112
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 37.013.46
Ф. В. Кадол, Е. Е. Кошман ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье рассматривается проблема сущности и структуры экологической культуры старшеклассников. Дана характеристика основных структурных компонентов экологической культуры старшеклассников: потребностно-мотивационного, когнитивного, аксиологического, мыслительного, деятельностно-практического и рефлексивного. Определены функции, уровни и типы развития экологической культуры старшеклассников.
Введение
Среди многообразных образовательных проблем, связанных с личностным формированием учащихся и студентов, весьма важной и сложной выступает проблема сущности (онтологии) и механизма развития экологически обоснованной деятельности каждого человека перед самим собой и мировым сообществом, поскольку от её наличия зависит выживание нашего человечества на планете Земля [1]. В последнее время во многих научно-методологических работах, посвященных этой теме, широко используется понятие «экологическая культура». Однако исследований, посвященных изучению этой темы в современной научно-методической литературе явно недостаточно, особенно в теоретико-методологическом аспекте. Для того чтобы успешно формировать у старшеклассников экологическую культуру в процессе изучения естественнонаучных предметов (биологии и химии) необходимо изучить сущность, структуру и содержание данного понятия.
Результаты исследования и их обсуждение
Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании экологической культуры личности старшеклассников требует обращения к процессу моделирования исследуемого явления. Под моделью принято понимать изображение, схему, описание какого-либо объекта или их систему, которая упрощает структуру оригинала. В научно-методических работах Н. А. Масюковой и Б. В. Пальчевского [2] в области построения сущности педагогического исследования показано, что теоретическая модель любого педагогического явления должна состоять из следующих компонентов: сущность, состав, структура и характеристики компонентов теоретической модели и модели в целом; функции, уровни, закономерности, механизмы функционирования и развития, типы, критерии и показатели измерения состояния моделируемого объекта. На основе этих положений нами осуществлялось конструирование теоретической модели экологической культуры личности старшеклассников как целостной системы, способной отразить ответственную (экологически обоснованную) деятельность подрастающего поколения к «среде обитания» и природной среде.
Понятие «экологическая культура» является видовым по отношению к более общей родовой категории - «культура». Следовательно, нельзя понять сущность и функции экологической культуры, не рассмотрев основные характеристики культуры в целом с общих методологических позиций.
В современной культурологии отражаются нормативно-социологизаторские, деятельностно -рационалистические и ценностно-диалогические подходы к рассмотрению сущности этого явления. В новейшем философском словаре дается следующее определение: «Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиями воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных направлениях» [3, 344]. В основе многих определений культуры присутствует деятельностная концепция культуры как творческой деятельности людей, ее результатов и самого человека как субъект этой деятельности. В рамках этого подхода культура выступает как способ, мера и результат деятельности человека и общества, который регулирует взаимоотношения человека и социоприродной среды.
Одним из базовых понятий экологической сферы как институциональной области в социуме становится понятие «экологическая культура». Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимодействий с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. С этой точки зрения экологическую культуру можно рассматривать как часть общей культуры, отражающую критериальные средства, способы и результаты взаимодействия человека с окружающей средой, выражающиеся в повышении эффективности системогенеза естественного и искусственного в человеческой деятельности.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
113
Деятельностная природа культуры имеет прямое отношение и к процессу развития экологической культуры. Поэтому одной из центральных задач системы образования является воспитание культурной личности в различных ипостасях. Экологическая культура личности понимается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой [4]. Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психолого-педагогическими особенностями возраста. Применительно к учащимся старшего школьного возраста, которые характеризуются стабильностью развития, самобытностью, собственной уникальностью, развитием ценностных ориентаций, взрослостью, профессиональным самоопределением, учебно-профессиональной деятельностью, экологическая культура личности должна учитывать эти специфические особенности.
