности) противоположно натаскиванию в экологических знаниях, умениях и навыках [8].

Сущность принципа природосообразности и экологически обоснованной деятельности состоит в том, что организация экологического образования старшеклассников должна опираться на природу, самобытность учащихся, а сформированная при этом экологическая культура должна быть природосообразной, т. е. основываться на закономерностях механизма «искусственное-естественное». В соответствии с этим данный принцип в экологическом образовании учащихся реализуется в двух аспектах: психолого-педагогическими закономерностями развития старшеклассников и социальной действительностью, которая реализуется на природных объектах, в соответствии с их естественными закономерностями. Последнее положение (аспект) является основой для «запуска» и реализации экологообоснованной деятельности в природе.

Принцип междисциплинарности. Сущность данного принципа состоит в том, что решение экологических задач и проблем осуществляется на основе комплексирования, интеграции и конфигурирования знаний из различных естественно научных и гуманитарных дисциплин. В его основе лежит идея междисциплинарности экологического образования, которая основана на системном подходе и направлена на согласованное изучение тех или иных экологических проблем современности средствами различных школьных учебных предметов [12].

Принцип системной дифференциации и схематизации основывается на том, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии их прогрессивного усложнения и всецело подчиняется принципу (закону) системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез окружающей действительности, развиваются только из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации [12]. В соответствии с данными положениями процесс становления экологической культуры учащихся должен начинаться с усвоения школьниками теоретических знаний и приобретением на этой основе частных и конкретных экологических знаний. Огромную помощь в усвоении данных знаний учащимися оказывает схематизация учебного материала.

Принцип коммуникации и кооперации предполагает построение учебного процесса как поэтапное осуществление (технология) коллективной мыследеятельности учащихся (постановку учебной экологической проблемы и ввод в нее учащихся, самостоятельную деятельность учащихся в творческих микрогруппах по решению учебной задачи, общее обсуждение и рефлексию как систематизирующий момент всей технологии). Поскольку коммуникация происходит и разворачивается в совместной деятельности, то органическим дополнением к данному принципу выступает принцип кооперации. Его сущность заключается в совместном, согласованном, коллективном решении учебной экологической задачи, проблемы.

Принцип рефлексии. Данный принцип является одним из основополагающих в концептуальных основаниях проектирования образовательного процесса, направленного на формирование экологической культуры старшеклассников. По мнению ряда авторов, его необходимо использовать в методологическом и психологическом аспектах [7], [8 ]. В методологическом аспекте сущность данного принципа заключается в том, что при решении учебных экологических задач в учебно-познавательной (творческой, игровой, проектной, исследовательской) деятельности обучающиеся сталкиваются с затруднением («разрывом») в ее осуществлении. Именно рефлексия в этом случае служит тем механизмом, который позволяет им найти средство решения этих задач. В психологическом аспекте под рефлексивностью понимается создание специальной формы мыслительного отношения к осуществляемой и осуществленной коллективной учебно-познавательной деятельности учащимися.

Выводы

Таким образом, в качестве теоретико-методологических основ формирования экологической культуры старшеклассников выступают ценностно-целевые, научно-педагогические и методологические закономерности проектируемого образовательного процесса. К ценностно-целевому блоку относятся общечеловеческие, экологические ценности и репродуктивный уровень сформированности экологической культуры старшеклассников. В качестве научно-педагогических закономерностей выступают: экопедагогическая парадигма, закономерности организации учебного процесса, субъект-субъектные отношения, организация коллективной мыследеятельности и рефлексивность. Методологические основы составляют культурологический и деятельностный подходы и принципы их конкретизирующие.

В заключение следует отметить, что рассмотренные выше теоретико-методологические закономерности формирования экологической культуры старшеклассников, с одной стороны, определяют педагогические основы организации образовательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе, с другой - определяют требования к характеру учебных действий обучающихся, осваивающих культурные нормы экологической деятельности в процессе различных видов учебной работы. Данные положения выступают в качестве методологических и методических ориентиров, задающих логику и процессуальные характеристики проектируемой образовательной технологии, направленной на формирование экологической культуры старшеклассников в условиях образовательной ситуации.

Литература

1. Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 51-56.

2. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 519 с.

3. Глазачев, С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.08 / С. Н. Глазачев ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М., 1998. - 68 с.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14 дек. 2006 г., № 125.). -Минск, 2007. - 18 с.

5. Рац, М. В. Что такое экология или как спасти природу (взгляд методолога) / М. В. Рац. - М. : Социокультурный методологический центр «Касталь», 1991. - 180 с.

6. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа Культурной Политики, 1996. - 760 с.

7. Громыко, Ю. В. Образцы мыследеятельности и трансляции культуры / Ю. В. Громыко // Мир технологий. - 2003. - № 4. - С. 163-170.

8. Куницкая, Ю. И. Повышение квалификации педагогов-предметников в процессе освоения проектной деятельности / Ю. И. Куницкая // Концептуальные основания развития современной образовательной практики: исследования молодых ученых : сб. науч. тр. : в 2 ч. / Национальный Институт Образования ; под ред. проф. Б. В. Пальчевского. - Минск, 2001. - Ч. 1. - С. 153-177.

9. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 172 с.

10. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. пособие для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань : Центр инновационных технологий, 2008. - 608 с.

11. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 2001. - № 2. - С. 56-65.

12. Каропа, Г. Н. Теория и методика экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. -Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. - 272 с.

Summary

In this article is shown theoretical and methodological base of forming ecological culture of senior pupils. The article deals with an active approach to the forming of ecological culture of senior pupils. The author shows the main principles, that characterize this approach.

Поступила в редакцию 23.09.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.