Экологическая культура старшеклассников - это часть общей культуры развивающейся личности, специфика которой заключается в гармонично развитых мыслительной, когнитивной, аксиологической, деятельностной и рефлексивной сферах, обеспечивающих экологопрофессиональное обоснованное взаимодействие учащихся с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
Рассматривая культуру как совокупность ценностей, знаний, норм, образцов, идеалов, способов мышления, мы исходим из того, что модель экологической культуры личности учащихся старших классов должна быть «сконструирована» таким образом, чтобы были возможны самые различные и сопоставимые измерения, характеризующие степень приближения учащихся к нормативным характеристикам экологической деятельности человека. Культурологический подход к становлению личности в системе образования предполагает рассматривать ее как нормативную систему требований к определенной ипостаси личности на конкретном историческом социокультурном этапе развития общества. Несмотря на разнообразие подходов к определению компонентного состава экологической культуры, большинство исследователей включают в него ряд совпадающих конструктов, чаще всего это знания, ценности, отношения, умения и навыки (способы деятельности), поступки (деятельность) [5].
Структура экологической культуры представляет собой упорядоченную совокупность качеств с указанием на их иерархию и связи [6]. Существуют различные подходы в определении как структурных компонентов культуры личности вообще, так и экологической в частности. На основании современных теоретико-методологических исследований и исходя из культурантропологии и сущности экологической деятельности, нами были выделены в экологической культуре следующие компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный, аксиологический, мыслительный, деятельностнопрактический и рефлексивный. Нормативная структура содержания этих компонентов позволит, на наш взгляд, осуществить природосообразную человеческую деятельность. На основе рефлексии других подходов в научно-методической литературе данный перечень компонентов является достаточным для осуществления учащимися экологически-обоснованной деятельности в природе (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика структурных компонентов экологической культуры старшеклассников
Структурные компоненты экологической культуры личности учащихся
Потребностно- мотивационный Когнитивный Аксиологический Мыслительный Деятельностно- практический Рефлексивный
Система потребностей и мотивов в экологической деятельности учащихся Система знаний о сущности экологической деятельности Базовые ценности, определяющие ответственное отношение учащихся к природе Способы и средства экологического мышления Способы экологически обоснованной деятельности Способы рефлексивной деятельности, которые зависят от степени затруднений в экологической практике
Осуществим краткую характеристику выделенных компонентов экологической культуры старшеклассников.
Потребностно-мотивационный компонент. Этот компонент характеризуется системой искусственных и деятельностно-личностных потребностей и мотивов (как опредмеченных потребностей) во взаимодействии с естественным (природной средой). Он отражает своеобразие мотивов и целей, определяющих направленность экологической активности учащихся.
114
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Когнитивный компонент. В современных социокультурных условиях необходимо формирование системы знаний об экологической деятельности как важной составляющей развития экологической культуры школьника. Он представлен системой научных и эмпирических знаний учащихся о природе и её компонентах, человеке как составной части природы, его деятельности и взаимодействии человека и природы. Данная система представлена следующими видами знаний: экологические, биологические, деятельностные и рефлексивные знания.
Аксиологический компонент. Система экологических ценностей является одним из важнейших компонентов экологической культуры личности. Ценностями в экологической культуре выступают следующие: гуманизм, познание, жизнь, коэволюция, биоцентризм, экологически обоснованная деятельность, рефлексия. Механизмом же приобщения учащихся к экологической культуре служит усвоение ценностей добра, самоограничения и сознания.
Мыслительный компонент. Сущность экологического мышления заключается в способности устанавливать, анализировать, оценивать причинно -следственные связи между процессами, происходящими в природе, человеке, обществе, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, связанные с окружающей средой; предполагает развитие экологического мышления школьников с эмпирического до теоретического уровня; обеспечение увеличения темпа развития соответствующего стиля мыслительной деятельности; усвоение связей и отношений элементов экологических знаний в процессе решения количественных межпредметных задач; обобщение содержания экологических знаний посредством выполнения исследовательской работы по экологической проблематике. Развитие данных психических новообразований происходит в процессе решения учащимися качественных межпредметных экологических задач и проблем (учебного и исследовательского характера). Экологическая рефлексия выступает тем механизмом, без которого невозможно построение и реализация экологического действия, так как она позволяет снимать затруднения (разрывы) в экологической деятельности.
Деятельностно-практический компонент. В раскрытии сущности и структуры данного компонента в научно-методической литературе существует два подхода. Первый, «классический», рассматривает экологическую деятельность с позиций антропоцентризма и широко представлен в педагогической науке и практике. Согласно определению А. Н. Захлебного, выразителем экологической культуры является реальная деятельность: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы [6, 54]. Он в основном представлен такими способами экологической деятельности как природоохранные, природопользовательские, природосберегающие, природосозидающие.
Второй (методологический, управленческий) базируется на положениях современной методологии и представлен пока в немногочисленных исследованиях в области образования. Для определения сущности данного компонента необходимо опираться на исследования, выполненные в русле второго подхода, поскольку именно он, по нашему мнению, опирается на методологическую (субстанциональную) теорию деятельности и нормативно прописывает ее построение. В данном случае такой деятельностью является экологически обоснованная человеческая деятельность. В соответствии с теоретико-методологическими положениями, отражающими закономерности экологической деятельности, для того чтобы человеку её осуществить, необходимо владеть следующими способами: экологическая проблематизация; осознание, осмысливание экологического действия (концептуализация), полипредметное, критериальное теоретическое его обоснование и построение (идеализация, моделирование) на основе оппозиции «естественное -искусственное», инспектиза и экспертиза в ходе мысленного эксперимента (прогнозирование и проектирование эффективности и последствий для природы и культуры), построение экологической технологии его осуществления, обеспечение адекватными ресурсами, реализация с постоянным рефлексивным осуществлением (коррекция и изменение), рефлексия осуществленного действия и проспективно-пролонгирующая рефлексия [7].
Экологическая деятельность включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией производства и всей социальной деятельности. Функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике. В целом данный компонент представляет собой систему культурных норм экологически-обоснованной деятельности и правил поведения человека в природе, взаимодействия с природой. Экологическая деятельность, экологически оправданное поведение является конкретным выражением экологической культуры личности [8].
Рефлексивный компонент. Один из важнейших в экологической культуре, поскольку от него зависит осуществление и развитие экологически обоснованной деятельности. Рефлексия
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
115
должна постоянно сопровождать и обеспечивать экологическое действие. На ее основе учащиеся анализируют достоинства и недостатки в экологической деятельности и осуществляют целенаправленное развитие.
Элементы экологической культуры взаимосвязаны и структурно организованы, что является необходимым условием ее развития и устойчивости личности школьника. Все компоненты экологической культуры формируются в тесном единстве, что позволяет избежать разрыва между сознанием и поведением школьников, словом и делом, убеждениями и деятельностью.
Экологическая культура старшеклассников характеризуется следующими функциями: мотивационно-побудительной, познавательной, природоохранной и природосберегающей, коэволюционной, креативно-преобразовательной и развивающей. Функционирование экологической культуры личности осуществляется за счет постоянного ее воспроизведения и реализации в образовательном процессе и социальной практике. Экологическая культура личности как культурный феномен развивается посредством механизма инкультурации, т. е. за счет интеграции новых культурно значимых артефактов.
Экологическая культура личности учащихся, как и другие виды культуры личности, имеет разные уровни сформированности. Мы выделяем три основных (базовых) уровня сформированности экологической культуры личности учащихся. К ним относятся: стихийно-эмпирический,
репродуктивный и продуктивный (таблица 2).
Таблица 2 - Модель экологической культуры старшеклассников
Уровни экологи- ческой культуры Структурные компоненты экологической культуры личности учащихся
Потреб- ностно-моти- вационный Когнитив- ный Аксиологи- ческий Мыслитель- ный Деятельностно- практический Рефлек- сивный
Стихийно- эмпири- ческий Несформиро-ванность экологических потребностей и мотивов Эмпирические экологические знания Не сформированы экологические ценности Эпизодичность и фрагментарность экологического мышления Отдельные фрагментарные способы экологической деятельности классического типа Ретроспе- ктивная рефлексия
Репродук- тивный Наличие экологических потребностей и мотивов Научные экологические знания Наличие экологических ценностей Культурные способы экологического мышления Система культурных способов экологической деятельности Критериальная (нормати-вно-дея-тельнос-тная) рефлексия
Продук- тивный Развитие экологических потребностей и мотивов Рефлексивные экологические знания Развитие экологических ценностей Способы куль-турно-продук-тивного экологического мышления Культурнопродуктивные способы экологической деятельности Синтезиру щая, про- спектив- но-ориен- тационная рефлексия
Стихийно-эмпирический. Это начальный уровень экологической культуры учащихся и его можно условно охарактеризовать как традиционный, информационный. Культурная традиция в экологической деятельности осознается на уровне подражания, частичных и фрагментарных знаний. В полной мере её осуществления в эколого-практической деятельности не наблюдается.
Репродуктивный уровень. Он представлен наличием у учащихся старших классов культурных норм всех компонентов экологической культуры (мотивационно -потребностного, когнитивного, аксиологического, мыслительного, деятельностно-практического и рефлексивного) в соответствии с социокультурной и природной ситуацией.
Продуктивный уровень. Характеризуется способностями школьников постоянно рефлексировать культурную экологическую традицию. Учащиеся на основе критериальной рефлексии способны осуществить механизм инкультурации экологической культуры, создавать оригинальные производственные, образовательные, экспериментальные и инновационные проекты, концепции, программы, технологии в образовании и социокультурной действительности.
Критерии служат «планом» характеристик уровней сформированности готовности старшеклассников к осуществлению экологической деятельности. В качестве интегративного
116
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
показателя экологической культуры старшеклассников выделяется социокультурный опыт их взаимодействия с окружающей средой.
Экологическая культура общества и личности эволюционировала в течение развития цивилизации. Методологический анализ позволил выделить два типа экологической культуры личности учащихся: естественно-научный и деятельностный.
Естественно-научный тип экологической культуры личности характеризуется «классическими» представлениями о сущности экологической деятельности. В основном они сводятся к биологическому подходу в исследовании экологической проблематики. Деятельностный тип экологической культуры личности - это современная методология решения экологических задач и проблем в обществе. Её сущность заключается в том, что данные проблемы исследуются и решаются с деятельностных позиций по схеме «человек-деятельность-природа». В этом исследовательском отношении вся экологическая проблематика заключается в деятельности человека и её экологизации на современном историко-культурном этапе развития нашего общества. Экологическая культура старшеклассников обладает следующими свойствами: целостностью, активностью, интеграционностью, разносторонностью и динамичностью.
Выводы
Таким образом, сущность экологической культуры старшеклассников заключается в проектировании и осуществлении эколого обоснованной деятельности в социальном и природном мире. Структурными компонентами данного вида культуры учащихся являются: потребностно-мотивационный, когнитивный, аксиологический, мыслительный, деятельностно-практический и рефлексивный, системогенез которых позволяет осуществлять критериальное экологическое действие. Функциональное назначение экологической культуры старшеклассников проявляется в следующих направлениях и отношениях учащихся к природе: мотивационно-побудительном, познавательном, природоохранном и природосберегающем, коэволюционном, креативно-преобразовательном и развивающем. Функционирование экологической культуры осуществляется за счет механизма воспроизведения и реализации в образовательном процессе и социальной практике, а развитие посредством механизма инкультурации, т. е. за счет интеграции новых культурно значимых артефактов в ее наличное состояние. Экологическая культура личности учащихся имеет три основных уровня сформированности: стихийно-эмпирический, репродуктивный и продуктивный. Оптимальным уровнем для старшеклассников является репродуктивный, и образовательный процесс в школе должен быть направлен на его достижение. Все вышесказанное позволяет разрабатывать конкретные педагогические средства ее формирования у старшеклассников в условиях учебно-воспитательного процесса в школе.
Литература
1. Каропа, Г. Н. Теория и методика экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. -Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. - 272 с.
2. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова ; под ред. профессора Б. В. Пальчевского. - Минск : Технопринт, 1999. - 288 с.
3. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - М. : Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
4. Шишкина, О. В. Формирование экологической культуры в процессе базового и дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Шишкина. - Йошкар-Ола, 2003. - 143 с.
5. Глазычев, С. Н. Экологическая культура, рекреация, качество жизни / С. Н. Глазычев // Социологические исследования. - 1987. - № 1. - С. 120-131.
6. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы / А. Н. Захлебный. - М. : Педагогика, 1981. - 184 с.
7. Негаев, B. C. Воспитание экологической культуры учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. С. Негаев ; Ин-т развития личности Рос. акад. образования. - М., 1997. - 17 с.
8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14 дек. 2006 г. № 125.). -Минск, 2007. - 18 с.
Summary
In this article the author considers the problem of substance structure and contents of ecological culture of seniour pupils in conditions of special biology class. There is a characteristics of the main structural components of ecological culture of senior pupils: necessary-motivative, cognitive, axiological, intellectual, actively-practical and reflexive. Functions, levels and types of ecological culture of senior pupils are determined.
Поступила в редакцию 07.04.08.